Организация предметно- пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста.
материал (старшая группа)

Сафонова Татьяна Николаевна

Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razviv._sreda.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-пространственной среды

для детей старшего дошкольного возраста.

        Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.

     Цель – развитие ребенка, а не дача знаний. Стратегия и тактика построения развивающей среды в ДОУ определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности.

      Образовательная среда должна сообразовываться с характером образовательного процесса.

      Образовательный процесс в ДОУ в соответствии с особенностями дошкольного возраста включает образовательную деятельность в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей.

         Базой для образовательного процесса служат виды деятельности, в которых происходит развитие ребенка. Это такие виды деятельности, как игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы.

       В настоящее время имеются рекомендации по примерному предметному обеспечению этих видов деятельности. Проблема в том, как все это устроить в ограниченном пространстве группового помещения.

Особое место в ряду исследований по проблеме проектирования предметно-пространственной среды группы занимает подход Н.А.Коротковой.

         Выделены компоненты развивающей среды:

1.Условия для самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой, познавательно-исследовательской, художественно-познавательной). Для всех этих видов деятельности должен быть материал. 50% времени должно отводиться для свободной деятельности детей.

2.Условия для самообразования ребенка. Это и литература и материалы для свободной деятельности.

3.Условия, обеспечивающие разные виды активности детей.

4.Психологический комфорт. Комфорт для детей и для педагога.

Так, в  работе автора «Предметно-пространственная развивающая среда для детей старшего дошкольного возраста» представлена система психолого-педагогических представлений  о рамочной конструкции зонирования группового помещения.

      Рамочная конструкция среды группового помещения предполагает 3 части.  Пространство группы достаточно условно разделить на три части:

1.спокойная зона или зона для спокойной деятельности,

2.активная зона или зона для деятельности, связанной с интенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.),

3. рабочая зона.

     Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.

       Для детей все зоны должны быть обозначены смысловыми маркерами-метками, такими как ковер, подиум. Маркерами-метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода подходящих видов активности.

         Каждая зона пространства должна располагать к нескольким видам деятельности. При этом какие-то виды деятельности тяготеют в большей мере к той или иной части пространства. Например, продуктивная деятельность больше тяготеет к рабочей зоне (рисовать, лепить, конструировать удобно на столах, но конструировать из крупного напольного строительного материала можно в активной зоне). Чтение и рассматривание книг тяготеет к спокойной зоне, но не исключает и рабочую. Какие-то виды деятельности реализуются во всех зонах без исключения. Например, игра подвижная, с правилами или сюжетно-ролевая – в активной зоне, режиссерская, настольная – в спокойной или рабочей зоне. Так же все пространство захватывает и познавательно-исследовательская деятельность. Чтобы каждая часть пространства эффективно работала, следует соответствующим образом разместить материалы – на границах и внутри зон.

Устройство рабочей зоны.

         Модель образовательного процесса предполагает партнерскую форму занятий, требующую особой организации рабочего пространства (воспитатель вместе с детьми, а не как на уроке: педагог у доски, а дети за партами).

       Рабочая зона – это трансформируемое рабочее пространство, которое может быть мастерской для занятий продуктивной деятельностью, «лабораторией», для занятий познавательно-исследовательского цикла, местом свободной деятельности детей по интересам.

      Оборудование этой зоны: легкие столы, передвижная двусторонняя доска (на колесиках), мольберты.  Рабочая зона без учительского стола. Учительский стол вводится во 2 половине года в подготовительной группе.  Возможность свободного изменения рабочего пространства осуществляется за счет разного расположения столов: соединения в общий большой стол или компоновки для четырех детей, для пар.

 На границах зоны, на стеллажах:

- для продуктивной деятельности – изобразительные, бросовые материалы,

настольные конструкторы (краски и гуашь, бумага разной фактуры и цвета, мелки, сангина, кисти нескольких видов, мука, глина, пластилин, коробки с природным и бросовым материалом для конструирования). Здесь же находятся образцы дымковской игрушки, семеновской матрешки, хохломская посуда и образцы гжельской росписи; альбомы репродукций произведений художников, наборы открыток, материалы для изготовления макетов, ландшафтов, оборудование для занятий.

- для познавательно-исследовательской деятельности – объекты для экспериментирования, образно-символические и нормативно-знаковые материалы.

Спокойная зона.

Пространство зоны: небольшой ковер, легкие банкетки или диван-трансформер, один-два легких столика.

На собственных границах зоны. На стеллажах:

- для чтения художественной литературы – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями,

-для познавательно-исследовательской деятельности – книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы, магнитофон и проигрыватель

- для игровой деятельности – настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры.

Оборудован зеленый уголок.

В спокойной зоне может быть оформлен  «семейный уголок»: мягкая мебель, маленький столик с семейными альбомами и фотографиями, крупные мягкие игрушки.

Границы зон регулируются раздвижной ширмой, стеллажами.

Материалы располагаются на границе зон и внутри зоны.

Активная зона.

Пространство зоны: ковер (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся – по ситуации)

На собственных границах зоны, на стеллажах и легких столах:

- для сюжетной игры – игрушки разных сюжетообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты. Можно оборудовать «Салон Красоты»: трюмо, сундук с нарядами для детей и для кукол, игровую комнату для кукол, сборно-разборный макет кукольного домика для игрушечных персонажей. Атрибуты и оборудование для сюжетно – ролевых игр: «Салон красоты»; оздоровительный центр «Кроха» (включающий в себя материалы для игры в «Больницу», тренажеры, спортивное оборудование - скакалки, обручи и пр.);  «Супермаркет»; «Спасатели»; «Индейцы» и др.

- для продуктивной деятельности – крупные напольные конструкторы. Здесь же можно разместить строительные наборы, коробку с «бросовым» материалом, конструкторы, и настольные спортивные игры («футбол», «хоккей»).

       Игровое пространство моделируется  по желанию детей с помощью многофункциональной  ширмы.

Границы между зонами подвижные.

Между спокойной и активной зонами – крупные универсальные игровые маркеры пространства  (легко перемещаемые), ширмы (до 50 см высотой), объемные напольные модули.

- между активной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с легким оборудованием для подвижных игр с правилами, объемные напольные модули,

- между спокойной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с настольными играми с правилами, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

         Рамочная конструкция должна быть конкретизирована воспитателем «под свою группу» в зависимости от возможностей ДОУ и от состава детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС...

«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста

Актуальным вопросом на сегодняшний день является соответствие воспитателя требованиям Профессионального стандарта педагога дошкольного образования (далее Профстандарт), вступившего в силу ...

Статья "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста"

Статья направлена на изучение организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах старшего дошкольного возраста

Материал знакомит педагогов с подходами построения предметно-пространственной среды в детском саду...

Организация предметно-пространственной среды для детей раннего дошкольного возраста в рамках инновационной деятельности ДОУ

Обобщение опыта работы по организации предметно-развивающей среды в группе раннего возраста...

Организация предметно - развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в группе должны обеспечивать инициативу детей во всех видах детской деятельности....