Образовательный проект «Веселый счет»
проект по математике (подготовительная группа)

Морозова Екатерина Александровна

Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_veselyy_schet.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Проект «Веселый счет»

   

                                               

Выполнила воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Морозова Е.А.

г. Покачи  2017 г.


Проект краткосрочный.

Срок реализации проекта: 2 месяца

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Пояснительная записка

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.

Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.

Программа по введению в математику, логику является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.

Актуальность темы

Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых воспитаннками, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать.

Цели проекта:

  1. Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  2. Развивать математические представления детей 5-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
  3. Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления.

Задачи проекта:

  1. Закреплять навыки прямого и обратного счёта (0-5), умение обозначать числа цифрами, знание геометрических фигур.
  2. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику.
  3. Активизировать словарь (названия цифр, числительных).
  4. Учить создавать образ цифры.
  5. Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, исследовательской и продуктивной деятельности.
  6. Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Ожидаемый результат:

- ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач.

- успешно решает логические задачи;

- развивать быстроту мышления;

- проявляет интерес к экспериментированию.

- способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

- активно включается в игры; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

                                         

Содержание деятельности по реализации проекта:

1. Неделя первая

2. Неделя вторая

3. Неделя третья

4. Неделя четвёртая

5. Неделя  пятая

6. Неделя шестая

7. Неделя седьмая

8. Досуг «Путешествие от одного и до пяти с чудесами на пути»

1. Неделя первая

Задачи:

  1. Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, исследовательской и продуктивной деятельности.
  2. Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Воспитатель загадывает загадки:

  1. Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, ребят созывает (барабан).

  1. В пустом дупле по сто домов,

По сто котлов, в середине – ярмарка (улей).

Чтение художественных произведений:

- З. Александрова «Прятки»

- Ю. Коваль «Нулевой класс»

- Русские народные сказки: «Колобок», «Курочка ряба», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

- Стихотворение С. Маршака «Мяч»

Конструирование.

С помощью воспитателя дети изготавливают из бросового материала барабан.

Исследования.

Проводятся с детьми с помощью воспитателя.

1. Нуль Кругликов разложил на столе листы картона, ножницы, клей. Потом вырезал из одного листа картона круг.

Как из круга сделать шляпку для гриба?

Сделать разрез от точки на окружности до центра круга, наложить один край на другой и склеить.

2. Нуль Кругликов вырезал из листа картона одновременно два одинаковых круга.

Как это можно сделать?

Надо сложить лист пополам.

3. Нуль Кругликов вырезал из листа картона три круга разного размера.

Как из них сделать снеговика?

Надо наклеить на лист бумаги круги снизу вверх от самого большого до самого маленького.

Подвижная игра «Медведь и пчёлы»

Задание на дом:

-Что похоже на круг, овал, нуль?

Нарисуйте названные предметы.

                                                         

2.  Неделя вторая

Задачи:

  1. Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, исследовательской и продуктивной деятельности.
  2. Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Задачки:

Решают дети с помощью воспитателя.

Вторую задачку инсценируют.

1. Однажды Единица Стройная сплела большую корзину и отправилась спозаранку в лес за грибами. Вечером вернулась усталая.

- Сколько грибов ты набрала?

- Не скажу! Но его я сама съем!

- так сколько грибов у неё в корзине? (один)

2. Шла Единица Стройная прямой дорогой из города в деревню, а навстречу ей шла её сестрёнка, а за той ещё одна сестрёнка и ещё одна. Сколько всего Единиц шли в деревню? (одна)

Чтение художественных произведений.

- С.Михалков «Трезор»

- Э.Мошковская «Жадина»

- Е.Пермяк «Первая рыбка»

- А. Барто «Он был совсем один»

- Русская народная сказка «Лиса - повитуха»

Загадки.

Дети отгадывают загадки, в которых есть слова «один», «одна», «одно» в разных падежах.

• Зимой и летом одним цветом. (ёлка)

• Стоит Антошка на одной ножке (гриб)

• Махнула птица крылом,

Закрыла свет одним пером (ночь)

• Одного отца и одной матери дитя, но ни одного человека не сын (дочь)

• Умный Ивашка всю жизнь в одной рубашке.

По белому полю пройдёт-

Каждый след его поймёт (карандаш)

• Один костёр весь свет согревает (солнце)

Лепка.

С помощью воспитателя дети лепят гриб (отгадку к загадке).

Задание «Назови правильно» (по картинке)

Воспитатель вместе с детьми читает отрывок из стихотворения В. Степанова «Считаем вместе с мамой». Он указывает на предметы, изображённые на картинке, и называет их, а дети называют числительные.

Цыплёнок один

И корзина одна,

И пчёлка одна

На картинке видна.

И облако тоже

Одно в синеве.

