"Психологические особенности детей раннего возраста" (2-3 года)
консультация

Воробьёва Ольга Анатольевна

Наверно, многие родители задаются вопросом,  ребёнок в возрасте от 2 до 3 лет – какой он? Конечно, мы можем думать, что ребёнок он такой же, как мы, только маленький. И с одной стороны это правда. В том смысле, что маленький человечек достоин  внимания и уважения  своих прав и желаний в не меньшей степени, чем любой взрослый. С другой стороны, чтобы мы имели возможность действовать, исходя из насущных потребностей ребёнка, мы должны понимать, что происходит у него внутри, как устроена его психика. А устроена то она пока несколько иначе, чем у взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_detey_s_2do_3_let.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

В 2-3 годика ребенок - это уже маленькая личность! Он сознательно произносит "я": "Я хочу/не хочу, я буду/не буду!". Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили. Нельзя наказывать несправедливо ребенка, т.к. он становиться обидчивым.

Этот период жизни психологи называют кризисным. Тем не менее, у ребенка повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость. Малыш иногда может сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечений. Теперь ему трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становиться трудно.

Двигательное развитие качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Обратите внимание: на третьем году жизни активно развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами. Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Однако родители должны тактично поправлять ребенка. Звукопроизношение становиться более совершенным. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Основным развивающим видом деятельности ребенка является игра. К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая маму, папу, воспитательницу детского сада, и в точности повторяет характерные им позы, жесты, мимику, речь. Ролевая игра в жизни любого ребенка - показатель новой ступени в умственном развитии.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

  • называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);
  • выделение основных свойств предмета (форма, величина, цвет);
  • группировка предметов одного цвета, формы, размера;
  • сравнение по цвету, форме, размеру, весу, по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
  • координация движений рук и зрения;
  • формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослым, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

  • о явлениях природы:  светит солнце, идет снег, дождь, гремит гром, на небе тучи; сегодня тепло, холодно, жарко и др.;
  • о животном мире:  не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные представления  о них;
  • о растительном мире: различает и называет цветок, дерево, траву, лист и др.;
  • о некоторых трудовых действиях: пилить дрова,  мыть посуду и т.д.

Ребенок трех лет запоминает и правильно выполняет четыре-пять действий подряд, названных взрослым (подойти к столику, возьми карандаш, принести его и положи на стол). Так же хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также повторяет три цифры подряд. В три года малыш может после показа взрослого нарисовать круг, крест, человечка, правда пока без туловища. Следует заметить, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел карандаш, он вряд ли выполнит задание.

Не забывайте, что в общении со взрослыми ребенок трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность. Проявлять внимание, сочувствие к другим детям (отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему), т.е. развиваться воспитанным малышом.

  • предоставляйте ребенку посильную самостоятельность во всем, что ребенок может выполнять без лишней опеки взрослого;
  • относитесь к самостоятельным действиям ребенка с полной серьезностью;
  • избегайте негативных высказываний в адрес ребенка, стремящегося самостоятельно, пусть неумело, выполнить то или иное действие;
  • проявляйте терпение к становлению какого-либо навыка или умения;
  • доверяйте ребенку, выражайте уверенность в том, что малыш справиться с заданием и у него все получиться;
  • поддерживайте и чаще хвалите ребенка;
  • дайте почувствовать малышу, что результат его действий вам не безразличен.
  • если у ребенка что-то не получается, попытайтесь облегчить условия выполнения, помочь, если он просит, но добиться, чтобы хотя бы частично выполнил что-то сам;
  • формируйте у ребенка установку на преодоление трудностей, стремитесь приводить действия ребенка к положительному результату;
  • при возможности исключайте из практики ситуации, в которых ребенок заранее выступает в роли неудачника;
  • старайтесь не завышать и не занижать самостоятельные возможности ребенка;
  • хвалите ребенка только по заслуженному поводу, похвала должна быть адекватна результату действия;
  • продолжайте формировать интерес к играм, занятиям, показам, демонстрациям, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения;
  • активизируйте малыша, побуждая к творчеству и самостоятельности;
  • формируйте у ребенка особый интерес к человеку (людям), их деятельности и действиям, миру человеческих отношений;
  • если малыш увлечен игрой, а у вас другие планы (обед, поездка и т.п.), постепенно и плавно переводите ребенка на необходимость сменить род деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей раннего возраста

Представлено краткое описание возрастных особенностей детей 1-3 лет и рекомендации  к поступлению ребенка в десткий сад...

Рекомендации для родителей "Психологические особенности детей раннего возраста"

Данное сообщение можно использовать на родительских собраниях, как наглядные рекомендации....

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...

Психологические особенности детей раннего возраста (2-3 года)

Особенности развития музыкальных способностей в раннем возрасте...