Семинар-деловая игра «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка по теме
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска
Семинар - деловая игра
Тема «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»
Составитель: педагог-психолог Дорогова М.В.
г. Лесосибирск
2015г.
Семинар - деловая игра
Тема «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»
Целевая аудитория: педагоги ДОУ
Цель: Повышение компетентности педагогов в организации игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов по организации игровой деятельности дошкольников.
2. Отработать игровые навыки через активные методы обучения.
Материалы: жетоны двух цветов по количеству участников, листы писчей бумаги, карандаши, атрибуты сказок Курочка-ряба и Теремок, атрибуты сюжетно-ролевых игр.
Ход:
Выбирается жюри.
Участники семинар поделены на две команды при помощи жетонов.
Ведущий:
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.
Задание для команд:
Какие Вы знаете классификации детских игр?
Пожалуйста, назовите их.
(Жюри фиксирует ответы)
Ведущий:
Давайте рассмотрим несколько классификаций.
Классификация игр Фридриха Фрёбеля:
· «Полезные» - сюжетно-ролевые;
· «Изящные» - конструктивные, строительные;
· Игры «Внутренней правды» - дидактические с правилами.
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля 1782 — 21 июня 1852) — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».
Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.
Классификация игр Карла Гросса:
· По их педагогическому значению – игры подвижные (игры с движениями, специально созданные народной или научной педагогикой для решения определённых задач воспитания и обучения), умственные, сенсорные;
· Игры специальных функций – семейные, игры в «Охоту», игры – ухаживания и т.д.
· Игры обычных функций – развивающие волю.
Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце XIX века предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения.
Классификация игр Януша Корчака:
· Хороводные игры;
· Спортивные игры на проверку илы;
· Игры на закрепление знаний.
Я́нуш Ко́рчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. В 1911 году Корчак основал «Дом сирот» для еврейских детей в Варшаве. В августе 1942 года Корчак отказался от предложенной свободы и предпочёл остаться с детьми «Дома сирот» приняв с ними смерть в газовой камере.
Классификация игр Лесгафта Петра Францевича:
· Имитационные (подражательные);
· Подвижные (игры с правилами).
Пётр Фра́нцевич Ле́сгафт (20 сентября 1837г., Санкт-Петербург — 28 ноября 1909г.) — выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания.
Классификация игр Надежды Константиновны Крупской:
· Игры, придуманные самими детьми (творческие самостоятельные);
· Игры с правилами (подвижные и дидактические), специально созданные (придуманные взрослыми с готовым содержанием и правилами).
Крупская Н.К. считала, что дошкольное воспитание является составной частью социалистического строительства, и много сделала для определения конкретных задач по физическому, нравственному, умственному, сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, указала пути и методы работы советского детского сада.
Классификация игр С.Л. Новосёловой:
· Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей), - это самостоятельные или творческие игры;
· Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательно и воспитательной целью (игры с правилами);
· Игры, идущие от исторической инициативы, - народные игры, которые могут возникнуть как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Светлана Леонидовна Новосёлова (1933г. - 2005г.) — советский психолог, доктор психологических наук, действительный член РАЕН (Российская Академия Естественных Наук) (с 1996; отделение дошкольного образования и детского творчества), член Международного общества изучения развития поведения, вице-президент Российской международной организации по дошкольному воспитанию, действительный член Академии творческой педагогики (с 1996) и Академии изобретательства (с 1997г.).
Классификация игр в детском саду:
· Творческие;
· Игры с правилами;
· Народные.
Творческие игры:
· Театрализованные
1. Режиссерские
2. Игры драматизации
· Сюжетно – ролевые
1. С элементами труда
2. С элементами художественно – творческой деятельности
· Конструкторские
Задание для команд:
Первая команда: дайте определение режиссерской игре
Вторая команда: дайте определение игре драматизации.
(Жюри фиксирует ответы)
Ведущий:
Режиссерская игра - это игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребёнка, чем обширнее его информация об окружающем мире.
Режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника. Ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя за себя и за кукол.
Компоненты режиссерской игры: сюжет, роль, условное игровое действие.
