Устное народное творчество
статья (младшая группа)
Речь во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
В современном мире наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота, образность. Основной целью работы по развитию речи в дошкольных учреждениях является систематизация методов и приемов на материале устного народного творчества.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
1.Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, хороводах и т.д.
2.Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx | 15.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Устное народное творчество в системе речевого развития детей дошкольного возраста.
Речь во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
В современном мире наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота, образность. Основной целью работы по развитию речи в дошкольных учреждениях является систематизация методов и приемов на материале устного народного творчества.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
1.Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, хороводах и т.д.
2.Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.
Детский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
Малые жанры:
колыбельные песни; пестушки; потешки; прибаутки; календарный детский фольклор; жеребьевые скороговорки, считалки, дразнилки, скороговорки; загадки; пословицы и поговорки; былины; сказки.
Заложенные в фольклор языковые формы обеспечивают баланс традиционности и индивидуальности в речевом творчестве, и их включение в педагогический процесс совершенно необходимо.
Изучив и проанализировав опыт работы О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”,М. Осениевой “Знакомство детей с русским фольклором”,С.И.Мерзляковой “Фольклор-музыка-театр”,М.Н.Мельникова “Русский детский фольклор”,можно определить следующие задачи:
1.Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.
2.Посредством живого образного языка учить понимание слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса.
3.Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.
4.Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.
5.Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.
6.Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.
В реализации всех этих задач важную роль играет систематизация фольклорного материала по устному народному творчеству, консультации и беседы для родителей.
А также важно определить следующие формы работы: возрастной подход; функциональность; вариативность; наглядность; системность; комфортность; самостоятельность; доступность; применяемость; соответствие требованиям программы.
Правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности - интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений. Систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста.
Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей. Средствами устного народного творчества в детях воспитывается желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.
Раннее и дошкольное детство-это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного творчества!
Выполнила: Ковригина Е.Б.
Воспитатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Устное народное творчество как средство развития компонентов устной речи детей дошкольного возраста»
Моя работа, о развитие компонентов устной речи у детей с помощью устного народного творчества....
"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорны...
"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".
Актуальность проекта· Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...
Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников
Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...