ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Тайна имени»
план-конспект занятия (старшая группа)

Спраговская Ольга Викторовна
Задачи:
развивать интерес детей к происхождению имен;
учить вникать в смысловую сторону слова;
развивать языковое чутье, мышление, воображение; 
повышать речевую активность, способствовать осознанию собственного «я»;
воспитывать уверенность в себе и в своих способностях.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayna_imeni.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

                                                                      «Детский сад № 53»

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА

«РОДНОЕ СЛОВО»

ЗАНЯТИЕ

 «Тайна имени»

Подготовила и провела:

Спраговская О.В., воспитатель

высшей квалификационной категории

Январь, 2019г.

Задачи:

развивать интерес детей к происхождению имен;

учить вникать в смысловую сторону слова;

развивать языковое чутье, мышление, воображение;

повышать речевую активность, способствовать осознанию собственного «я»;

воспитывать уверенность в себе и в своих способностях.

Оформление: выставка именных листов с фотографиями каждого ребенка и описанием значения его имени.

Оборудование: аудиозапись крика младенца, мелодии песни А. Макаревича «Росток» и греческого танца «Сиртаки».

Подготовительная работа: подготовка костюма древнегреческого гостя, разучивание русской игры «На блины», инсценирование шутки-прибаутки «Где ребят вы видели?».

Ход НОД

Воспитатель:        

Внимание,        внимание!

Собрались мы снова

На второе заседание

Клуба «Родное слово».

Воспитатель: Сегодня, на втором заседании клуба, мы поговорим о близких каждому из нас словах - именах. Тема заседания: «Тайна имени». Наши имена появились давным-давно. Нас еще не было на свете, а имя это уже было. Появляясь на свет, младенец оповещает о своем приходе громким криком.

Звучит аудиозапись крика младенца.

Воспитатель: Лишь только родился младенец, папа и мама дают ему имя. Имя, как птица, слетает в его колыбель, обнимает его крыльями на целую жизнь.

Воспитатель: Наше имя сопровождает нас всю жизнь. Подобно лунному свету, оно окутывает каждого из нас своей тайной. Это - тайна происхождения и значения имени. У каждого имени она своя. Сегодня мы раскроем тайну наших имен и узнаем, каким должен быть человек, носящий это имя.

Звучит мелодия песни А. Макаревича «Росток».

Воспитатель:

Вот одна из тех историй,

О которой люди спорят,

И не день, не два, а много лет.

Началась она так просто,

Не с ответов, а с вопросов

До сих пор на них ответов нет.

Мы пришли сюда,

Чтоб узнать наверняка

Тайну наших всех имен

С прадедовских времен.

Пусть идут года,

Не забудем никогда

Этот день и этот час,

Объединивший нас.

Воспитатель: В древности имен не было. На Руси люди называли детей подходящими, на их взгляд, словами. Могли дать мальчику имя Волк, чтобы он был силен, смел и жил долго. Чтобы ребенок был добрым - его называли - Добр, а потом стали называть Добрыня, милого и нежного называли Милони, крепкого - Крепыш, кто родился в субботу - называли Соботкой, первенца - Первуша, нежную девочку - Нежана, часто смеющуюся - Смеяна.

А почему потом таких имен не стало? Их вытеснили иноземные имена, пришедшие из христианской религии. Это имена святых: Татьяна, Вера, Софья. Пришли к нам имена, которыми назывались выдающиеся личности: полководцы, ученые, поэты. Из уважения к этим людям их имена не исчезли, а были переданы потомкам.

Имена, которые звучат вокруг нас сегодня, стали такими не сразу. Путешествуя по разным странам, они изменились. Греческое имя Сергиус стало именем Сергей, Николас стало именем Николай. Скандинавское имя Хельга стало именем Ольга. Некоторые древнерусские имена не изменились: Светлана, Владимир.

У нашего народа есть много песен, игр, в которых звучат имена. Поиграем в русскую игру «На блины».

Инсценировка игры «На блины».

Участвуют одна девочка и пять мальчиков. Остальные дети поют хором.

Дети: Стала Маша гостей собирать.

Маша: (кланяется каждому гостю):

И Иван приди,

И Степан приди,

И Андрей приди,

И Матвей приди,

А Митрошечка:

- Ну, пожалуйста!

Дети: Стала Маша гостей угощать.

Маша: (раздает «блины» и «пряничек»):

И Ивану блин.

И Степану блин.

Да и Андрею блин.

Да и Матвею блин.

А Митрошечке -

Мятный пряничек!

Дети: Стала Маша гостей провожать.

Маша: (Маша провожает гостей):

Прощевай, Иван!

Прощевай, Степан!

Прощевай, Андрей!

Прощевай, Матвей!

А ты, Митрошечка,

Маша кланяется и оставляет Митрошечку.

Моя крошечка,

Да ты побудь со мной

Еще немножечко!

Воспитатель: Иногда русские имена мы слышим в пословицах. Когда человек делает все медленно, а другие ждут его. Про такого говорят: «Едет Емеля, да ждать его неделю». Какое имя вы услышали в пословице?

Когда человек не признает свою вину, перекладывает ее на других, говорят: «Наш Филат не бывает виноват».

Какое имя прозвучало в этой пословице?

Много имен и в загадках.

Вертится Антошка

На одной ножке;

Где солнце стоит,

Туда он и глядит. (Подсолнух.)

Какое имя вы услышали в загадке?

А сколько шуток-прибауток придумал русский народ об именах!

Инсценирование шутки-прибаутки «Где детей вы видели?»