Цель: развитие творчества и фантазии
Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный
Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы;
Условие: создание детям индивидуального пространства.
Игры – драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно.
Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным.
Значение игр – драматизаций – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.
Цель: приобщение ребенка к искусству;
Виды: дети-режиссеры и дети-актеры;
Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений; имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения.
Задание для команд:
Без слов, с помощью мимики и жестов показать русскую народную сказку используя атрибуты.
Одна команда - сказка «Теремок».
Другая - сказка «Курочка – ряба».
(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)
Ведущий:
Эльконин Даниил Борисович (29.02.1904-1984) - доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития.
Структура сюжетно – ролевой игры по Д.Б. Эльконину:
1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.
3. Игровые употребления предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
4. Реальное отношение между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которого регулируется весь ход игры.
Сюжетно-ролевая игра
Цель: изучение различных социальных ролей человека
Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный
Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)
Задание для команд:
Командам организовать сюжетно - ролевую игру и показать (атрибуты). Указать какая возрастная группа? Роль воспитателя?
(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)
Ведущий:
Конструкторские творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.
Строительно-конструктивные игры
Цель: решение конструктивных задач
Виды материала: природный, специально созданный, подсобный
Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач
Игры с правилами:
· Дидактические
1. Игры – занятия
2. Дидактические игры
· Подвижные
1. Игры с бегом
2. Игры с прыжками
3. Игры с лазаньем
4. Игры с метанием и ловлей
5. Игры на ориентировку в пространстве
Дидактические игры – способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.
Структура ДИ:
1) обучающая задача – определяет игровые действия.
2) правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу;
2) игровой замысел
3) игровые действия
II младшая - дидактическая игра как часть занятия
Средняя группа - игра организуется детьми, но руководящая роль принадлежит воспитателю (дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях; настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.)
Старшая группа - игры организуются детьми, воспитатель как консультант
(создавать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности, формировать навыки сотрудничества)
Задание для команд:
Назовите виды дидактических игр и приведите примеры.
(Жюри фиксирует ответы)
Ведущий:
Виды дидактически игр:
Цель: обучение
Виды:
- сюжетно-дидактические («магазин»)
- игры с предметами («чудесный мешочек»)
- настольно-печатные («лото», «домино»)
- словесные («кем быть?», «времена года»)
Задание для команд:
По командам составить мнемо таблицу к любой сказке и рассказать по командам.
(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)
Ведущий:
Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризуется точным и своевременным выполнением заданий.
Классификация игр по параметрам:
- по возрасту,
- по степени (малой и большой) подвижности ребенка в игре,
- по видам движений (игры с бегом, метание и др.),
- по содержанию: ПИ с правилами (сюжетные, несюжетные) и спортивные игры.
Сюжетные ПИ отражают в условной форме жизненные или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, автомобиль, гуся и др.
Несюжетные ПИ содержат двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели, типы игр:
1) перебежки, ловишки;
2) игры с элементами соревнований («Кто быстрее добежит к своему флажку?» и др.);
3) игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»);
4) игры с предметами (мячи, обручи, кегли и др.);
для маленьких используются игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.)
Спортивные игры (городки, футбол, хоккей и др.) подбираются с учетом возраста. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям-дошкольникам. Целесообразней использовать в старшей и подготовительной группах ДОУ.
Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учётом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребёнка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.
Принципы:
· Доступность содержания игры
· Возрастная адресованность
· Вариативность
· Ориентировка на интересы и желания детей, на избирательность к тем или иным играм
· Разнообразие игр
Задание для команд:
Организовать и провести по командам народную подвижную игру.
(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)
Ведущий:
Классификация народных игр:
· Бытовые
· Сюжетные
· Индивидуальные
· Коллективные
· Игры-аттракционы
· Игры-забавы
· Хороводные
· Игры-ловишки
· Театрализованные
· Сезонно-обрядовые
По ФГОС ребёнок является субъектом деятельности, в том числе образовательной и игровой, что подразумевает субъект - субъектные отношения, то есть равные партнёрские.
Принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС:
1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер.
2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ.
3. Формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия.
4. Формирование игры носит двухчастный характер: 1) совместная игра; 2) самостоятельная игра детей.
Формирование игры:
Этапы Способы Основные задачи (формирование)
от 1,5 до 3 лет предметно-игровой 1) простого предметного действия
2) условного предметного действия
3) цепочки условных действий
от 3 до 5 лет ролевого построения 1) индивидуально-ролевого поведения
2) ролевого действия как обмена
условными ролевыми действиями
3) ролевого действия как обмена
речевыми ролевыми действиями
4) ролевого действия как умений
менять роли
с 5 до 7 лет сюжетосложение Овладение способом совместного
пошагового построения сюжета
Факторы реализации игры:
• Установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;
• включение всех видов игр в педагогический процесс;
• своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;
• квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;
• индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;
• перспективное планирование развития игры (комплексный метод);
• использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры.
Комплексный метод развития игровой деятельности:
• Планомерное обогащение жизненного опыта детей, расширение их знаний об окружающей действительности;
• Обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных (обучающих) игр педагога с детьми;
• Создание развивающей игру предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
• Проблемное общение взрослого с детьми направлено на активизацию игры детей через постановку новых игровых задач.
Жюри подводит итоги, вручает грамоты.
Педагогам вручаем памятки, благодарим за активное участие в семинаре.
Литература
1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2011.
2. Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-деловая игра «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» | 47.69 КБ |
Памятка | 406.15 КБ |
«Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска
Семинар - деловая игра
Тема «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»
Составитель: педагог-психолог Дорогова М.В.
г. Лесосибирск
2015г.
Семинар - деловая игра
Тема «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»
Целевая аудитория: педагоги ДОУ
Цель: Повышение компетентности педагогов в организации игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
- Систематизировать знания педагогов по организации игровой деятельности дошкольников.
- Отработать игровые навыки через активные методы обучения.
Материалы: жетоны двух цветов по количеству участников, листы писчей бумаги, карандаши, атрибуты сказок Курочка-ряба и Теремок, атрибуты сюжетно-ролевых игр.
Ход:
Выбирается жюри.
Участники семинар поделены на две команды при помощи жетонов.
Ведущий:
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.
Задание для команд:
Какие Вы знаете классификации детских игр?
Пожалуйста, назовите их.
(Жюри фиксирует ответы)
Ведущий:
Давайте рассмотрим несколько классификаций.
Классификация игр Фридриха Фрёбеля:
- «Полезные» - сюжетно-ролевые;
- «Изящные» - конструктивные, строительные;
- Игры «Внутренней правды» - дидактические с правилами.
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля 1782 — 21 июня 1852) — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».
Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.
Классификация игр Карла Гросса:
- По их педагогическому значению – игры подвижные (игры с движениями, специально созданные народной или научной педагогикой для решения определённых задач воспитания и обучения), умственные, сенсорные;
- Игры специальных функций – семейные, игры в «Охоту», игры – ухаживания и т.д.
- Игры обычных функций – развивающие волю.
Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце XIX века предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения.
Классификация игр Януша Корчака:
- Хороводные игры;
- Спортивные игры на проверку илы;
- Игры на закрепление знаний.
Я́нуш Ко́рчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. В 1911 году Корчак основал «Дом сирот» для еврейских детей в Варшаве. В августе 1942 года Корчак отказался от предложенной свободы и предпочёл остаться с детьми «Дома сирот» приняв с ними смерть в газовой камере.
Классификация игр Лесгафта Петра Францевича:
- Имитационные (подражательные);
- Подвижные (игры с правилами).
Пётр Фра́нцевич Ле́сгафт (20 сентября 1837г., Санкт-Петербург — 28 ноября 1909г.) — выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания.
Классификация игр Надежды Константиновны Крупской:
- Игры, придуманные самими детьми (творческие самостоятельные);
- Игры с правилами (подвижные и дидактические), специально созданные (придуманные взрослыми с готовым содержанием и правилами).
