"Игры-упражнения для развития детской одаренности"
методическая разработка на тему
Игры - упражнения для развития словесно-логического мышления.
Игра-упражнение для развития объемно – пространственного мышления.
Конкурс интеллектуалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
авторский игры | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Центр развития ребенка -
детский сад № 29 «Улыбка»»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ».
Исполнитель: старший воспитатель
ЗВЕРЕВА Светлана Владимировна.
г. Вязники, 2018 г.
Игры - упражнения
для развития словесно-логического мышления.
«Логический поезд».
Оборудование. Вырезанные из бумаги силуэты паровоза и вагончиков, карточки с изображением предметов.
Дети по очереди подходят к столу, где лицевой стороной вниз лежат карточки. Выбрав одну из них, ребенок вставляет ее в прорези одного из вагончиков следом за карточкой предыдущего ребенка. Ему дается следующее задание: «Придумай одно или несколько предложений, в которых твой предмет и предмет выходившего перед тобой ребенка были бы как-то связаны».
Когда все дети присоединят вагончики со своими карточками к паровозику, необходимо обсудить получившиеся мини-рассказы, выделить наиболее интересные и оригинальные.
Усложнение 1. Игра проходит по прежнему сценарию, только карточки с изображением предметов заменяются словами, которые дети придумают сами. Они пишут или зарисовывают их на маленьких листочках и выходят с ними друг за другом к изображению поезда.
Впоследствии детям может быть предложено обменяться своим словом со словом соседа.
Усложнение 2. Сценарий игры остается прежним, но задание усложняется: «Теперь вам нужно связать свое слово не только со словом выходившего перед вами ребенка, но и со словами всех детей, выходивших перед вами».
Таким образом, у ребенка должен получиться последовательный, логически связный рассказ.
Рассказ может состоять как из рассказов выступавших перед ним детей с включением собственной части, так и из самостоятельно - от начала до конца придуманной истории.
Творчески работающий педагог, психолог может изобрести множество модификаций этой игры. Примером такого преобразования может служить следующая игра.
«Необычная карусель».
На доске или на листе бумаги рисуется модель карусели с каким-либо словом в центре, например со словом «солнце». Педагог предлагает детям «прокатить» свои слова на карусели, но оговаривает следующее условие: «Прокатить сможет только тот, кто придумает рассказ, связывающий его слово со словом "солнце"».
В конце игры снова происходит обсуждение рассказов, и ребенок, придумавший наиболее интересный рассказ, получает поощрительный приз.
Игра-упражнение
для развития объемно – пространственного мышления.
Предварительной работой к этим заданиям могут служить упражнения, формирующие у ребенка сериационные навыки, например «Продолжи ряд».
«Я - чертежник».
Оборудование. Демонстрационная модель призмы или другой геометрической фигуры и раздаточные модели мелких объемных фигур трех-четырех видов.
С детьми проводится беседа, в которой объясняется необходимость выполнения точного чертежа перед тем, как токарю выточить деталь, строителю построить дом и т.д. После этого детям предлагается попробовать себя в роли чертежника и сделать чертеж имеющихся демонстрационных фигур.
В последующей беседе и небольшом экспериментировании (сравнение призмы и прямоугольника) дети и педагог выясняют, что в чертеже должно быть три части: вид сверху (снизу), фас, профиль, - и чертят чертеж данной фигуры.
Затем детям раздаются маленькие несложные фигуры или модели геометрических фигур для самостоятельного исполнения чертежа.
Усложнение 1. Перед детьми ставятся три фигуры, обозначенные цифрами, а у каждого ребенка на столе лежит листочек с номером той фигуры, чертеж которой ему предстоит сделать.
После окончания работы дети меняются своими чертежами. Им предлагается определить номер фигуры, чертеж которой сделал их товарищ.
Усложнение 2.
А. На столе у педагога несколько фигур, а на столе у каждого ребенка — чертежи этих фигур. Дети должны определить, какой из фигур соответствует чертеж каждого из них.
