Адаптированная дополнительная программа "Юный патриот"
методическая разработка (старшая группа)
Адаптированная дополнительная обшеобразовательная программа "Юный патриот" для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_yunyy_patriot.docx | 74.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Принята на заседании Утверждаю:
Педагогического совета Заведующий МКДОУ Протокол №1 « ЦРР - детский сад №22»
« 30» августа 2023 г ____________М.Ф.Швоева
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа
социально- гуманитарной направленности
«Юный патриот»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Разработана
воспитателем
Толстовой Е.В.
с. Левокумское
2023-2024уч. год
Содержание.
№ | Разделы | № страницы |
1.Целевой раздел | ||
1.1. | Пояснительная записка (цель и задачи программы, принципы, подходы к формированию Программы) | 3-7 |
1.2 | Планируемые результаты освоения Программы. | 7 |
1.3 | Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов | 8 |
2.Содержательныйраздел | ||
2.1. | Описаниеобразовательнойдеятельностипопрограммамдополнительногообразованияпонаправлениямразвития воспитанников | 9 |
2.2. | Учебный (тематический) план | 9-10 |
2.3. | Содержание учебного(тематического)плана | 11 |
2.4 | Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников. | 11-13 |
3.Организационный раздел | ||
3.1 | Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка. | 13 |
3.2. | Организация развивающей предметно-пространственной среды. | 14-15 |
3.3. | Режим осуществления дополнительной образовательной деятельности. | 15 |
3.4. | Методические материалы | 15-18 |
3.5. | Список литературы | 19 |
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Юный патриот» разработана с учетом особенностей психофизического развития обучающихся.Созданы специальные условия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов (далее вместе - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья).
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Юный патриот» разработана на основании:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ";
- Приказа Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МКДОУ «ЦРР-детский сад №22» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (приказ №49-од от 01.02.2023 г.).
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, селу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
Общие задачи программы
Обучающие:
· формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного края (исторических личностях и героях современности);
· формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами;
· формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма); о его нравственном облике (доброта, милосердие, трудолюбие), нравственном поведении (умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками);
· формировать представления о добродетелях и потребности в следовании положительным нравственным примерам;
· формировать культуру речи детей, пополняя их словарный запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота и т. д.).
Развивающие:
· пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых знаний;
· развивать любознательность и активность;
· развивать умение размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (из книг, иллюстраций, видеоматериалов и др.);
· развивать потребность в познании, желание видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений;
· развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальных потребностей, связанных с определённой жизненной ситуацией.
Воспитательные:
· вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времён и поколений;
· воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
· формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми в разных видах деятельности и разных ситуациях;
· воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим за создание семейного благополучия;
· прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.
Дифференцированные задачи представлены по нескольким направлениям, которые взаимосвязаны между собой. Для каждого направления определены конкретные задачи и система базовых ценностей.
Воспитание нравственных чувств.
Задачи
· Формировать знания об отечественной истории через знакомство с биографией известных земляков в разные временные эпохи.
· Раскрывать сущность полярных понятий «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют.
· Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.
· Учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией.
· Развивать эмоциональную произвольность.
· Учить конструктивным способам управления на примере собственного поведения (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).
· Способствовать получению первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях друг с другом, расширять опыт позитивного взаимодействия в семье, почтительного отношения к родителям и взрослым, послушания, уважения.
Ценности
· нравственный выбор;
· справедливость;
· добродетель;
· эмоциональная отзывчивость;
· милосердие;
· честь;
· достоинство;
· уважение к старшим;
· ответственность и чувство долга;
· забота и помощь, честность, щедрость, забота о старших и младших.
Воспитание гражданственности, патриотизма.
Задачи
· Знакомить детей с жизнью замечательных людей, являющихся примерами служения Отчизне, исполнения патриотического долга, милосердия и сострадания.
· Расширять знания детей о родном городе, районе, области. Знакомить с гербом, историей возникновения своего города и района, особенностями и достопримечательностями, историей и культурой.
Ценности:
· любовь к России, своему народу, своему краю, городу, району;
· служение Отечеству.
Воспитание ценностного отношения к окружающему миру.
Задачи
· Формировать представления о заботливом и грамотном взаимодействии человека с окружающим миром.
· Формировать опыт эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе.
· Вырабатывать навыки позитивного взаимодействия с природой.
Ценности:
· родная земля;
· природа;
· братья наши меньшие.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи
· Учить видеть прекрасное в поступках людей, окружающем мире.
· Формировать первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности; умение выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.
· Формировать элементарные представления о способах выражения внутреннего душевного состояния человека.
