«Пернатые друзья»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Тема «Пернатые друзья»
Направление «Познавательно-речевое развитие»
Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество.
Старшая группа
задачи:
- способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах,
- учить отгадывать загадки,
- развивать интерес к миру пернатых,
- дать представления о значении птиц для окружающей природы,
- формировать желание заботиться о птицах.
Предварительная работа: изготовление кормушек (дети с родителями); заучивание стихов, беседа о птицах, наблюдения на прогулке.
Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих птиц, силуэты птиц, гуашь, вата, клей, кисти.
Словарная работа: мороз лютует, невмочь, всеядны, грызуны, пустыня.
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель читает детям стихотворение М.В.Титовой «Осенняя пора»
Наступили холода,
Скоро к нам придёт зима.
И птицы – наши верные друзья,
Улетают в тёплые края.
2. Беседа.
Воспитатель:
- О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?
- Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)
- Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.
- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).
- Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.
- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. ( Грач)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. ( Ласточка)
Я в скворечнике живу
Песни звонкие пою. (Скворец)
Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят… (Журавли)
После каждой загадки воспитатель спрашивает:
- Почему вы так думаете?
3. Физкультминутка «Улетают журавли»
Дети легко на носочках бегают, машут руками, имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.
Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.
Воспитатель:
- Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.
( На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).
- Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.
- Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? ( Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) – выставляются картинки.
- Какие это птицы? (Зимующие).
-А почему же они не улетают?
- Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)
- Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
4. Игра «Голоса птиц» - необходимо угадать, какая птица издаёт такие звуки, найти соответствующую картинку и повторить эти звуки. ( Звучит аудиозапись)
- Кар-кар! (Ворона)
- Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)
- Ча-ча-ча! (Сорока)
- Синь-синь-синь (Синица)
Воспитатель:
- Молодцы, правильно угадали.
5. Игра «Кто лишний?»
А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.
1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)
2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая (если правильный ответ – зимующая птица улетает)
3 слайд – все птицы зимующие.
- Молодцы, справились с заданием.
А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» (читает ребёнок)
Сначала падает снежок
На землю тихо, как пушок,
Потом мороз лютует.
А воробьи, синицы
И все другие птицы –
Как они зимуют?
Зимою птицам холодно,
Тоскливо очень, голодно.
Порой терпеть невмочь.
А люди всемогущие,
В тепле всегда живущие,
Должны ли им помочь? А.Григорьев.
Воспитатель:
- Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)
- Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц зимой страшнее холода.
- Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)
- Правильно птиц нужно подкармливать.
Зёрнами, салом и хлеба горбушкой
Птиц угощает зимою… (Кормушка)
- Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.
6. Игра «Улетают – не улетают»
Воспитатель:
- А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»
- Молодцы, вы были внимательны.
- Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)
- Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?
- Давайте вместе подумаем.
Посмотрите, как красиво:
1 слайд – изображение леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях, в небе, на водоёме, другие обитатели).
Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.
2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.
Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.
3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.
Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.
4 слайд – растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.
Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.
5 слайд – пустыня.
Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.
Чтение отрывка стихотворения А.Яшина» Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Гость зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
7. Продуктивная деятельность – раскрашивание силуэтов птиц, используя нетрадиционную технику (грудка птиц – наклеивание ватных шариков, с последующим раскрашиванием.)
8.Итог.
- Что вам больше всего понравилось на занятии? Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни, тема: «Овощи»
Цели:
Познакомить детей с овощами.
Развивать активный словарь детей по теме «Овощи».
Учить детей образовывать множественное число имен существительных, использовать уменьшительные суффиксы.
Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, зеленый), понятия «один-много», «большой-маленький».
Развивать память, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений.
Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.
Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам.
Оборудование:
Муляжи овощей. Чудесный мешочек.
Игрушка «козел», «зайцы».
Картонные силуэты моркови, огурцов, помидоров, банок.
Лопатки, леечки, грабли, посуда кукольная: кастрюли, тарелки, ложки, ножи.
Аудиозапись: песня «Веселый огород», «Урожай».
Горох, пластилин зеленого цвета, соленое тесто.
Пластиковые овощи из двух половинок, скрепленных липучкой.
Заготовленные рисунки «Подрастай, морковка», карандаши коричневого цвета.
Ход занятия:
Приветствие
- Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся
Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»
- Вот у меня мешочек. Не простой, а чудесный. В него руку опускайте и что-то доставайте.
Игра «Покорми зайчат»
- Возьмите свои овощи, положите на тарелочку и покормите зайчат.
Дидактическая игра «Что съел зайка?»
- Вот у зайки капуста, огурец и морковка. (Прячется морковка). Что съел зайка? Зайка съел морковку. Что осталось? Осталась капуста и огурец. Какого цвета капуста? Зеленого. А огурец какого цвета? Зеленый.
