Консультация для педагогов
консультация на тему
«Использование народных подвижных игр
в физкультурно – оздоровительной работе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 122 комбинированного вида» г. Хабаровска
Консультация для педагогов
«Использование народных подвижных игр
в физкультурно – оздоровительной работе»
Подготовила
Инструктор по физической культуре
Некрасова А.В.
г. Хабаровск, 2018
Консультация для педагогов
«Использование народных подвижных игр
в физкультурно – оздоровительной работе»
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Необходимо обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить их использовать в повседневной жизни. Эти основные задачи мы решаем в процессе игровой деятельности детей.
Народная подвижная игра несет важнейшие функции - это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Развивает смекалку, находчивость, творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны.
А. П.Усова; К. Д.Ушинский, П. Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.
Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Только в этом случае они приучатся сами приобретать необходимые качества, нужные в будущей жизни. Народные подвижные игры можно отнести к разряду оздоровительных, так как они укрепляют различные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшают осанку, способствуют оздоровлению ослабленных детей, создают у ребенка состояние особого психологического комфорта и эмоциональный подъем. Во время проведения народных подвижных игр формируется правильная осанка, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко.
Развивая потребность в двигательной активности детей при помощи подвижных, народных, спортивных игр, физических упражнений, у детей формируется потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывается интерес и любовь к спорту.
Знакомство детей с народными подвижными играми происходит на:
- развлечениях,
- физкультурных занятиях,
- прогулках,
- спортивных праздниках.
В физкультурно-оздоровительной работе на занятиях, досугах, праздниках используются подвижные игры разные по своему содержанию, тематике и организации. Одни игры имеют сюжет («Коршун», «Курочка», «Гуси-лебеди»). В играх типа «Ляпка», «Горячее место» сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направленно на движения и правила. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В играх типа «Горелки» текст отвлекает внимание водящего.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление способствуют активизации двигательной деятельности. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести двигательные навыки и умения. При организации этих праздников важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Двигательные упражнения в народных подвижных играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее яйцом и не уронить; бежать в мешке; выполнить движения с завязанными глазами; «напоить лошадку» и т. д.). Такие игры можно организовать командными, а можно провести как игры-аттракционы.
Сотрудничество с родителями по данному направлению имеет существенное значение. Отношения с родителями строятся на основе партнерства, развивается тесное взаимодействие с семьей, включающее в себя следующее: установление с родителями деловых контактов, общей позиции по отношению воспитания ребенка, создание условий для совместной деятельности детей, родителей, педагогов детского сада; обеспечение родителей психолого-педагогической информацией об особенностях развития, в том числе физического, воспитания детей дошкольного возраста, совместное наблюдение за динамикой развития ребенка.
При организации народных подвижных игр используется музыкальное сопровождение, народные заклички, потешки, считалки, и др.
В любой русской народной игре есть обязательно водящий или ведущий. Для выбора водящего используют считалки, жеребьёвки, сговорки. Жеребьёвки обычно проводятся в тех играх, где нужно разбиться на две группы.
Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:
- никогда не заставлять детей играть, а только приглашать;
- использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки);
- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка;
- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом;
- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи;
- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней;
- создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.
Насколько эффективна игра, можно судить по следующим показателям:
- дети с желанием играют;
- проявляют яркие эмоции;
- стараются выполнить правила и ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения в самостоятельную деятельность.
- умение дошкольников самостоятельно организовывать знакомую игру
Обучение детей народным играм.
- чётко, лаконично объяснять детям правила, указывать местоположение играющих;
- использовать оборудование;
- убедиться, что дети поняли двигательное и смысловое содержание игры;
- мотивировать детей на игру;
- поставить цель: выполнить правила игры;
- на первом этапе обучения нужно назначать водящих, которые более энергичные и инициативные дети; далее водящий не назначается, а выбирается считалкой, жеребьёвкой;
- постепенно правила усложнять, предлагать детям составить варианты игры;
- педагог активно руководит, а если нужно, сам играет вместе с детьми;
- организованно закончить игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны, проанализировать игровую деятельность вместе с детьми
Результаты обучения детей русским народным играм.
- знакомство детей с большим количеством русских народных игр;
- овладение детьми умением выполнять основные виды движений;
- улучшение показателей физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы и др.;
- умение детей самостоятельно организовывать игру;
- расширение кругозора, представлений о народных обрядах, играх, обычаях.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....