Семинар - деловая игра Тема «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
учебно-методический материал на тему
Предлагаю Вашему вниманию семинар-деловую игру "Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_delovaya_igra.docx | 38.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - деловая игра
Тема «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Целевая аудитория: педагоги ДОУ
Цель: Повышение компетентности педагогов в организации игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
- Систематизировать знания педагогов по организации игровой деятельности дошкольников.
- Отработать игровые навыки через активные методы обучения.
Материалы: жетоны двух цветов по количеству участников, листы писчей бумаги, карандаши, атрибуты сказок Курочка-ряба и Теремок, атрибуты сюжетно-ролевых игр.
Ход:
Выбирается жюри.
Участники семинар поделены на две команды при помощи жетонов.
Ведущий:
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.
Задание для команд:
Какие Вы знаете классификации детских игр?
Пожалуйста, назовите их.
(Жюри фиксирует ответы)
Ведущий:
Давайте рассмотрим несколько классификаций.
Классификация игр Фридриха Фрёбеля:
- «Полезные» - сюжетно-ролевые;
- «Изящные» - конструктивные, строительные;
- Игры «Внутренней правды» - дидактические с правилами.
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля 1782 — 21 июня 1852) — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».
Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.
Классификация игр Карла Гросса:
- По их педагогическому значению – игры подвижные (игры с движениями, специально созданные народной или научной педагогикой для решения определённых задач воспитания и обучения), умственные, сенсорные;
- Игры специальных функций – семейные, игры в «Охоту», игры – ухаживания и т.д.
- Игры обычных функций – развивающие волю.
Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце XIX века предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения.
Классификация игр Януша Корчака:
- Хороводные игры;
- Спортивные игры на проверку илы;
- Игры на закрепление знаний.
Я́нуш Ко́рчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. В 1911 году Корчак основал «Дом сирот» для еврейских детей в Варшаве. В августе 1942 года Корчак отказался от предложенной свободы и предпочёл остаться с детьми «Дома сирот» приняв с ними смерть в газовой камере.
Классификация игр Лесгафта Петра Францевича:
- Имитационные (подражательные);
- Подвижные (игры с правилами).
Пётр Фра́нцевич Ле́сгафт (20 сентября 1837г., Санкт-Петербург — 28 ноября 1909г.) — выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания.
Классификация игр Надежды Константиновны Крупской:
- Игры, придуманные самими детьми (творческие самостоятельные);
- Игры с правилами (подвижные и дидактические), специально созданные (придуманные взрослыми с готовым содержанием и правилами).
Крупская Н.К. считала, что дошкольное воспитание является составной частью социалистического строительства, и много сделала для определения конкретных задач по физическому, нравственному, умственному, сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, указала пути и методы работы советского детского сада.
Классификация игр С.Л. Новосёловой:
- Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей), - это самостоятельные или творческие игры;
- Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательно и воспитательной целью (игры с правилами);
- Игры, идущие от исторической инициативы, - народные игры, которые могут возникнуть как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Светлана Леонидовна Новосёлова (1933г. - 2005г.) — советский психолог, доктор психологических наук, действительный член РАЕН (Российская Академия Естественных Наук) (с 1996; отделение дошкольного образования и детского творчества), член Международного общества изучения развития поведения, вице-президент Российской международной организации по дошкольному воспитанию, действительный член Академии творческой педагогики (с 1996) и Академии изобретательства (с 1997г.).
Классификация игр в детском саду:
- Творческие;
- Игры с правилами;
- Народные.
Творческие игры:
- Театрализованные
- Режиссерские
- Игры драматизации
- Сюжетно – ролевые
- С элементами труда
- С элементами художественно – творческой деятельности
- Конструкторские
Задание для команд:
Первая команда: дайте определение режиссерской игре
Вторая команда: дайте определение игре драматизации.
(Жюри фиксирует ответы)
Ведущий:
Режиссерская игра - это игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребёнка, чем обширнее его информация об окружающем мире.
Режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника. Ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя за себя и за кукол.
Компоненты режиссерской игры: сюжет, роль, условное игровое действие.
Цель: развитие творчества и фантазии
Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный
Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы;
Условие: создание детям индивидуального пространства.
Игры – драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно.
Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным.
Значение игр – драматизаций – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.
Цель: приобщение ребенка к искусству;
Виды: дети-режиссеры и дети-актеры;
Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений; имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения.
Задание для команд:
Без слов, с помощью мимики и жестов показать русскую народную сказку используя атрибуты.
Одна команда - сказка «Теремок».
Другая - сказка «Курочка – ряба».
(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)
Ведущий:
Эльконин Даниил Борисович (29.02.1904-1984) - доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития.
Структура сюжетно – ролевой игры по Д.Б. Эльконину:
- Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
- Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.
- Игровые употребления предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
- Реальное отношение между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которого регулируется весь ход игры.
Сюжетно-ролевая игра
Цель: изучение различных социальных ролей человека
Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный
Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)
Задание для команд:
Командам организовать сюжетно - ролевую игру и показать (атрибуты). Указать какая возрастная группа? Роль воспитателя?
