Адаптированная дополнительная программа "Юный патриот"
методическая разработка (старшая группа)

Толстова Елена Васильевна

Адаптированная дополнительная обшеобразовательная программа "Юный патриот" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_yunyy_patriot.docx74.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Принята на заседании                                                                                                         Утверждаю:

Педагогического совета                                                     Заведующий МКДОУ                      Протокол №1                                                                                               « ЦРР -  детский сад №22»

« 30»  августа 2023 г                                                                                 ____________М.Ф.Швоева

Адаптированная дополнительная общеобразовательная  программа

социально- гуманитарной направленности

«Юный патриот»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Разработана

        воспитателем

                                      Толстовой Е.В.

с. Левокумское

2023-2024уч. год

Содержание.

                                Разделы

№ страницы

1.Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка (цель и задачи программы, принципы, подходы к формированию Программы)

3-7

1.2

Планируемые        результаты        освоения Программы.

7

1.3

   Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

8

2.Содержательныйраздел

2.1.

Описаниеобразовательнойдеятельностипопрограммамдополнительногообразованияпонаправлениямразвития воспитанников

9

2.2.

Учебный (тематический) план

9-10

2.3.

Содержание учебного(тематического)плана

11

2.4

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

11-13

3.Организационный раздел

3.1

Психолого-педагогические        условия, обеспечивающие развитие ребенка.

     13

3.2.

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

14-15

3.3.

Режим осуществления дополнительной образовательной деятельности.

15

3.4.

Методические материалы

15-18

3.5.

Список литературы

19

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная   записка.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Юный патриот» разработана  с учетом особенностей психофизического развития  обучающихся.Созданы специальные условия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида.

 Адаптированная дополнительная общеобразовательная  программа регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся            с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов (далее вместе - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья).

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа  «Юный патриот»   разработана на основании:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ";

-  Приказа Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-  Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573);

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в      МКДОУ «ЦРР-детский сад №22» Левокумского муниципального округа Ставропольского края    (приказ №49-од от 01.02.2023 г.).  

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения     и чувства к своей семье, селу, к природе, культуре на основе исторических            и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

Общие задачи программы

Обучающие:

· формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного края (исторических личностях и героях современности);

· формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами;

· формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма); о его нравственном облике (доброта, милосердие, трудолюбие), нравственном поведении (умение общаться                   и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками);

· формировать представления о добродетелях и потребности в следовании положительным нравственным примерам;

· формировать культуру речи детей, пополняя их словарный запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота и т. д.).

Развивающие:

· пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых знаний;

· развивать любознательность и активность;

· развивать умение размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (из книг, иллюстраций, видеоматериалов и др.);

· развивать потребность в познании, желание видеть и чувствовать красоту            в поступках людей разных поколений;

· развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальных потребностей, связанных с определённой жизненной ситуацией.

Воспитательные:

· вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времён         и поколений;

· воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе;

· формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми              и взрослыми в разных видах деятельности и разных ситуациях;

· воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим за создание семейного благополучия;

· прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.

Дифференцированные задачи представлены по нескольким направлениям, которые взаимосвязаны между собой. Для каждого направления определены конкретные задачи и система базовых ценностей.

Воспитание нравственных чувств.

Задачи

· Формировать знания об отечественной истории через знакомство с биографией известных земляков в разные временные  эпохи.

· Раскрывать сущность полярных понятий «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют.

· Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.

· Учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией.

· Развивать эмоциональную произвольность.

· Учить конструктивным способам управления на примере собственного поведения (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).

· Способствовать получению первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях друг с другом, расширять опыт позитивного взаимодействия   в семье, почтительного отношения к родителям и взрослым, послушания, уважения.

Ценности

· нравственный выбор;

· справедливость;

· добродетель;

· эмоциональная отзывчивость;

· милосердие;

· честь;

· достоинство;

· уважение к старшим;

· ответственность и чувство долга;

· забота и помощь, честность, щедрость, забота о старших и младших.

