Познавательно-исследовательский проект "Познаем.Наблюдаем.Создаем огород на окне"
проект (подготовительная группа) по теме
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств,обязательных для каждого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно- исследовательский проект "Познаем.Наблюдаем.Создаем огород на окне | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности» С. Л. Рубинштейн В процессе организации исследовательской деятельности очень важно учитывать природу формирования психических процессов и особенно мышления, так как мышление,- пишет С.Л. Рубинштейн, - обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией и определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи, а значит лежит в основе формирования исследовательской деятельности ребенка. "Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность." Л .С. Выгодский. В ходе экспериментально- исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования ,дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.) почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Актуальность проекта Влияние природы на развитие ребенка очень огромно. Знакомство с постоянно изменяющимися явлениями природы начинается первых лет ребенка и особенно значимо в старшем дошкольном возрасте. Явления и объекты окружающего мира привлекают детей красотой, яркостью красок и его разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой жизненный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает окружающий ми, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы, помочь им, удовлетворить любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы – педагоги нашей группы создали все необходимые условия для поисково - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление с ростом и развитием овощных и культурных растений можно организовать и в зимнее - весенний период, выращивая растения в помещении группы различные культуры из семян, зерен и луковиц, используя для этого огород на окне. Изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за ними. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что –то новое и интересное.
Паспорт проекта: Тип проекта по доминирующей деятельности : познавательно-исследовательский. По содержанию : информационно-обучающий. По числу участников проекта : групповой. По времени проведения : осенне-зимний и весенний периоды. (долгосрочный) По характеру контактов : ребенок и семья, в рамках ДОУ. По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата. Состав проектной группы: руководители - воспитатели, дети старшего возраста и родители.
Предполагаемые результаты Создав огород на окне, мы вместе с детьми в осенне-зимний период наблюдали за ростом петрушки, сельдерея, мяты пересаженных с огорода, вырастили лук и чеснок (в земле и в воде), наблюдали за выгонкой гиацинтов , тюльпанов и ростом комнатного луковичного растения амариллиса . Весной посадили перец, томаты, огурцы, салат и цветочную рассаду петуньи, бархатцев, чтобы дети смогли различать некоторые виды растений, узнали об особенностях их строения, научились ухаживать за ними. В процессе реализации проекта у ребят появился интерес к окружающим растениям, дети узнали много интересного и полезного из жизни растений , исследовали опытным путем условия необходимые для их роста, а также научились вести наблюдения и делать выводы. Продукт проекта : детские рисунки, выставки, дневник наблюдения, фотоматериалы, картотеки создания опытов, выращенные детьми тюльпаны, гиацинты, крокусы.
Цель: Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений в огороде на окне. Задачи : - формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности; - расширять знания детей о характерных особенностях растений; - побуждать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений в огороде на окне; - о богащать , расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр. -развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода, особенности роста и развития. -развивать творческие способности через продуктивную деятельность. -воспитывать любознательность и наблюдательность и поисковую деятельность; - формировать партнерские взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами.
