«Беседы о театре»
методическая разработка (подготовительная группа)

Швецова Елена Рудольфовна

Методические материалы для бесед с детьми о театре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_teatre.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка для воспитателей

«Беседы о театре»

«Что такое театр?»

- Знаете ли вы, что такое театр? Что значит «театральное искусство»? Кто такие авторы? Какие представления в театре бывают? Какие там декорации? Освещение? Превращения? Слушайте, сейчас я вам объясню все по порядку. (Выставляет фотографию Большого театра).Вот стоит дом. Снаружи как будто ничего особенного.   Ну, дом как дом, только понарядней других, да окон в нем меньше, чем дверей. Вошли и увидели окошечко с надписью «Касса». Здесь покупают билеты. (Воспитатель подходит к столу, оформленному в виде кассы). «Дайте нам, пожалуйста, билеты, - говорите вы кассиру,- на сегодняшний спектакль». «Пожалуйста»,- отвечает он вам и отрывает билеты, на которых напечатано название театра, номер ряда, и места, где вам нужно сидеть. Вы платите деньги. Получаете билет и идете смотреть представление.

- У театрального служащего, капельдинера, вы покупаете программку. Программка – это такой листок, на котором написано все, что вам интересно узнать о представлении до его начала: какие актеры играют, как называется пьеса, кто ее сочинил и другое.

- Очень интересный сегодня спектакль! Давайте – ка рассмотрим сегодняшнюю программку. Ба! Да это же Петрушкин театр, в котором дают сказку «Ай да репка!».

- Давайте купим билеты на спектакль. Кто будет у нас кассиром?

Дети «покупают» билеты и рассаживаются смотреть любую сказку, подготовленную воспитателем

 «В театре»

- На прошлом занятии мы с вами увидели театр, зашли в него, купили в кассе билет и программку. Сегодня я предлагаю зайти в зрительный зал и посмотреть вокруг. (выставляет иллюстрацию или схему зрительного зала театра).

- Самое главное место в зрительном зале – это сцена, где представляют пьесу А против сцены – ряды стульев и кресел. Те кресла, которые ближе к сцене, называются  амфитеатром. А по бокам – ложи с красивыми названиями: бенуар, бельэтаж, балкон. В каждой ложе, то есть в отгороженном местечке , помещается 4 или, если ложа большая, 6 кресел. Если вы сидите далеко от сцены, то вам понадобится бинокль. Это такой прибор, состоящий из двух трубок с увеличительными  стеклами, чтобы лучше разглядеть то,  что вас заинтересовало, но находится  на сравнительно далеком расстоянии.

- А сейчас обратите внимание на сцену. Видите свет, идущий у края сцены и освещающий занавес. Здесь помещается вовсю длину сцены ряд лампочек, называемый рампой. Сама сцена закрыта занавесом. Спектакль начинается, как только занавес поднимется или раздвинется, потому что занавесы бывают двух систем: поднимающиеся и раздвижные.

- Вы знаете сказку «Щелкунчик»? Нет? Как раз сегодня ее и будут представлять в театре. (Воспитатель включает видеозапись с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик», где хорошо просматривается зрительный зал  Большого театра, сцена, занавес.Дети слушают увертюру балета, смотрят начало спектакля).

 «Кто выдумал театр?»

- Театр существовал уже у древних греков. Им первым пришла в голову мысль представить сказание о своих богах и героях в живых лицах. Они поняли, как прекрасно, поучительно и занятно может быть театральное зрелище, где вместо сказочника выступают перед слушателями те самые люди, о которых рассказывается  в сказке. Ведь мы гораздо больше верим тому, что происходит у нас в глазах,  чем тому, о чем нам только рассказывают. Греки открыли способы хорошо представлять в театре как серьезные сочинения – трагедии, так и смешные – комедии. Когда актеры хорошо изображали разных людей, богов, зверей – публика очень часто награждала их хлопаньем в ладоши – аплодисментами.