Один колосок,

Ну а ягодок две.

Подвижная игра «Ловишки»

Задание.

Решите задачку.

• Единичка Стройная и Нуль Кругликов целый час играли в настольный футбол. Единице удалось выиграть, хотя она и двух голов не забила.

С каким счётом закончился матч? (1:0)

• Найдите пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, приметы, в которых встречаются слова «один», «одна», «одно», «одни» в разных падежах.

• - Что похоже на единицу?

Нарисуйте названные предметы.

  1. Неделя третья

Задачи:

  1. Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, исследовательской и продуктивной деятельности.
  2. Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Скороговорка.

Дети учат скороговорку, в которой есть слово «две».

На болоте, на лугу

Стоит миска творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали - улетели.

Загадки.

1. Дети отгадывают загадки, в которых есть слово «два».

2. Два братца в воду глядятся, никак не сойдутся. (Берега)

3. Два братца пошли в воду купаться. (Вёдра.)

4. Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят. (Глаза.)

5. Два братца спереди бегут, два сзади догоняют, а догнать не могут. (Колёса.)

6. Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.)

7. На носу у старика

Два стекла и два крючка.

Эти стекла, и крючки называются... (очки.)

Чтение художественных произведений

- В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок»

- В. Бианки «Лис и мышонок»

- Русские народные сказки «Лиса и журавль», «Два брата».

Задание «Назови правильно» (по картинке).

Воспитатель вместе с детьми читает отрывок из стихотворения В. Степанова «Считаем вместе с мамой». Он указывает на предметы, изображённые на картинке, и называет их, а дети называют числительные.

У хрюшки два ведёрка.

Два жёлудя лежат.

Два облака на небе,

И две пчелы жужжат.

С испугом смотрит Хрюшка:

Боится пчёл она.

Ведь пчёлок две, а Хрюшка-

А Хрюшка лишь одна.

Подвижная игра «Найди пару»

Задание на дом.

-Что похоже на двойку?

Нарисуйте названные предметы.

                                                   

  1. Неделя четвёртая

Задачи:

  1. Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, исследовательской и продуктивной деятельности.
  2. Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Загадки.

Дети отгадывают загадки, в которых есть слова «три», «третий», «тремя».

1.Один болтун, другой свистун, третий едун,

Два брата ведаки, а два слышаки,

Два бегуна да два брата ухвати (человек)

2.Один льёт, другой пьёт, третий растёт (дождь, земля, трава.)

3.Кто ест сено безо рта тремя зубами? (вилы.)

Скороговорка.

Дети учат скороговорку, в которой есть слово «три».

В печурке

Три чурки,

Три гуся,

Три утки.

Чтение художественных произведений.

- Сказка «Три медведя», «Три поросёнка», «Мужик, медведь и лиса».

Лепка.

С помощью воспитателя дети лепят из пластилина снеговика (из трёх шариков).

Исследование.

Проводится детьми с помощью воспитателя.

Надо поднести цифру 3 к зеркалу так, чтобы сбоку в зеркале стала видна другая цифра.

Какая цифра видна? (цифра 8)

Аппликация.

Дети выполняют аппликацию из трёх геометрических фигур (круга, треугольника, квадрата).

Подвижная игра «Гуси – лебеди».

Задание на дом.

- Что похоже на треугольник?

Нарисуйте.

  1. Неделя пятая

Задачи:

  1. Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, исследовательской и продуктивной деятельности.
  2. Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Загадки.

Дети отгадывают загадки, в которых есть слова «четыре», «вчетверо».

1. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (блин).

2. Два брюшка, четыре ушка. (подушка.)

3. Под одной шляпой четыре брата стоят. (стол.)

4. Как пошли четыре братца

Под корытом кувыркаться,

Понесли меня с тобой

По дороге столбовой. (колёса.)

Скороговорка.

Дети учат скороговорку, в которой есть слово «четыре» в разных падежах.

У четырёх черепашек

По четыре черепашонка.

Чтение художественных произведений.

- Братья Гримм «Бременские музыканты»

- К. Ушинский «Четыре желания»

- Русская народная сказка «Снегурушка».

Конструирование.

С помощью воспитателя дети собирают автомобиль из коробок.

Рисование.

Дети рисуют на тему «Мой любимый дом».

Задачка.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения В. Степанова «Считаем вместе с мамой» и инсценирует его, передвигая плоскостные фигуры на фланелеграфе. Дети решают задачку.

Четыре бобрёнка

Собрались в поход.

Четыре бобрёнка построили плот.

Но плот оказался

У них маловат:

Остался без места

Один из бобрят.

Четыре бобрёнка

Собрались в поход.

А сколько, скажи,

На плоту их плывёт?

(три.)

Задание «Назови правильно»

- Сколько в году времён года? Назовите их последовательно.