Игра с пуговицами «Овощи в банке»
- Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и размера.
Овощи в банке - игра с пуговицами
Рисование «Салат»
- Посмотрите, на этой картинке нарисовано все, что нужно для овощного салата — салата из овощей: помидор, огурец, перец, лук, соль, масло. А в нижней части листа нарисована тарелка для салата — салатница. Возьмите в руки карандаш и проведите линии от каждого продукта к тарелке-салатнице.
Рисование - Салат
Дидактическая игра «Посади огород»
В огороде много гряд.
Тут морковка и салат.
Огурцы тут и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит круглый год.
- Скатайте из соленого теста толстую колбаску — это будет грядка. В тесто втыкайте морковки — получится у нас грядка с морковкой.
Рисование «Подрастай, морковка»
На заготовленном фоне дети рисуют морковкам горизонтальные полосочки коричневым карандашом.
Упражнение «Выросла морковка»
(Проводится вместе с родителями).
Сначала посадили в землю маленькое зернышко.
(Дети садятся на корточки)
Солнышко капусту согревало, дождик поливал и морковка стала подрастать.
(Дети медленно встают на ножки)
Выросли у морковки зеленые листочки.
(Поднять руки вверх)
Пора срывать морковку.
(Родители обнимают детей и берут на руки — срывают морковку с грядки)
Пальчиковая игра «Овощи»
У девочки Ариночки
Овощи в корзиночке.
(Сложить ладони «корзиночкой»)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко.
Помидор и огурец.
(Сгибать пальчики, начиная с большого)
Вот Арина — молодец.
(Показать большой палец)
Дидактическое упражнение «Один-много»
На магнитную доску воспитатель выкладывает картинку с изображением овоща, остальные картинки раздает детям по одной.
- У меня один овощ. А сколько у вас? У Ани одна морковка. У Дениса один огурец. Выложите свои овощи рядом с моим на доске. Сколько стало овощей? Много.
Словарная работа «Один-много»
Воспитатель берет в руки овощ и называет его в единственном числе, затем передает его ребенку и просит назвать множественное число.
Одна морковка, а как сказать, если их много? Много … морковок.
Один огурец — много … огурцов.
Один помидор — много … помидоров.
Один перец — много... перцев.
Одна картошка — много … картошки.
Одна капуста — много … капусты.
Аппликация «Консервируем овощи»
- Положите сверху на изображение банки большой и маленький огурец, большой и маленький помидор. Расположите овощи так, чтобы они все вместились в банку. А теперь наклейте овощи на банку.
Огурцы и помидоры, рисунок
Динамическая пауза «Огородники»
Мы лопатки взяли
(движения, изображающие носку лопаты на плече)
Грядки раскопали.
Раз-два, раз-два -
Вот как раскопали
(движения в соответствии с текстом)
Грабли в руки взяли
Грядки причесали.
Раз-два, раз-два -
Вот как причесали.
Семена рядами
В землю мы сажали.
Раз-два, раз-два -
Вот как мы сажали
(движения в соответствии с текстом)
Мы водой прохладной
Грядки поливали.
Раз-два, раз-два -
Вот как поливали
(изображать полив грядок из лейки)
Урожай богатый
Дружно собирали.
Раз-два, раз-два -
Вот как собирали
(наклоны)
Танцы и песни
Сами затевали
Раз-два, раз-два -
Вот как затевали.
(хлопки в ладоши)
Упражнение «Поварята»
- А теперь вы будете поварятами, возьмете ножи и нарежете фрукты на кусочки. Пластиковыми ножиками дети «разрезают» овощи на половинки (скрепленные липучкой).
- На сколько частей вы разрезали свой овощ? Посчитаем: один, два. Вы разрезали на две половинки.
Рисование пальчиковыми красками «Огород козла Мефодия»
- Покажите на рисунке козла Мефодия. Назовите, какие овощи растут у него в огороде? Капуста, морковь, помидор. Сейчас мы раскрасим эти овощи. Каким цветом раскрасим капусту? Зеленым цветом. Каким цветом раскрасим помидор? Красным цветом. Каким цветом раскрасим морковь? Оранжевым цветом.
Огород козла Мефодия, картинка
Упражнение «Переложи горох»
- Зайчик снова проголодался. Давайте накормим его горохом. Берите горох ложечкой из кастрюли и перекладывайте в тарелку.
Лепка «Гороховый стручок»
Дети лепят из зеленого пластилина колбаску и вдавливают в нее горошины.
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим.
Движения прямыми ладонями
Мы морковку трем, трем,
Потереть ладони друг о друга
Мы капусту солим, солим.
Сложить пальцы в щепотку.
Мы капусту жмем, жмем.