(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)
Ведущий:
Конструкторские творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.
Строительно-конструктивные игры
Цель: решение конструктивных задач
Виды материала: природный, специально созданный, подсобный
Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач
Игры с правилами:
- Дидактические
- Игры – занятия
- Дидактические игры
- Подвижные
- Игры с бегом
- Игры с прыжками
- Игры с лазаньем
- Игры с метанием и ловлей
- Игры на ориентировку в пространстве
Дидактические игры – способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.
Структура ДИ:
- обучающая задача – определяет игровые действия.
- правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу;
2) игровой замысел
3) игровые действия
II младшая - дидактическая игра как часть занятия
Средняя группа - игра организуется детьми, но руководящая роль принадлежит воспитателю (дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях; настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.)
Старшая группа - игры организуются детьми, воспитатель как консультант
(создавать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности, формировать навыки сотрудничества)
Задание для команд:
Назовите виды дидактических игр и приведите примеры.
(Жюри фиксирует ответы)
Ведущий:
Виды дидактически игр:
Цель: обучение
Виды:
- сюжетно-дидактические («магазин»)
- игры с предметами («чудесный мешочек»)
- настольно-печатные («лото», «домино»)
- словесные («кем быть?», «времена года»)
Задание для команд:
По командам составить мнемо таблицу к любой сказке и рассказать по командам.
(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)
Ведущий:
Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризуется точным и своевременным выполнением заданий.
Классификация игр по параметрам:
- по возрасту,
- по степени (малой и большой) подвижности ребенка в игре,
- по видам движений (игры с бегом, метание и др.),
- по содержанию: ПИ с правилами (сюжетные, несюжетные) и спортивные игры.
Сюжетные ПИ отражают в условной форме жизненные или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, автомобиль, гуся и др.
Несюжетные ПИ содержат двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели, типы игр:
1) перебежки, ловишки;
2) игры с элементами соревнований («Кто быстрее добежит к своему флажку?» и др.);
3) игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»);
4) игры с предметами (мячи, обручи, кегли и др.);
для маленьких используются игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.)
Спортивные игры (городки, футбол, хоккей и др.) подбираются с учетом возраста. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям-дошкольникам. Целесообразней использовать в старшей и подготовительной группах ДОУ.
Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учётом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребёнка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.
Принципы:
- Доступность содержания игры
- Возрастная адресованность
- Вариативность
- Ориентировка на интересы и желания детей, на избирательность к тем или иным играм
- Разнообразие игр
Задание для команд:
Организовать и провести по командам народную подвижную игру.
(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)
Ведущий:
Классификация народных игр:
- Бытовые
- Сюжетные
- Индивидуальные
- Коллективные
- Игры-аттракционы
- Игры-забавы
- Хороводные
- Игры-ловишки
- Театрализованные
- Сезонно-обрядовые
По ФГОС ребёнок является субъектом деятельности, в том числе образовательной и игровой, что подразумевает субъект - субъектные отношения, то есть равные партнёрские.
Принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС:
1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер.
2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ.
3. Формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия.
4. Формирование игры носит двухчастный характер: 1) совместная игра; 2) самостоятельная игра детей.
Формирование игры:
Этапы Способы Основные задачи (формирование)
от 1,5 до 3 лет предметно-игровой 1) простого предметного действия
2) условного предметного действия
3) цепочки условных действий
от 3 до 5 лет ролевого построения 1) индивидуально-ролевого поведения
2) ролевого действия как обмена
условными ролевыми действиями
3) ролевого действия как обмена
речевыми ролевыми действиями
4) ролевого действия как умений
менять роли
с 5 до 7 лет сюжетосложение Овладение способом совместного
пошагового построения сюжета
Факторы реализации игры:
- Установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;
- включение всех видов игр в педагогический процесс;
- своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;
- квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;
- индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;
- перспективное планирование развития игры (комплексный метод);
- использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры.
Комплексный метод развития игровой деятельности:
- Планомерное обогащение жизненного опыта детей, расширение их знаний об окружающей действительности;
- Обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных (обучающих) игр педагога с детьми;
- Создание развивающей игру предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
- Проблемное общение взрослого с детьми направлено на активизацию игры детей через постановку новых игровых задач.
Жюри подводит итоги, вручает грамоты.
Педагогам вручаем памятки, благодарим за активное участие в семинаре.
Литература
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2011.
- Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-деловая игра «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска Семинар - деловая играТема «Организация игрово...
"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"
"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"...
Педсовет на тему «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»
Педсовет на тему «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»...
Родительское собрание на тему: " Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС"
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра....
Педсовет на тему: "Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"
Методическая разработка для повышения компетентности педагогов ДОУ в данном вопросе...
Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС
Игра - средство всестороннего развития ребенка...
Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС
МБОУ «Видновская средняя общеобразовательная школа №2» Доклад из опыта работыТема: «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС&raq...