Дошкольное образовательное учреждение как центр социализации личности дошкольника
статья

Барсукова Ольга Викторовна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает детство – как самый ценный период жизни человека, в котором закладываются основы социальной компетентности, определяющие дальнейшую траекторию развития ребенка и его успешную социализацию в обществе. Так как именно в детском саду ребенок впервые сталкивается с необходимостью выстраивать социальные отношения, как со взрослыми, так и сверстниками.  И от того, насколько качественно будут созданы условия для становления ребенка как личности, будет зависеть, адаптируется ли ребенок в мире людей, сможет ли найти свое место в жизни, будет ли в дальнейшем уверенным в себе, умным, добрым, успешным, а самое главное счастливым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou_kak_tsentr_sotsializatsii.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение

как центр социализации личности дошкольника

 

        Сегодня вопросы социализации подрастающего поколения ставятся во главу угла основных актуальных проблем в образовании.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает детство – как самый ценный период жизни человека, в котором закладываются основы социальной компетентности, определяющие дальнейшую траекторию развития ребенка и его успешную социализацию в обществе. Так как именно в детском саду ребенок впервые сталкивается с необходимостью выстраивать социальные отношения, как со взрослыми, так и сверстниками.  И от того, насколько качественно будут созданы условия для становления ребенка как личности, будет зависеть, адаптируется ли ребенок в мире людей, сможет ли найти свое место в жизни, будет ли в дальнейшем уверенным в себе, умным, добрым, успешным, а самое главное счастливым.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (П 3.2.5.) прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития

Данные условия предполагают:

1.обеспечение эмоционального благополучия:

-через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям.

2. поддержку индивидуальности и инициативы детей:

-через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

-через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-через не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3.установление взаимодействия в разных ситуациях:

-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками;

-развитие умения работать в группе сверстников;

4.построение вариативного развивающего образования

5.взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Опираясь на образовательный стандарт, проектируя ООП ДО нашего учреждения, мы старались выстроить единую систему методического сопровождения социального развития ребенка и представить ее в виде модели:

Обратите внимание, что на то, что ребенок и детская деятельность не является центральным звеном образовательных отношений, ребенку отведено место как активного, равноправного участника. Поэтому в нашей модели присутствуют как педагоги, так и родители.

Сегодня мы с вами говорим о том, что социализация ребенка будет успешной, если создать условия для проявления социальной активности.

Поэтому основная образовательная программа дошкольного образования каждого учреждения должна учитывать социально-коммуникативное направление, которое будет ориентировано на освоение ценностей и норм, принятых в обществе.

В данном случае -это:

- формирование умения взаимодействовать   со взрослыми и сверстниками;

- развитие самостоятельности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование основ безопасного поведения в социуме, быту, природе.

Реализуя основную образовательную программу, при составлении перспективного планирования образовательной деятельности современный педагог  имеет возможность выстроить образовательный процесс на основе комплексно-тематического планирования. Уже доказано, что именно тематические недели позволяют наиболее полно раскрыть тему, вызвать интерес, пробудить детскую инициативу и самостоятельность.

Реализуя ООП ДО педагогов могут использовать разнообразные формы организации образовательной деятельности:

-сюжетно-ролевые игры, игры парами и малыми группами, педагогические ситуации, ситуации морального выбора, просмотр и анализ мультфильмов, поручения различного характера, экскурсии, праздники, досуги и развлечения социального характера

В связи с тем, что федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает переход от стандартного образования к вариативности, тем самым педагоги, опираясь на особенности воспитанников группы, их интересы и потребности имеют возможность выбирать различные технологии, поддерживая разнообразие дошкольного детства.

Одна из инновационных технологий эффективной социализации дошкольников, которую предлагает Наталья Петровна Гришаева, включает в себя девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно. 

  1. Клубный час. Технология позволяет формировать у детей ответственность и самостоятельность; развить умение ориентироваться в пространстве; воспитывать дружеские отношения между, позволяет воспитанникам проявлять инициативу, умение планировать свои действия и самое главное «Клубный час» позволит приобретать жизненный опыт, необходимый для дальнейшего самоопределения.

 Она может проводиться 1-2 раза в месяц, длительность проведения 1 час. По своей тематике и целям, клубные часы бывают: свободные, тематические, семейные, творческие и т.д.