Крупская Н.К. считала, что дошкольное воспитание является составной частью социалистического строительства, и много сделала для определения конкретных задач по физическому, нравственному, умственному, сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, указала пути и методы работы советского детского сада.
Классификация игр С.Л. Новосёловой:
- Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей), - это самостоятельные или творческие игры;
- Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательно и воспитательной целью (игры с правилами);
- Игры, идущие от исторической инициативы, - народные игры, которые могут возникнуть как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Светлана Леонидовна Новосёлова (1933г. - 2005г.) — советский психолог, доктор психологических наук, действительный член РАЕН (Российская Академия Естественных Наук) (с 1996; отделение дошкольного образования и детского творчества), член Международного общества изучения развития поведения, вице-президент Российской международной организации по дошкольному воспитанию, действительный член Академии творческой педагогики (с 1996) и Академии изобретательства (с 1997г.).
Классификация игр в детском саду:
- Творческие;
- Игры с правилами;
- Народные.
Творческие игры:
- Театрализованные
- Режиссерские
- Игры драматизации
- Сюжетно – ролевые
- С элементами труда
- С элементами художественно – творческой деятельности
- Конструкторские
Задание для команд:
Первая команда: дайте определение режиссерской игре
Вторая команда: дайте определение игре драматизации.
(Жюри фиксирует ответы)
Ведущий:
Режиссерская игра - это игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребёнка, чем обширнее его информация об окружающем мире.
Режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника. Ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя за себя и за кукол.
Компоненты режиссерской игры: сюжет, роль, условное игровое действие.
Цель: развитие творчества и фантазии
Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный
Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы;
Условие: создание детям индивидуального пространства.
Игры – драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно.
Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным.
Значение игр – драматизаций – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.
Цель: приобщение ребенка к искусству;
Виды: дети-режиссеры и дети-актеры;
Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений; имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения.
Задание для команд:
Без слов, с помощью мимики и жестов показать русскую народную сказку используя атрибуты.
Одна команда - сказка «Теремок».
Другая - сказка «Курочка – ряба».
(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)
Ведущий:
Эльконин Даниил Борисович (29.02.1904-1984) - доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития.
Структура сюжетно – ролевой игры по Д.Б. Эльконину:
- Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
- Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.
- Игровые употребления предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
- Реальное отношение между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которого регулируется весь ход игры.
Сюжетно-ролевая игра
Цель: изучение различных социальных ролей человека
Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный
Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)
Задание для команд:
Командам организовать сюжетно - ролевую игру и показать (атрибуты). Указать какая возрастная группа? Роль воспитателя?
(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)
Ведущий:
Конструкторские творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.
Строительно-конструктивные игры
Цель: решение конструктивных задач
Виды материала: природный, специально созданный, подсобный
Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач
Игры с правилами:
- Дидактические
- Игры – занятия
- Дидактические игры
- Подвижные
- Игры с бегом
- Игры с прыжками
- Игры с лазаньем
- Игры с метанием и ловлей
- Игры на ориентировку в пространстве
Дидактические игры – способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.
Структура ДИ:
- обучающая задача – определяет игровые действия.
- правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу;
2) игровой замысел
3) игровые действия
II младшая - дидактическая игра как часть занятия
Средняя группа - игра организуется детьми, но руководящая роль принадлежит воспитателю (дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях; настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.)
Старшая группа - игры организуются детьми, воспитатель как консультант
(создавать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности, формировать навыки сотрудничества)
Задание для команд:
Назовите виды дидактических игр и приведите примеры.
(Жюри фиксирует ответы)
Ведущий:
Виды дидактически игр:
Цель: обучение
Виды:
- сюжетно-дидактические («магазин»)
- игры с предметами («чудесный мешочек»)
- настольно-печатные («лото», «домино»)
- словесные («кем быть?», «времена года»)
Задание для команд:
По командам составить мнемо таблицу к любой сказке и рассказать по командам.
(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)
Ведущий:
Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризуется точным и своевременным выполнением заданий.