Воспитание гражданственности, патриотизма.

Задачи

· Знакомить детей с жизнью замечательных людей, являющихся примерами служения Отчизне, исполнения патриотического долга, милосердия                        и сострадания.

· Расширять знания детей о родном городе, районе, области. Знакомить с гербом, историей возникновения своего города и района, особенностями                              и достопримечательностями, историей и культурой.

Ценности:

· любовь к России, своему народу, своему краю, городу, району;

· служение Отечеству.

Воспитание ценностного отношения к окружающему миру.

Задачи

· Формировать представления о заботливом и грамотном взаимодействии человека с окружающим миром.

· Формировать опыт эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе.

· Вырабатывать навыки позитивного взаимодействия с природой.

Ценности:

· родная земля;

· природа;

· братья наши меньшие.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи

· Учить видеть прекрасное в поступках людей, окружающем мире.

· Формировать первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности; умение выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.

· Формировать элементарные представления о способах выражения внутреннего душевного состояния человека.

Ценности:

· красота;

· гармония;

· духовный мир человека.

Воспитание трудолюбия

Задачи

· Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми.

· Приобретать опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности.

Ценности:

· уважение к труду;

· творчество и созидание;

· стремление к познанию;

· целеустремлённость и настойчивость;

· бережливость;

· трудолюбие.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных нравственных и культурных ценностей.

Принципы: индивидуализации дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерства с семьей;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);
  • учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Подходы к формированию Программы:

1) личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности;

2) деятельностный подход связан с возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;

3)аксиологический (ценностный) подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей ;

4)компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач;

 5)диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование              в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми;

 6)системный подход – как методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов                           в совокупности.

1.2. Планируемые результаты реализации программы:

· Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.

· Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края.

· Осознание детьми и родителями своей сопричастностик культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, села, гражданином своей страны, патриотом.

· Проявление у детей основных добродетелей: сострадания,послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленностьи открытость к добру.

· Сформированные умения размышлять на духовно-нравственныетемы на основе изученного материала, высказыватьсвои суждения о содержании полученной информации (книги,иллюстрации, видеоматериалы и др.).

· Развитие у детей потребности в познании, желания видетьи чувствовать красоту в поступках людей разных поколений.

· Проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку.

· Сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям                  и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.

· Активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т. д.

1.3.Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

Диагностическое обследование воспитанников по программе дополнительного образования

Ф.И.

ребёнка

Первичное обследование

Общий уровень

Вторичное обследование

Общий уровень

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

Формы подведения итогов реализации ДАОП.

1. Нравственно - патриотическая информация для родителей на темы: «Воспитание чувства любви к своей малой Родине», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы».

2. Организация выставок детских работ, создавая рисунки, аппликации, поделки — сувениры к праздникам и историческим датам.

Творческая деятельность детей способствует развитию их воображения            и фантазии, а также закреплению пройденного материала.

Творческие работы детей, как правило, объединены какой-либо темой:

     «Моя семья», «Древо семьи», «Подвиг народа бессмертен!»  и др. Организация целевых прогулок, трудовой деятельности.

Результативность и целесообразность работы по программе  выявляется с помощью мониторинга, мониторинг проводится в два этапа.

Первый этап — диагностический.

На этом этапе проводится сбор информации и заполнение необходимой документации. Педагогическая диагностика формирования основ духовно-нравственного воспитания дошкольников осуществляется с использованием следующих методов:

· беседы с детьми на темы нравственного содержания;

· решение проблемных ситуаций;

· наблюдение за поведением ребёнка в самостоятельной деятельности,          в общении со взрослыми и сверстниками.

На основе диагностических методик и других методов диагностики педагогами заполняется аналитическая справка о сформированности первичных основ духовно-нравственного воспитания детей на начало и конец учебного года.

Второй этап — аналитико-обобщающий.

