Педагогический конфликт. Виды и профилактика
консультация

Ильина Ольга Сергеевна

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое при­нимает форму разногласий, если речь идет о взаимодейст­вии людей.

Конфликты могут быть скрытыми или явны­ми, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. По­этому определяют конфликт как отсутствие согласия меж­ду двумя или более сторонами -лицами или группами.

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий

Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия.

Конфликтная ситуация не всегда и не обязательно приводит к разрушениям, напротив, при определённых условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_konflikt.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический конфликт. Виды и профилактика

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. 

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами -лицами или группами.

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий

Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия.

Конфликтная ситуация не всегда и не обязательно приводит к разрушениям, напротив, при определённых условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого.

Педагогические конфликты имеют целый ряд особенностей:

  • ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
  • участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
  • разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
  • различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребёнка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
  • присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
  • профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы ученика.
  • всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются другие ученики.

Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин.

К объективным причинам можно отнести также социально-экономическое положение учительства в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении.

  • недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка
  •  противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним)
  • существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.)
  •  различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей")
  • зависимость ученика от учителя
  • необходимость оценивания учащихся учителе
  •  игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.

Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности.

  • психологическая  несовместимость учителя и ученика
  •  наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, придирчивость, скептицизм и т.д.)
  • отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика
  •  необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика
  • несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований
  • недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей)
  • наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса
    - чрезмерная загруженность учителя или ученика
    - несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.  

Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора. Однако, в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритетной роли именно субъективного фактора в провокации конфликтов в школьном социуме.

Виды педагогических конфликтов

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

1. Конфликты деятельности. Часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке.

2. Конфликты поведения , возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами. Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников. Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником.

3. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите о несправедливости и непонимания взрослых. По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников.

Всякая ситуация, поступок и даже конфликт в педагогической работе учителя при грамотном анализе могут быть ценным источником информации о личности ученика.

Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций.

Характер педагогических конфликтов определяется статусом участников конфликта (вертикальный тип межличностного взаимодействия),

  • наличием юридической, моральной и профессиональной ответственности администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива за жизнь
  •  здоровье учащихся и результаты учебно-воспитательной деятельности
  • существенными различиями в возрасте, жизненном опыте, гражданских правах
  •  образованности учащихся и педагогов и др. специфическими чертами.

Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин.

 В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов:

  • противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость;
  •  наличие внутренних конфликтов;
  • отсутствие коммуникативной культуры и т.д.
  • Еще одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д. 

Тип конфликтных личностей:

«ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ»

Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в разных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это – жизнь, среда существования. ОНИ  любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку.

«ПЕДАНТ»

Личность «сверхточного» типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим.  Обладает повышенной тревожностью. Склонен придавать  излишнее значение замечаниям окружающих. Страдает от себя сам, переживает свои неудачи, подчас расплачивается за них болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

«ТАНК»

Это грубый, бесцеремонный человек, идущий напролом. Эгоистичен и уверен в своей правоте. Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу.  Озабочен своим авторитетом. Болезненно самолюбив. Попытки обсудить его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны. Такой человек нацелен на дело, люди для него –  инструмент.

«ПИЯВКА»

пиявка» не говорит гадостей, не ругает, не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, трудно направить мысли в нужное русло.

«ВАТА»

Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится В начале взаимодействия с ним. Но потом возникают проблемы: «вата» не выполнит обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее. У него постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного. И не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.

«ОБВИНИТЕЛЬ»

Для него весь мир полон дураков,  подлецов  и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных соседей, продавцов, врачей, коллег, начальство и т.д. Критикует увлеченно, с жаром, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать.

Последствия конфликтов:

  1. Разрушение отношений
  2. . Истощение физических и душевных ресурсов. На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится и все валится из рук.
  3. Активизируется функция надпочечников, адреналин и другие гормоны поступают в кровь, в результате чего растет давление, учащается пульс и дыхание, растет мышечный тонус, возможны спазмы сосудов.