Этапы проекта: 1. Подготовительный : - определение цели и задач проекта, - анализ имеющихся условий в групповом помещении; -разработка плана работы; создание в группе развивающей среды для организации работы в огороде на окне. 2. Основной: Работа с детьми: - беседы «Загадки на грядке», «Овощи», «Цветы на нашей клумбе», «Подготовка земли под рассаду»; «Что такое огород на окне? », «Какие растения можно вырастить на окне», «Знакомимся с луковичными», «Первые всходы»; рассматривание: демонстрационного материла «Овощи», «Цветы на клумбе», «Цветы полевые»; схем посадки овощных и культурных растений ; домашних огородов; овощей, цветов в вазе, на клумбе; экскурсии к клумбам на территории детского сада и наблюдения за растениями с последующим фиксированием результатов и схем; дидактические игры «Назови овощи», «Узнай по описанию», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Назови какие знаешь цветы», «Полевые цветы», «Во саду ли в огороде», «Отгадай загадки», «Что сначала, что потом», «Забывчивый покупатель», «Самый главный», «Писатель», «Что где растет? »
подвижные игры «Соберем урожай», «Урожайная», «Путаница»; настольные игры «Парные картинки», «Цветы нашего сада»; - труд в уголке природы : посадка лука, семян салата, перца, томатов, огурцов, петуньи, бархатцев, посадка луковиц гиацинтов, тюльпанов уход за растениями; - чтение художественной литературы : стихи «Клумба с цветами», «Ваза с букетом», «Ромашка» (С. А. Васильевой, «Нарцисс», «Колокольчик», «Одуванчик», «Тюльпан»(В. И Мирясова , «В огород пойдем»(Н. Нищева , «Подснежник»(П. Соловьева, сказки «Три ржаных колосочка »(З. Топелиус , «Репка», «Пых», «Пшеничный колосок», «Мужик и медведь», загадки о растениях, которые растут на огороде. - театрализованная деятельность (инсценировка стихотворений, сценок про овощи) - непосредственно- образовательная деятельность : «Овощи», «Цветы» (ознакомление с окружающим и развитие речи, «Выросли на грядке вкусные загадки»(аппликации, рисование, «Клумба», «Весенние цветы»(рисование, «Астры», «Засолка овощей», «Цветы для мамочки» (аппликация, Осенние цветы»(ручной труд, «Что нам осень принесла», «Цветы на подносе» (лепка, «Поролоновый натюрморт»(конструирование). - введение дневника наблюдений; - оформление «Огорода на окне»; - опытно – экспериментальная деятельность : «Проращивание семян», «Рассматривание и посадка луковичных», «Строение растений»; «Солнце и растения»; «Вода и растения» - создание проекта и участие в конкурсе проектов .
Работа с родителями : Цель: заинтересовать, объяснить актуальность проблемы, повысить уровень знаний по теме проекта; - родительское собрание «Трудовое воспитание дошкольников»; - советы «Правила поведения ребенка в природе»; - рекомендации «Ребенок и природа»; «Детское экспериментирование и опытническая деятельность» - домашнее задание посадка перца, составление рассказа «Как мы садили перчик»; - выставка методической и детской литературы по экологическому воспитанию детей; - заготовка почвы, контейнеров для земли, семян для рассады; -изготовление костюмов для музыкальной сценки «Овощи». Работа с педагогами : - выставка методической литературы по экологическому воспитанию детей; - открытый просмотр НОД по познавательному развитию «Растения в нашем уголке»; «Кактус в горшочке»(лепка, «Консервируем овощи»(аппликация) ; - консультация «Значение познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста».
3. Заключительный: - высадка цветочной рассады на клумбу; оформление книжки малышки или альбома «Загадки с грядки»; совместное мероприятие для детей и родителей викторина «Счастливый случай », показ сценки «Как спорили овощи», музыкальный праздник «Весеннее настроение». п оказ наработанного материала и презентации педагогам.
. Знает каждый садовод, что такое «ОГОРОД» Мы к проблеме этой важной Все серьезно подошли И научную поддержку У родителей нашли. Вместе книги мы читали, В интернете «пропадали» И секретов много разных Мы от бабушек узнали.
Группу мы скорей создали, Научным советом ее назвали. Будем сажать, наблюдать , экспериментировать. Результат рисовать и фиксировать .
В группе нашей мы создали необычный огород, знаем мы, что здесь растет: И цветочная рассада, и петрушка, сельдерей много разных, очень вкусных и полезных овощей. И салатик и лучок, и конечно, чесночок, И томаты и горох. Урожай у нас неплох .
Есть гипотеза , ребята! Нужно точно нам узнать: Все ль условия для роста, Мы им создали, друзья!
Да, вопросов здесь не мало, Чтоб на все найти ответ, Мы решили в группе нашей провести эксперимент. Да, вопросов здесь не мало, Чтоб на все найти ответ, Мы решили в группе нашей провести эксперимент. Посадка лука и чеснока в землю
Посадка и сравнительные наблюдения за луковичными : Комнатное растение «Амариллис» и садовое «Гиацинт»
Интересно, на сколько подрос росток Амариллиса за неделю? и какие изменения произошли с Гиацинтом?
