Педагогический конфликт. Виды и профилактика
консультация
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами -лицами или группами.
Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий
Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия.
Конфликтная ситуация не всегда и не обязательно приводит к разрушениям, напротив, при определённых условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_konflikt.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический конфликт. Виды и профилактика
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами -лицами или группами.
Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий
Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия.
Конфликтная ситуация не всегда и не обязательно приводит к разрушениям, напротив, при определённых условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого.
Педагогические конфликты имеют целый ряд особенностей:
- ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
- участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
- разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
- различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребёнка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
- присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
- профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы ученика.
- всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются другие ученики.
Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин.
К объективным причинам можно отнести также социально-экономическое положение учительства в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении.
- недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка
- противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним)
- существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.)
- различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей")
- зависимость ученика от учителя
- необходимость оценивания учащихся учителе
- игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.
Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности.
- психологическая несовместимость учителя и ученика
- наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, придирчивость, скептицизм и т.д.)
- отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика
- необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика
- несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований
- недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей)
- наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса
- чрезмерная загруженность учителя или ученика
- несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.
Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора. Однако, в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритетной роли именно субъективного фактора в провокации конфликтов в школьном социуме.
Виды педагогических конфликтов
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:
1. Конфликты деятельности. Часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке.
2. Конфликты поведения , возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами. Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников. Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником.
3. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите о несправедливости и непонимания взрослых. По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников.
Всякая ситуация, поступок и даже конфликт в педагогической работе учителя при грамотном анализе могут быть ценным источником информации о личности ученика.
Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций.
Характер педагогических конфликтов определяется статусом участников конфликта (вертикальный тип межличностного взаимодействия),
- наличием юридической, моральной и профессиональной ответственности администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива за жизнь
- здоровье учащихся и результаты учебно-воспитательной деятельности
- существенными различиями в возрасте, жизненном опыте, гражданских правах
- образованности учащихся и педагогов и др. специфическими чертами.
Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин.
В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов:
- противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость;
- наличие внутренних конфликтов;
- отсутствие коммуникативной культуры и т.д.
- Еще одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д.
Тип конфликтных личностей:
«ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ»
Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в разных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это – жизнь, среда существования. ОНИ любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку.
«ПЕДАНТ»
Личность «сверхточного» типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим. Обладает повышенной тревожностью. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Страдает от себя сам, переживает свои неудачи, подчас расплачивается за них болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
«ТАНК»
Это грубый, бесцеремонный человек, идущий напролом. Эгоистичен и уверен в своей правоте. Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу. Озабочен своим авторитетом. Болезненно самолюбив. Попытки обсудить его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны. Такой человек нацелен на дело, люди для него – инструмент.
«ПИЯВКА»
пиявка» не говорит гадостей, не ругает, не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, трудно направить мысли в нужное русло.
«ВАТА»
Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится В начале взаимодействия с ним. Но потом возникают проблемы: «вата» не выполнит обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее. У него постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного. И не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.
«ОБВИНИТЕЛЬ»
Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных соседей, продавцов, врачей, коллег, начальство и т.д. Критикует увлеченно, с жаром, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать.
Последствия конфликтов:
- Разрушение отношений
- . Истощение физических и душевных ресурсов. На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится и все валится из рук.
- Активизируется функция надпочечников, адреналин и другие гормоны поступают в кровь, в результате чего растет давление, учащается пульс и дыхание, растет мышечный тонус, возможны спазмы сосудов.
Стресс…
- частые головные боли и головокружения;
- высокое кровяное давление;
усиленное сердцебиение; - частое или затрудненное дыхание;
- напряжение мышц тела и боли в спине, шее, плечевом поясе, груди, животе;
- дрожь и нервные тики;
- спазмы и связанные с ними проблемы ЖКТ;
- затруднения при глотании;
- сухость во рту, горле;
- повышенная потливость.
КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА?
- уместный комплимент;
- шутка;
- остроумный ответ;
- апелляция к достоинствам человека;
- искреннее удивление;
- извинение;
- обращение с просьбой об услуге;
- ответ с помощью вопросов;
- неожиданная нестандартная реакция на поведение субъекта в конфликте.
Памятка для разрешения конфликтов
1. “Выиграть – выиграть”
- В чем мои подлинные нужды?
- И в чем их?
- Хочу ли я благоприятного исхода для нас обоих?
2. Творческий подход
- Какие новые возможности раскрываются этой ситуацией?
- Вместо того чтобы думать, “как это могло бы быть”, вижу ли я новые возможности в том, “что есть”?
3. Эмпатия
- Как бы я чувствовал себя на их месте?
- Что они пытаются сказать?
- Выслушал ли я их как следует?
4. Оптимальное самоутверждение
- Что я хочу изменить?
- Как я могу сказать им это без обвинений и нападок?
- Будь мягким с людьми и жестким с проблемой.)
5. Совместная власть
- Не злоупотребляю ли я своей властью?
- Не делают ли этого они?
- Вместо противостояния не можем ли мы сотрудничать?
6. Как управлять эмоциями
- Что я чувствую?
- Избавился ли я от желания наказать их?
- Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами? (Например, выразить свои чувства на бумаге, поговорить с другом, выколотить матрац.)
7. Готовность разрешить конфликт
- Хочу ли я разрешить конфликт?
- Вызвана ли моя обида каким-то все еще болезненным прошлым инцидентом?
8. Переговоры
- Чего я хочу добиться? Имейте четкое представление об общем исходе, хотя вы можете изменить ваш путь к нему.
- Как мы можем добиться справедливого результата при взаимном выигрыше?
- Что они могут дать мне?
- Что могу дать им я?
- Какие вопросы я хочу включить в соглашение?
- Могу ли я включить что-то, что позволит им сохранить лицо?
9. Посредничество
- Можем ли мы разрешить это сами или мы нуждаемся в помощи нейтрального третьего лица?
- Кто может исполнить эту роль для нас?
- Как я должен подготовить собрание, разъяснить свою роль участникам? Могу ли я создать атмосферу, в которой люди смогут открыться, найти общий язык и выработать их собственные решения? Что может помочь этому?
10. Расширение кругозора
- Вижу ли я всю картину, а не только свою собственную точку зрения?
- Какое воздействие может оказать это за пределами нашей непосредственной проблемы? (Например, воздействие на других людей или на группы.)
- К чему это может привести в будущем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая папка на тему: «Технология педагогического конфликта»
Технология педагогического конфликта – технология конструктивногоустранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего...
"Педагогические конфликты"
Суть, виды педагогических конфликтов. Способы их урегулирования....
"Педагогические конфликты"
Суть, виды педагогических конфликтов. Способы их урегулирования....
Решение педагогических конфликтов в детском саду
Необходимо знать причины возникновения конфликта, типы, виды, возможные последствия для того, чтобы использовать наиболее эффективные методы его разрешения....
План семинара-практикума "Конфликты. Виды конфликтов."
Представлен примерный план проведения семинара-практикума для педагогов и сторудников детского сада №12 "Орлёнок" г. Лобня. В нашем образовательном учреждении, как и во многих других, часто ...
Педагогические конфликты и способы их разрешения
Педагогические конфликты и способы их разрешения....
"Конфликты и их профилактика у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей ДОУ и родителей по проблеме конфликтных ситуаций у дошкольников....