Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12»города Канаш Чувашской Республики
План работы
с одаренными детьми в интеллектуальном развитии
Средняя группа №7
Воспитатель: Гаврилова В.Р
Канаш – 2018г.
Ф.И.О ребенка Корнилов Роман, Семенов Захар Андреевич
Пояснительная записка
Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Уже с младшего возраста главная задача - интеллектуальное развитие и сохранение индивидуального в ребёнке. Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство.
Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Учитывая особенность периода от 4-5 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Необходимо формировать такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Цель: гармонизация иразвитие интеллектуальных способностей одарённого ребёнка.
Задачи:
-Создать условия для развития и гармонизации интеллектуальных способностей у детей.
- Социализация ребёнка в группе сверстников.
-Развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности.
Особенности возрастной группы детей
Программа реализуется с группой детей от 4 до 5 лет. Младший дошкольный возраст.
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.
Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником это общение сравным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.
Специфичными для дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности:
- рисование,
- конструирование,
- аппликация,
- лепка.
В результате осуществления этой деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику, воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой.
В дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Очень важно взрослым именно в этот период поощрять труд ребенка. При этом нельзя критиковать сделанную работу. Важно не то, как ребенок ее сделал, а то, насколько ему это нравилось делать. Если родители в дальнейшем будут поощрением подкреплять желание работать, то в дальнейшем это закрепиться и ребенок с удовольствием будет выполнять любую работу. Важно при этом оценивать труд ребенка, говоря, что это у тебя получилось хорошо, а вот здесь не очень, но в следующий раз обязательно получится. Элементы учебной деятельности проявляются в умении ребенка слышать и слушать взрослого, следовать его советам, действовать по образцу и по правилу, в осознании способов выполнения действий.
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами прежде всего на основе непосредственных впечатлений. Сформированность навыков учебной деятельности поможет дошкольнику в его последующей школьной жизни.
Часто родители, воспитатели и, к сожалению, педагоги думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто читающий, пишущий и считающий ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинает снижать свои успехи.
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению; способность к саморегуляции поведения и пороявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Кроме этого, необходимо наличие у ребенка мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Не менее важным являются навыки речевого общения, развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.
Форма организации детей – групповая.
Для реализации программы по интеллектуальному развитию и воспитанию дошкольников используются следующие методы:
Наглядные методы обучения: это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.
- наблюдение;
- рассматривание картин и демонстрация видео фильмов;
- разнообразные упражнения.
Практические методы:
К группе практических методов обучения относятся:
- упражнения;
- игровой метод;
- элементарные опыты;
- моделирование.
Словесные методы:
Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.
Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
- Чтение художественных произведений детям
Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем мире, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы.
Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Занятия | Упражнения | Познавательные цели | Содержание |
| СЕНТЯБРЬ |
1 | «Яблоко» | Обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов. | Дидактический материал: три похожих яблока. Описание задания. Педагог: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.)Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко». На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого педагог перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, педагог дарит его ребенку. |
2 | «Хлопни в ладоши» | Обучение способности к переключению внимания. Развитие слухового внимания. | Описание задания. Педагог говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное — хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь,стул, дверь, виноград, собака,ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка,сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк,галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка. |
3 | «Зачеркни букву» | Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания. | Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш. Описание задания. Ребенку предлагается газетная вырезка. Педагог обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?» После выполнения задания педагог указывает ребенку на пропущенные буквы и предлагает их тоже зачеркнуть. |
4 | «Портрет» | Обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании. | Описание задания. Ребенку предлагается кукла. Он должен рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его, а затем назвать как можно больше характерных деталей.Дидактический материал: кукла. |
ОКТЯБРЬ |
1 | «Зачеркни букву» | Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания. | Дидактический материал:вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом, которая применялась на занятии (1); карандаш. Описание задания. Ребенку предлагается вырезка. Педагог: «На этом листочке написано много разных букв. На прошлом занятии ты уже зачеркивал знакомую тебе букву. Какую букву ты зачеркивал? Сейчас ты должен опять найти ту же букву и зачеркнуть ее карандашом». После этого он указывает ребенку на пропущенные буквы и предлагает их тоже зачеркнуть. |
