Мастер-класс «Формирование доброжелательных взаимоотношений в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)
Формирование доброжелательных взаимоотношений в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
denisova_g.i.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Собинского района детский сад № 5 «Берёзка»
присмотра и оздоровления
Мастер-класс
«Формирование доброжелательных взаимоотношений
в совместной деятельности у детей
старшего дошкольного возраста»
Руководитель:
Воспитатель Денисова Г.И.
1 квалификационная категория
2013 год
Актуальность
Одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в РФ – достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволяет ему быть успешным в школе.
Успешный ребенок всесторонне развитый ребенок, который умеет вести себя в коллективе сверстников, в общественных местах.
Большинство детей к 5-ти годам отличают «хорошие» поступки от «плохих». Однако в реальной жизни это не всегда соответствует правилам поведения. От того, как складываются отношения детей в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития.
Актуальность моей работы отражена в образовательных областях: «социализация» и «коммуникация». Согласно ФГТ, содержание образовательной области «социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам
и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формирование положительного отношения к себе.
Содержание образовательной области «коммуникация» направлено на достижение целей, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- всех компонентов устной речи;
- практическое овладение нормами речи.
Из наблюдений за детьми было отмечено, что зная правила поведения, нередко наблюдаются определенные нарушения в общении детей – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с личными желаниями другого, демонстративность, жалобы педагогу.
Диагностика «Метод вербальных выборов»
1 | Популярные – дети получат небольшое количество положительных выборов (более 4х) | 19% |
2 | Предпочитаемые – дети получают один – два положительных выбора | 43% |
3 | Игнорируемые – дети не получают ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) | 24% |
4 | Отверженные – дети получают в основном отрицательные выборы | 14% |
Большое влияние исследованию межличностных отношений дошкольников уделяли Т.В. Антонова, Т.А. Репина и Л.А. Рояк. Первая исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения, вторая изучала отношения мальчиков и девочек, работа третьей посвящена изучению детей с особыми трудностями общения. Р.Б. Стеркина проводила исследования по изучению самооценки в дошкольном возрасте. Важное направление в научных исследованиях - изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.П. Бухиарова, Р.А. Иванова и Л.А. Кричевская.
«Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!»
В.А. Сухомлинский
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
(словарь – С.И. Ожегов)
Совместная деятельность – понимается как совместная партнерская деятельность, обусловленная равноправным участием и взаимным уважением участников.
( Н.А. Короткова)
Для реализации задачи формирования доброжелательных взаимоотношений в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста был использован метод проектов. Преимущества данного метода заключается в том, что в ходе проектной деятельности повышается эффективность образовательного процесса, обеспечивается тесная взаимосвязь всех субъектов: детей, родителей, педагогов. Проектный метод способствует развитию познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков, стимулирование развития самостоятельности и ответственности.
Проект «Твои добрые поступки и к тебе добром придут»
Тип проекта:
по содержанию: социально-личностое
по ведущему методу: практико-ориентированный
по характеру участия ребёнка в проекте: как «заказчик проекта»
по характеру контактов: внутри одной возрастной группы
по длительности: среднесрочный
Участники проекта: дети, родители, педагог
1 этап: целеполагание
Цель: Воспитание у детей положительных качеств характера,
способствовать сплочению коллектива, мотивирование детей
на совершение добрых поступков, добрых дел во благо
других людей.
Линии развития | Задачи | ||
Воспитательные | Развивающие | Образовательные | |
Физическое развитие | Воспитывать интерес к физической активности, приобщать к здоровому образу жизни. | Развивать физические качества: выносливость. Развивать эмоционально волевую сферу в игровой деятельности. | Формировать умение участвовать в коллективных играх, устанавливая положительное взаимоотношение со сверстниками. |
Социально – личностное развитие | Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. | Развивать у детей навыки партнерской деятельности и сотрудничества, умение взаимодействовать друг с другом. | Сформировать представление о понятиях: «Добро», «Дружба», «Сочувствие». |
Познавательно – речевое развитие | Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу. | Развивать речевую активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других. | Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения. (Умение выслушать, высказать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других). |
Художественно – эстетическое развитие | Воспитывать интерес к музыке и художественным произведениям по данной теме. | Развивать творческую инициативу, воображение детей. | Совершенствовать изобразительные навыки и умения. (Формировать художественные – творческие способности). |
Мотивация
Выбор темы обусловлен детской заинтересованностью к устному народному творчеству. Содержание пословицы «Твои добрые поступки – и к тебе добром придут» вызвал у дошкольников вопрос: «Что такое добрый поступок?» Это и стало начальной точкой в создании проекта.