- На сколько частей делятся сутки? Назовите их.

- У кого из вас семья состоит из четырёх человек? Назовите имена членов своей семьи.

- Сколько углов и сторон у квадрата, у прямоугольника?

Подвижная игра «Четвёртый лишний».

Задание на дом.

- Что похоже на квадрат, прямоугольник? Нарисуйте.

                                                   

  1. Неделя шестая

Задачи:

  1. Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, исследовательской и продуктивной деятельности.
  2. Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Скороговорка.

Дети учат скороговорку, в которой есть слово «пять».

Пять ребят живут в избушке.

Пять маслят – вблизи опушки.

У ребяток – тапочки,

У масляток – шапочки.

Чтение художественных произведений.

- В. Сутеев «Кораблик»

- Б. Заходер «Птичья школа»

Исследование.

Проводится детьми с помощью воспитателя.

Пятёрка Отличница положила на стол ножницы и чистый лист бумаги и призадумалась: «У листа бумаги четыре угла. Если один угол отрезать, сколько углов останется?» (пять углов)

Рисование.

Дети обводят ладони и рисуют на силуэте смешные рожицы.

Аппликация.

Дети наклеивают на заготовку (силуэтное изображение рукавицы) пять геометрических фигур в виде орнамента, чтобы рукавица стала красивой.

Задание «Назови правильно»

Воспитатель вместе с детьми читает отрывок из стихотворения В. Степанова «Считаем вместе с мамой». Он указывает на предметы, изображённые на картинке, и называет их, а дети называют числительные.

В поле бабочка летает,

Колоски она считает.

Надо нам ей подсказать.

Что колосьев ровно пять.

Пять колосьев, пять корзин,

А воробушек – один!

Загадки.

Дети отгадывают загадки, в которых есть слова «пять», «пятый».

1. Две сестрички, две плетёнки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять – их надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять. (варежки)

2. Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива.(лошадь.)

Пальчиковая игра.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Первый пальчик хочет спать,

А второй уж прыг в кровать,

Третий пальчик прикорнул,

А четвёртый уж уснул.

Пятый пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Подвижная игра «Мы весёлые ребята!»

На двух противоположных сторонах игровой площадки чертят по линии, на третьей стороне- несколько кругов (это дом водящего). Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:

Мы- весёлые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну попробуй нас догнать!

Раз, два, три, лови!

После слова «лови» все перебегают на противоположную сторону площадки.

Водящий должен поймать кого- либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию.

                                                       

  1. Неделя седьмая

Задачи:

  1. Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, исследовательской и продуктивной деятельности.
  2. Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Дидактические игры.

«Счёт до пяти» (работа с раздаточным материалом: чего больше, чего меньше, сделай поровну).

«Геометрические фигуры» (выкладывание орнамента).

Домино «Математика».

Математическое лото «Найди пару» (работа с раздаточным материалом).

Пальчиковый театр.

Изготовление фигурок детьми и родителями с помощью воспитателя. Инсценировки.

Чтение художественных произведений.

- С. Маршак «Весёлый счёт»

- А. Барто «Зонтики»

Беседа.

«Какие отметки ученики получают в школе?»

Оформление альбомов детьми и родителями с помощью воспитателя: «Математика и русский фольклор» (пословицы, поговорки, и т.п.)

«Математика в рисунках».

Музыка.

Разучивание песни «От одного и до пяти»

(муз. И сл. В. Данько).

                                                         

  1. Досуг «Путешествие от одного и до пяти с чудесами на пути»

У центральной стены расставлены картины с изображением городов, где живут цифры, ширма и фланелеграф. Дети поют песню «От одного и до пяти» и маршируют.

От одного и до пяти

По склонам и по кочкам!

От одного и до пяти

По рощам и лесочкам!

От одного и до пяти

Под дождиком и в снег!

Смелей шагать

До цифры пять

Зовём с собой мы всех!

Подходят к изображению первого города.

Ребёнок.

Это город Небылица.

Здесь хозяйка – Единица.

Очень грустная она,

Ведь живёт совсем одна.

Из-за ширмы выходит грустная Единица (ребёнок с прикреплённой к груди цифрой 1).

Единица.

Грустно, скучно мне одной.

Поиграл бы кто со мной!

Воспитатель.        

Ну что, ребята, поиграем с Единицей?

Единица (достаёт лист бумаги).

Что-то я тут начудила,

Может, что- то позабыла.

Буду я читать, в ответ

Говорите «да» иль «нет».

Вот у вас, у людей, две руки (да), четыре ноги (нет), нос один (да) и хвост один (нет).

Воспитатель.

Не один хвост? А сколько?

Дети.

Совсем ни одного.

Единица.

Две спины (нет), две головы (нет).

Воспитатель.