- В древности актеры играли на улице. Почти все население города присутствовало на спектакле. Чтобы актеров было хорошо видно, они надевали большие маски, гораздо больше их голов. А чтобы публике было хорошо слышно, в рот маски вставляли рупор, называющийся персоной.

- От греческого театра мы позаимствовали многие названия для нашего театра начиная с самого слова «театр», которое по – гречески произносится «театрон» и означает «зрелище».

- Давайте и мы сейчас наденем маски и превратимся в разных зверей.

- А теперь скажите мне, какого зверя называют царем всех зверей? Правильно – льва. Игра называется «Звери, берегитесь льва!»

Игра по типу «Ловишки». Лев в середине круга, звери под музыку движутся подскоками, затем ритмично хлопают и говорят: «Раз, два, три, ну, скорее  нас лови!» и разбегаются. «Лев» ловит. Пойманный встает на его место, и так далее.

«За кулисами»

- Ребята, много интересного можно найти в театре, давайте сегодня посмотрим, кто прячется за кулисами, то есть за сценой. Это пространство зрители не видят. У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Если мы туда попадем, то самый главный человекиз тех, кого мы там встретим,-  режиссер театра.

- Когда автор напишет пьесу, театр примет ее для постановки, то первый, кто получает в руки пьесу, это режиссер. Он внимательно читает пьесу, изучает ее и обсуждает с актерами. Затем распределяет роли между актерами – те слова и те образы, которые должны говорить и изображать на сцене актеры, читает им пьесу и назначает репетиции – примерное исполнение пьесы. Пока актеры репетируют пьесу, в соседних помещениях кипит другая работа:  художник – декоратор рисует декорации к спектаклю, костюмер шьет костюмы для актеров. И вот наступает день, когда первый раз идет спектакль. Это премьера (по – французски – «первый раз»). Ребята, как вы думаете, где играют актеры? Правильно, на сцене. (Показывает иллюстрацию). Видите, какая она большая? Если мы посмотрим наверх, то увидим множество занавесей. Это висячие декорации, а те декорации, которые находятся на сцене, называются «павильонными».

Осмотрев сцену, мы можем познакомиться и с другими помещениями «закулисного царства»: с мастерской декоратора и бутафора, с с костюмерной, с гримуборной актера – там он гримируется и переодевается.

А знаете ли вы, ребята, кто такой бутафор? Бутафор – это такой человек, который делает искусственные вещи. (показать для примера бутафорские овощи, фрукты, цветы).

А теперь мы в гримуборной актера. Смотрите! Столик, на нем зеркало, краски, пудра, ненастоящие волосы, которые называются париком. Здесь актер превращается в героя сказки. А помогают ему в этом театральные гримеры и парикмахеры.

 Давайте сейчас с вами поиграем в актеров и гримеров, сделаем из обычной девочки принцессу, а из обычного мальчика дедушку.

Выбирают одного гримера и двух актеров, они на глазах у всех начинают превращения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ИДЁМ В ТЕАТР" - цикл бесед о театре

        Для чего, и почему, театр так важен в жизни ребёнка - мы уже говорили во вступительном слове: "Театр - это самый короткий и продуктивный путь к формированию со...

Беседа о театре с ИКТ для детей старшей и подготовительной группы.

Этой беседой я открывала Неделю Театра в нашем ДОУ....

Беседа о театре с использованием ЭОРа

Данная разработка может быть использована педагогами дошкольного и начального школьного образования для ознакомления детей с культурой родного города....

Цикл бесед о театре со старшими дошкольниками.

Цель: Познакомить дошкольников с миром театра, со спецификой правил поведения в театре, стимулировать их интерес к театральному искусству...

Беседа "Архитектура театров города Новосибирска"

Беседе "Архитектура театров города Новосибирска" для детей старшей группы...

Методическая копилка "Беседы о театре"

Материал для работников дошкольных учреждений. Может быть использован в различных формах организации образовательной деятельности (НОД, совместная ОД, кружковая работа)....

Конспект НОД "Беседа о театре"

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы с использованием ИКТ «Беседа о театре»....