При посадке лука познакомимся с понятиями «целого» и «половинки », «одна четвертая от части», закрепим понятие «луковица». При посадке чеснока сформируем понятие «головка чеснока», «зубчик», какая это часть от целого. Посчитаем кол-во зубчиков . Определим, есть ль запах у лука и чеснока, что нам больше нравится на вкус ? Побеседуем о пользе для организма лука и чеснока. В какие блюда мы их добавляем. Сделали зарисовки в альбоме наблюдений.
Что быстрее растет в земле лук или чеснок? Как развивается корень у луковицы, посаженной в воду?
Разговаривая и выясняя о том, какую роль играет вода в жизни и росте растений , дети познакомились с ее свойствами. Определили на вкус соленую и сладкую воду. Побеседовали о пользе и вреде сахара и соли для организма человека . Опыты с водой Знакомясь со свойствами воды, дети опытным путем выясняли, какие краски надо смешать, чтобы получить коричневый цвет, оранжевый.
Создали картотеку опытов На прогулке зимой мы любим играть в подвижные и спортивные игры, строим крепости и полосы препятствия , знакомясь при этом со свойствами снега и проводя опыты с водой.
Посадка на выгонку тюльпанов, гиацинтов и крокусов в ноябре к 8 марта.
Наблюдали регулярно, были мы внимательны, в календарь все изменения вносили обязательно.
К весеннему празднику 8 Марта нарисовали и оформили выставку детских работ «Наши мамы лучшие» Подготовили стенгазету с рассказами о наших мамах, провели социологический опрос «Что любят мамы»
Результат проекта В результате проведенной работы с детьми можно сделать вывод , что уровень интереса у детей к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с их характерными особенностями, научились ухаживать за ними. Четко и грамотно спланированная работа и взаимодействие с семьей, способствовали выведению на качественно высокий уровень. Данный проект подтвердил , что в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углубить знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность и тогда ребенок проявит интерес к познавательно- исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований .
Результат проекта
Литература 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», « Вентана-Граф », 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2013 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2014 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова . – Волгоград: Учитель, 2009. .
Литература 9.Нищева Н.В . Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры . Изд. Детство-Пресс 2013г. 10.Куцакова Л. В. и др. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез , 2012г. 11.Е. Райхерт-Гаршхаммер . Проектная деятельность в дошкольной организации. Учебно-практическое пособие для педагогов. Изд. Национальное образование .2015 12.Висков А. В. , Батова И . С. Опыты и эксперименты с веществами и материалами Осень 5-7 лет.. Комплект из 16 карт. ФГОС. Изд. Учитель , 2015 г. 13.ПохващеваТ.А., Ларина Т.Н., Муркова : М.В . Познавательно-исследовательская деятельность детей 6-7 лет. Изд. Учитель, 2015г 14.Машкова С. В. и др. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Изд. Учитель , 2015 г. .
Благодарим за внимание. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Огород на окне»
Консультация для педагогов МАСТЕР-КЛАССЦель мастер-класса: освоение и последующее применение технологии «проектная деятельность, детское экспериментирование» в практической деятельно...
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Огород на окне»
Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности по выращиванию и уходу за культурными растениями в комнатных условиях, воспитание любви к природе, создание мини- огорода на подоконнике....
Познавательно — исследовательский проект в средней группе: «Огород на окне».
Цель:- развитие у детей среднего дошкольного возраста познавательных и исследовательских интересов в процессе выращивания овощных и цветочных культур в комнатных условиях, создание в группе огорода на...
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Огород на окне»
Краткосрочный познавательно - исследовательский проект в старшей группе "Огород на окне" проводимый с целью развития познавательной активности детей с помощью исследовательской деятельности ...
Познавательно- исследовательский проект для средней группы " Огород на окне"
Целью данного проекта является – расширить представление детей об окружающем мире, об овощных культурах и сформировать первоначальное представление о, их выращивание в комнатных условиях.Данный ...
Краткосрочный познавательно - исследовательский проект в средней группе "Огород на окне"
Целью проекта является создание условий для познавательного развития детей через проектно - исследовательскую деятельность.,организацию художественно - продуктивной деятельности и воспитанию у детей л...
Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо-огород, на окне у нас растет» (с использованием алгоритмов и мнемотехники)
Актуальность. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, е...