«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель МДОУ ЦРР –д /сад
«Классика» Истомина А.П.
Нельзя говорить о социально – коммуникативном развитии без патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.
Патриотизм выражается в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимается до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Начиная работу по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, я хотела добиться в конце учебного года следующих результатов:
1. Приобщить детей к традиционной народной отечественной культуре.
2. Дать первоначальные знания по географии, экономике, истории страны.
3. Воспитать потребность в эмоционально положительных, дружеских, товарищеских отношениях с детьми разных национальностей
В ходе работы обращала внимание, что люди разных национальностей вместе живут, трудятся, отдыхают, люди занимаются охраной природы.
Детям давались первоначальные сведения по географии, экономике, истории страны – рассказывала о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.
Патриотизм – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Поэтому искала для детей такую активную деятельность, чтобы ее содержание согласовывалось с задачами воспитания, а форма бала доступна каждому ребенку и соответствовала содержанию. Для этого мне нужно было хорошо изучить содержательную часть, особенность руководства и организацию всех видов деятельности, сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой цели, интегрировать разные образовательные области.
Конечно, это очень сложный и деликатный процесс. Патриота не может воспитать только образовательное учреждение, поэтому большую роль в нравственно – патриотическом воспитании я отвожу семье. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, заставляет внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. Поэтому был разработан проект «Моя семья». Работая над проектом, проводила беседы с детьми, опираясь на их рассказы о семье, работала над понятием «семья», создавала проблемные ситуации, из которых дети самостоятельно делали выводы, а затем приносили фотографии членов своей семьи, дома с родителями составляли генеалогическое дерево, а в итоге проектной деятельности, дети рисовали портрет своей семьи.
Перед прохождением какой – либо темы предлагала самостоятельно что – то выполнить, найти. К таким заданиям активно подключались родители.
Например, перед занятием на тему «Москва – столица нашей Родины» дети подбирали пословицы и поговорки о Москве. Родители вместе детьми находили их, рассматривали иллюстрации, а те дети, которые побывали в Москве, делились своими впечатлениями.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации. Я использовала в работе не только иллюстрации, но и видеозаписи, которые помогали ребенку создать образ нашей страны. Чтобы ОД произвела на детей большее впечатление, я предлагала детям не просто «экскурсию», а игру – путешествие по Москве – реке, для этого использовала атрибуты.
Последовательность работы по этому направлению проводила по следующим блокам:
«Историческое прошлое русского народа». «Гражданство». «Мир людей»
«Я такой». «Рукотворный мир».
Каким бы видом деятельности мы не занимались с детьми, я старалась прививать такие чувства, как доброта, справедливость, способность противостоять лжи и жестокости, умению прощать.
Проводя занятия на тему «Я и мой город», прививала детям знания о неповторимой природе нашего края, о том, что в нашем городе живут замечательные люди, которые не боятся трудностей, отбирала соответствующий материал, который позволял сформировать у детей представление о том, чем славен наш город.
Особенно интересна детям тема рассказа о строительстве нашего города. Они с удовольствием рассматривают иллюстрации последовательности построения города. На такое занятие я приглашала бабушек и дедушек, первооткрывателей города.
Проводила экскурсию по городу, так как пятилетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей я привлекала к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школе, кинотеатру, почте, аптеке и т.д.: рассказывала об их назначении, подчеркивала, что все это создано ради удобства людей.
. На ОД со старшими детьми я ввела понятия «Родина большая и Родина малая», подвела их к пониманию, что город Нерюнгри – частица Родины, т.к. во всех местах, где живут люди, много общего: люди разных национальностей трудятся на благо общества.
Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордость за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.
. Неотъемлемой частью патриотического воспитания я считаю знакомство с бытом северных народов якутов, эвенков. Знакомя с их традициями и обычаями, я использовала наглядный пример: колоритный рисунок северного сияния на стене, якутский балаган, предметы быта якутов, кукла в национальном костюме, а так же якутские панно ближе помогают познакомить детей с бытом, укладом людей, живущих на крайнем севере – такой мини – музей создали наши педагоги.
Опора на устное народное творчество помогает детям в полном объеме представить, как живут якуты, эвенки и другие малочисленные народы Севера.
Проводя занятие по теме «Я живу в Якутии», я не только знакомила детей с предметами быта, но и с якутскими народными играми, пословицами и поговорками, с песнями и танцами коренных жителей республики.
Большое внимание уделяла и русской народной культуре, т.к. представления детей старшего дошкольного возраста о русской культуре отрывочны и поверхностны. Для этого широко использовала фольклор: (сказки, песни, потешки, народные игры, пословицы, поговорки и.т.д.) В свободное от занятий время я разучивала с детьми народные игры такие как «Жмурки», «Горелки», «Городки», «Заря», «Гори, гори ясно».
В подготовительной к школе группе опираюсь на уже имеющиеся знания детей. В нашем Центре устраиваются праздники, посвященные якутской и русской культуре, в них мои дети принимают активное участие.
На ОД использовала не только литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы.
Мои дети за эти годы приобщились к отечественной и народной культуре, что они владеют первоначальными знаниями по географии, знают азы истории страны, дети дружны, между детьми разных национальностей товарищеские взаимоотношения.
Я надеюсь, что работа, которую мы начали проводить в детском саду, найдет свое продолжение в школе, и наши дети вырастут патриотами своей страны, будут любить и беречь свою Землю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание толерантности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Толерантному, интернациональному и патриотическому воспитанию детей в нашей стране уделяется большое внимание. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной кр...
Презентация проекта по развитию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста : "Имя твое бессмертно". Авторская разработка.
Знакомство детей с некоторыми историческими моментами города Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда, с тем, как увековечена память тех, кто погиб, защищая наш город....
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...
Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.
Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....
Тематический план системы мероприятий по развитию чувства юмора детей старшего дошкольного возраста
СодержаниеВремяОбщее времяБлок 1 Занятие 11.Знакомство с клоуном3 2. Игра «Клоун Тяп-Ляп»7 3. Этюд «Делай как Я»5 4. Игра «Пушинка» ...
Речевые упражнения и игры на развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка речевых упражнений и игр предназначена педагогам старшей и подготовительной групп для использования в образовательной области "Речевое развитие", а также в театрализованной дея...
Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»Цель: Изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.Актуальность темы:Воспитывать патриотизм ...