«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»
статья
Развитие познавательного интереса - одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Этому может помочь дидактическая игра - важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialmatveeva.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»
Вопрос становления познавательного интереса детей дошкольного возраста в течение десятилетий остается актуальным и занимает важное место в психолого-педагогических исследованиях.
Развитие познавательного интереса - одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Ее разработке посвятили свои труды многие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др [2].
Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи [6].
Этому может помочь дидактическая игра - важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом.
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка [1].
З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова указывают, что в процессе дидактической игры формируется познавательная деятельность ребенка. А на базе игровых интересов формируется умение самостоятельно мыслить. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно действует [1].
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский).
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Дидактические игры не случайно заняли место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством взрослого, а затем и в самостоятельной игре [2].
Дидактическая игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.
Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности.
В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры [1].
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки – все это постоянно используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Такие игры проводятся во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой, при этом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация), наряду с этим воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах.
Структура дидактической игры.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.
Игра, используемая в целях обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.
Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.
«Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры» [4].
Игровые действия - не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и т.д. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.
Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.
Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ [1].
В подготовку к дидактической игре входит:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
- выбор места для игры;
- определение количества играющих;
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
- подготовка к игре самого педагога;
- подготовка к игре детей.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
- объяснение правил и хода игры;
- показ игровых действий;
- определение роли педагога в игре;
- подведение итогов игры.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними [1].
Как верно заметил Рубинштейн: «Игра – практика развития». Так ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать, предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения [3].
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов [3].
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни [5].
В результате у ребенка проявляется интерес - стремление к познанию предмета, овладению той или иной деятельностью, основывающийся на любопытстве и любознательности; любопытство — стремление, страсть узнать в подробностях что-нибудь новое, вновь появившееся, услышанное; любознательность — желание познавать закономерности окружающего мира, что в свою очередь дает возможность развитию познавательного мышления - способность исследовать мир и систематизировать подход к его изучению Роль данных показателей в развитии познавательного мышления заключается в том, что именно они стимулируют ребенка к познанию того, что скрыто от глаз [6].
Детство – очень важный период в жизни каждого человека. В этом возрасте среди различных видов деятельности особое место занимает игра. В ней естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности ребенка в целом.
Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, занимательность не должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании дидактических игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем.
Таким образом, рассмотрев различные виды игр, можно сделать следующие выводы: правильно организованные дидактические игры своим разнообразием могут привлечь детей, а также сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: «Просвещение», 1985г. – 176с.
2. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
3. Жуковская Р.И. «Игра и её педагогическое значение». М.: Педагогика 1975г. -112с.
4. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» - М.: «Просвещение», 1982г,
5. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.
6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса у детей с помощью экспериментирования.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...
«Сенсорные игры как средство развития познавательного интереса ребенка с расстройством аутистического спектра».
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения.В работе рассказывается о разнообразных видах сенсорных игр с детьми РАС....
Консультация для педагогов «Роль дидактической игры в развитии познавательной сферы ребенка дошкольника».
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и ...
Развитие познавательного интереса старших дошкольников через электронные дидактические игры
В статье представлен опыт работы по развитию познавательного интереса старших дошкольников через электронные дидактические игры. Автор приходит к выводу, что используя разнообразные электронные игры,...
Роль игры в развитии познавательного интереса у дошкольников
Статья "Роль игры в развитии познавательного интереса у дошкольников"...
Игровые технологии (Сюжетно-ролевая игра) как средство развития познавательного интереса у дошкольников
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по...
Консультация для педагогов "Развитие познавательного интереса у детей с помощью коллекционирования".
Для формирования познавательной активности старших дошкольников это направление представляет большой интерес. Ведь устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обуч...