Ведущий:        

Ди-дили, ди-дили,

Где вы Дашу видели?

Дети: 

Заглянули        в зелен сад:

Даша щиплет виноград.

Каждый названный ребенок имитирует движение.

Ведущий:        

Ди-дили, ди-дили,

Где вы Лизу видели?

Дети: 

Заглянули под крылец:

Грызет Лиза огурец.

Ведущий:        

Ди-дили, ди-дили,

Где вы Леру видели?

Дети: 

Заглянули за порог:

Она стряпает пирог.

Ведущий:        

Ди-дили, ди-дили,

Где Алешу видели?

Дети: 

Заглянули средь елей:

Рвет грибы там Алексей.

Ведущий:        

Ди-дили, ди-дили,

Варю вы не видели?

Дети:

Заглянули мы в сенцы:

Сосет Варя леденцы.

Ведущий:

Ди-дили, ди-дили,

Где Ульяну видели?

Дети:

Заглянули мы в светелку:

Метет Ульяна там метелкой.

Ведущий:

Ди-дили, ди-дили,

Где Артема видели?

Дети:

Заглянули за забор:

Крепко спит там наш Артем.

Ведущий:

Ди-дили, ди-дили,

Вы детей не видели?

Дети:

Заглянули в детский сад:

Поплясать там каждый рад!

Все дети пляшут.

Воспитатель: Большинство имен пришло к нам из Древней Греции.

Звучит музыка. Входит иноземец в античном одеянии со свитком в руках - Теодорос.

Теодорос: Низкий вам поклон, о божественные создания.

Воспитатель: Видно издалека пришел ты к нам. Кто ты? Как тебя зовут?

Теодорос: Вы хотите знать мое имя? Меня зовут Теодорос. Прибыл я из Древней Греции.

Воспитатель: Зачем ты пожаловал к нам?

Теодорос: Выслушайте меня. Мое сердце велит раскрыть вам тайну вашего имени. Эта тайна - значение имени. Послушайте, что означает ваше имя...

Зачитывается послание.

Воспитатель:

Как славно девочек зовут!

Лера - бодрая, крепкая.

Даша - сильная, побеждающая всех вокруг.

Лиза – Божья помощь.

Ульяна – счастливая.

Как славно мальчиков зовут!

Алеша - не только маму, всех женщин защищает.

Егор - добывает все ударным трудом.

Саша – защитник.

Артём – здоровый.

Денис – любимый.

Воспитатель: Теодорос кратко рассказал о значении ваших имен. Сегодня каждый из вас получит именной лист, из которого вы еще больше узнаете о своем имени. На этих листах указаны ваши полные имена: Анна, Алексей... Так вас будут звать, когда вы станете взрослыми. А пока вы маленькие и имена у вас маленькие: Аня, Леша - неполные.

Но, обращаясь друг к другу, не стоит к имени добавлять слог «ка». Например, называют Дашу - «Дашка», Ваню - «Ванька». Это неуважительно. Имя человека надо уважать. Ведь недаром имена пишутся всегда с большой буквы. Издавна так было.

Теодорос: 

Мало иметь хорошее имя, надо, чтобы и вы делали в жизни все то, о чем говорит вам ваше имя. Теперь же прощайте! Пора мне вернуться на Родину.

Вы запомните одно:

Имя вам не зря дано.

С ним по жизни вы шагайте.

Смысл его не забывайте.

Звучит музыка. Иноземец уходит.

Воспитатель: Выбирая вам имя, родители, может быть, не задумывались о его значении, не знали его тайну. Часто родители выбирают имя, которое кажется красивым или модным. Порой называют ребенка в память о родных.

Расскажите, почему именно таким именем вас назвали родители?

Заслушиваются рассказы детей.

Воспитатель: Вот и раскрыли мы тайны наших имен. Мало иметь хорошее имя. Надо еще соответствовать ему, быть достойным его, оправдать его своей учебой, своим трудом. На всем пути своей жизни помните значение своего имени и будьте его достойны.

Воспитатель произносит слова:

Я шла, шла, шла.

За собой детей вела...

После воспитатель называет имя любого ребенка, берет его за руку и ведет по группе. Затем называет имя следующего ребенка и т.д. Дети поочередно берутся за руки, встают в круг.

Воспитатель снимает с выставки именные листы, кратко зачитывает значение имени и вручает их детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи и рисованию в старшей группе «Тайна имени твоего»

Цель: Знакомить детей с историей возникновения имен людей; учить называть себя и других; употреблять ласкательные формы имен; развивать воображение, фантазию; воспитывать дружеские отно...

Тайна имени

итоговая презентация по экспериментальной деятельности "Тайна моего имени"...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Откуда приходит слово»

Задачи:Вызвать у детей интерес к слову.Обучать основам лингвистического анализа.Развивать фонематический слух, творческие способности (речевые, художественные, музыкальные), активное внимание, словесн...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Как появились фамилии»

Задачи:способствовать созданию у детей предпосылок для самостоятельного семантического анализа и самостоятельных высказываний;развивать интерес к истории и культуре своего народа; развивать творч...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Когда так говорят?»

Задачи:способствовать расширению понятия о переносном значении слова;упражнять детей в употреблении фразеологических оборотов в речи;показать выразительность, яркость русского языка;приобщать к истори...

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА РОДНОЕ СЛОВО Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Задачи:Задачи:развивать фонематические процессы: внимание к звуковому составу слова, сравнению и различению звуков слова, выделению звуков из состава слова;развивать речевые способности, интеллект дет...