Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка
статья (старшая группа) на тему

Буланова Любовь Сергеевна

Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника.

Под индивидуальным образовательным маршрутом понимается система дидактических  мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка»

Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника. 

Под индивидуальным образовательным маршрутом  понимается система дидактических  мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей. 

Деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для оказания индивидуальной помощи каждому ребёнку в планировании своей деятельности,  применению своих умений и навыков в совместной и самостоятельной  деятельности, на консультирование родителей. Важнее не то, что знают и умеют выпускники дошкольного образовательного учреждения, а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями.

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, т.е. на результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка или на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Сущность ИОМ заключается в следующем:

  1. ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как

              его индивидуальная образовательная программа;

  1. в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:

 -       как субъекты выбора дифференцированного образования,  

                  предлагаемого дошкольным образовательным учреждением;

         -       как «неформальные заказчики», предъявляя дошкольному

                 образовательному учреждению образовательные потребности и  

                  индивидуальные особенности ребенка;

  1. на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления  

    обучения, воспитания и развития в соответствии с его индивидуальными  

    особенностями.

Этапы проектирования ИОМ можно представить следующим образом:

  1. целевой (постановка целей воспитания и образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ребенка);
  2. содержательный (обоснование структуры и отбор содержания работы, их систематизация и группировка, то есть разработка плана ИОМ);
  3. практический (реализация плана работы);
  4. диагностический (определение системы диагностического сопровождения, анализ эффективности выбранных и используемых педагогических, инновационных, здоровьесберегающих технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания );
  5. организационно –коррекционно-педагогический (условия и пути достижения  педагогических целей, планирование дальнейшей работы).

Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ.  Это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с  

обязательной обратной связью. Мониторинг в работе позволяет не просто  фиксировать уровень развития ребенка в данный момент, но и дает

        материалы для сравнения, анализа и педагогической коррекции. Мониторинг

         – это отправная точка индивидуального образовательного маршрута для

         каждого ребенка.

               Проведя мониторинг уровней освоения программы (автор-составитель

         Н.Б.Вершинина) в октябре в подготовительной группе, проанализировав  

         результаты, я выявила, что в образовательной области «Коммуникация» у

         ребенка несоответствие между уровнем развития и его реальными

         возможностями. У Саши богатый словарный запас, четкая дикция, на

         достаточном уровне развиты компоненты лексической стороны и

         грамматического строя речи,  но на низком уровне развита связная речь.    

                 После беседы с фельдшером ДОУ, я узнала, что Саша

         гиперактивный ребенок. Это тоже влияет на развитие связной речи, на

         общение со сверстниками и взрослыми.

                 При проектировании индивидуального образовательного маршрута для

        Саши, я поставила цель: Совершенствовать речь Саши как средство общения              

        (развивая связную речь, помогая осваивать формы речевого этикета,

         развивая умение выражать свои эмоции и желания, оценивать и изменять

         свое поведение в процессе общения с окружающими людьми).

                   На втором этапе я изучала методическую литературу, рекомендации

         психологов и логопедов в журналах. Отбирала содержание работы с

        ребенком:  дидактические игры, социально-эмоциональные, беседы, тренинги,  

        этюды, комплексы дыхательной гимнастики, упражнения на расслабление;

         с семьей Саши: консультации, беседы, картотека словесных игр и упражнений.

                 Разработала план индивидуального образовательного маршрута для          

        Саши на три месяца (октябрь - декабрь). (Приложение 1)

                    На данный момент идет реализация третьего этапа – практического.          

         Ежедневно я включаю индивидуальную работу с Сашей  во время

         совместной деятельности с детьми, при организации самостоятельной

         деятельности  в режимные моменты.

                   В январе я планирую провести мониторинг уровня освоения

        программы Сашей по образовательным областям «Коммуникация» и

       «Социализация». Это содержание  четвертого этапа ИОМ. Сравнить  

       результаты с результатами предыдущего мониторинга, проанализировать  

      эффективность выбранных методик, методов, приемов и форм работы для

      достижения цели ИОМ.  

                 На пятом этапе (организационно-коррекционно-педагогическом) я буду  

      планировать индивидуальный образовательный маршрут для Саши,

      корректируя содержание педагогической работы, отбирая более эффективные

      формы работы, методы и приемы.

                                         Список литературы.

  1. Авдеева Ю.В. «Коммуникативное развитие детей 5-7 лет», ТЦ «Сфера»,М.-2012
  2. Антонова Л.Г. «Развитие речи», «Академия развития», Ярославль -1997г.
  3. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей», Мозаика-Синтез, М.-2002г.
  4. Арнаутова  Е.П.,Белая К.Ю Фомина А.А. «Раздаточный материал. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями» выпуск 273 «Школьная пресса», М.-2011г.
  5. Веракса Н.Е.,Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Мозаика-Синтез, М.-2010
  6. Вершинина Н.Б. «Комплексная диагностика уровней освоения программы», Издательство «Учитель», Волгоград - 2011.
  7. Журнал  «Дошкольная педагогика» №1-4 2012г, №7-8 2013г.
  8. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. «Развиваем связную речь» ТЦ «Сфера», М.-2012г.
  9. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения», Детство-Пресс, Санкт-Петергбург, -2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка

Консультация для педагогов на тему: Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство социализации ребенка

Данный материал содержит рекомендации по проектированию и  разработке индивидуального образовательного маршрута. Раскрывает подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Бу...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может вполной мере реализовать свои потенциальные возможност...

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания основной образовательной программы дошкольного образования

Материал раскрывает механизм проектирования индивидуального образовательного маршрута  воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания образовательной программы на примере проблем...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как условие достижения качественных результатов реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.

Принцип индивидуализации ФГОС ДО предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку, утверждает признание самоценности ...