деятельность воспитателей и музыкального руководителя
методическая разработка

Трофимова Елена Николаевна

деятельность воспитателей и музыкального руководителя при решении задач музыкального образования дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_vospitateley_i_muzykalnogo_rukovoditelya.docx18.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Деятельность воспитателей и музыкального руководителя при решении задач музыкального образования дошкольников»

    Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня их компетентности во многом зависит качество музыкального образования ребенка-дошкольника. В деятельности музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения можно выделить три основных направления:

1) музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку и выполнение задач музыкального образования детей;

2) в перечень обязанностей музыкального руководителя входит оказание методической помощи педагогическому коллективу по организации музыкального образования детей;

3) важным направлением деятельности музыкального руководителя является его взаимодействие с воспитателями и родителями детей.

 Остановимся на последнем направлении. Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом  ДОУ включает:

 Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;

 Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;

 Обсуждение сценариев праздников и развлечений;

 Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;

 Участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;

 Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;

 Участие в педагогических советах ДОУ.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включают:

 Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых должны обсуждаться вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально

воспитательная работа в группах, используемый на занятиях музыкальный репертуар, вопросы организации музыкальной среды ДОУ; должна осуществляться работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей.

 Практические занятия педагогического коллектива,  включающие разучивание музыкального репертуара.

 Проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического

коллектива в решении задач музыкального развития детей.

  Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя и воспитателей с родителями детей является важным направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Музыкальный руководитель должен акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и ДОУ в решении задач музыкального

образования детей: он может оказать помощь в организации совместной музыкальной деятельности детей и родителей в рамках «музыкальных гостиных», концертов, развлечений с привлечением родителей, что

способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает

положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности.

   Качество реализации программы музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной

культуры воспитателей, которые непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в ДОУ.

Роль музыкального руководителя и воспитателя-ведущего при

проведении праздника.

   Праздники в детском саду – яркие, радостные, торжественные события, оставляющие неизгладимый след в памяти ребенка. Основную идею праздника следует доносить до детей в образной форме, а его содержание должно позволить каждому ребенку проявить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности при постоянном посещении

ребенком детского сада. Взаимосвязь различных видов искусства (музыки, поэзии, ИЗО-деятельности: зарисовки праздничных моментов, изготовление

атрибутов, подарков маме, папе, т.д., танцев, театрализованной деятельности) обогащает эмоциональную атмосферу праздника, развивает у детей

эстетические чувства и эстетическое мировосприятие. Музыка, являясь ведущим компонентом праздника, объединяет все виды искусства, способствует созданию у детей настроения, соответствующего тематике праздника.

  Праздники в ДОУ имеют огромное воспитательное значение: они сплачивают детский коллектив, обогащают детей новыми впечатлениями, являясь важнейшим условием их дальнейшего музыкально-творческого развития.   Систематически работая со всем коллективом воспитателей втечение года, музыкальный руководитель в предпраздничный период

объединяет для подготовки воспитателей тех возрастных групп, которые

участвуют в данном празднике.

   Подготовка к празднику начинается с разработки сценария, при составлении программы музыкальный руководитель согласовывает с каждым воспитателем вопрос о распределении музыкальных заданий в его группе: для каждого ребенка, небольших групп, для всей группы в целом. Далее выбирается ведущий праздника, его помощники. Необходимо участие всего педагогического коллектива в оформлении зала, подготовке костюмов для детей, атрибутов, подарков, оформлении сюрпризных моментов, т.е. всего, что необходимо для проведения праздника.        

   Роль ведущего очень ответственна, т.к. этот воспитатель должен обладать музыкальностью, артистичностью, уметь держаться на сцене, должен бытьэмоциональным, находчивым.

  Работа музыкального руководителя с ведущим и воспитателями по подготовке праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников.

  Все необходимые указания музыкальный руководитель дает ведущему, практически показывает весь музыкальный репертуар и вместе с ним анализирует ситуации, которые могут возникнуть, дает общее направление ходу праздника. Если в программу внесены выступления взрослых, исполняющих песни, танцы, сценки, отдельные роли (дед Мороз, Снегурочка, Баба Яга и т.д.), то они готовятся  под руководством музыкального руководителя и согласовываются с ведущим (момент входа, обращение к детям, диалог с ведущим). Такие моменты не следует импровизировать, чтобы не нарушить художественный замысел сценария и не изменить образ. Поэтому все роли тщательно репетируются и уточняются все нюансы поведения на празднике.