Классификация игр по параметрам:
- по возрасту,
- по степени (малой и большой) подвижности ребенка в игре,
- по видам движений (игры с бегом, метание и др.),
- по содержанию: ПИ с правилами (сюжетные, несюжетные) и спортивные игры.
Сюжетные ПИ отражают в условной форме жизненные или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, автомобиль, гуся и др.
Несюжетные ПИ содержат двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели, типы игр:
1) перебежки, ловишки;
2) игры с элементами соревнований («Кто быстрее добежит к своему флажку?» и др.);
3) игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»);
4) игры с предметами (мячи, обручи, кегли и др.);
для маленьких используются игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.)
Спортивные игры (городки, футбол, хоккей и др.) подбираются с учетом возраста. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям-дошкольникам. Целесообразней использовать в старшей и подготовительной группах ДОУ.
Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учётом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребёнка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.
Принципы:
- Доступность содержания игры
- Возрастная адресованность
- Вариативность
- Ориентировка на интересы и желания детей, на избирательность к тем или иным играм
- Разнообразие игр
Задание для команд:
Организовать и провести по командам народную подвижную игру.
(Жюри оценивает креативность команды, творческий подход)
Ведущий:
Классификация народных игр:
- Бытовые
- Сюжетные
- Индивидуальные
- Коллективные
- Игры-аттракционы
- Игры-забавы
- Хороводные
- Игры-ловишки
- Театрализованные
- Сезонно-обрядовые
По ФГОС ребёнок является субъектом деятельности, в том числе образовательной и игровой, что подразумевает субъект - субъектные отношения, то есть равные партнёрские.
Принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС:
1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер.
2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ.
3. Формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия.
4. Формирование игры носит двухчастный характер: 1) совместная игра; 2) самостоятельная игра детей.
Формирование игры:
Этапы Способы Основные задачи (формирование)
от 1,5 до 3 лет предметно-игровой 1) простого предметного действия
2) условного предметного действия
3) цепочки условных действий
от 3 до 5 лет ролевого построения 1) индивидуально-ролевого поведения
2) ролевого действия как обмена
условными ролевыми действиями
3) ролевого действия как обмена
речевыми ролевыми действиями
4) ролевого действия как умений
менять роли
с 5 до 7 лет сюжетосложение Овладение способом совместного
пошагового построения сюжета
Факторы реализации игры:
- Установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;
- включение всех видов игр в педагогический процесс;
- своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;
- квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;
- индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;
- перспективное планирование развития игры (комплексный метод);
- использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры.
Комплексный метод развития игровой деятельности:
- Планомерное обогащение жизненного опыта детей, расширение их знаний об окружающей действительности;
- Обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных (обучающих) игр педагога с детьми;
- Создание развивающей игру предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
- Проблемное общение взрослого с детьми направлено на активизацию игры детей через постановку новых игровых задач.
Жюри подводит итоги, вручает грамоты.
Педагогам вручаем памятки, благодарим за активное участие в семинаре.
Литература
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2011.
- Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 2009.
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам по организации игровой деятельности малышей:
1. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры детей, другими видами деятельности;
2. Моделировать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые различия. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры располагаем в легкодоступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, детям предоставляется возможность создавать игровую среду самостоятельно;
3. Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей;
4. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку играть самостоятельно, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка;
5. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей;
6. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности детей.
В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети ещё только обучаются игровым действиям.
Поэтому задачи воспитателя:
- В совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;
- Развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;
- Развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью;
- Развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.
Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков.
Задача воспитателя:
- Способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений;
- В совместных с детьми играх развивать умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;
- В совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнёршами - игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку;
- Поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;
- Учить детей использовать в играх строительный материал.
В средней группе задачи воспитателя следующие:
- В совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
- Учить детей готовить обстановку для игры - подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место.
- Развивать умение использовать предметы - заместители.
В старшей и подготовительной группе задачи воспитателя следующие:
- Развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
- Развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
- Учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
- Учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
- Развивать умение использовать предметы - заместители.
