Консультация для педагогов: «Влияние педагогических технологий на воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»
консультация на тему
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_1.docx | 92.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №5 «Пчелка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов
на тему:
«Влияние педагогических технологий на воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Булатова Лилия Рамилевна,
воспитатель
Согласованно: старший воспитатель
___________ И.А.Дударева
Дата проведения:
« 16 » февраля 2018г.
2017-2018 учебный год
Формы работы по воспитанию предпосылок толерантности
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать такое понимание толерантности, стремиться к тому, что бы оно стало привычным в обыденном языке.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.
Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Определение слова «толерантность»:
На испанском языке – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
На английском языке – готовность быть терпимым, снисходительным;
На китайском языке – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
На арабском языке – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
На русском языке – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к детям с ОВЗ, и к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого используют разнообразные формы работы с родителями:
- собрания;
- круглые столы;
- конкурсы;
- консультации;
- выставки педагогической и детской художественной литературы;
- фотостенды;
- совместные праздники;
- индивидуальные беседы с родителями.
Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.
Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Эти богатые источники информации активно используются педагогами в детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.
Основные принципы:
1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.
2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.
3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.
5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Спектр мероприятий в разных видах деятельности дошкольников:
1. Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2. Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3. Русские народные подвижные игры;
4. Проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Пасха” в соответствии с народным календарем;
5. Изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
6. Знакомство детей с традициями народов разных стран;
7. С традициями празднования Нового Года, 1 мая, 9 мая,1 апреля в разных странах;
8. Игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9. Сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
2.Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3.Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4.Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Работа с детьми:
-беседы;
-проекты;
-конструирование;
-видеопросмотры;
-экскурсии;
-целевые прогулки;
-фольклорные и тематические праздники;
-театрализованные представления.
А теперь мы немного с вами поработаем немного.
Тест «Насколько Вы терпимы»
1.Вы считаете, что у Вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да; б) нет.
2.Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что Вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто не знает правил.
3.Спокойно ли Вы воспринимаете неприятную для Вас новость?
а) да; б) нет.
4.Раздражают ли Вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не преступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б) мне всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5.Можете ли Вы легко найти контакт с людьми иными, чем у Вас, профессией, положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6.Как выреагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я отвечу в такой же манере.
7.Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?
а) да; б) нет.
8.Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как Вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание
отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях Вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
А теперь подсчитаем очки.
Запишите по два очка за ответы:1б, 2б, 3б,4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.
Суммируйте результат:От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и упрямы. Возникает впечатление, что Вы стремитесь навязать свое Мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. Из-за Вашего характера Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми) которые думают иначе, чем Вы, не соглашаются с тем, что Вы говорите и думаете
6-12 очков. Вы способны твердо отставать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость неуважение к собеседнику. И в такой момент Вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого слабый характер Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить более достойно?
14-18 очков. Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному, на первый взгляд, поступку, даже если Вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов которые, как выяснилось, были ошибочны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: «Влияние педагогических технологий на воспитание толерантности у детей дошкольного возраста».
Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошк...
Презентация на тему: "Влияние педагогических технологий на воспитание толерантности у детей дошкольного возраста"
Отсутствие тесного контакта детей со страшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск пу...
Презентация на тему: «Влияние педагогических технологий на воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»
Современный мир жесток.Жестокими стали и дети.А нормой жизни каждого человека - взрослого и ребенка – должна статьтолерантность....
Консультация для педагогов "Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Данная консультация позволяет повысить компетентность у педагогов в вопросах развития связной речи. Доступность, краткость,схематичного изложенного материала помогает у детей повысить позн...
Консультация для педагогов «Применение компьютерных технологий в коррекционно-направленном обучении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Сталкиваясь с актуальными проблемами современности относительно обучения и развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, ученые всего мира ищут все новые средства для ока...
Консультация для педагогов «Стретчинг, как технология сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста».
Эта консультация поможет педагогам более подробно познакомиться с техникой физических упражнений под названием "Стретчинг". Игровой стретчинг является новым подходом к ор...