  Основное на празднике  – выступление детей. Поэтому музыкальный руководитель и ведущий, осуществляя подготовку детей, в случае необходимости должны оказать необходимую помощь детям (подсказать стихи, поддержать в пении, поправить элементы костюма, встать в недостающую пару в танце).

   На музыкальных занятиях разучивается весь музыкальный репертуар, который дети исполняют на празднике. Поэтому каждый ребенок должен почувствовать себя неотъемлемым участником общего для всех торжества, в соответствии со своими возможностями. Но в программу включаются индивидуальные или групповые номера, показывающие рост музыкального

или творческого развития, артистичность, отражающие результаты эстетического воспитания в детском саду. Инсценировки и стихи должны

разучиваться в группе со всеми детьми, чтобы при необходимости могла произойти замена болеющего ребенка, или замена роли в инсценировке. Необходимо предложить каждому ребенку выступление по силам.

Способные дети находятся при этом в лучших условиях: им поручают более ответственные номера и они успешно с ними справляются. Труднее обеспечить участие на празднике тех детей, которые не достигли

необходимого уровня развития, не уверены в себе, застенчивы, не проявили каких-либо способностей. Однако они могут выступить в игре, в групповом танце или при чтении стихов. При этом воспитатель должен добиться, чтобы порученное выступление воодушевило ребенка, доставило ему радость.

Родители, доверяя детскому саду воспитание своего ребенка, надеются, что каждый их них получит всестороннее воспитание и развитие. Поэтому понятно их огорчение, когда они не видят среди участников выступления

своего ребенка. Конечно же, для развития необходимы знания, которые дети получают на занятиях систематически. Поэтому важна посещаемость детьми детского сада: посещение разнообразных занятий и участие в интересной жизни детского сада. Ребенок должен чувствовать себя равным среди равных в коллективе веселых и дружных сверстников, радоваться вместе с ними.

  Накануне праздника  ведущий в присутствии музыкального руководителя организует готовность зала, атрибутов, элементов костюмов и предметов для игр, т.е. проверяет готовность к празднику.

  Слаженная работа коллектива воспитателей, возглавляемая музыкальным руководителем, обеспечивает проведение праздника на высоком

художественном и организационном уровне. Только при таких условиях

праздник  – яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.

  За многие годы в ДОУ складываются определенные традиции в проведении праздничных утренников. Сохраняя свою идею, каждый праздник может быть творчески изменен композиционно, отличаться своеобразием музыкально-литературного материала и художественного оформления.

  Необходимым условием праздника являются волшебные образы, сказочность, которую необходимо беречь и охранять для детей, заботиться о том, чтобы праздник был долгожданным удовольствием, путешествием в увлекательный мир сказки. Дети не должны быть свидетелями разговоров взрослых о новогодних подарках от Деда Мороза, о приглашении кого-либо на роли сказочных героев. Иначе, разрушается сюрпризность – основной компонент праздника (кроме праздников концертной формы, в которой дети знают всю программу).

 «Жизненный путь от детства к отрочеству должен быть путем радости, бодрости – это одно из самых важных правил всей системы нашей воспитательной работы», - писал В.А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по интеграции деятельности воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ

В рамках внедрения федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования актуальной является проблема интеграции деятельности пе...

«В гости к Старичку-Лесовичку». Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя с детьми младшего возраста с использованием ИКТ и ТРИЗ.

Цель:  Продолжать знакомить детей с характерными особенностями весенней природы.Задачи: -уточнить у детей представление  о диких животных, птицах, растениях- расширят...

Совместная образовательная деятельность воспитателя и музыкального руководителя с детьми группы сложный дефект

Влияние музыки на развитие ребёнка с особыми потребностями.Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. только он может донести до детей особенности музыкальных про...

Ребёнок дошкольного возраста как субъект музыкальной деятельности воспитателя и музыкального руководителя

Описание сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя по развитию музыкальных способностей ребёнка дошкольного возраста...