  1. Ежедневный рефлексивный круг.  Эта технология позволяет педагогу стимулировать речевую активность детей, их мыслительные возможности, учит излагать свои мысли, развивать самостоятельность суждений и т.д. Ежедневный рефлексивный круг проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми. Он включают в себя разговор с детьми в течение 5-10 минут. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился в одном и том же месте, чтобы впоследствии дети самостоятельно могли обсуждать свои проблемы в кругу. Темы для обсуждений могут быть различными.
  2. Проблемные педагогические ситуации. Главная задача проблемных ситуаций – это самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения. Ситуация должна проводиться не меньше двух раз в месяц, повторяется раз в полгода, контроль через год. Допустим повтор 3-4 раза.
  3. Дети-волонтеры. Технология направлена на развитие навыков общения в разновозрастном коллективе, формирование самостоятельности и ответственности. Данная технология обычно реализуется в естественной среде детского сада, как обмен игрового и жизненного опыта дошкольников. Основной принцип волонтерства -старшие помогают или учат младших.
  4. Волшебный телефон. Технология «Волшебный телефон» направлена на формирование умения самостоятельно выражать свои чувства и мысли, умение определять проблему- это телефон доверия для детей.  Данная технология чаще всего реализуется в дошкольных учреждениях как форма работы педагога-психолога.  Поскольку в ходе разговора сказочный персонаж ненавязчиво задает вопрос ребенку, связанный с его эмоциональными переживаниями.
  5. Социальные акции. Данная технология в первую очередь направлена на объединение усилий педагогов и родителей на развитие положительной гражданской позиции, позволяет включить родителей в жизнь детского сада, привлечь социальное окружение. Может проводиться один раз в месяц, может соответствовать теме недели. В большей степени за пределами детского сада.
  6. Ситуация месяца. «Ситуации месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам. Для решения образовательных задач по ситуациям месяца педагоги организуют экскурсии, целевые прогулки, т.е. дети станут чаще и с пользой выходить за пределы детского сада. При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад.

Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. В идеальном варианте все «ситуации месяца» педагогам необходимо прописать в перспективном планировании и по завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.

Тематикой ситуаций месяца могут служить

 «Юные экологи»,

 «Правила дорожного движения»,

 «Осень затейница»,

 «Знают все на белом свете, спорт всегда полезен детям» и др.

                «Мой любимый город Энгельс»

При выборе тем педагоги должны исходить из программы, по которой работает ДОУ, возрастных особенностей детей, самое главное, чтобы детям предоставлялась возможность осваивать социальные роли: я- как член семьи, я –как часть природы, я-как член общества, я- как гражданин и я-как мальчик, девочка.

  1. Заключительные праздники по темам ситуаций месяца.
  2. Развивающее общение. Данная технология играет ведущую роль в развитии саморегуляции поведения, формирует способность ребенка самостоятельно решать проблемы, находить выход при решении конфликтных ситуаций.

Хочется отметить, что ни одна из перечисленных технологий не должна обходиться без привлечения родителей в жизнь детского сада. Это может реализовываться через различные формы взаимодействия. Например, организация клуба «Школа молодой семьи», проведение Дней открытых дверей, проведение совместно с родителями «Семейных мастерских», а также организация конкурсов и выставок детско -родительского творчества, трудовые десанты и социальные акции.

Каждому дошкольному учреждению необходимо стремится к тому, чтобы семьи воспитанников принимали активное участие в формировании социальной компетентности, ведь только в тесном сотрудничестве с родителями можно добиться хороших результатов. Родители должны выступать не только в роли социального заказчика образовательных услуг, но и активным субъектом образовательных отношений.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что наше дошкольное учреждение, как и многие другие, находится сейчас на этапе пересмотра традиционных подходов к организации образовательного процесса при формировании социальной компетентности каждого ребенка, потому что помочь раскрыть ребенку окружающий мир, подготовить его к полноценной жизни в современном обществе – это одна из базовых задач, стоящих перед дошкольными современными педагогическими коллективами.

Список литературы:

  1. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / 2-е издание, испр. и доп.- М.: Карапуз, 2001.
  3. Эльконин Д.Б. Психологические игры. – М.: Педагогика, 1978.
  4. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. / Сост.: О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерная социализация личности дошкольника посредствам игры в условиях ДОУ

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, ч...

Мини-музей как эффективное средство социализации личности дошкольника

Мини-музей как эффективное средство  социализации личности дошкольника...

статья "Социализация личности дошкольника с ЗПР через формирование самостоятельности посредством трудовой детельности"

В статье раскрываются цели и задачи, методы и приёмы на каждом этапе  работы с детьми по развитию самостоятельности посредством трудовой деятельности....

«Игровая деятельность как средство социализации личности дошкольника»

Как игра помогает при всестороннем развитии ребёнка...

Экологический проект как средство социализации личности дошкольника.

        В настоящее время общество всё более заметно влияет на процессы социализации и воспитания подрастающего поколения. Социализация является ведущим фактором развития ли...

«Взаимодействие семьи и структурного подразделения-дошкольные группы в целях социализации личности ребёнка-дошкольника»

laquo;Взаимодействие семьи и структурного подразделения-дошкольные группы в целях социализации личности ребёнка-дошкольника»...