Б. «Найди части целого». Перед детьми вывешивается плакат с изображением частей какой-либо фигуры. Внизу нарисована одна из частей. Детям дается задание: «Найдите фигуру, которая при соединении с данной фигурой образует круг (квадрат и т.д.)».
Кульминацией развивающей работы с детьми могут служить так называемые конкурсы интеллектуалов.
Они дают детям возможность посоревноваться и продемонстрировать родителям методы и приемы развития их интеллектуальных и творческих способностей.
Конкурс интеллектуалов.
Дети входят под музыку и усаживаются за столы.
Вождь. Приветствую вас, доблестные воины индейских племен!
Приветствую вас, воины племени Синего Пера! Приветствую вас, воины племени Красного Пера! Приветствую вас, воины племени Желтого Пера!
Собрал нас сегодня дым священного костра для большого состязания в уме и сообразительности, силе и ловкости.
Я, вождь Черно-Белое Перо, буду давать вам задания, с которыми справится только хитрый и умный индеец.
Правильность ответов будет определять Совет старейшин, мудрейшие из мудрых вождей индейских племен. Они же (представление членов жюри) назовут победителей, самых умных и хитрых. Итак, состязание начинается!
- «Пояса великих воинов»
Молодым индейцам необходимо догадаться, какие узоры нужно продолжать вышивать на них индейским женщинам-мастерицам.
На листах ответов, лежащих перед вами, нужно нарисовать только те узоры, которые могут продолжить узоры, нарисованные на лентах, а не перерисовывать их. После того как я ударю в барабан, вы закончите рисовать и передадите листочки на край стола.
- Музыкально-игровая пауза
Пока старейшины подсчитывают результаты и определяют победивших в этом туре индейцев, предлагаю вам посоревноваться в ловкости и быстроте. Кладу маракас на стул. Пока звучат волшебные звуки музыки, вы бегаете вокруг него. Но как только они смолкнут, самый быстрый из вас должен схватить его первым.
Сначала соревнуются участники каждой команды, а затем победители команд, после чего жюри объявляет результаты первого тура.
- «Таинственные письмена предков».
Вы должны догадаться, какие фигуры на них стерла вода, и нарисовать их в своих карточках на месте знаков вопроса.
4. Музыкально-игровая пауза.
А теперь воины индейских племен снова должны показать свою быстроту и ловкость. Пока звучит музыка, вы танцуете. Но как только она заканчивается, вы должны занять какой-нибудь обруч. Тот, кому обруч не достанется, покидает состязание.
5. «Незаконченные фигурки».
А это задание поможет нам определить, кто из индейцев лучше всех может придумывать необычные картинки. Перед вами незаконченные фигурки, ваша задача - их дорисовать.
Самые интересные, не похожие на другие сюжеты индейские женщины вышьют на коврах бога Солнца.
6. Музыкально-игровая пауза.
А теперь мы узнаем, у кого из вас самый зоркий глаз. Я буду показывать движения и говорить: «Индейцы, делайте так». Вы должны будете их за мной повторять. Но если я покажу движение, а слово «индейцы» не произнесу, вы движение повторять не должны.
Сейчас жюри объявит, кто из молодых воинов признан самым умным и хитрым, а также какое племя лучше всех справилось с заданиями (слово председателю жюри и вручение призов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности "
Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности....
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Развитие детской одаренности»
Совместная деятельность педагогов, детей и родителей...
Система работы ДОО по развитию детской одаренности в условиях реализации ФГОС ДО
В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской ...
Программа по развитию детской одаренности дошкольников
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в сис...
Детский театр - как технология развития детской одаренности.
Произнося слово "одаренность", мы подчеркиваем, что в психике ребенка есть нечто такое, что им "не выучено", а то, что ему "даровано"....
Детский сад-школа: создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности
laquo;Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, ...
Психолого- педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми
Одаренность сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.Целостный подход к рассмотрению одаренн...