Дошкольное образовательное учреждение как центр социализации личности дошкольника
статья
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает детство – как самый ценный период жизни человека, в котором закладываются основы социальной компетентности, определяющие дальнейшую траекторию развития ребенка и его успешную социализацию в обществе. Так как именно в детском саду ребенок впервые сталкивается с необходимостью выстраивать социальные отношения, как со взрослыми, так и сверстниками. И от того, насколько качественно будут созданы условия для становления ребенка как личности, будет зависеть, адаптируется ли ребенок в мире людей, сможет ли найти свое место в жизни, будет ли в дальнейшем уверенным в себе, умным, добрым, успешным, а самое главное счастливым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_kak_tsentr_sotsializatsii.docx | 35.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образовательное учреждение
как центр социализации личности дошкольника
Сегодня вопросы социализации подрастающего поколения ставятся во главу угла основных актуальных проблем в образовании.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает детство – как самый ценный период жизни человека, в котором закладываются основы социальной компетентности, определяющие дальнейшую траекторию развития ребенка и его успешную социализацию в обществе. Так как именно в детском саду ребенок впервые сталкивается с необходимостью выстраивать социальные отношения, как со взрослыми, так и сверстниками. И от того, насколько качественно будут созданы условия для становления ребенка как личности, будет зависеть, адаптируется ли ребенок в мире людей, сможет ли найти свое место в жизни, будет ли в дальнейшем уверенным в себе, умным, добрым, успешным, а самое главное счастливым.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (П 3.2.5.) прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития
Данные условия предполагают:
1.обеспечение эмоционального благополучия:
-через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям.
2. поддержку индивидуальности и инициативы детей:
-через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-через не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3.установление взаимодействия в разных ситуациях:
-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;
-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками;
-развитие умения работать в группе сверстников;
4.построение вариативного развивающего образования
5.взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Опираясь на образовательный стандарт, проектируя ООП ДО нашего учреждения, мы старались выстроить единую систему методического сопровождения социального развития ребенка и представить ее в виде модели:
Обратите внимание, что на то, что ребенок и детская деятельность не является центральным звеном образовательных отношений, ребенку отведено место как активного, равноправного участника. Поэтому в нашей модели присутствуют как педагоги, так и родители.
Сегодня мы с вами говорим о том, что социализация ребенка будет успешной, если создать условия для проявления социальной активности.
Поэтому основная образовательная программа дошкольного образования каждого учреждения должна учитывать социально-коммуникативное направление, которое будет ориентировано на освоение ценностей и норм, принятых в обществе.
В данном случае -это:
- формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование основ безопасного поведения в социуме, быту, природе.
Реализуя основную образовательную программу, при составлении перспективного планирования образовательной деятельности современный педагог имеет возможность выстроить образовательный процесс на основе комплексно-тематического планирования. Уже доказано, что именно тематические недели позволяют наиболее полно раскрыть тему, вызвать интерес, пробудить детскую инициативу и самостоятельность.
Реализуя ООП ДО педагогов могут использовать разнообразные формы организации образовательной деятельности:
-сюжетно-ролевые игры, игры парами и малыми группами, педагогические ситуации, ситуации морального выбора, просмотр и анализ мультфильмов, поручения различного характера, экскурсии, праздники, досуги и развлечения социального характера
В связи с тем, что федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает переход от стандартного образования к вариативности, тем самым педагоги, опираясь на особенности воспитанников группы, их интересы и потребности имеют возможность выбирать различные технологии, поддерживая разнообразие дошкольного детства.
Одна из инновационных технологий эффективной социализации дошкольников, которую предлагает Наталья Петровна Гришаева, включает в себя девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно.
- Клубный час. Технология позволяет формировать у детей ответственность и самостоятельность; развить умение ориентироваться в пространстве; воспитывать дружеские отношения между, позволяет воспитанникам проявлять инициативу, умение планировать свои действия и самое главное «Клубный час» позволит приобретать жизненный опыт, необходимый для дальнейшего самоопределения.
Она может проводиться 1-2 раза в месяц, длительность проведения 1 час. По своей тематике и целям, клубные часы бывают: свободные, тематические, семейные, творческие и т.д.
- Ежедневный рефлексивный круг. Эта технология позволяет педагогу стимулировать речевую активность детей, их мыслительные возможности, учит излагать свои мысли, развивать самостоятельность суждений и т.д. Ежедневный рефлексивный круг проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми. Он включают в себя разговор с детьми в течение 5-10 минут. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился в одном и том же месте, чтобы впоследствии дети самостоятельно могли обсуждать свои проблемы в кругу. Темы для обсуждений могут быть различными.