                                     

Стресс…

  • частые головные боли и головокружения;
  • высокое кровяное давление;
    усиленное сердцебиение;
  •  частое или затрудненное дыхание;
  •  напряжение мышц тела и боли в спине, шее, плечевом поясе, груди, животе;
  •  дрожь и нервные тики;
  •  спазмы и связанные с ними проблемы ЖКТ;
  • затруднения при глотании;
  • сухость во рту, горле;
  • повышенная потливость.

КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА?

  • уместный комплимент;
  •  шутка;
  •  остроумный ответ;
  •  апелляция к достоинствам человека;
  •  искреннее удивление;
  •  извинение;
  •  обращение с просьбой об услуге;
  •  ответ с помощью вопросов;
  •  неожиданная нестандартная реакция на поведение  субъекта в конфликте.

Памятка для разрешения конфликтов

1. “Выиграть – выиграть” 

  • В чем мои подлинные нужды?
  • И в чем их?
  • Хочу ли я благоприятного исхода для нас обоих?

2. Творческий подход 

  • Какие новые возможности раскрываются этой ситуацией?
  • Вместо того чтобы думать, “как это могло бы быть”, вижу ли я новые возможности в том, “что есть”?

3. Эмпатия 

  • Как бы я чувствовал себя на их месте?
  • Что они пытаются сказать?
  • Выслушал ли я их как следует?

4. Оптимальное самоутверждение 

  • Что я хочу изменить?
  • Как я могу сказать им это без обвинений и нападок?
  • Будь мягким с людьми и жестким с проблемой.)

5. Совместная власть 

  • Не злоупотребляю ли я своей властью?
  • Не делают ли этого они?
  • Вместо противостояния не можем ли мы сотрудничать?

6. Как управлять эмоциями 

  • Что я чувствую?
  • Избавился ли я от желания наказать их?
  • Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами? (Например, выразить свои чувства на бумаге, поговорить с другом, выколотить матрац.)

7. Готовность разрешить конфликт 

  • Хочу ли я разрешить конфликт?
  • Вызвана ли моя обида каким-то все еще болезненным прошлым инцидентом?

8. Переговоры 

  • Чего я хочу добиться? Имейте четкое представление об общем исходе, хотя вы можете изменить ваш путь к нему.
  • Как мы можем добиться справедливого результата при взаимном выигрыше?
  • Что они могут дать мне?
  • Что могу дать им я?
  • Какие вопросы я хочу включить в соглашение?
  • Могу ли я включить что-то, что позволит им сохранить лицо?

9. Посредничество 

  • Можем ли мы разрешить это сами или мы нуждаемся в помощи нейтрального третьего лица?
  • Кто может исполнить эту роль для нас?
  • Как я должен подготовить собрание, разъяснить свою роль участникам? Могу ли я создать атмосферу, в которой люди смогут открыться, найти общий язык и выработать их собственные решения? Что может помочь этому?

10. Расширение кругозора 

  • Вижу ли я всю картину, а не только свою собственную точку зрения?
  •  Какое воздействие может оказать это за пределами нашей непосредственной проблемы? (Например, воздействие на других людей или на группы.)
  •  К чему это может привести в будущем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая папка на тему: «Технология педагогического конфликта»

Технология педагогического конфликта – технология конструктивногоустранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего...

"Педагогические конфликты"

Суть, виды педагогических конфликтов. Способы их урегулирования....

"Педагогические конфликты"

Суть, виды педагогических конфликтов. Способы их урегулирования....

Решение педагогических конфликтов в детском саду

Необходимо знать причины возникновения конфликта, типы, виды, возможные последствия для того, чтобы использовать наиболее эффективные методы его разрешения....

План семинара-практикума "Конфликты. Виды конфликтов."

Представлен примерный план проведения семинара-практикума для педагогов и сторудников детского сада №12 "Орлёнок" г. Лобня. В нашем образовательном учреждении, как и во многих других, часто ...

Педагогические конфликты и способы их разрешения

Педагогические конфликты и способы их разрешения....

"Конфликты и их профилактика у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей ДОУ и родителей по проблеме конфликтных ситуаций у дошкольников....