Ожидаемый результат
1. Дети получат представления о понятиях «Добро», «Дружба»,
«Сочувствие».
2. Возрастет способность анализировать свои поступки и поступки других
людей.
3. Дошкольники научатся практиковать навыки взаимопомощи при
решении различных проблем.
4. Активное участие родителей в реализации проекта, в результате
которого происходит преемственность между д/с и семьей по
нравственному воспитанию.
5. Развивается внимательное, бережное отношение к окружающим людям,
которое проявляется в речи и деятельности.
2 этап: подготовительный
1. Наметить план действия
2. Познакомить родителей с планом реализации проекта.
3. Провести социометрию «Метод вербальных выборов» Абрамова Т.А.
(совместно с педагогом – психологом) + результаты.
4. Анкетирование родителей «Способы воспитания».
5. Подбор литературы:
- для педагогов «Страна добра»;
- для родителей «Посеять в детских душах доброту»;
- для детей: библиотека художественной литературы.
6. Подбор наглядно-дидактического материала.
7. Картотека пословиц, поговорок «В мире мудрых пословиц»,
«Копилка народной мудрости».
8. Пополнение развивающей среды:
- «Центр активности детей»;
- «Урок добрых дел»;
- пиктография «Мое настроение».
9. Интервью с сотрудниками ДОУ на тему: «Что такое добро?»
3 этап: выполнение проекта
Линии развития | Интеграция образовательных областей | Тема | Виды детской деятельности | Участники |
Физическое развитие | Здоровье | - Гимнастика после сна - Релаксация | Педагог, дети | |
Ситуативный разговор | «Вредные привычки», «Мой внешний вид» | Педагог, дети, родители | ||
Физическая культура | Подвижные игры | «Мы веселые ребята», «Прыгаем через лужи», «Отдай ленточку», «Ручеёк», «Чей кружок быстрее соберется». | Педагог, дети, инст.физ.восп. | |
Игры – эстафеты | «Мы дружная команда» | Педагог, дети, инст.физ.восп | ||
Игровые упражнения | «Кто быстрее?» | Педагог, дети, инст.физ.восп | ||
Социально-личностное развитие | Социализация Труд | Акция «Сотвори Добро». | Совместные игры с малышами: «Карусели», «Колпачок». - Драматизация р.н.с. «Теремок» для детей 1 младшей группы - Подарки малышам «Веселое солнышко» - Постройка снежной горки на участке детей 2 младшей группы - Изготовление кормушек для птиц - Подарки своим друзьям: поделки, рисунки, стихи. | Педагог, дети, родители |
Социализация | Сюжетно-ролевые игры | «Путешествие на корабле», «Больница» | Дети, педагог | |
Дидактические игры | «Добрые слова», «Комплименты», «Цветик – семицветик» | Дети, педагог | ||
Игровые упражнения | «Изобрази эмоцию», «Выручи из беды», «Дружба начинается с улыбки» | Педагог, дети, родители | ||
Проблемные ситуации | «В группе новенький», «Сердитка», «Поссорились – помирились» | Дети, педагог | ||
Труд | Совместная трудовая деятельность | Педагог, дети, родители | ||
Экспериментирование. | Опыты с водой (тонет -не тонет, льдинки). «Микроскоп» | Дети, педагог | ||
Безопасность | Моделирование ситуаций | «Сломанная игрушка» | Дети, педагог | |
Познавательно-речевое развитие | Познание | Конструктивная деятельность | «Наш детский сад» | Дети, педагог |
Моделирование ситуаций | Дети, педагог, педагог-психолог | |||
Экспериментирование | «Превращение воды», «Цветные льдинки» | Дети, педагог | ||
Коммуникация | Этические беседы | «Что такое Добро?», «Наши добрые поступки» | Дети, педагог, родители | |
Проблемные ситуации | «Что такое хорошо и что такое плохо». | Дети, педагог, родители | ||
Игровые упражнения | «Закончи предложение», «Волшебный мешочек» | Дети, педагог | ||
Конкурс | «Кто знает больше добрых слов» | Дети, педагог, родители | ||
Художественная литература | В. Катаев «Цветик – семицветик»; Н.Носов «Карасик»; В. Осеева «Волшебное слово»; З. Топелиус «Три ржаных колоска»; В. Осеева «Сыновья»; «Просто старушка»; С.Маршак «12 месяцев» | Дети, педагог, родители | ||
Просмотр мультфильмов | «Крошка Енот», «Тимка и Димка | Дети, педагог, родители | ||
Пословицы и поговорки | «Копилка народной мудрости» | Дети, педагог, родители | ||
Художественно-эстетическое творчество | Художественное творчество | Коллективное творчество | аппликация «Птицы на кормушке». - рисование «Мой лучший друг». - выставка – вернисаж рисунков «От края до края вам добра желаю». - рисование «Продолжи рисунок» | Дети, педагог, |
Коллаж | «Мы дружные ребята» | Дети, педагог, | ||
«Рисуем музыку | Дети, педагог, муз.рук. | |||
Музыка | Совместная музыкальная деятельность | слушание музыки «Л.И. Чайковского» | Дети, педагог, муз.рук. | |
Исполнение песен | «Улыбка» В. Шаинский | Дети, педагог, муз.рук. | ||
Хоровод | «Круг друзей» (И. Мирошниченко) | Дети, педагог, муз.рук. | ||
Оркестр | игра на музыкальных инструментах | Дети, педагог, муз.рук. |
Сотрудничество с родителями
1. Анкетирование по теме: «Формирование доброжелательных
взаимоотношений в совместной деятельности у детей старшего
дошкольного возраста».
2. Консультация «Уроки добра»
3. Презентация семейного опыта «Наша дружная семья».
4. Выставка – вернисаж «Герб моей семьи».
5. Круглый стол «Воспитание добротой».
6. Участие в акции «Сотвори добро»
(изготовление кормушек для птиц)
7. Совместные праздники, развлечения.
8. Картотека «В мире мудрых пословиц».
4 этап: презентация проекта
1. Презентация семейного опыта «Наша дружная семья»
2. Книга «Наши добрые дела»
3. Коллаж «Мы дружные ребята»
4. Итоговое мероприятия:
- игра путешествие: «Дорогого добра»
5 этап: результативность
1. .Дети имеют представление об этических понятиях: «Добро», «Дружба»,
«Сочувствие».
2. Приобрели навыки партнерской деятельности и сотрудничества,
умение взаимодействовать друг с другом.
3. Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия
педагог-родитель, родители принимали активное участие в реализации
проекта.
Диагностика «Метод вербальных выборов»
1 | Популярные – дети получат небольшое количество положительных выборов (более 4х) | 19% |
2 | Предпочитаемые – дети получают один – два положительных выбора | 43% |
3 | Игнорируемые – дети не получают ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) | 24% |
4 | Отверженные – дети получают в основном отрицательные выборы | 14% |
6 этап: определение задач для новых проектов
Продолжить проектную деятельность по образовательным областям «Социализация», «Коммуникация» с целью развития умения самостоятельно решать конфликты между сверстниками: проект « Друг за дружку держаться – ничего не бояться».
Методическая литература
1. «Учим детей разрешать конфликт» О.В. Нифонтова.
2. «Играем и учимся дружить» Е.Ю. Кукушкина, Л.В. Самсонова.
3. Социально-личностное развитие дошкольника Л.А. Закуменная.
4. «Страна Добра»: социализация детей 5 – 7 лет Е.О. Севостьянова.
5. Социально-эмоциональное развитие детей 3 – 7 лет Т.Д. Пашкевич.
6. «Совместная деятельность взрослых и детей» О.В. Акулова, Т.Н. Грузик.
7. Коммуникативное развитие детей 5 – 7 лет Ю.В. Авдеева.
8. «Уроки Добра» С.И. Семинака.
9. ФГТ дошкольное образование. Типовое положение о ДОУ 2012г.
О.А. Скоролупова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с диагнозом моторная алалия по теме "Дорога в весенний лес"
Конспект занятия с детьми дошкольного возраста с диагнозом моторная алалия по теме "Дорога в весенний лес"....
Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с диагнозом заикание по теме "Зоопарк"
Конспект логоритмического занятия с детьми с диагнозом заикание по теме "Зоопарк", этап: свободная самостоятельная речь....
Проект "Ими гордится Сернурская земля" для совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и родителей
Данный проект реализован в МДОУ "Сернурский детский сад общеразвивающего вида "Ромашка" п.Сернур Республики Марий Эл. Главная цель проекта: расширить представление старших дошкольников о св...
Каталог «Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста ОО «Художественное творчество» на тему: «Изучаем с детьми Правила Дорожного Движения»
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей пе...
Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....
«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Опыт использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми....
Мастер-класс "Формирование нравственного и эстетического воспитания через экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым объектам является желание детей ухаживать за ними, что позволяет дошкольникам наглядно прослеживать и пон...