Этот этап мониторинга позволяет оценить динамику достижений детей        в духовно-нравственном воспитании и эффективность реализации программы.

2. Содержательный раздел

2.1Описание образовательной деятельности по программам дополнительного образования по направлениям развития воспитанников

Направленность АДОП-  социально- гуманитарная.

Новизна программы- применение в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Отличие данной программы состоит в подаче теоритического и практического материала в игровой форме. Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа «Юный патриот» обновляется  с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий                      и социальной сферы.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также                    в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Актуальность программы.

Образовательная политика на современном этапе формирует новые задачи, стоящие перед дошкольным образовательным ужреждением.С одной стороны это требования к особым компетенциям воспитанников: подготовка ребенка к жизни в современном динамичном мире, формирование таких качеств, которые определяют облик современного человека и обеспечивают ему успешность жизнедеятельности. К ним можно отнести: готовность и способность делать выбор , сотрудничать,проявлять толерантность, проявлять творчество,ставить       и решать проблемы, воспринимать окружающий мир ,как единую систему, быть мобильным и готовым обучаться всю жизнь. Кроме этого современный человек должен обладать развитым правосознанием, позволяющим строить правовое государство, эффективно действовать в нем, соблюдать и защищать права человека, т.е быть человеком, владеющим правовой культурой. С другой стороны современный детский сад должен стать открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения и выстраивать деятельностьв соответствии               с интересами и  ожиданиями детей, родителей, общества в целом и государства.

2.2. Учебно - тематический план в старшей группе «Юный патриот»

Тема

Количество

занятий

в неделю

Максимально

допустимый

объём образовательной

нагрузки (мин)

Разде л 1. Семья (8 ч)

1

Моя семья. Мои самые близкие, родные и любимые люди

1

25

2

Моя семья. Мои самые близкие, родные и любимые люди

1

25

3

Мать и дитя

1

25

4

Образ отца

1

25

5

Братья и сёстры

1

25

6

 Бабушки и дедушки  

1

25

7

Моя родословная

1

25

8

Моя родословная

1

25

Раздел 2. Добро и зло (22 ч)

9

 Добро и зло

1

25

10

Хорошо ли быть злым?

1

25

11

Наше настроение

1

25

12

 Учимся справляться с гневом

1

25

13

Какие бывают поступки

1

25

14

Добрые дела и поступки. Добрые слова

1

25

15

 Милосердие и сочувствие

1

25

16

 Совесть

1

25

17

Жадность и щедрость

1

25

18

 Прощение

1

25

19

 Упрямство

1

25

20

 Скромность

1

25

21

 Благодарность

1

25

22

Храбрость и трусость

1

25

23

Зависть

1

25

24

 Доброжелательность

1

25

25

 Справедливость

1

25

26

Хвастовство

1

25

27

Гордость

1

25

28

Послушание

1

25

29

Чувства других людей

1

25

30

Вера и верность

1

25

Раздел 3. Мала я родина (6 ч)

31

Мой родной край

1

25

32

Место, в котором я живу

1

25

33

Место, в котором я живу

1

25

34

Достопримечательности родного края (города, района, села)

1

25

35

Достопримечательности родного края (города, района, села)

1

25

36

 Мой любимый детский сад. От истоков к современности

1

25

Количество занятий в год /

объём нагрузки в год (мин)

36

900

           

        2.3. Содержание программы ориентировано на добровольную группу воспитанников. Прием детей в творческое объединение производится на основе письменного заявления родителей (законных представителей). Специальных требований к знаниям и умениям, состоянию здоровья учащихся при приеме нет. Воспитательно-образовательный процесс организуется в  группе на постоянной основе.

         Расписание занятий объединения составлена с  учетом режима пребывания детей в МКДОУ «ЦРР-детский сад №22», осуществляющий образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.

              Виды занятий определяются содержанием программы. В основном используются игры, комбинированные занятия, практические занятия,  проектная деятельность.

        Занятия  по адаптированной дополнительной образовательной программе «Юный патриот» с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану.

       Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

        2.4 Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

  1. Привлечение родителей к участию в деятельности кружка (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).
  2. Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй.
  3. Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу, периодические  издания.
  4. Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству    и созданию условий в группе и на участке.
  5. Организация совместных с родителями прогулок, создание тематических альбомов.
  6. Изучение и анализ детско-родительских отношений с целью оказания помощи детям.
  7. Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят    и о них заботятся в семье.
  8. Выработка единой  системы гуманистических требований в ДОУ и семье.
  9. Повышение правовой культуры родителей.
  10. Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение».
  11. С учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при реализации программы используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, проектный.
  12. Словесный метод — беседы с элементами диалога, рассказы педагога, чтение литературных произведений, выразительное чтение стихотворений детьми, составление ими рассказов, ответы на вопросы, отгадывание загадок и т. д.
  13. Наглядный метод — рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр мультимедийных презентаций, видеофильмов, мультфильмов, рассматривание экспонатов и памятников архитектуры во время экскурсий.
  14. Практический метод — изготовление различных поделок, подготовка           к праздникам и проведение их, инсценировки, изготовление наглядных пособий, организация тематических выставок, проведение различных игр    и т. д.
  15. Проектный метод — участие детей и родителей в осуществлении замысла, от его возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности.
  16. Перечисленные выше методы используются в разных формах работы           с детьми.
  17. Формы работы с детьми
  18. Чтение художественных произведений духовно-нравственного                      и исторического содержания.
  19. Этическая беседа.
  20.  Игры различных видов (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические).
  21.  Инсценировки произведений духовно-нравственного и исторического содержания.
  22. Просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов.
  23.  Экскурсии в музеи, по улицам района.
  24. Посещение библиотеки.
  25.  Различные виды творческой деятельности детей (рисование, лепка, конструирование, пение, выразительное чтение, театральная деятельность).
  26.  Организация тематических выставок.
  27.  Праздники и тематические вечера.
  28. Для дошкольников основным видом деятельности и эффективным способом познания мира является игра. Трудно переоценить воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка. Именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения. В этом возрасте усвоение новых знаний происходит успешнее, если учебная деятельность сочетается с игрой.
  29. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность застенчивых детей. Игра выполняет коммуникативную функцию, учит детей общению между собой и с взрослыми.
  30. Игр существует множество. В программе используются сюжетно-ролевые, дидактические и народные игры.
  31. При подготовке и организации тематических праздников  используются практически все перечисленные формы работы с детьми. Программой предусмотрено проведение праздников:

День народного единства, День матери, День защитника Отечества, День Победы, День семьи и  др.

3.Организационный раздел

3.1 Психолого-педагогические        условия, обеспечивающие развитие ребенка.

В МКДОУ «ЦРР – детский сад №22» созданы следующие психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний                   и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

 

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды.

       Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста.

     Развивающая  среда  построена  на  следующих  принципах:

насыщенность;

 трансформируемость;

 полифункциональность;

 вариативность;

доступность;

безопасность.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей                    и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем,

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные  составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные  в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует  игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися      с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной дополнительной образовательной программе « Юный патриот» созданы специальные условия для получения образования  обучающимися с ТНР:

- адаптация содержания теоретического материала в текстовом/аудио-/видео формате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся;

- создание условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение);

- использование средств альтернативной коммуникации, включая  коммуникативные программы и так далее;

- преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения;

- стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты                    о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникающих проблемах);

- обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию);

- нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога);

- расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии.

Материально-технические условия, предусматривают возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, туалетные         и другие помещения ДОУ без барьерную архитектурно-планировочную среду.

3.3. Режим осуществления адаптированной дополнительной образовательной деятельности.

Возраст обучающихся: дети от 5 до 6 лет.

Сроки реализации программы: 1 год.

Режим занятий:занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. По 25 минут,всего 36 занятий в год

Форма организации образовательного процесса: групповая. При реализации дополнительной адаптированной общеобразовательной программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации .

3.4. Методическое обеспечение программы

Дидактические игры

«Баю-бай…» Детям предлагается рассмотреть изображения на карточках        с двух сторон, послушать потешки или колыбельные песни, выполнить развивающие задания.

«Дай правильный совет». Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены различные ситуации, после чего дети дают свою оценку увиденному на картинке и ищут верные пути разрешения конфликта или проблемы.

«Закончи сказку». Детям читается сказка духовно-нравственного содержания без конца и предлагается закончить сказку самостоятельно.

«Зимние и летние виды спорта».

«Знаешь ли ты свое село?»

«Как я помогаю дома?» На одной из карточек изображён мальчик, на другой — девочка. К карточке, изображающей мальчика (девочку), нужно подобрать маленькие карточки, изображающие то, как мальчики (девочки) помогают взрослым по дому.

«Ласковое слово». Набор предметных картинок. Дети по очереди называют один и тот же предмет ласковым словом, не повторяясь. Кто не знает, тот выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался последним в игре.

«Настроение». Детям раздаётся набор шаблонов. Они распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме. Затем предлагается второй набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой, и детям нужно правильно их сложить.

«Наши эмоции». Детям даётся картинка с изображённой на ней ситуацией. Необходимо подобрать одну или несколько картинок с изображением эмоций.

«Правильно-неправильно». Дети раскладывают картинки: слева                   —            с изображением правильного поведения мальчиков и девочек в семье, справа — с изображением неправильного поведения.

«Раньше и теперь». Воспитатель показывает картинки с изображением детского сада в прошлом, а дети — картинки с изображением из современной жизни.

«Семейные обязанности». Детям предлагаются картинки с изображением работы, которую выполняют женщины дома, и картинки с изображением мужских обязанностей в семье. Задача — разобрать картинки и объяснить свой выбор.

«Солдат и техника».

«Сопоставь событие и человека».

«Узнай по фотографии место в детском саду».

«Уроки вежливости». Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, послушать стихи, обсудить сюжет, составить свой рассказ по картинке, придумать собственную ситуацию.

«Уроки этикета». Знакомство детей с речевыми правилами, т. е. со словами   и выражениями, необходимыми при общении: прощании, приветствии, просьбе, при извинении, благодарности, при разговоре по телефону, при выражении сочувствия.

«Хорошо или плохо». Ситуации из жизни, которые знакомы детям                  и доступны для их понимания. Подбор этих ситуаций продиктован ещё и тем, что ребёнку будет легко давать положительную или отрицательную оценку ситуациям.

«Этикет для малышей». Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, послушать стихи, обсудить сюжет, составить свой рассказ по картинке, придумать собственную ситуацию.

«Вспомни пословицы о маме». Игра с мячом.

«Добрые слова». Воспитатель говорит сидящему рядом ребёнку доброе слово и даёт ему в руки цветок. Тот передаёт его следующему, произнося другое хорошее слово.

«Кто больше назовёт добрых дел». Дети по кругу передают мягкий пушистый мячик, называя при этом добрые дела и поступки.

«Помоги богатырю отыскать дорогу». Лабиринт.

«Угадай профессию». Дети стоят в кругу. Ведущий показывает действия, которые выполняет сотрудник детского сада. Дети повторяют движения ведущего, они должны угадать, о какой профессии идёт речь, и назвать действия, которые выполняет представитель этой профессии.

«Угадай, о ком я говорю».

Альбомы для рассматривания

«Мамина работа». Набор сюжетных картинок с женскими профессиями.

«Моя родословная».

«Оцени поступок». Карточки с сюжетными картинками, использование которых в игровых упражнениях способствует знакомству детей                              с разнообразными формами поведения в различных ситуациях, одобряемых или не одобряемых взрослыми.

«Наши чувства и эмоции». Материал познакомит детей с эмоциональным миром людей. Уловить едва заметную улыбку или почувствовать раздражение собеседника, сдержать обиду или разделить радость с другом — всё это мир наших чувств и эмоций.