2 | «Слушай музыку» | Развитие активного внимания. | Дидактический материал:магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией. Описание задания. Педагог: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь». |
|
|
|
|
3 | «Ушки на макушке» | Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать | Описание задания. В абсолютно тихой комнате попросить детей сфокусироваться на звуках, которые им удается услышать (шум за окном, пение птиц и т.п.). Ребенок должен перечислить все услышанные звуки. |
4 | «Корректурные пробы» | Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания. | Описание задания. Ребенку предлагается расставить значки, как в образце. Педагог фиксирует время, затраченное на выполнение задания, и число ошибок. |
НОЯБРЬ |
1 | «Бубен и колокольчик» | Развитие-активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов. | Дидактический материал:бубен, колокольчик. Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по комнате, во время звучания колокольчика — бегать по ней. |
2 | «Ушки на макушке» | Обучение способности: концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать звуки в новых условиях. | Описание задания.Упражнение нужно проводить в шумной (игровой) комнате или на улице. Попросить детей сфокусироваться на звуках, которые им удается услышать. Ребенок должен перечислить как можно больше услышанных звуков. Обратить внимание ребенка на различие звуков в новых условиях. |
3 | «Корректурные пробы» | Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости, внимания. | Описание задания. Ребенку предлагается расставить значки, как в образце. Педагог фиксирует время, затраченное на выполнение задания, и число ошибок. |
4 | «Бубен, колокольчик, дудочка» | Развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием нескольких разных инструментов. | Дидактический материал:бубен, колокольчик, дудочка. Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика — бегать по кругу в противоположном направлении, а во время звучания дудочки — стоять на месте. |
ДЕКАБРЬ |
1 | «Узор» | Развитие слухового внимания. | Дидактический материал:тетрадный лист в клеточку, карандаш. Описание задания. Ребенок под диктовку педагога рисует узор. Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх и так до конца строчки. |
2 | «Выложи кружочки» | Увеличение объема внимания. | Дидактический материал: два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета. Описание задания. Педагог выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в течение 10 мин запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются. Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил педагог. Повторить 2—3 раза. |
3 | «Узор» | Развитие слухового внимания. | Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, карандаш. Описание задания. Ребенок под диктовку педагога рисует узор. Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вниз. Половину строчки ребенок рисует узор под диктовку педагога. Затем продолжает рисовать узор до конца строчки самостоятельно. |
4 | «Текстура» | Обучение способности распознавать предмет по тактильным ощущениям. | Дидактический материал: кусочки меха, дерева, ткани, ваты, металлический брусок. Описание задания. Ребенку показываются кусочки меха, ткани, дерева, ваты, металлический брусок. Он ощупывает эти предметы, называет их признаки: мягкий, шершавый, пушистый, гладкий, холодный и др. Затем ребенку закрывают глаза и дают в руки поочередно каждый предмет. Ребёнок должен с помощью тактильных ощущений узнать предмет и назвать его. |
ЯНВАРЬ |
1 | «Погода» | Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке. | Дидактический материал: картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт. Описание задания. Педагог: «Сейчас ты пойдешь гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко (Показывает картинку с изображением солнышка.) Можешь собирать ягоды. Но вдруг погода может испортиться. Пойдет дождь. Ты должен сразу, как увидишь картинку с тучкой, прибежать ко мне и спрятаться под зонтик, который я буду держать». Упражнение выполнить 5—6 раз.. |
2 | «Дыхание» | Обучение приемам ритмичного дыхания для снятия напряжения; достижение состояния спокойствия и быстрого психотехнического отдыха. | Описание задания. 1. Дышать обычным способом. 2. Выдох сделать вдвое длиннее, чем вдох. 3. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 20—30 с. Упражнение выполнять 5 мин. |
3 | «Сыщик» | Развитие умения декодировать информацию. | Дидактический материал:схема кабинета психолога, на которой отмечены окно и дверь; крестиком отмечено место, где спрятана игрушка. Описание задания. Педагог говорит ребенку: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисована дверь, вот — окно. А здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее». |
|
|
|
|
4 | «Сложи узор» | Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей. | Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор». Описание задания. Ребенку предлагаются поочередно три первые картинки с нарисованным на них узором. Он должен из кубиков выложить такой же узор. |
ФЕВРАЛЬ |
| Описание задания. Ребенку предлагаются поочередно три первые картинки с нарисованным на них узором. Он должен из кубиков выложить такой же узор. |
1 | «Запомни картинки» | Развитие зрительной памяти. | Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки. Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Педагог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней. |
2 | Мышка — птичка» | Обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции. | Описание задания. Педагог называет слово «мышка». Ребенок, услышав это слово, должен присесть на корточки. Услышав слово «птичка», ребенок должен встать и помахать руками. Затем взрослый выполняет действия, не соответствующие словам «птичка» и «мышка», т.е. мешает ребенку правильно выполнять инструкцию. Ребенок должен сосредоточиться только на словесной инструкции и не обращать внимание на помехи |