Сжимать и разжимать кулачки.
Показ настольного театра «Козел Мефодий»
- Кто там бродит в огороде?
- Это я, козел Мефодий.
- По каким таким делам?
- Помогаю сторожам.
Я капусту охраняю,
Каждый лист оберегаю...
- Почему ж капусту вдруг,
А не редьку
И не лук?
Как же так, скажи, Мефодий?!
Ты забыл о них, выходит!
- Ничего я не забыл,
Но на все не хватит сил.
Лук стеречь я не умею,
А от редьки я худею.
А капуста - хороша,
И нужны ей сторожа,
Потому что самый вкусный,
Очень вкусный -
Лист капустный!
Словарная работа «Большой и маленький»
Огурец – огурчик.
Картошка — картошечка.
Капуста – капустка.
Помидор — помидорчик.
Лук — лучок.
Чеснок – чесночек.
Морковь – морковочка.
Свекла — свеколка.зыкальная сказка «Репка»
№1
Ребенок:
Сердцу милые равнины,
Неба ширь, хлебов поля.
Это русские картины,
Это - Родина моя!
Нас, качая в колыбели,
Песни русские нам пели.
Сказки русские читали.
Мы взрослели, подрастали.
И сегодня здесь с друзьями
Сказку вам расскажем сами.
Сказке этой много лет.
В этой сказке один дед
В землю овощ посадил,
Овощ это уродил.
Так он в землю врос корнями.
Впрочем. все смотрите сами
№2
Ребенок: в синем небе солнце светит,
стайкой вьются облака.
Мы сегодня просто дети,
Но все это лишь пока.
Времени пройдет не мало,
что задумано свершится.
И товар найдет дорогу
Репке довелось родиться
Музыкальная сказка «Репка»
№ 3
песня «Репка, ты, репица, зелена сурепица»
Репка, ты репица,
Зелена сурепица,
Сладкая, медовая,
Голова бедовая.
Кум Гаврила, кум Гаврила,
Я Гавриле говорила.
Репка, ты репица,
Зелена сурепица,
Сладкая, медовая,
Голова бедовая.
Я не мамкин сын.
Я не тяткин сын,
Я на горке рос,
Меня ветер снёс.
Репка, ты, репица,
Зелена сурепица,
Сладкая, медовая,
Голова бедовая.
Репка: все позади уж у меня
И заслужила право, я
Стоять на этой сцене
Невзгоды все пережила
и стала я, ну хоть куда.
Российская супер – звезда.
№4
перепляс
Уважаема в народе,
Я расту на огороде.
Вот какая я большая!
До чего же хороша я!
Вам с такой красавицей
Ни за что не справиться!
№5
Репка гордо садится на приготовленный стул.
№6
Выходят дед и бабка, садятся на лавку, беседуют.
№7
Ведущая Дождь прошел, не слышно грома,
В небе солнышко горит.
№8
Вышел дедушка из дома
И старухе говорит.
Дед Я смотрю, на огороде
Всё дождём полито вроде…
Почитаю-ка журнал!
Бабка Лучше репку бы сорвал!
Я бы каши наварила…
Дед Ладно уж, уговорила!
Ведущая
Дед пришёл на огород,
В руки сильные плюёт,
Репку хвать за хохолок….
Дед не спеша подходит к Репке, становится позади, берет ее за плечи, раскачивает вперед-назад – «тянет», поет хор с дедкой:
№9
Дед Дедка, дедка, посадил наш репку,
Крепко, крепко зацепилась репка.
Тянет-тянет, тянет-тянет, вытянуть не может,
Кто же, кто же, кто же, кто же дедушке поможет?
Дед Бабка, быстренько беги,
Репку вырвать помоги!
Бабка Я ещё полы не мыла
И корову не доила,
В доме дел – невпроворот!
Но на помощь дед зовет!
Ведущая
Бабка деда, что есть силы
Поскорее ухватила
Вмиг за крепкий поясок,
Репку дед – за хохолок…
№10
Бабка кладет руки на плечи деду, «тянут» Репку, поют все:
Тянем-тянем, тянем-тянем, вытянуть не можем,
Кто же, кто же, кто же, кто же нам теперь поможет?
Бабка:
Катя, внучка, не сиди,
К нам на помощь ты иди!
Муз. 11
Появление внучки с куклой в руках.
Внучка:
Вы зачем меня позвали?
В куклы поиграть не дали?
Дома дел невпроворот,
Но зовут на огород.
Ведущая
Внучка бабушку схватила,
Бабка деда что есть силы
Хвать за крепкий поясок,
Репку дед – за хохолок…
Муз. 12
Повторяется сцена вытягивания репки и песня.
Бабка:
Что мы делать будем, внучка?
