Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в современной системе образования
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Процесс воспитания патриотизма начинается уже в дошкольном возрасте. Понятие Родины у дошкольников связано с тем, что им дорого, близко и знакомо: с родной улицей, деревней, поселком, городом, к старшему дошкольному возрасту появляется понимание понятия государства, многообразия стран на Земле. Именно в дошкольном возрасте у детей формируются чувства, развиваются эмоции, мышление, черты характера, связывающие его с его народом и культурой, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Именно поэтому с детского сада необходимо воспитывать нравственные качества у детей, формировать уважение к своей Родине, к ее культуре, истории, воспитывать чувство гордости за свою страну.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в современной системе образования
Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
На современном этапе образования задачами патриотического воспитания являются:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
5. Формирование элементарных знаний о правах человека;
6. Расширение представлений о городах России;
7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:
- Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
- Знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями;
- Знакомство с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями;
- Знакомство с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
- Организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс - интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Деятельностный подход;
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.
Большая часть родителей озабочена обеспечением базовых потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье), на втором месте - ценности социализационного процесса. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи. Тем не менее, она призвана выполнять следующие функции:
- Привитие любви к родному краю;
- Формирование знаний о своих генетических корнях;
- Обеспечение здорового образа жизни;
- Привитие чувства гордости за героев своего Отечества;
- Формирование трудолюбия;
- Воспитание чувства интернационализма.
Сотрудничество с родителями - одно из важнейших направлений в работе. Все субъекты воспитания: семья, педагоги, коллектив, этнические сообщества, общественные организации, СМИ - в процессе взаимодействия становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность. Однако роль семьи как изначального Отечества переоценить невозможно.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Для создания у детей практического общественного поведения используются следующие методы: метод приучения, упражнений, пример взрослых, показ действия, организация деятельности, труд, игра.
Для формирования у дошкольников нравственно-патриотических представлений и суждений проводятся беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, рассматривание картин, просмотр компьютерных презентаций, телепередач. Так же используются методы убеждения, положительного примера взрослых, оценка взрослых и похвала.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Невозможно воспитание ребенка без участия его родителей или законных представителей. В данной презентации я отразила , ту часть работы, которую провожу в своем ДОУ....
Проект "Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к миниму...
Статья "Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с малой Родиной"
Полагаю, воспитание у старших дошкольников уважения к обычаям, традициям малой Родины, гордости за землю, на которой живешь, является одним из действующих средств формирования бережного отношения к ку...
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Растим патриотов России»
Перед современной дошкольной образовательной организацией в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: осно...
Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных условиях
Доклад для воспитателей ДОУ...