Система работы ДОО по развитию детской одаренности в условиях реализации ФГОС ДО
статья на тему
В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской одарённости. Разносторонность и многоплановость научных исследований позволяет внедрять в образовательную среду передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному и продуктивному процессу психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Тем не менее, не все специалисты образовательных учреждений готовы внедрять в практику новые технологии, а также сопровождать данную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_doo_po_razvitiyu_detskoy_odarennosti_v_usloviyah_realizatsii_fgos_do.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы ДОО по развитию детской одаренности в условиях реализации ФГОС ДО
Красникова Наталия Викторовна
МКДОУ БГО Детский сад № 12 общеразвивающего вида
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской одарённости. Разносторонность и многоплановость научных исследований позволяет внедрять в образовательную среду передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному и продуктивному процессу психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Тем не менее, не все специалисты образовательных учреждений готовы внедрять в практику новые технологии, а также сопровождать данную деятельность.
Нерешённой остаётся и проблема образования одарённых детей. Каким должно быть образование, чтобы оно развивало личность одарённого ребёнка, а не некоторые черты его одарённости? Ускоряя, усложняя учебные программы, мы забываем базовый принцип – принцип ответственности за будущее детей.
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.
Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности.
Наличие неординарных (креативных) детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.
Объектом исследования при этом является управленческая деятельность администрации детского сада, а предметом исследования выступает управление системой работы с одарёнными детьми в условиях дошкольного учреждения.
В основу разработанной нами модели положены следующие педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление развитием детской одарённости в дошкольном учреждении общеразвивающего вида:
· работе с одарёнными детьми придаётся целенаправленность и системность;
· система работы педагогического коллектива детского сада по развитию способностей и дарований дошкольников стала объектом управленческой деятельности администрации учреждения;
· реализуются все этапы управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одарённости;
· реализуется научно обоснованное содержание и методика управленческой деятельности администрации.
В нашей системе работы с одарёнными детьми поставлены следующие задачи:
· Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
· Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития
одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности.
· Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в
процессе в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
· Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.
· Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей.
· Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.
Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:
Интеллектуальная сфера
- ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью
- охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания
- проявляет исключительные способности к решению задач
- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность
- часто с головой уходит в то или иное занятие
- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.
Сфера академических достижений
Чтение: ребёнок проявляет большой интерес к книгам, любит слушать чтение, в старшем дошкольном возрасте 6-7 лет много читает самостоятельно, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.
Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений. Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.
Творчество: ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие;
- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;
- изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;
- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
- способен продуцировать оригинальные идеи;
- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.
Общение и лидерство: ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;
- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
- в общении со сверстниками проявляет инициативу;
- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):
- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
- проводит много времени за рисованием и лепкой;
- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
- осознанно строит композицию картин или рисунков;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыка: ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет короткие ритмические куски.
Двигательная сфера: ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движения (бег, пряжки, лазание);
- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.
Модель психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри ДОУ показывает её эффективность, как в плане решения первоочередных задач дошкольного образования, так и в отношении стимулирования педагогов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию и главное – в достижении количественных и качественных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольников.
Проанализировав проделанную работу, мы пришли к выводу о необходимости программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в ДОУ. В 2015 году с внедрением ФГОС в ДО нами была создана программа «Одаренный ребенок ДОУ».
Основные составляющие и методические рекомендации программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:
1. Использовать перспективное планирование для организации
систематического интеллектуально познавательного развития одарённых детей.
2. Помнить о познавательной нагрузке занятий. С целью оптимизации можно использовать:
· блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;
· модификационные и усложнённые варианты развивающих игр.
3. В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие блоки:
· вводящие новую информацию (навыки, операции);
· закрепляющие новую информацию;
· систематизирующие новую информацию.
4. Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные занятия психолого-педагогические тренинги. Это способствует структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие – мышление – воображение.
5. Систематически проводить:
· контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1раз в квартал);
· психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).
Что касается организационных форм, то деятельность по развитию интеллектуальных способностей ребёнка в нашем ДОУ осуществляется в рамках работы интеллектуального кружка «Почемучки». При этом решаются следующие задачи.
1. Учить детей оперировать знаниями о предметах, их связях и отношениях, признаках этих предметов; видеть причинно-следственные отношения между явлениями и действиями окружающего мира, взаимосвязь живой и неживой природы, человека и природы, их обоюдное значение, роль человека в природе. Учить распознавать условные обозначения, пользоваться готовыми моделями.
2. Развивать смекалку, воображение, память, логическое мышление; умение фантазировать, сравнивать.
3. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.
Большое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется и развитию творческий способностей дошкольников. Наши воспитанники посещают театральный кружок «Театральная карусель», танцевальный кружок «Са-Фи-Дансе», спортивный кружок «Вперед к Победе!», изостудию «Цветик-Семицветик».
В интересах детей, которые нуждаются в большом объёме физических движений, налажено социальное партнерство, где дети с удовольствием занимаются физическим развитием, танцами, рисованием, пением.
Много внимания по вопросам развития детской одарённости уделяется работе с родителями. Проводятся родительские собрания и тематические семинары для родителей по таким темам, как «Значение раннего выявления одарённости», «Кто он – одарённый ребёнок?», «Восприятие и воспитание одарённых детей». Проводятся тренинговые практики и лектории, в рамках которых родители получают необходимые знания и навыки по воспитанию и взаимодействию с одарёнными детьми. Наша задача – научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также – способствовать этому развитию.
Вся работа по развитию одарённости детей в нашем учреждении ориентирована на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.
Работа с одарёнными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство.
За сухими цифрами кроется напряжённый, кропотливый труд педагогов, который невозможно измерить. Но самое главное – поддержка одарённых детей, от которых, в конечном счёте, зависит наше будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы ДОО по развитию детской одаренности в условиях реализации ФГОС ДО
В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской ...
Презентация "Работа с одаренными детьми по развитию творческих способностей в условиях реализации ФГОС ДО"
Презентация "Работа с одаренными детьми по развитию творческих способностей в условиях реализации ФГОС ДО"...
Сообщение из опыта работы на ГТГ "Развитие детей раннего возраста" на тему «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов взаимодействия, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители, является проектная деятельность....
План работы временной творческой группы воспитателей структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса» Тема: Патриотическое воспитание в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО
Цель: приобщить воспитанников к нравственным и эстетическим ценностям родной культуры. Задачи:формирование у подрастающего поколения верности Родине;изучение истории и культуры Отечества и ...
Опыт работы «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС»
Менченкова Юлия АлександровнаФГОС дошкольного образования определяет общение, игру ипознавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка (ФГОС, п. 2.7.). На современном...
«Система сопровождения ребёнка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС».
laquo;Система сопровождения ребёнка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС»....
План работы временной творческой группы воспитателей структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса» Тема: Патриотическое воспитание в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО
Цель: приобщить воспитанников к нравственным и эстетическим ценностям родной культуры. Задачи:формирование у подрастающего поколения верности Родине;изучение истории и культуры Отечества и ...