| «Найди отличия» | Развитие концентрации внимания. | Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета. Описание задания. Педагог: «Посмотри на эти две картинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назови, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от друга». |
| «Погода» | Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке. | Дидактический материал:картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт. Описание задания. Педагог: «Сейчас ты пойдешь гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко (Показывает картинку с изображением солнышка.) Можешь собирать ягоды. Но вдруг погода может испортиться. Пойдет дождь. Ты должен сразу, как увидишь картинку с тучкой, прибежать ко мне и спрятаться под зонтик, который я буду держать». Упражнение выполнить 5—6 раз.. |
МАРТ |
1 | У оленя дом большой | Развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста | Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Педагог, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями. У оленя дом большой, (Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу)Он глядит в свое окошко. (Руки перед лицом изображают окно) Заяц по лесу бежит, (Производят движение руками, как при беге) В дверь к нему стучит: (Кулачком имитируют стук в дверь) Стук-стук. - Дверь открой! Там в лесу охотник злой! (Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.) - Заяц, заяц, забегай! (Вытягивают руки вперед.) Лапу подавай! Повторить 3—4 раза в медленном темпе.
|
2 | «Каскад слов» | Развитие объема кратковременной слуховой памяти. | Описание задания. Педагог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем педагог называет три слова и т.д. 1) огонь; 2) дом, молоко; 3) конь, гриб, игла; 4) петух, солнце, асфальт, тетрадь; 5) крыша, пень, вода, свеча, школа; 6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб; 7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын; 8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел; 9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки; 10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2—3 раза. |
3 | «Запомни картинки» | Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени. | Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стола, груши, стакана, платья, шапки. Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано в течение 10 с. Затем картинки переворачивают. Педагог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на картинке. |
4 | «Каскад слов» | Развитие объема кратковременной слуховой памяти. | Описание задания. Педагог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два, три. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2—3 раза. 1) доска; 2) окно, дым; 3) урна, кувшин, карандаш; 4) мотоцикл, ванна, салат, ведро; 5) яблоко, мышь, печенье, ложка, пол; 6) автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки; 7) стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка; 8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка; 9) сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта; 10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодильник, пуговица, ковер, антенна. |
АПРЕЛЬ |
1 | «Встречаемся и прощаемся с улыбкой» | Усиление положительного эмоционального переживания. | Описание задания. Педагог: «Сейчас мы поиграем в такую игру. На моем лице будет появляться улыбка. Как только ты увидишь мою улыбку, должен тоже ответить мне улыбкой. Наши улыбки встретятся. Если на моем лице нет улыбки, ты тоже не должен улыбаться». Игра проводится 6—8 раз. |
2 | «Что изменилось?» | Обучение навыкам запоминания образа, ситуации. | Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты. Другая — с изображением той же ванной комнаты, но предметы на ней переставлены и находятся в другом порядке. Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение. Время не ограничено. |
3 | «Запомни и покажи» | Развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти. | Описание задания. В течение 5 с. показывается таблица с изображением четырех фигур, затем таблица с изображением девяти фигур. Ребенок должен показать во второй таблице фигуры из первой. При этом первая таблица закрывается. |
4 | «Спрячь игрушки» | Развитие целенаправленного запоминания и припоминания. | Дидактический материал: три игрушки. Описание задания. Педагог просит ребенка спрятать три игрушки в своем кабинете. При этом ставит ребенку условие, что через неделю он должен будет вспомнить, куда положил игрушки и найти их. |
МАЙ |
1 | «Что изменилось?» | Обучение навыкам запоминания образа, ситуации в условиях уменьшения времени. | Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты, другая — с изображением той же ванной комнаты, но предметы на картинке переставлены и находятся в другом порядке. Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов в течение 1 мин. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили свое местонахождение, сказать, где они находились на первой картинке. |
2 | «Найди игрушки» | Развитие целенаправленного запоминания и припоминания. | Дидактический материал:спрятанные на прошлом занятии три игрушки. Описание задания. Ребенок должен вспомнить и найти игрушки, которые спрятал на прошлом занятии (3) в кабинете педагога. |
3 | «Рассмотри внимательно» | Развитие произвольного внимания. | Дидактический материал: любая сюжетная картинка. Описание задания. Педагог показывает ребенку любую сюжетную картинку и просит ребенка внимательно ее рассмотреть и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Педагог задает вопросы по картинке, например: «Сколько елочек было на картинке? Кто катался с горки?» Ребенок должен ответить на все вопросы. |
4 | «Свет, зажгись!» | Развитие памяти на события. | Дидактический материал: настольная лампа или торшер. Описание задания. Педагог со словами: «Свет, зажгись!» включает настольную лампу. При зажженной лампе педагог рассказывает любое детское стихотворение или поет песенку. Затем он говорит: «Свет, погасни!» и выключает лампу. После этого прикладывает палец к губам и говорит ребенку: «Нужно помолчать». Далее снова включает лампу со словами: «Свет, зажгись!» Игру нужно повторить 4—5 раз, меняясь ролями с ребенком. |
