"Конфликты и их профилактика у детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему

Брухальская Ольга Васильевна

Консультация для воспитателей ДОУ и родителей по проблеме конфликтных ситуаций у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bruhalskoy_o.v.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликты и их профилактика у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - это ответственный период первоначального формирования и становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Конфликты у дошкольников связаны с нарушением ребенком правил поведения в детском саду, возникают в процессе общения со сверстниками и проявляются в форме столкновений, стычек, споров и ссор. Причинами возникновения конфликтов могут быть: недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, различия в уровне развития и возможностях детей.

Конфликт между детьми – это, прежде всего следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры. Ведь любая совместная деятельность – это проверка способности людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего еще не сформирована.

Важнейшая задача педагога – научить детей не доводить свои взаимоотношения до конфликта. А уж если конфликт случился – научить выходить из него с минимальными потерями.

Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны.

Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтной ситуации могут быть: нарушение дисциплины, нарушения правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

Профилактика конфликта понимается как минимизация проблем, разделяющих стороны; обычно осуществляется через поиск компромисса, достижения согласия [1, с.17].

Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Важно научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить своё желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребёнок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто подчиняться требованиям педагога или более сильного партнёра. Поэтому главная задача педагога – помочь детям увидеть в каждом человеке, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из конфликтной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта [1, с.21].

Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является обеспечение и поддержание в группе здорового нравственно-психологического климата, который позволит избежать многих конфликтов и сохранить нацеленность на решение основных воспитательно-образовательных задач, создаст комфортную обстановку творчества и взаимопонимания. Его основы закладываются во взаимоотношениях воспитателя с детьми, стиле общения с ними.

Основой предупреждения негативных явлений в детском коллективе является личный пример воспитателя, который должен избегать суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка, покровительственных и пренебрежительных высказываний в адрес детей. Оценки должны касаться их поступков, а замечания — быть тактичными и не затрагивать самого ребенка.

В дошкольной педагогике все большее значение придается детской коллективной деятельности, как способу профилактики конфликтов дошкольников. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, дошкольник учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат [2, 62].

Также эффективным средством предупреждения детских конфликтов является недопущение споров, так как в споре детям редко удается сохранять самообладание. 

Важную роль в предупреждении детских конфликтов играет семья. Поэтому работе с родителями воспитатель также должен уделять внимание.

Таким образом, при выборе методов профилактики конфликтов у дошкольников педагогу в первую очередь необходимо учитывать психологические особенности дошкольников, а также проанализировать возможные причины конфликтов. Главная цель педагога - целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, профилактика конфликтного поведения у его участников, обучение детей нравственным нормам поведения.

Список литературы:

  1. Шумилин А.П. Межличностные конфликты в дошкольном возрасте / Ред. А.П. Шумилин – М.: МГУ, 2013. – 121 с.
  2. Анцупов А.Я. Введение в конфликтологию. / А.Я. Анцупов А.Я., А.А. Малышев – М.: МАУП. 2014. – 551 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста.

Презентация содержит краткие рекомендации по профилактике детского плоскостопия, может быть использована на семинарах для родителей...

Влияние современных информационных технологий на личность дошкольника и разработка комплекса мероприятий по профилактике зависимости детей дошкольного возраста от информационных технологий.

Бурное развитие информационных (в том числе компьютерных) технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, приме...

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия детей дошкольного возраста"

Данный материал предназначен для педагогов, работающих по направлению "Здоровье"....

Консультация в рамках работы по профилактике безнадзорности детей дошкольного возраста «Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ»

Консультация в рамках работы по профилактике безнадзорности детей дошкольного возраста«Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ»...

Из опыта работы "Профилактика плоскостопия детей дошкольного возраста"

Работая в детском саду, мы часто сталкиваемся с проблемой плоскостопия у детей. Не следует считать плоскостопие несерьезным заболеванием. При отсутствии лечения заболевание прогрессирует и может приве...

Организация профилактики наркозависимости детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

Анкета, составленная мною, для педагогов-дошкольников, направленна на выявление уровня знаний педагогов по организации профилактики наркозависимости детей дошкольного возраста в условиях образовательн...