Проект "Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа)
Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.
Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_v_skazkah_na_sayt.docx | 575.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического ...
Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие "правды от кривды".
И.А.Ильин
Данная работа включала в себя следующие этапы:
Сбор сведений
- Изучение методической литературы.
- Сбор экспонатов для организации мини - музея "в гостях у сказки"
- Подбор русских народных сказок для старшего дошкольного возраста.
- Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
Цель:
- Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста через потенциал русских народных сказок.
- Исходя из поставленной цели были определенны следующие задачи:
Актуальность. Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.
Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима
Воспитывать патриотических чувства у детей, любовь к родине мы решили, через сказку - самое доступное и любимое детьми.
Образовательная область:
Формирование патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок.
Воспитательная:
- Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
- Обучающая: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Развивающая:
- Развивать эмпатию и толерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.
Паспорт проектной деятельности
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6-й год жизни
Направленность развития детей, в рамках которых поводится работа по проекту: комплексное (разные виды деятельности: слушание и пересказ сказок, театрализованная деятельность, познавательная деятельность, креативные виды деятельности: лепка, рисование.)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы
Вид проекта: практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность и место реализации: рассчитана на один полный учебный год
Место реализации: МДОУ-детский сад «Золотая рыбка», подготовительная к школе группа.
Формы работы:
- Беседы
- показ спектаклей и сказок
- продуктивная деятельность детей
- праздничные мероприятия
- выставки творческих работ детей и родителей.
Предполагаемый результат:
К моменту выхода детей из детского сада, они должны иметь сформированные представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
Нормативно-правовая база:
- Подпрограмма Министерство образования РФ государственной программы "
- "Патриотическое воспитание граждан РФ";
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года,
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Презентация проекта: Родина в русских народных сказках.
Содержание проекта
Этапы | Формы работы с детьми и родителями | Задачи | Время | Ответственный |
I | Занятие с детьми по знакомству с русскими народными сказками. | Формировать представление о любви к родине воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. | В течение года | музыкальный руководитель |
II | Сказка терапия | Способствовать формированию эмоциональных чувств процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать навыки доброжелательного, заботливого поведения. | В течение года | Педагог-психолог |
III | Изготовление атрибутов | Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность. | В течение года | Воспитатель, музыкальный руководитель |
IV | Театрализованные представления | Побуждать детей к творческой самореализации. | 1 раз в квартал | музыкальный руководитель |
V | Работа с родителями | Создать родительский клуб "семейный очаг", привлечь родителей к созданию экспонатов. | В течение года | Воспитатель, педагог- психолог, музыкальный руководитель |
Перспективный план
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
-"Сестрица Аленушка и братец Иванушка" -"Гуси-лебеди" -"Теремок" | Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает. |
-"Крылатый, мохнатый да масленый" -"Жихарка" -"Курочка, мышка и тетерев" | Цель: Показать детям силу коллективизма("там, где трудно одному, сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. |
-"Лисичка со скалочкой" -"Лисичка-сестричка и серый волк" -"Лиса и журавль" -"Золотое веретено" | Цель: Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и т.д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. |
-"Каша из топора" | Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа. |
-"Хаврошечка" -"Снегурочка" -"Морозко" | Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение. |
-"Заяц-хваста" -"У страха глаза велики" | Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту. |
-"Царевна-лягушка" -"Сивка-бурка" | Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига. |
-"Мужик и медведь" | Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях. |
-"Два мороза" | Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего). |
ПРЕДАНИЯ И БЫЛИНЫ РУССКОГО НАРОДА
"Исцеление Ильи Муромца" -"Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча" -"Алеша Попович" -"Алеша Попович и Тугарин Змей" | Цель: Формировать понятие "единства всех живущих на земле людей". Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев. |
Актуальность. Современный период совершенствования процесса патриотического воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному процессу, включающему разностороннее воспитательное воздействие на личности.
Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации
Содержание работы
Работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста велась по двум направлениям.
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
Для более осозного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в работе использовалось многообразие методов и приемов. Разнообразные формы работы : беседы, занятия, сказка терапия, креативные виды деятельности, игры-драматизации, развлечения, помогали детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры ,любить и уважать своих родных ,ценить труд человека ,а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину. Работа проводиться как на специально организованных занятиях, так и вечерние отрезки времени.
Каждый вид деятельности преследовал решение своих задач и целей.
Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, мы решали такие задачи как:
- Сообщение детям знаний о традициях русской культуры.
- О местах проживания наших предков.
- О быте русских людей.
- Об истории мужской и женской одежды.
- Об истории русской кухни.
- О народных праздниках.
- О народных приметах.
- О героизме русского народа.
Содержание бесед и поставленные вопросы черпали, прежде всего, из русских народных сказок. Например: познакомив детей со сказкой, Никита Кожемяка, организовали и провели беседу о традициях русской культуры, о героизме народа. Прослушав цикл бытовых сказок, беседа с детьми выстраивалась по вопросам касающихся, русских народных промыслов ,одежды, утвари. С помощью таких сказок как, Снегурочка, знакомили детей с семейной иерархией на Руси. Основная работа с детьми проводилась на специально организованных занятиях.
С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принцип.
- Что такое хорошо
- Добро всегда побеждает
- Уважать старших
- Слушать родителей
Динамика занятий предполагает постепенное погружение в единый сказочный сюжет. Содержание сказок было специально подобранно таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты. с героическими поступками. На занятиях по креативным видам деятельности дети рисовали, лепили сюжеты сказок, характеры героев, их поступки. Педагогом-психологом проводиться цикл занятий по сказке терапии. Разнообразные игры, психогимнастические этюды, использование музыкальных произведений, все это попугает детям почувствовать и научиться понимать эмоции сказочных персонажей, анализировать их ошибки. Работа воспитателя и педагога - психолога в применении игр-драматизаций, прежде всего, была направлена на умении детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией. Некоторые сказки были представлены в виде спектаклей для родителей и детей младших групп. Исполняя роли, дети передавали настроение героев, отражали их поступки. Итогом нашей работы было обогащение развивающий среды группы, показ русских народных сказок с участием родителей, педагогов, сотрудников детского сада.
Приложение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро.Поэтому важно закладывать патриотические ценности с самого раннего возроста, когда формируется характер,отношение к миру,к окруж...
Проектная деятельность Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Именно народные сказки воспитывают у ребёнка патриотизм и уважение к своей Родине, народу, народному фолклёру...
Презентация "Народная сказка в системе нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Среднесрочный проект в младшей группе....
Консультация для педагогов "Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...
ПРОЕКТ «РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. ...
Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Средств для формирования у дошкольников духовно-нравственных принципов множество. Имея опыт работы с детьми дошкольного возраста, считаю, что наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания...
Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...