Сколько же голов?

Дети.

Одна.

Единица.

Наверняка у вас три шеи. (Нет) А сколько? (одна). Но чтобы есть всё, что хочется, вы должны иметь два рта. (нет.) Сколько же? (один.)

Воспитатель.

Подожди, Единица, теперь и я спрошу у ребят. С Единицей в школе встретится хотите? (нет.) Вот такой у нас ответ!

Единица.

Так ведь я же пошутила

И дорогу вам открыла.

Воспитатель.

Один - это значит,

Что начался счёт

И дальше в пути

Он нас поведёт.

Дети прощаются с Единицей.

Ребёнок.

Есть получше города,

Мы отправимся туда!

Дети поют песенку. Подходят к изображению второго города.

Воспитатель.

Новый город- Дружноград.

Здесь друг другу каждый рад!

Ребёнок.

В город мы вошли едва,

Как навстречу цифра Два!

Из- за ширмы выбегает радостная цифра Два (ребёнок с прикреплённой цифрой два).

Цифра Два.

Вы уже здесь! Я так рада!

Хорошо, что вы пришли.

Моих мне рук не хватает-

Разбрелись все малыши.

Помогите, умоляю,

Каждому найдите маму!

Дидактическая игра «Где чья мама?»

Дети составляют из предметных картинок пары: взрослое животное- его детёныш.

Цифра Два.

Вот спасибо, молодцы!

Но вас задерживать не смею

И попрощаюсь, как умею.

Опять обнимает всех детей. Дети прощаются с цифрой два и поют песню. Подходят к изображению третьего города.

Воспитатель.

Входим в город цифры Три.

Будь внимателен, смотри!

Очень любит цифра Три,

Чтоб всего было по три:

В каждом доме три окошка,

На окошке по три кошки.

А у кошки три хвоста.

Глянь, какая красота!

Игра «Наведи порядок».

Дети становятся за столы. У каждого ребёнка две картинки с изображением предметов или животных, у которых есть недостающая или лишняя деталь, например нарисована машина с тремя колёсами, цыплёнок с тремя ногами. Дети дорисовывают недостающую деталь или стирают лишнюю.

Воспитатель.

Молодцы! Все справились. Отправляемся в путь.

Дети поют свою песенку. Подходят к изображению четвёртого города. У ворот стоит по стойке смирно цифра четыре.

Воспитатель.

Снова город на пути,

Только в город не войти:

Высоченные ворота,

У ворот с винтовкой кто- то.

Ребёнок.

Четвёрка, точно буква Ч,

Стоит с винтовкой на плече,

Блестят медали на груди.

Цифра Четыре.

Стой! Не подходи!

В город наш лишь тот войдёт,

Кто расставит зверей по росту.

Дети расставляют на фланелеграфе персонажей сказки «Теремок» по росту: от большего к меньшему.

Цифра Четыре.

Красота! Красота!

Отворяю ворота!

Воспитатель.

Ребята, мы входим в город Четвёрок и Пятёрок. Посмотрите, сколько тут жителей!

Дети надевают шапочки и берут атрибуты людей разных профессий.

Воспитатель.

Космонавты и ткачи,

Повара и скрипачи.

От врача до столяра-

Всех профессий мастера.

Чтоб получить профессию, учиться надо много.

Читать, писать, считать

Вам в школе надо всем на...

Дети хором (пять.)

Дети исполняют песню по выбору. Досуг заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема : «Веселый счет» Занятие по математике с элементами ТРИЗ-РТВ

Цель: Продолжать учить детей действию замещения при отборе требуемогоколичества предметов (без использования счета) с помощью фишек –заменителейЗадачи: Познавательные: - анализ объектов с це...

Творческий образовательный проект "Веселый светофорик"

Краткое содержание:Проведение сюжетно-ролевых игр, д/и с детьми, проведение занятий, бесед, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов:"Смешарики. Азбука бузопасности", чтение художественной ли...

Образовательный проект "Веселый транспорт"

Транспорт играет важную роль в нашей жизни. Он представляет собой все виды путей сообщения, транспортных средств, технических устройств, которые перемещают людей и грузы различного назначения из одног...

Проект "Веселый счет"

Проект в средней группе детского сада...

Образовательный проект "Веселый огород"

Образовательный проект "Веселый огород"...

проект "Веселый счет"

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Весёлый счет»Математика является универсальным и мощным методом познания. Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности игры - путешествия по образовательной области «познавательное развитие» ФЭМП для детей средней группы 4 – 5 лет на тему: «Сказка Репка, веселый счет»

laquo;Сказка Репка, веселый счет» Основной вид детской деятельности: игровая познавательная деятельностьФорма проведения мероприятия: занятие в форме игры - путешествия с дидактическими иг...