- Проблемные педагогические ситуации. Главная задача проблемных ситуаций – это самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения. Ситуация должна проводиться не меньше двух раз в месяц, повторяется раз в полгода, контроль через год. Допустим повтор 3-4 раза.
- Дети-волонтеры. Технология направлена на развитие навыков общения в разновозрастном коллективе, формирование самостоятельности и ответственности. Данная технология обычно реализуется в естественной среде детского сада, как обмен игрового и жизненного опыта дошкольников. Основной принцип волонтерства -старшие помогают или учат младших.
- Волшебный телефон. Технология «Волшебный телефон» направлена на формирование умения самостоятельно выражать свои чувства и мысли, умение определять проблему- это телефон доверия для детей. Данная технология чаще всего реализуется в дошкольных учреждениях как форма работы педагога-психолога. Поскольку в ходе разговора сказочный персонаж ненавязчиво задает вопрос ребенку, связанный с его эмоциональными переживаниями.
- Социальные акции. Данная технология в первую очередь направлена на объединение усилий педагогов и родителей на развитие положительной гражданской позиции, позволяет включить родителей в жизнь детского сада, привлечь социальное окружение. Может проводиться один раз в месяц, может соответствовать теме недели. В большей степени за пределами детского сада.
- Ситуация месяца. «Ситуации месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам. Для решения образовательных задач по ситуациям месяца педагоги организуют экскурсии, целевые прогулки, т.е. дети станут чаще и с пользой выходить за пределы детского сада. При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад.
Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. В идеальном варианте все «ситуации месяца» педагогам необходимо прописать в перспективном планировании и по завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.
Тематикой ситуаций месяца могут служить
«Юные экологи»,
«Правила дорожного движения»,
«Осень затейница»,
«Знают все на белом свете, спорт всегда полезен детям» и др.
«Мой любимый город Энгельс»
При выборе тем педагоги должны исходить из программы, по которой работает ДОУ, возрастных особенностей детей, самое главное, чтобы детям предоставлялась возможность осваивать социальные роли: я- как член семьи, я –как часть природы, я-как член общества, я- как гражданин и я-как мальчик, девочка.
- Заключительные праздники по темам ситуаций месяца.
- Развивающее общение. Данная технология играет ведущую роль в развитии саморегуляции поведения, формирует способность ребенка самостоятельно решать проблемы, находить выход при решении конфликтных ситуаций.
Хочется отметить, что ни одна из перечисленных технологий не должна обходиться без привлечения родителей в жизнь детского сада. Это может реализовываться через различные формы взаимодействия. Например, организация клуба «Школа молодой семьи», проведение Дней открытых дверей, проведение совместно с родителями «Семейных мастерских», а также организация конкурсов и выставок детско -родительского творчества, трудовые десанты и социальные акции.
Каждому дошкольному учреждению необходимо стремится к тому, чтобы семьи воспитанников принимали активное участие в формировании социальной компетентности, ведь только в тесном сотрудничестве с родителями можно добиться хороших результатов. Родители должны выступать не только в роли социального заказчика образовательных услуг, но и активным субъектом образовательных отношений.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что наше дошкольное учреждение, как и многие другие, находится сейчас на этапе пересмотра традиционных подходов к организации образовательного процесса при формировании социальной компетентности каждого ребенка, потому что помочь раскрыть ребенку окружающий мир, подготовить его к полноценной жизни в современном обществе – это одна из базовых задач, стоящих перед дошкольными современными педагогическими коллективами.
Список литературы:
- Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / 2-е издание, испр. и доп.- М.: Карапуз, 2001.
- Эльконин Д.Б. Психологические игры. – М.: Педагогика, 1978.
- Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. / Сост.: О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Гендерная социализация личности дошкольника посредствам игры в условиях ДОУ
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, ч...
Мини-музей как эффективное средство социализации личности дошкольника
Мини-музей как эффективное средство социализации личности дошкольника...
статья "Социализация личности дошкольника с ЗПР через формирование самостоятельности посредством трудовой детельности"
В статье раскрываются цели и задачи, методы и приёмы на каждом этапе работы с детьми по развитию самостоятельности посредством трудовой деятельности....
«Игровая деятельность как средство социализации личности дошкольника»
Как игра помогает при всестороннем развитии ребёнка...
Экологический проект как средство социализации личности дошкольника.
В настоящее время общество всё более заметно влияет на процессы социализации и воспитания подрастающего поколения. Социализация является ведущим фактором развития ли...
«Взаимодействие семьи и структурного подразделения-дошкольные группы в целях социализации личности ребёнка-дошкольника»
laquo;Взаимодействие семьи и структурного подразделения-дошкольные группы в целях социализации личности ребёнка-дошкольника»...