Ценности:
· красота;
· гармония;
· духовный мир человека.
Воспитание трудолюбия
Задачи
· Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми.
· Приобретать опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности.
Ценности:
· уважение к труду;
· творчество и созидание;
· стремление к познанию;
· целеустремлённость и настойчивость;
· бережливость;
· трудолюбие.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных нравственных и культурных ценностей.
Принципы: индивидуализации дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерства с семьей;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Подходы к формированию Программы:
1) личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности;
2) деятельностный подход связан с возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;
3)аксиологический (ценностный) подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей ;
4)компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач;
5)диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми;
6)системный подход – как методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности.
1.2. Планируемые результаты реализации программы:
· Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.
· Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края.
· Осознание детьми и родителями своей сопричастностик культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, села, гражданином своей страны, патриотом.
· Проявление у детей основных добродетелей: сострадания,послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленностьи открытость к добру.
· Сформированные умения размышлять на духовно-нравственныетемы на основе изученного материала, высказыватьсвои суждения о содержании полученной информации (книги,иллюстрации, видеоматериалы и др.).
· Развитие у детей потребности в познании, желания видетьи чувствовать красоту в поступках людей разных поколений.
· Проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку.
· Сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.
· Активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т. д.
1.3.Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Диагностическое обследование воспитанников по программе дополнительного образования
№ | Ф.И. ребёнка | Первичное обследование | Общий уровень | Вторичное обследование | Общий уровень | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
Формы подведения итогов реализации ДАОП.
1. Нравственно - патриотическая информация для родителей на темы: «Воспитание чувства любви к своей малой Родине», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы».
2. Организация выставок детских работ, создавая рисунки, аппликации, поделки — сувениры к праздникам и историческим датам.
Творческая деятельность детей способствует развитию их воображения и фантазии, а также закреплению пройденного материала.
Творческие работы детей, как правило, объединены какой-либо темой:
«Моя семья», «Древо семьи», «Подвиг народа бессмертен!» и др. Организация целевых прогулок, трудовой деятельности.
Результативность и целесообразность работы по программе выявляется с помощью мониторинга, мониторинг проводится в два этапа.
Первый этап — диагностический.
На этом этапе проводится сбор информации и заполнение необходимой документации. Педагогическая диагностика формирования основ духовно-нравственного воспитания дошкольников осуществляется с использованием следующих методов:
· беседы с детьми на темы нравственного содержания;
· решение проблемных ситуаций;
· наблюдение за поведением ребёнка в самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками.
На основе диагностических методик и других методов диагностики педагогами заполняется аналитическая справка о сформированности первичных основ духовно-нравственного воспитания детей на начало и конец учебного года.
Второй этап — аналитико-обобщающий.
Этот этап мониторинга позволяет оценить динамику достижений детей в духовно-нравственном воспитании и эффективность реализации программы.
2. Содержательный раздел
2.1Описание образовательной деятельности по программам дополнительного образования по направлениям развития воспитанников
Направленность АДОП- социально- гуманитарная.
Новизна программы- применение в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Отличие данной программы состоит в подаче теоритического и практического материала в игровой форме. Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа «Юный патриот» обновляется с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Актуальность программы.
Образовательная политика на современном этапе формирует новые задачи, стоящие перед дошкольным образовательным ужреждением.С одной стороны это требования к особым компетенциям воспитанников: подготовка ребенка к жизни в современном динамичном мире, формирование таких качеств, которые определяют облик современного человека и обеспечивают ему успешность жизнедеятельности. К ним можно отнести: готовность и способность делать выбор , сотрудничать,проявлять толерантность, проявлять творчество,ставить и решать проблемы, воспринимать окружающий мир ,как единую систему, быть мобильным и готовым обучаться всю жизнь. Кроме этого современный человек должен обладать развитым правосознанием, позволяющим строить правовое государство, эффективно действовать в нем, соблюдать и защищать права человека, т.е быть человеком, владеющим правовой культурой. С другой стороны современный детский сад должен стать открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения и выстраивать деятельностьв соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей, общества в целом и государства.