Приблизительная тематика сюжетно-ролевых игр у дошкольников
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА
№ | МЛАДШАЯ | СРЕДНЯЯ | СТАРШАЯ | ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ | |
1. | Семья | Семья | Семья | Семья | |
2. | Игры с машинами | Игры с машинами | Игры с машинами | Игры с машинами | |
3. | Игры со строй. материалом | Игры со строй. материалом | Игры со строй. материалом | Игры со строй. материалом | |
4. | Магазин | Магазин | Магазин | Магазин | |
5. | Парикмахерская | Парикмахерская | Парикмахерская | Парикмахерская | |
6. | Пароход | Пароход | Пароход | Пароход | |
7. | Детский сад | Детский сад | Детский сад | Детский сад | |
8. | Автобус | Автобус, трамвай | Автобус, трамвай, самолёт | Автобус, трамвай, самолёт, мотоцикл | |
9. | Поликлиника | Поликлиника | Поликлиника, больница | Поликлиника, больница | |
10 | --------------------- | -------------------- | Аптека | Аптека | |
11 | --------------------- | --------------------- | Скорая помощь | Скорая помощь | |
12 | --------------------- | Столовая | Столовая | Столовая | |
13 | --------------------- | Кукольный театр | Кукольный театр | Кукольный театр | |
14 | --------------------- | --------------------- | Зоопарк | Зоопарк | |
15 | --------------------- | -------------------- | Почта | Почта | |
16 | --------------------- | -------------------- | Правила уличного движения | Правила уличного движения | |
17 | --------------------- | ------------------ | Библиотека | Библиотека | |
18 | --------------------- | ------------------ | Военизированные игры | Военизированные игры | |
19 | ----------------------- | ------------------ | Космические полёты | Космические полёты | |
20 | ----------------------- | ------------------ | ----------------- | Школа | |
· Появление автосервисов по обслуживанию транспорта, заправок,
салонов красоты, СПА – салонов, клиник, ресторанов, кафе, пиццерий, мини-маркетов, гипермаркетов, автосалонов, бутиков.
Всё новое откладывает значимый и видимый отпечаток в игровой деятельности детей.
Организация игровой деятельности в условиях введения ФГОС
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата .
Этапы Способы Основные задачи (формирование) от 1,5 до 3 лет предметно-игровой 1) простого предметного действия 2) условного предметного действия 3) цепочки условных действий от 3 до 5 лет ролевого построения 1) индивидуально-ролевого поведения 2) ролевого действия как обмена условными ролевыми действиями 3) ролевого действия как обмена речевыми ролевыми действиями 4) ролевого действия как умений менять роли с 5 до 7 лет сюжето -сложение овладение способом совместного пошагового построения сюжета Принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС: 1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер. 2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ. 3. Формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия. 4. Формирование игры носит двухчастный характер: 1) совместная игра; 2) самостоятельная игра детей. Формирование игры:
Факторы реализации игры : Установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой; включение всех видов игр в педагогический процесс; своевременная организация развивающей предметно-игровой среды; квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру; индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности; перспективное планирование развития игры (комплексный метод); использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры.
Комплексный метод развития игровой деятельности: Планомерное обогащение жизненного опыта детей, расширение их знаний об окружающей действительности; Обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных (обучающих) игр педагога с детьми; Создание развивающей игру предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей; Проблемное общение взрослого с детьми направлено на активизацию игры детей через постановку новых игровых задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»
Организация игровой деятельности современных детей в условиях реализации ФГОС...
"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"
"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"...
Развитие речи посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС «Вместе весело играть»
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится.Игра ...
Семинар - деловая игра Тема «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Предлагаю Вашему вниманию семинар-деловую игру "Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"...
Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС
Игра - средство всестороннего развития ребенка...
Мастер-класс на тему: «Обучение в движении. Игра «Медовое сражение» Восп-ль: Алексеева Людмила Васильевна Курсы повышения квалификации на программе: «Современные подходы к организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
Обучение воспитателей ире "Медовое сражение"...
Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС
МБОУ «Видновская средняя общеобразовательная школа №2» Доклад из опыта работыТема: «Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС&raq...