ИЮНЬ |
1 | «Кто не на месте?» | Развитие целенаправленного запоминания и припоминания. | Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных. Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Педагог предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а педагог переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра проводится 5—6 раз. |
2 | «Рассмотри внимательно» | Развитие произвольного внимания и наблюдательности. | Дидактический материал: любая сюжетная картинка, отличная от картинки, использованной в занятии 5. Описание задания. Педагог показывает ребенку любую сюжетную картинку, просит внимательно рассмотреть ее и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Ребенок должен назвать те детали, которые он запомнил. |
3 | «Кто не на месте?» | Развитие целенаправленного запоминания и припоминания. | Дидактический материал: десять игрушек небольшого размера. Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Педагог предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а педагог меняет местами игрушки. После чего ребенок должен повернуться и расставить игрушки по местам. Игра проводится 5—6 раз. |
4 | «Пирамидка» | Улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения. | Дидактический материал:пирамидка, состоящая из колец разных цветов. Описание задания. Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее педагог поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем педагог просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д. |
ИЮЛЬ |
1 | «Дорисуй фигуры» | Развитие целостности восприятия. | Дидактический материал:лист с изображением недорисованных геометрических фигур. Описание задания. Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми. |
2 | «Пирамидка» | Улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения. | Дидактический материал: пирамидка, состоящая из колеи разных цветов. Описание задания. Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее педагог поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем педагог просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д. Следующий этап — педагог показывает кольцо красного цвета и просит ребенка показать в комнате какой-нибудь предмет такого же цвета. Можно предложить ребенку вспомнить, что еще бывает красным. Далее педагог поочередно показывает остальные кольца, просит показать в комнате предметы такого же цвета и вспомнить, какие предметы имеют такой же цвет. |
3 | «Угадай предмет» | Развитие мыслительных операций анализа и сравнения. | Дидактический материал: 15 картинок с изображением знакомых ребенку предметов. Описание задания. Педагог поочередно показывает картинки ребенку и называет характерные признаки каждого изображенного предмета. После того как все картинки проанализированы, ребенок убирает их. Затем он достает по одной картинке и называет психологу признаки изображенного предмета. Педагог должен назвать предмет. |
4 | «Четвертый лишний» | Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать. | Дидактический материал:пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый — лишний. Описание задания. Ребенку поочередно показывают карточки. Педагог говорит: «Посмотри на эти предметы; их — четыре, три предмета как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее, а четвертый — лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет». Если ребенок затрудняется с ответом, педагог должен объяснить правильный ответ на примере первой карточки. (Сапог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка — это не обувь, а посуда.). |
Игры и упражнения для развития памяти
* «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
* «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
* «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.
* «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
* «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.
* «Что ты ел на обед?». Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
* «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
* «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
* «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
* «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.
» «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
* «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Упражнения и игры для развития восприятия
* «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
* «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентация в пространстве по плану-схеме.
* «Звезды на небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным.
* «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
* «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов.
* «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
* «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.
* «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь,
* «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
* «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Игры и упражнения для развития мышления
* «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
* «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
* «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
* «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный
предмет.
* «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: тяжелый — легкий, сильный — слабый, твердый -
мягкий и др.
* «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
* Загадки.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания
* «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
* Загадки.
* «Найди отличия».
* «Найди два одинаковых предмета».
* «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде,
* «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»
* «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.
* «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
* «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия.