Особенности образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
статья (подготовительная группа) по теме
Выступление на методическом объединении иструкторов по ФЗК города Балаково, Саратовской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_ovz.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования
Балаковского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Подсолнушек»
г. Балаково Саратовской области
413840, Саратовская область, г. Балаково, ул. Розы Люксембург, д. 39. Телефон 44-36-39
Методическое объединение
инструкторов по ФЗК
Особенности образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
Выполнила: воспитатель
Рябова Ирина Николаевна
Балаково 2018 г.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ нормативно регулирует право на образование без дискриминации по состоянию здоровья (ст.5) и определяет возможности получения образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) как в общеобразовательных организациях, так и в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ.
Педагогическая классификация нарушений выделяет такие категории детей с отклонениями от нормы развития:
слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
зрения (слепые, слабовидящие);
речи в разной степени;
интеллекта;
опорно-двигательного аппарата;
эмоционально-волевой сферы.
В отдельную категорию выделяют детей с ОВЗ в детском саду с множественными нарушениями, сочетающими два и более ограничения по здоровью.
Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ОВЗ. В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития всем гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем.
Согласно закону, обучающиеся с ОВЗ – это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Нередко возникает путаница в определении понятий «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид». В чем разница? «Ребенок-инвалид» имеет более узкое значение, в то время как понятие «дети с ОВЗ» включает и детей-инвалидов, и детей с отклонениями в развитии, которые подтверждены ПМПК. Важный момент – недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), без заключения которой ребенок не может получить статус обучающегося с ОВЗ.
Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
Рассмотрим пример: В дошкольную образовательную организацию приходит мама и говорит о том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья. Но подкрепляющий устные заявления документ из ПМПК семья предъявить не может. В этом случае ребёнок не может быть определён как ребенок с ОВЗ. Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии.
В последние годы количество детей с ОВЗ продолжает расти. И хотя внедрение инклюзивного образования связано с массой сложностей, процесс происходит всё активнее. Инклюзивное образование должно строиться вокруг стремления создать благоприятные условия для детей с ОВЗ, благодаря которым они получают равные возможности с ровесниками в получении образования и построения своей жизни. Для детей с ОВЗ в детских садах создаётся доступная среда, педагоги осваивают методики взаимодействия с такими дошкольниками. И сегодня на первый план выходит вопрос разработки основных образовательных программ. А в группах, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, для обучения должны использоваться программы адаптированные.
Успешная работа педагогов ДОУ с детьми с ОВЗ зависит не только от опыта и знаний, наработок. Модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную и продуманную систему, требующая привлечения различных специалистов.
Особое внимание следует уделить таким направлениям развития, как: физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);
Функции инструктора по физкультуре при обучении и воспитании детей с ОВЗ в детском саду: проведение мероприятий по укреплению здоровья детей; улучшение психомоторных способности воспитанников.
Опираясь на особенности детей с ОВЗ, следует разработать мониторинг достижений планируемых результатов, учитывая индивидуальные особенности детей и деференцированный подход для организации коррекционной работы на занятиях. В связи с особенностями, нельзя оценивать детей с ОВЗ по общим требованиям. Мы должны показать достижения и динамику развития каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие участников коррекционного процесса в работе с детьми с ОНР в условиях нового ФГОС.
О согласованном взаимодействии участников педпроцесса...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ с ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОО.
Опыт работы инструктора по физической культуре Татариной Татьяны Николаевны с детьми с ОВЗ дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждо...
Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя).Эти (да и не только эти) уже известные и многократно опробованные приёмы помогают нам в работе с детьми с ОВЗ. А также ис...
«Использование мультстудии в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
из опыта работы...
Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в ДОУ
Всё больше детей приходят в ДОУ с ограниченными возможностями здоровья, работы у психолога также становится всё больше. Давайте разбираться вместе, как, черезкаие формы ,методы и приёмы работать с так...
Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
материал из опыта работы педагога с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС...