Устное народное творчество
статья (младшая группа)

Ковригина Екатерина Борисовна

         Речь во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

В современном мире наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота, образность. Основной целью работы по развитию речи в дошкольных учреждениях является систематизация методов и приемов на материале устного народного творчества.

В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:

1.Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, хороводах и т.д.

2.Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Устное народное творчество в системе речевого развития детей дошкольного возраста.

         Речь во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

В современном мире наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота, образность. Основной целью работы по развитию речи в дошкольных учреждениях является систематизация методов и приемов на материале устного народного творчества.

В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:

1.Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, хороводах и т.д.

2.Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.

Детский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

Малые жанры:

колыбельные песни; пестушки; потешки; прибаутки; календарный детский фольклор; жеребьевые скороговорки, считалки, дразнилки, скороговорки; загадки; пословицы и поговорки; былины; сказки.

Заложенные в фольклор языковые формы обеспечивают баланс традиционности и индивидуальности в речевом творчестве, и их включение в педагогический процесс совершенно необходимо.

Изучив и проанализировав опыт работы О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”,М. Осениевой “Знакомство детей с русским фольклором”,С.И.Мерзляковой “Фольклор-музыка-театр”,М.Н.Мельникова “Русский детский фольклор”,можно определить следующие задачи:

1.Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2.Посредством живого образного языка учить понимание слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса.

3.Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4.Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5.Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6.Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

В реализации всех этих задач важную роль играет систематизация фольклорного материала по устному народному творчеству, консультации и беседы для родителей.

А также важно определить следующие формы работы: возрастной подход; функциональность; вариативность; наглядность; системность; комфортность; самостоятельность; доступность; применяемость; соответствие требованиям программы.

        Правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности - интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.  Систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию  речевой активности детей дошкольного возраста.

Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей. Средствами устного народного творчества в детях воспитывается желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.

Раннее и дошкольное детство-это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного творчества!

Выполнила: Ковригина Е.Б.

Воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Устное народное творчество как средство развития компонентов устной речи детей дошкольного возраста»

Моя работа, о развитие компонентов  устной речи  у детей с помощью устного народного творчества....

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорны...

"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".

Актуальность проекта·        Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...