Когда начинать обучение грамоте?
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Когда начинать обучение грамоте?
Логопед Сафронова О.Г.
Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проблем. К сожалению, в оп-ределении оптимального времени для начала обучения грамоте пока не вырабо-тано единого мнения. Одни родители стремятся начать это обучение как можно раньше, и карточки со словами и буквами прикрепляют к колыбели рядом с по-гремушкой. Другие уверены, что обучение грамоте следует отложить до школы. Одни полагают, что начинать надо тогда, когда ребёнок сам проявит интерес к буквам, к письменности. Другие советуют показывать буквы лишь тогда, когда ребёнок научится выговаривать соответствующие звуки. Третьи настойчиво реко-мендуют предоставить дело обучения специалистам – школьным учителям, пото-му что «мы научим не правильно, а учителю придётся переучивать; лучше уж пусть сразу учится как положено». И родителям приходится думать, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречие с задачами и методами школь-ного обучения. Дело в том, что в чтении и письме существуют как бы два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребёнку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение письма и чтения – это другая, совсем отдель-ная задача, и решать её лучше всего до школы. Первокласснику легче размы-шлять, какую работу выполняет буква Ь в слове «лью» или почему в слове «пол-ка» эта буква не пишется, а в слове «полька» - пишется, если до школы он уже научился свободно манипулировать этой и всеми другими буквами, если ему не надо мучительно напрягаться, чтобы вспомнить, как выглядит этот мягкий знак, или чтобы прочесть написанные на доске слова с мягким знаком. Родители, счита-ющие что ребёнку, умеющему читать и писать, будет скучно на уроках и он при-выкнет к безделью, глубоко заблуждаются. В первые месяцы в школе ребёнку скучать некогда: на него буквально обрушивается новый мир отношений со взрослыми и со сверстниками. Школа заставляет маленького человека найти и освоить новое место не только в классе, но и в жизни, новые формы поведения, новые обязанности, новый режим. Серьёзность и огромность этих перемен трудно переоценить. И если ко всем школьным новостям прибавится ещё и такое «собы-тие», как знакомство с письменной речью, то ребёнок может просто не успеть что-то освоить. Чаще всего страдает именно чтение. А в результате – неважные отметки, накапливающееся недовольство учительницы и домашних (а их оценка так важна для душевного благополучия ребёнка!), и – едва ли не самое печальное – возможная непопулярность среди одноклассников, для которых школьная успе-ваемость надолго становится мерой человеческих достоинств ученика. И ещё одна потеря: не прочтён тот драгоценный запас детской литературы, который по-настоящему вкусить, пережить, впитать в душу можно только в детстве.
У вас есть желание и возможность заниматься с ребёнком? Тогда пусть он придёт в школу, умея читать. Раннее обучение грамоте (в 4-5 лет) хорошо для нормально развивающихся детей, но если же ребёнок заговорил поздно – около трёх лет – или имеет серьёзные дефекты произношения, бедный словарь, строит короткие фразы, которые пестрят аграмматизмами (например, ребёнок практи-чески не употребляет предлоги, не изменяет слова по падежам), с обучением письменной речи спешить не стоит. Сначала ребёнку следует хорошо позани-маться устной речью со специалистом-логопедом, а затем постепенно начинать обучение грамоте. Особенно эффективны, по нашим наблюдениям, занятия по обучению грамоте по системе Д. Б. Эльконина. Принципы этой системы разрабо-таны замечательным детским психологом и выдержали уже более чем тридцати-летнюю практическую проверку. Игровая аранжировка этих принципов позволяет воспитывать у ребёнка особую чуткость к звучанию и написанию слов, что даст ему неоценимые преимущества при дальнейших орфографических занятиях. Во-первых, дети, обучавшиеся чтению по системе Д.Б.Эльконина, практически изба-влены от наиболее распространённых ошибок первоклассников: пропусков, пере-становок, грубых искажений букв. Во-вторых, дети не застревают на этапе слого-вого чтения, а быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. В третьих, у детей формируется интерес к языку и его законам. И, нако-нец, самое важное – при использовании этой системы обучения грамоте занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребёнка.
Исходный принцип этой системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать добук-венный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Знаки звуков также нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идёт не об умении ребёнка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова. Звуковой анализ включает прежде всего уме-ние сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для дошколь-ника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуко-вой анализ – добуквенный этап обучения грамоте – занимает много сил и време-ни. Но не следует стремиться его сократить, ведь от этого этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.
С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы нау-читься читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и бук-вы. Ребёнок чувствителен к звуковой ткани речи, но для того, чтобы научиться выделять в слове отдельные звуки, одной речевой практики недостаточно. До-школьник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определённого способа действия со словом – интонационного подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, СССон, сОООн, соННН). Также необходимо дать ребёнку почувствовать разницу между гласными и со-гласными звуками, обратить внимание на твёрдость и мягкость согласных звуков, выделять ударный гласный звук, определять первый и последний звук в слове. Затем можно переходить к определению полного звукового состава слов. Все эти задачи легко решаются с помощью различных игр и игровых ситуаций. Главная задача любого, в том числе и добуквенного этапа обучения грамоте – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной и интересной. Когда же следует начинать показывать буквы? В тот же период, когда начинается знакомство со звуками. После того как ребёнок научится сли-вать любую согласную букву с любой гласной, можно считать, что он освоил основной принцип чтения. Он умеет читать. Вот здесь-то и начинаются основные трудности обучения чтению. Дело в том, что техника детского чтения ещё на-столько слаба, процесс чтения ещё так труден, что читать самостоятельно, трени-роваться ребёнку не хочется. Следовательно, перед взрослыми теперь стоят две задачи: надо, чтобы чтение служило для удовлетворения личных интересов и нужд ребёнка, чтобы он хотел читать, и надо облегчить ему труд по овладению техникой чтения. Итак, ребёнок уже прочитывает слоги, а вслед за ними – корот-кие слова. Не торопитесь усаживать ребёнка за книжки. Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть специально подготовлен. Здесь снова помогут игры: отсутствие собственно читательской мотивации у ребёнка не будет помехой – её заменит мотивация игровая.
Игра – наш неизменный помощник в обучении и воспитании дошкольников. Играя с ребёнком в звуки, буквы и слова, можно преодолеть первые трудности и барьеры на пути к грамоте. Но игра имеет свои ограничения, она не всемогуща, и только игровыми средствами довести ребёнка до беглого самостоятельного чтения едва ли возможно. Причины, мотивы, побуждающие человека играть и читать, - разные. И, помогая ребёнку в игре преодолевать первые технические сложности чтения, необходимо заботиться о воспитании не только умения, но и желания читать. Начала техники чтения, зарождающийся интерес к самостоятель-ному чтению – вот всё, что требуется для того, чтобы отправляя ребёнка в школу, родители не беспокоились хотя бы об уроках чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/18/picture-206666-1361201590.jpg)
Когда нужно начинать обучение плаванию.
Когда нужно начинать обучение плаванию.Групповые и индивидуальные занятия.Подготовка ребенка к занятиям по плаванию....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/20/picture-449738-1400566101.jpg)
Когда начинать обучение грамоте?
Такой вопрос начинают задавать родители с момента, когда ребёнок начинает говорить первые слова......
Сообщение для родителей "Когда начинать обучение грамоте?"
Сообщение для родителей "Когда начинать обучение грамоте?"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/28/picture-730457-1693227932.jpg)
консультация для родителей "Когда начинать обучение грамоте"
Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обуч...