Внучка:
Позовём на помощь Жучку!
Жучка, Жучка, ну-ка, фас!
Помоги-ка нам сейчас
Репку толстую сорвать!
Муз. 13
Появление Жучки.
Жучка Гав-гав-гав! Ну что такое?
Не найти нигде покоя!
Только прилегла – и вот,
Все зовут на огород
Ведущая
Жучка зубками за платье
Уцепилась внучке Кате,
Внучка бабушку схватила,
Бабка деда, что есть силы
Хвать за крепкий поясок,
Репку дед – за хохолок…
Муз. 14
Повторяется сцена вытягивания репки и песня.
Дед:
Да, засела в землю крепко!
Бабка:
Богатырка, а не репка!
Жучка:
Эта репка непроста!
Дел не будет без кота –
Силы у него немало,
Он сметану ест и сало.
Помоги-ка мне, прошу,
А не то я укушу!
Муз. 15
Появление Кошки.
Кошка Мяу! Вы зачем зовете киску?
Угостить большой сосиской?
Все Нет!
Кошка Мяу, опять мне не везёт!
Ну что ж, пойду на огород!
Муз. 16
Ведущая
Кот собачку хвать за хвост,
А за платье внучку – пёс,
Внучка бабушку схватила,
Бабка деда что есть силы
Хвать за крепкий поясок,
Репку дед – за хохолок…
Повторяется сцена вытягивания репки и песня.
Муз. 17
Кошка:
Может, мышку позовём?
Дед:
Что за толк от этой мышки?
Ведь она совсем малышка!
Кошка
Но зато сильна! В кладовке
Сыра унесла головку!
Бабка:
Что ж, зови-ка мышку ты!
Нам не будет в том беды.
Кошка:
Мышка, помоги нам всем,
А не то тебя я съем!
Появление Мышки.
Муз. 18
Мышка Нет! У Мышки – вы-ход-ной!
И не спорьте вы со мной!
В парк иду я, на качели.
Что молчите, онемели?
Во время этих слов все герои удивленно переглядываются, затем возмущаются:
Все Мышка сказок не читает,
Ничегошеньки не знает!
Жучка Ты за Кошку ухватись!
Кошка Ну скорей…
Мышка За Кошку? Брысь!
Кошка с испуганным «Мяу! » прячется за спины остальных.
Дед (сердито) Мышка, ты забыла, что ли,
Кто у нас хозяин в доме?
Становись скорее в ряд!
Мышка жеманно становится перед Репкой.
Все Мышка! Не сюда! Назад!
Мышка капризничает, не хочет уходить назад.
Дед Погоди, вот рассержусь!
Мышка (умильно сложив лапки) Всё, дедуля, становлюсь!
Ведущая
Мышка хвать кота за хвост,
Кот за лапу – Жучку,
Ну а жучка – верный пёс –
Хвать за платье внучку,
Внучка бабушку схватила,
Бабка деда что есть силы
Хвать за крепкий поясок,
Репку дед – за хохолок…
Все герои поют:
Муз. 19
Тянем-тянем, тянем-тянем, вытянуть не можем,
Тянем-тянем, тянем-тянем… Вытянули Репку!
2 ребёнок: Деду все, конечно помогли,
И вытащили репку из земли.
Пришлось немножко потрудиться,
И урожаем вся семья гордится.
№20
песня «Ай – да, репка» (на мотив частушки)
1. Ай да репка, хороша,
И кругла ты и вкусна,
Ай, люли, ай люли,
И кругла ты и вкусна.
2. Да как дед тебя сажал,
Как тебя он поливал,
Ай, люли, ай люли,
Как тебя он поливал.
3. Да как вместе мы взялись,
И немножко напряглись,
Ай, люли, ай люли,
Да как вместе напряглись.
4. Славный вырос урожай,
Удивили мы весь край.
Ай, люли, ай люли,
Удивили мы весь край.
Ведущая
У нашей сказки есть начало,
У нашей сказки есть конец.
И мы скажем на прощанье,
Кто нас слушал МОЛОДЕЦ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пернатые друзья"
Тема: «Пернатые друзья»Направление: «Познавательно-речевое развитие»Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество...
Интегрированное занятие "Пернатые друзья"
Закрепление представления детей о птицах. Воспитание бережного отношения к природе....
Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"
Сценарий разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в совместной деятельности....
Как живут наши пернатые друзья зимой
НОД в старшей группе...
Положение о смотре-конкурсе "Помоги пернатым друзьям"
Положение о смотре-конкурсе на лучшую кормушку для птиц "Помоги пернатым друзьям", в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников...
Образовательная деятельность по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста в центрах активности по теме: «Птицы – наши пернатые друзья».
Образовательная деятельность по развитию речи...
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....