Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка
консультация
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в
полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного
учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в
данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_1.pptx | 65.74 КБ |
konsultatsiya_po_iom1.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении. Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) : Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития .
З адачи по социально - личностному развитию ребенка: • Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка; • Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально- личностному развитию ребенка; • Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника; • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; • Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется: государственным заказом; потребностями и запросами родителей; индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников ; возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются: - для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; - для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. -для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления: • развитие общей и мелкой моторики; • развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков; • формирование деятельности ребенка ( манипулятивной , сенсорно- перцептивной, предметно- практической, игровой, продуктивной, к которой относятся - лепка, аппликация, рисование) и другие виды продуктивной деятельности. • развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ; • формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ; • формирование элементарных математических представлений;
Методы , используемые в работе: • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания; • Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций) • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ; • Приемы арт - терапии ( куклотерапия , изотерапия , сказкотерапия ) ; • Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д..
Принципы ИОМ: - принцип опоры на обучаемость ребенка - принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. - принцип соблюдения интересов ребенка. - принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ; - принцип непрерывности. - принцип опоры на детскую субкультуру
Этапы конструирования индивидуального образовательного маршрута 1. Этап наблюдения. 2. Диагностический этап. 3. Этап конструирования. 4. Этап реализации 5. Этап итоговой диагностики. Мониторинг – это отправная точка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка.
Предполагаемый результат: • развитие социальной компетентности; • развитие коммуникативных навыков; • коррекция самооценки (приближение к адекватной) ; • развитие чувства самоценности ; • коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по
проектированию индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на
средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в
полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед
воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного
учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации
потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в
данной ситуации является составление и реализация индивидуального
образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь
реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и
обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного
маршрута (ИОМ) :
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной
социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального
развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических
сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-
личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться
психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия
воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе,
другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной
компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих
прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды
деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать
личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития
воспитанников;
возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу
дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные
направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных
навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-
перцептивной, предметно- практической, игровой, продуктивной, к которой
относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивной
деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного
механизма, речевых функций) ;
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и
социальных отношениях) ;
• формирование элементарных математических представлений;
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды,
направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с
«волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-
личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и
улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение
уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти,
внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц
лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д..
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на
следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего
развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на
стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его
проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды"
специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное
сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного
принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при
диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя
традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом,
проживает полноценный детский опыт.
Выделяют следующие этапы конструирования индивидуального
образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе
Сначала отметим, что 1 и 2 этапы проходят в ходе оценки индивидуального
развития детей в рамках педагогического мониторинга, проводимого
воспитателем в соответствии с программой в начале и конце года. Мониторинг
развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Это контроль с
периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной
связью. Мониторинг в работе позволяет не просто фиксировать уровень развития
ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и
педагогической коррекции. Мониторинг
– это отправная точка индивидуального образовательного маршрута для
каждого ребенка.
1. Этап наблюдения. Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности:
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные
или комплексные.
2. Диагностический этап. На данном этапе проводится педагогическая
диагностика. Цель данного этапа – выявление трудностей ребенка. По
результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности
дошкольников и их причины»
3. Этап конструирования.
Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для
дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих
трудностей.
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в
процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех
видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его
выбора, самоопределения.! Например: учитывая, что ведущий вид деятельности
ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов
помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят
письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.
На 5 этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась
или не сохранилась.
Предполагаемый результат:
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция самооценки (приближение к адекватной) ;
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных
траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные
стартовые возможности при поступлении в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка
Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивид...
Взаимодействие с семьей при проектировании индивидуального образовательного маршрута ребенка
презентация...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка
Консультация для педагогов на тему: Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство социализации ребенка
Данный материал содержит рекомендации по проектированию и разработке индивидуального образовательного маршрута. Раскрывает подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Бу...
Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания основной образовательной программы дошкольного образования
Материал раскрывает механизм проектирования индивидуального образовательного маршрута воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания образовательной программы на примере проблем...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута как условие достижения качественных результатов реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.
Принцип индивидуализации ФГОС ДО предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку, утверждает признание самоценности ...