Организация предметно- пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста.
материал (старшая группа)
Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razviv._sreda.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация предметно-пространственной среды
для детей старшего дошкольного возраста.
Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.
Цель – развитие ребенка, а не дача знаний. Стратегия и тактика построения развивающей среды в ДОУ определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности.
Образовательная среда должна сообразовываться с характером образовательного процесса.
Образовательный процесс в ДОУ в соответствии с особенностями дошкольного возраста включает образовательную деятельность в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей.
Базой для образовательного процесса служат виды деятельности, в которых происходит развитие ребенка. Это такие виды деятельности, как игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы.
В настоящее время имеются рекомендации по примерному предметному обеспечению этих видов деятельности. Проблема в том, как все это устроить в ограниченном пространстве группового помещения.
Особое место в ряду исследований по проблеме проектирования предметно-пространственной среды группы занимает подход Н.А.Коротковой.
Выделены компоненты развивающей среды:
1.Условия для самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой, познавательно-исследовательской, художественно-познавательной). Для всех этих видов деятельности должен быть материал. 50% времени должно отводиться для свободной деятельности детей.
2.Условия для самообразования ребенка. Это и литература и материалы для свободной деятельности.
3.Условия, обеспечивающие разные виды активности детей.
4.Психологический комфорт. Комфорт для детей и для педагога.
Так, в работе автора «Предметно-пространственная развивающая среда для детей старшего дошкольного возраста» представлена система психолого-педагогических представлений о рамочной конструкции зонирования группового помещения.
Рамочная конструкция среды группового помещения предполагает 3 части. Пространство группы достаточно условно разделить на три части:
1.спокойная зона или зона для спокойной деятельности,
2.активная зона или зона для деятельности, связанной с интенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.),
3. рабочая зона.
Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.
Для детей все зоны должны быть обозначены смысловыми маркерами-метками, такими как ковер, подиум. Маркерами-метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода подходящих видов активности.
Каждая зона пространства должна располагать к нескольким видам деятельности. При этом какие-то виды деятельности тяготеют в большей мере к той или иной части пространства. Например, продуктивная деятельность больше тяготеет к рабочей зоне (рисовать, лепить, конструировать удобно на столах, но конструировать из крупного напольного строительного материала можно в активной зоне). Чтение и рассматривание книг тяготеет к спокойной зоне, но не исключает и рабочую. Какие-то виды деятельности реализуются во всех зонах без исключения. Например, игра подвижная, с правилами или сюжетно-ролевая – в активной зоне, режиссерская, настольная – в спокойной или рабочей зоне. Так же все пространство захватывает и познавательно-исследовательская деятельность. Чтобы каждая часть пространства эффективно работала, следует соответствующим образом разместить материалы – на границах и внутри зон.
Устройство рабочей зоны.
Модель образовательного процесса предполагает партнерскую форму занятий, требующую особой организации рабочего пространства (воспитатель вместе с детьми, а не как на уроке: педагог у доски, а дети за партами).
Рабочая зона – это трансформируемое рабочее пространство, которое может быть мастерской для занятий продуктивной деятельностью, «лабораторией», для занятий познавательно-исследовательского цикла, местом свободной деятельности детей по интересам.
Оборудование этой зоны: легкие столы, передвижная двусторонняя доска (на колесиках), мольберты. Рабочая зона без учительского стола. Учительский стол вводится во 2 половине года в подготовительной группе. Возможность свободного изменения рабочего пространства осуществляется за счет разного расположения столов: соединения в общий большой стол или компоновки для четырех детей, для пар.
На границах зоны, на стеллажах:
- для продуктивной деятельности – изобразительные, бросовые материалы,
настольные конструкторы (краски и гуашь, бумага разной фактуры и цвета, мелки, сангина, кисти нескольких видов, мука, глина, пластилин, коробки с природным и бросовым материалом для конструирования). Здесь же находятся образцы дымковской игрушки, семеновской матрешки, хохломская посуда и образцы гжельской росписи; альбомы репродукций произведений художников, наборы открыток, материалы для изготовления макетов, ландшафтов, оборудование для занятий.
- для познавательно-исследовательской деятельности – объекты для экспериментирования, образно-символические и нормативно-знаковые материалы.
Спокойная зона.
Пространство зоны: небольшой ковер, легкие банкетки или диван-трансформер, один-два легких столика.
На собственных границах зоны. На стеллажах:
- для чтения художественной литературы – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями,
-для познавательно-исследовательской деятельности – книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы, магнитофон и проигрыватель
- для игровой деятельности – настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры.
Оборудован зеленый уголок.
В спокойной зоне может быть оформлен «семейный уголок»: мягкая мебель, маленький столик с семейными альбомами и фотографиями, крупные мягкие игрушки.
Границы зон регулируются раздвижной ширмой, стеллажами.
Материалы располагаются на границе зон и внутри зоны.
Активная зона.
Пространство зоны: ковер (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся – по ситуации)
На собственных границах зоны, на стеллажах и легких столах:
- для сюжетной игры – игрушки разных сюжетообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты. Можно оборудовать «Салон Красоты»: трюмо, сундук с нарядами для детей и для кукол, игровую комнату для кукол, сборно-разборный макет кукольного домика для игрушечных персонажей. Атрибуты и оборудование для сюжетно – ролевых игр: «Салон красоты»; оздоровительный центр «Кроха» (включающий в себя материалы для игры в «Больницу», тренажеры, спортивное оборудование - скакалки, обручи и пр.); «Супермаркет»; «Спасатели»; «Индейцы» и др.
- для продуктивной деятельности – крупные напольные конструкторы. Здесь же можно разместить строительные наборы, коробку с «бросовым» материалом, конструкторы, и настольные спортивные игры («футбол», «хоккей»).
Игровое пространство моделируется по желанию детей с помощью многофункциональной ширмы.
Границы между зонами подвижные.
Между спокойной и активной зонами – крупные универсальные игровые маркеры пространства (легко перемещаемые), ширмы (до 50 см высотой), объемные напольные модули.
- между активной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с легким оборудованием для подвижных игр с правилами, объемные напольные модули,
- между спокойной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с настольными играми с правилами, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Рамочная конструкция должна быть конкретизирована воспитателем «под свою группу» в зависимости от возможностей ДОУ и от состава детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС...
«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста
Актуальным вопросом на сегодняшний день является соответствие воспитателя требованиям Профессионального стандарта педагога дошкольного образования (далее Профстандарт), вступившего в силу ...
Статья "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста"
Статья направлена на изучение организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста...
Семинар-практикум для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах старшего дошкольного возраста
Материал знакомит педагогов с подходами построения предметно-пространственной среды в детском саду...
Организация предметно-пространственной среды для детей раннего дошкольного возраста в рамках инновационной деятельности ДОУ
Обобщение опыта работы по организации предметно-развивающей среды в группе раннего возраста...
Организация предметно - развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в группе должны обеспечивать инициативу детей во всех видах детской деятельности....