"Приоритетные задачи художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста"
материал на тему

Хмурова Ольга Александровна

Ключевая роль детского сада с приоритетным направлением по художественно-эстетическому развитию заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №8 «Звездочка» городского округа город Мантурово

Тема методической недели:

« Приоритетные задачи  художественно-эстетического  развития детей дошкольного возраста в связи со вступлением в силу ФЗ «Об образовании  Российской Федерации»

            (выступление на городском методическом объединении)

                                           

                                                                           

                                                                                          Подготовила:

       старший воспитатель

МБДОУ д/с №8 «Звёздочка»

       Хмурова О.А.

2014 г.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Здравствуйте дорогие коллеги!

Мы рады Вас приветствовать в нашем дошкольном учреждении, приоритетным направлением которого является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

Ключевая роль детского сада с приоритетным направлением по художественно-эстетическому развитию заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой активности.


Направления художественно-эстетического развития дошкольников обозначены в федеральных государственных стандартах дошкольного образования.

Одной из задач является: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром.


Программа  направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Образовательная область художественно – эстетическое развитие.

Художественно- эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,  музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).


Акцент в работе ДОУ по данному направлению сделан на развитие у детей интереса к музыке, литературе, изобразительному и другим видам искусства, приобщение детей к миру прекрасного. Определена тематика занятий с учетом имеющихся условий, взаимосвязи с другими видами деятельности, общественно-значимыми событиями в жизни группы, детского сада, города, региона, страны.


Специфика художественно - эстетического направления определяется включением в процесс образования детей дошкольного возраста региональных факторов, имеющих историческое, художественное, географическое, природно-экологическое, этническое, культурное своеобразие. Региональное содержание образования способствует реализации основных дидактических принципов: доступности, наглядности, связи образования с жизнью.


Одним из средств художественно-эстетического развития дошкольников является использование красоты природы окружающего мира. При этом используются разнообразные формы взаимодействия с детьми с учетом их возраста, интересов, а также активного участия родителей дошкольников. Главное – непосредственный и разнообразный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Дети узнают, что красота природы может передаваться в разных видах искусства: музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, народном декаративно-прикладном искусстве, скульптуре и т. д.


Успешное решение задач художественно-эстетического развития дошкольников зависит от многих условий:

  • Построение художественно-эстетической развивающей среды в дошкольном учреждении.

  • Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка.

  • Активное участие родителей в воспитательном процессе.

  • Индивидуальные особенности ребенка.

        Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

        Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников и поставили перед собой цель - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

        Для получения ожидаемых результатов нами создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

•        обновление содержания образования (выбор новых технологий);

•        создание условий для эстетического воспитания (учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);

•        организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);

•        координация работы с другими учреждениями и организациями.

И соответствует зпринципам:

1. Принцип развивающего образования

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Наша работа с детьми, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

  • специально организованное обучение;
  • совместная деятельность педагога и детей;
  • самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с детьми осуществляем с учетом дифференцированного подхода и включаем разнообразные формы и методы работы:

  • групповые и подгрупповые занятия,
  • праздники,
  • развлечения,
  • музыкальные встречи (1 раз в месяц),
  • театрализация,
  • дидактические игры,
  • выставки рисунков и поделок,
  • рассматривание книг,
  • создание книг – самоделок.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

                Мощным средством эстетического воспитания детей является правильно организованная развивающая среда. Микросреда детского сада функционально разбита на игровые  центры, оснащенные большим количеством развивающих материалов. Макросреда наполнена игровым оборудованием, которое соответствует нормам безопасности и способствует гармоничному развитию физических и личностных качеств каждого воспитанника. Все это поддерживает интерес детей к участию в играх, где проявляется инициатива и творчество дошкольников, развивается самостоятельность, выразительность и грациозность движений.

2. Принцип взаимодействие с родителями.

        Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.

Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

        При работе в данном направлении используем различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми («Игрушки - забавы», «Чудо с грядки», «Новогодний снеговик» и т.д.); привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению театральных костюмов, к оформлению игрового участка в разное время года. Все это помогает сделать их нашими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

повышение психолого-педагогической культуры родителей

осуществляем через тематические родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы. Оформляем  папки – передвижки, пишем  статьи в  газету для родителей "Мир детства".

3. Принцип интеграции

        Интеграция деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид деятельности детей целесообразно подкреплять художественным творчеством. Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественных способностей, устраняет перегрузки и увеличивает время для других видов деятельности.

4. Комплексно-тематический принцип

        В соответствии с комплексно - тематическим принципом планирования строим всю воспитательно - образовательную работу с детьми следующим образом: каждая неделя обозначена определенной темой, которая проходит через все виды деятельности. И как итог – заключительное мероприятие: выставка рисунков, поделок, создание фотоальбома, развлечение и т.д. Все это учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, развивает уверенность в своих силах.

Процесс художественно-эстетического воспитания является долговременным и сложным, можно сказать, что он длиться всю человеческую жизнь.

         Взрослый, будь то родитель или воспитатель, учитель или просто прохожий на улице, является той связующей нитью между окружающей действительностью и ребенком. Ребенок познает мир именно через взрослого. Каковым будет это познание, зависит от нас.

        Развивая гармоничную личность, чуткую ко всему прекрасному, мы растим поколение художников, поэтов, актеров, творческих людей, желающих преобразовывать наш мир в лучшую сторону. Именно они будут беречь, и создавать культуру нашего общества, именно за них мы в ответе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...