«Добро и зло в русских народных сказках».

«Достопримечательности нашего села». Комплект фотографий .

Комплект наглядных пособий «Россия — Родина моя»:—«Негосударственные символы России» (описания неофициальных символов нашей страны: природных, архитектурных, музыкальных, гастрономических).

— «Державные символы России». Рассматриваются такие важные понятия, как Конституция, государственные символы — гимн, флаг, которые в ходе исторического развития приобрели функции объединения людей, выражения нравственных идеалов государства, служения стране, символы воинской доблести и героизма ( Знамя Победы, георгиевская ленточка, Андреевский

флаг, а также архитектурный символ нашей страны — Московский Кремль).

— «Природа России». Рассматриваются все климатические зоны России, их природные особенности, богатейший растительный и животный мир.

— «История России». Рассматриваются яркие события отечественной истории: подвиги великих правителей, воинов, землепроходцев, повлиявших на судьбу нашей страны. Тексты проиллюстрированы отобранными репродукциями произ-

ведений выдающихся русских художников с учётом детского восприятия.

«Дети — герои войны». Комплект посвящён юным защитникам Родины, которые плечом к плечу со взрослыми сражались с захватчиками в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Лаконичные тексты картинок содержат краткую биографию; описание подвига или военных операций, в которых они

участвовали. Выводы о значении подвига в истории войны.

«Города-герои». Комплект посвящён героическому подвигу городов              и Брестской крепости в годы Великой Отечественной войны.

В современных условиях актуально использование аудио-видеоматериалов       и мультимедийных презентаций:

«Мир эмоций».

«Во времена Древней Руси».

«Сила России в единстве народа».

«По страницам Великой войны».

«Блокада Ленинграда».

«Битва за Москву».

«Дети — герои войны».

«Битва за Берлин».

«Преодолей себя!»

«Улицы моего района».

Один из любимых видов деятельности детей — просмотр мультфильмов.

«Встречайте бабушку».

«Мама для мамонтёнка».

«Моя семья».

«День рождения бабушки».

«Моя мама — волшебница».

«И мама меня простит».

«Если бы я был моим папой».

Цикл мультфильмов «Простоквашино».

«Просто так».

«Крепыш».

«Мишка-задира».

«Подарок для самого слабого».

«Алёша Попович и Тугарин Змей».

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».

«Александр Невский. Победа над смертью».

«Садко».

«Тебе, Москва».

«Воробьишко».

«Мальчиш-Кибальчиш».

«Солдатская сказка».

«Солдатская лампа».

«Воспоминание».

«Скрипка пионера».

«Легенда о старом маяке».

«Василёк».

«Великая Отечественная».

Для организации бесед используется литература духовно-нравственного содержания: произведения В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, М. Горького, А. Л. Барто и др.; русские народные сказки; авторские сказки; былины; легенды   и т. д.

3.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет      «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).

2.Нравственно-патриотическое  воспитание  детей дошкольного  возраста.       А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб.: «ОООИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная дополнительная программа «Дом, в котором живет Уважение» по воспитанию у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений

     Готовность ребенка к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, сост...

Адаптированная дополнительная коррекционно-развивающая программа

Игра как пространство развлечения даёт возможность переживать и испытывать положительные эмоции, непосредственные счастье и радость, неомрачённые реалиями жизни.Игра предоставляет большие возможности ...

Адаптированная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности "Сказочная карусель"

Данная программа направлена на развитие речи детей посредством сказки с элементами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» (начальный уровень) технической направленности

Программа «Робототехника» технической направленности, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развития их информационной и технологической культ...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ледниковый период" для детей с ТНР

Адаптированная общеобразовательная  общеразвивающая программа «Ледниковый период» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и  составлена в соответствии с нормативно-прав...

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД»

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД»...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Хочу всё знать"

Цель программы: развитие познавательных процессов у детей через опытно-экспериментальную деятельность....