консультация для родителей "Когда начинать обучение грамоте"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.
Данная консультация рекомендуется для родителей и воспитателей старших и подготовительных к школе групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Когда начинать обучение грамоте" | 667.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей |
«Когда начинать обучение грамоте?» |
Уважаемые мамы и папы!
Каждый из вас хочет, чтобы к моменту поступления в первый класс школы ребенок мог читать и писать. Но когда же начинать обучение грамоте? Данный вопрос неизбежно встает перед всеми родителями старших дошкольников. На сегодняшний день, не существует единого мнения в определении наиболее оптимального времени для начала обучения грамоте детей.
К среднему дошкольному возрасту (4-5 лет) почти всем нормально развивающимся детям доступен путь в письменность – от звука к букве, к слиянию букв в слоги, а слогов в слова.
По мнению специалистов, эффективны занятия по обучению грамоте, разработанные по системе Д.Б. Эльконина и выдержанные уже более чем тридцатилетнюю практику. В ходе занятий у ребенка воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов, которая дает ему преимущества в последующих орфографических занятиях.
Дети, обучавшиеся чтению по системе Д.Б. Эльконина, практически не допускают наиболее распространенных ошибок первоклассников: перестановок, пропусков, грубых искажений слов. Также они не испытывают затруднения на этапе слогового чтения и быстро переходят к слитному чтению целыми словами. У дошкольников развивается интерес к языку и его законам.
При использовании системы обучения грамоте Д.Б. Эльконина, занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка.
Почему дошкольники сначала осваивают звуки, а затем буквы?
Дело в том, что исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква является знаком звука. И, если ребенок не знает, что обозначается этим звуком, то знакомство с буквенным звуком не принесет результата. Знаки звуков также не следует вводить до знакомства с самими звуками. Речь идет не об умении ребенка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова.
Прежде всего, звуковой анализ включает умение сознательно и намеренно выделять звуки в слове. Для ребенка работа с неосязаемой звуковой материей слова является очень сложной, следовательно, звуковой анализ (добуквенный этап обучения грамоте) занимает много времени и сил. Однако нельзя стремиться к его сокращению, так как от данного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.
Для ребенка путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы, поскольку письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – перевод букв в звучащую речь. Чтобы научить дошкольника чтению и письму, ему необходимо сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь состоит из звуков, а потом открыть связь между звуками и буквами.
Начинать обучение грамоте нужно с игр.
Ребенок очень чувствителен к звуковой ткани речи и, для того, чтобы научить его выделять отдельные звуки в словах, одной речевой практики мало. Он в состоянии освоить звуковой анализ слов, но только с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове.
Также дошкольнику необходимо дать почувствовать разницу между гласными и согласными звуками, обратить его внимание на мягкость и твердость согласных звуков, выделение ударного гласного звука, определение полного звукового состава слов.
Перечисленные задачи легко решаются с помощью различных игровых ситуаций и игр. Главная задача добуквенного этапа обучения грамоте состоит в том, чтобы сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку интересной и привлекательной.
Считать, что ребенок освоил основной принцип чтения, можно после того, как дошкольник научился сливать любую согласную букву с гласной. Ребенок умеет читать, и появляются другие трудности в обучении чтению. Техника детского чтения еще очень слаба и процесс чтения труден, поэтому читать самостоятельно дошкольнику тяжело и не хочется. Здесь перед взрослыми встают две задачи:
- показать значение чтения для удовлетворения личных нужд и интересов ребенка таким образом, чтобы ребенок хотел читать;
- облегчить ребенку труд по овладению техникой чтения.
Итак, ребенок сначала читает слоги, а затем короткие слова.
Родители, не спешите усаживать вашего ребенка за книги. Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть постепенным и тщательно подготовленным. На помощь ребенку снова придут игры: отсутствие собственно читательской мотивации у дошкольника не будет помехой, так как ее заменит игровая мотивация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когда начинать обучение грамоте?
Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проб...
Семинар – практикум для педагогов по теме: «С чего начинать обучение грамоте?»
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематиз...
C чего начинать обучение грамоте?
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Когда начинать обучению грамоте?"
родителям подготовительной группы...
Консультация для родителей "С чего начинать обучение грамоте"
родителям подготовительной группы...
Консультация для родителей "С чего начинать обучение грамоте"
Рекомендации для родилетей подготовительной группы...
Консультация для родителей «С чего начинать обучение грамоте?»
Консультация для родителей«С чего начинать обучение грамоте?»...