2.2. Учебно - тематический план в старшей группе «Юный патриот»
№ | Тема | Количество занятий в неделю | Максимально допустимый объём образовательной нагрузки (мин) | |
Разде л 1. Семья (8 ч) | ||||
1 | Моя семья. Мои самые близкие, родные и любимые люди | 1 | 25 | |
2 | Моя семья. Мои самые близкие, родные и любимые люди | 1 | 25 | |
3 | Мать и дитя | 1 | 25 | |
4 | Образ отца | 1 | 25 | |
5 | Братья и сёстры | 1 | 25 | |
6 | Бабушки и дедушки | 1 | 25 | |
7 | Моя родословная | 1 | 25 | |
8 | Моя родословная | 1 | 25 | |
Раздел 2. Добро и зло (22 ч) | ||||
9 | Добро и зло | 1 | 25 | |
10 | Хорошо ли быть злым? | 1 | 25 | |
11 | Наше настроение | 1 | 25 | |
12 | Учимся справляться с гневом | 1 | 25 | |
13 | Какие бывают поступки | 1 | 25 | |
14 | Добрые дела и поступки. Добрые слова | 1 | 25 | |
15 | Милосердие и сочувствие | 1 | 25 | |
16 | Совесть | 1 | 25 | |
17 | Жадность и щедрость | 1 | 25 | |
18 | Прощение | 1 | 25 | |
19 | Упрямство | 1 | 25 | |
20 | Скромность | 1 | 25 | |
21 | Благодарность | 1 | 25 | |
22 | Храбрость и трусость | 1 | 25 | |
23 | Зависть | 1 | 25 | |
24 | Доброжелательность | 1 | 25 | |
25 | Справедливость | 1 | 25 | |
26 | Хвастовство | 1 | 25 | |
27 | Гордость | 1 | 25 | |
28 | Послушание | 1 | 25 | |
29 | Чувства других людей | 1 | 25 | |
30 | Вера и верность | 1 | 25 | |
Раздел 3. Мала я родина (6 ч) | ||||
31 | Мой родной край | 1 | 25 | |
32 | Место, в котором я живу | 1 | 25 | |
33 | Место, в котором я живу | 1 | 25 | |
34 | Достопримечательности родного края (города, района, села) | 1 | 25 | |
35 | Достопримечательности родного края (города, района, села) | 1 | 25 | |
36 | Мой любимый детский сад. От истоков к современности | 1 | 25 | |
Количество занятий в год / объём нагрузки в год (мин) | 36 | 900 |
2.3. Содержание программы ориентировано на добровольную группу воспитанников. Прием детей в творческое объединение производится на основе письменного заявления родителей (законных представителей). Специальных требований к знаниям и умениям, состоянию здоровья учащихся при приеме нет. Воспитательно-образовательный процесс организуется в группе на постоянной основе.
Расписание занятий объединения составлена с учетом режима пребывания детей в МКДОУ «ЦРР-детский сад №22», осуществляющий образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
Виды занятий определяются содержанием программы. В основном используются игры, комбинированные занятия, практические занятия, проектная деятельность.
Занятия по адаптированной дополнительной образовательной программе «Юный патриот» с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану.
Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.4 Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.
- Привлечение родителей к участию в деятельности кружка (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).
- Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй.
- Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу, периодические издания.
- Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке.
- Организация совместных с родителями прогулок, создание тематических альбомов.
- Изучение и анализ детско-родительских отношений с целью оказания помощи детям.
- Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.
- Выработка единой системы гуманистических требований в ДОУ и семье.
- Повышение правовой культуры родителей.
- Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение».
- С учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при реализации программы используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, проектный.
- Словесный метод — беседы с элементами диалога, рассказы педагога, чтение литературных произведений, выразительное чтение стихотворений детьми, составление ими рассказов, ответы на вопросы, отгадывание загадок и т. д.
- Наглядный метод — рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр мультимедийных презентаций, видеофильмов, мультфильмов, рассматривание экспонатов и памятников архитектуры во время экскурсий.
- Практический метод — изготовление различных поделок, подготовка к праздникам и проведение их, инсценировки, изготовление наглядных пособий, организация тематических выставок, проведение различных игр и т. д.
- Проектный метод — участие детей и родителей в осуществлении замысла, от его возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности.
- Перечисленные выше методы используются в разных формах работы с детьми.
- Формы работы с детьми
- Чтение художественных произведений духовно-нравственного и исторического содержания.
- Этическая беседа.
- Игры различных видов (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические).
- Инсценировки произведений духовно-нравственного и исторического содержания.
- Просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов.
- Экскурсии в музеи, по улицам района.
- Посещение библиотеки.
- Различные виды творческой деятельности детей (рисование, лепка, конструирование, пение, выразительное чтение, театральная деятельность).
- Организация тематических выставок.
- Праздники и тематические вечера.
- Для дошкольников основным видом деятельности и эффективным способом познания мира является игра. Трудно переоценить воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка. Именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения. В этом возрасте усвоение новых знаний происходит успешнее, если учебная деятельность сочетается с игрой.
- Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность застенчивых детей. Игра выполняет коммуникативную функцию, учит детей общению между собой и с взрослыми.
- Игр существует множество. В программе используются сюжетно-ролевые, дидактические и народные игры.
- При подготовке и организации тематических праздников используются практически все перечисленные формы работы с детьми. Программой предусмотрено проведение праздников:
День народного единства, День матери, День защитника Отечества, День Победы, День семьи и др.
3.Организационный раздел
3.1 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
В МКДОУ «ЦРР – детский сад №22» созданы следующие психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста.
Развивающая среда построена на следующих принципах:
насыщенность;
трансформируемость;
полифункциональность;
вариативность;
доступность;
безопасность.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем,
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной дополнительной образовательной программе « Юный патриот» созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ТНР:
- адаптация содержания теоретического материала в текстовом/аудио-/видео формате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся;
- создание условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение);
- использование средств альтернативной коммуникации, включая коммуникативные программы и так далее;
- преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения;
- стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникающих проблемах);
- обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию);
- нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога);
- расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии.
Материально-технические условия, предусматривают возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, туалетные и другие помещения ДОУ без барьерную архитектурно-планировочную среду.
3.3. Режим осуществления адаптированной дополнительной образовательной деятельности.
Возраст обучающихся: дети от 5 до 6 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
Режим занятий:занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. По 25 минут,всего 36 занятий в год
Форма организации образовательного процесса: групповая. При реализации дополнительной адаптированной общеобразовательной программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации .
3.4. Методическое обеспечение программы
Дидактические игры
«Баю-бай…» Детям предлагается рассмотреть изображения на карточках с двух сторон, послушать потешки или колыбельные песни, выполнить развивающие задания.
«Дай правильный совет». Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены различные ситуации, после чего дети дают свою оценку увиденному на картинке и ищут верные пути разрешения конфликта или проблемы.
«Закончи сказку». Детям читается сказка духовно-нравственного содержания без конца и предлагается закончить сказку самостоятельно.
«Зимние и летние виды спорта».
«Знаешь ли ты свое село?»
«Как я помогаю дома?» На одной из карточек изображён мальчик, на другой — девочка. К карточке, изображающей мальчика (девочку), нужно подобрать маленькие карточки, изображающие то, как мальчики (девочки) помогают взрослым по дому.
«Ласковое слово». Набор предметных картинок. Дети по очереди называют один и тот же предмет ласковым словом, не повторяясь. Кто не знает, тот выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался последним в игре.
«Настроение». Детям раздаётся набор шаблонов. Они распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме. Затем предлагается второй набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой, и детям нужно правильно их сложить.
«Наши эмоции». Детям даётся картинка с изображённой на ней ситуацией. Необходимо подобрать одну или несколько картинок с изображением эмоций.
«Правильно-неправильно». Дети раскладывают картинки: слева — с изображением правильного поведения мальчиков и девочек в семье, справа — с изображением неправильного поведения.
«Раньше и теперь». Воспитатель показывает картинки с изображением детского сада в прошлом, а дети — картинки с изображением из современной жизни.
«Семейные обязанности». Детям предлагаются картинки с изображением работы, которую выполняют женщины дома, и картинки с изображением мужских обязанностей в семье. Задача — разобрать картинки и объяснить свой выбор.
«Солдат и техника».
«Сопоставь событие и человека».
«Узнай по фотографии место в детском саду».
«Уроки вежливости». Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, послушать стихи, обсудить сюжет, составить свой рассказ по картинке, придумать собственную ситуацию.
«Уроки этикета». Знакомство детей с речевыми правилами, т. е. со словами и выражениями, необходимыми при общении: прощании, приветствии, просьбе, при извинении, благодарности, при разговоре по телефону, при выражении сочувствия.
«Хорошо или плохо». Ситуации из жизни, которые знакомы детям и доступны для их понимания. Подбор этих ситуаций продиктован ещё и тем, что ребёнку будет легко давать положительную или отрицательную оценку ситуациям.
«Этикет для малышей». Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, послушать стихи, обсудить сюжет, составить свой рассказ по картинке, придумать собственную ситуацию.
«Вспомни пословицы о маме». Игра с мячом.
«Добрые слова». Воспитатель говорит сидящему рядом ребёнку доброе слово и даёт ему в руки цветок. Тот передаёт его следующему, произнося другое хорошее слово.
«Кто больше назовёт добрых дел». Дети по кругу передают мягкий пушистый мячик, называя при этом добрые дела и поступки.
«Помоги богатырю отыскать дорогу». Лабиринт.
«Угадай профессию». Дети стоят в кругу. Ведущий показывает действия, которые выполняет сотрудник детского сада. Дети повторяют движения ведущего, они должны угадать, о какой профессии идёт речь, и назвать действия, которые выполняет представитель этой профессии.
«Угадай, о ком я говорю».
Альбомы для рассматривания
«Мамина работа». Набор сюжетных картинок с женскими профессиями.
«Моя родословная».
«Оцени поступок». Карточки с сюжетными картинками, использование которых в игровых упражнениях способствует знакомству детей с разнообразными формами поведения в различных ситуациях, одобряемых или не одобряемых взрослыми.
«Наши чувства и эмоции». Материал познакомит детей с эмоциональным миром людей. Уловить едва заметную улыбку или почувствовать раздражение собеседника, сдержать обиду или разделить радость с другом — всё это мир наших чувств и эмоций.
«Добро и зло в русских народных сказках».
«Достопримечательности нашего села». Комплект фотографий .
Комплект наглядных пособий «Россия — Родина моя»:—«Негосударственные символы России» (описания неофициальных символов нашей страны: природных, архитектурных, музыкальных, гастрономических).
— «Державные символы России». Рассматриваются такие важные понятия, как Конституция, государственные символы — гимн, флаг, которые в ходе исторического развития приобрели функции объединения людей, выражения нравственных идеалов государства, служения стране, символы воинской доблести и героизма ( Знамя Победы, георгиевская ленточка, Андреевский
флаг, а также архитектурный символ нашей страны — Московский Кремль).
— «Природа России». Рассматриваются все климатические зоны России, их природные особенности, богатейший растительный и животный мир.
— «История России». Рассматриваются яркие события отечественной истории: подвиги великих правителей, воинов, землепроходцев, повлиявших на судьбу нашей страны. Тексты проиллюстрированы отобранными репродукциями произ-
ведений выдающихся русских художников с учётом детского восприятия.
«Дети — герои войны». Комплект посвящён юным защитникам Родины, которые плечом к плечу со взрослыми сражались с захватчиками в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Лаконичные тексты картинок содержат краткую биографию; описание подвига или военных операций, в которых они
участвовали. Выводы о значении подвига в истории войны.
«Города-герои». Комплект посвящён героическому подвигу городов и Брестской крепости в годы Великой Отечественной войны.
В современных условиях актуально использование аудио-видеоматериалов и мультимедийных презентаций:
«Мир эмоций».
«Во времена Древней Руси».
«Сила России в единстве народа».
«По страницам Великой войны».
«Блокада Ленинграда».
«Битва за Москву».
«Дети — герои войны».
«Битва за Берлин».
«Преодолей себя!»
«Улицы моего района».
Один из любимых видов деятельности детей — просмотр мультфильмов.
«Встречайте бабушку».
«Мама для мамонтёнка».
«Моя семья».
«День рождения бабушки».
«Моя мама — волшебница».
«И мама меня простит».
«Если бы я был моим папой».
Цикл мультфильмов «Простоквашино».
«Просто так».
«Крепыш».
«Мишка-задира».
«Подарок для самого слабого».
«Алёша Попович и Тугарин Змей».
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
«Илья Муромец и Соловей-разбойник».
«Александр Невский. Победа над смертью».
«Садко».
«Тебе, Москва».
«Воробьишко».
«Мальчиш-Кибальчиш».
«Солдатская сказка».
«Солдатская лампа».
«Воспоминание».
«Скрипка пионера».
«Легенда о старом маяке».
«Василёк».
«Великая Отечественная».
Для организации бесед используется литература духовно-нравственного содержания: произведения В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, М. Горького, А. Л. Барто и др.; русские народные сказки; авторские сказки; былины; легенды и т. д.
3.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).
2.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб.: «ОООИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная дополнительная программа «Дом, в котором живет Уважение» по воспитанию у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений
Готовность ребенка к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, сост...
Адаптированная дополнительная коррекционно-развивающая программа
Игра как пространство развлечения даёт возможность переживать и испытывать положительные эмоции, непосредственные счастье и радость, неомрачённые реалиями жизни.Игра предоставляет большие возможности ...
Адаптированная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности "Сказочная карусель"
Данная программа направлена на развитие речи детей посредством сказки с элементами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» (начальный уровень) технической направленности
Программа «Робототехника» технической направленности, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развития их информационной и технологической культ...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ледниковый период" для детей с ТНР
Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ледниковый период» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и составлена в соответствии с нормативно-прав...
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД»
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД»...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Хочу всё знать"
Цель программы: развитие познавательных процессов у детей через опытно-экспериментальную деятельность....