Когда начинать обучение грамоте?
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_nachinat_obuchenie_gramote.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Когда начинать обучение грамоте?
Логопед Сафронова О.Г.
Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проблем. К сожалению, в оп-ределении оптимального времени для начала обучения грамоте пока не вырабо-тано единого мнения. Одни родители стремятся начать это обучение как можно раньше, и карточки со словами и буквами прикрепляют к колыбели рядом с по-гремушкой. Другие уверены, что обучение грамоте следует отложить до школы. Одни полагают, что начинать надо тогда, когда ребёнок сам проявит интерес к буквам, к письменности. Другие советуют показывать буквы лишь тогда, когда ребёнок научится выговаривать соответствующие звуки. Третьи настойчиво реко-мендуют предоставить дело обучения специалистам – школьным учителям, пото-му что «мы научим не правильно, а учителю придётся переучивать; лучше уж пусть сразу учится как положено». И родителям приходится думать, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречие с задачами и методами школь-ного обучения. Дело в том, что в чтении и письме существуют как бы два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребёнку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение письма и чтения – это другая, совсем отдель-ная задача, и решать её лучше всего до школы. Первокласснику легче размы-шлять, какую работу выполняет буква Ь в слове «лью» или почему в слове «пол-ка» эта буква не пишется, а в слове «полька» - пишется, если до школы он уже научился свободно манипулировать этой и всеми другими буквами, если ему не надо мучительно напрягаться, чтобы вспомнить, как выглядит этот мягкий знак, или чтобы прочесть написанные на доске слова с мягким знаком. Родители, счита-ющие что ребёнку, умеющему читать и писать, будет скучно на уроках и он при-выкнет к безделью, глубоко заблуждаются. В первые месяцы в школе ребёнку скучать некогда: на него буквально обрушивается новый мир отношений со взрослыми и со сверстниками. Школа заставляет маленького человека найти и освоить новое место не только в классе, но и в жизни, новые формы поведения, новые обязанности, новый режим. Серьёзность и огромность этих перемен трудно переоценить. И если ко всем школьным новостям прибавится ещё и такое «собы-тие», как знакомство с письменной речью, то ребёнок может просто не успеть что-то освоить. Чаще всего страдает именно чтение. А в результате – неважные отметки, накапливающееся недовольство учительницы и домашних (а их оценка так важна для душевного благополучия ребёнка!), и – едва ли не самое печальное – возможная непопулярность среди одноклассников, для которых школьная успе-ваемость надолго становится мерой человеческих достоинств ученика. И ещё одна потеря: не прочтён тот драгоценный запас детской литературы, который по-настоящему вкусить, пережить, впитать в душу можно только в детстве.
У вас есть желание и возможность заниматься с ребёнком? Тогда пусть он придёт в школу, умея читать. Раннее обучение грамоте (в 4-5 лет) хорошо для нормально развивающихся детей, но если же ребёнок заговорил поздно – около трёх лет – или имеет серьёзные дефекты произношения, бедный словарь, строит короткие фразы, которые пестрят аграмматизмами (например, ребёнок практи-чески не употребляет предлоги, не изменяет слова по падежам), с обучением письменной речи спешить не стоит. Сначала ребёнку следует хорошо позани-маться устной речью со специалистом-логопедом, а затем постепенно начинать обучение грамоте. Особенно эффективны, по нашим наблюдениям, занятия по обучению грамоте по системе Д. Б. Эльконина. Принципы этой системы разрабо-таны замечательным детским психологом и выдержали уже более чем тридцати-летнюю практическую проверку. Игровая аранжировка этих принципов позволяет воспитывать у ребёнка особую чуткость к звучанию и написанию слов, что даст ему неоценимые преимущества при дальнейших орфографических занятиях. Во-первых, дети, обучавшиеся чтению по системе Д.Б.Эльконина, практически изба-влены от наиболее распространённых ошибок первоклассников: пропусков, пере-становок, грубых искажений букв. Во-вторых, дети не застревают на этапе слого-вого чтения, а быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. В третьих, у детей формируется интерес к языку и его законам. И, нако-нец, самое важное – при использовании этой системы обучения грамоте занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребёнка.
Исходный принцип этой системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать добук-венный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Знаки звуков также нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идёт не об умении ребёнка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова. Звуковой анализ включает прежде всего уме-ние сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для дошколь-ника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуко-вой анализ – добуквенный этап обучения грамоте – занимает много сил и време-ни. Но не следует стремиться его сократить, ведь от этого этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.
С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы нау-читься читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и бук-вы. Ребёнок чувствителен к звуковой ткани речи, но для того, чтобы научиться выделять в слове отдельные звуки, одной речевой практики недостаточно. До-школьник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определённого способа действия со словом – интонационного подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, СССон, сОООн, соННН). Также необходимо дать ребёнку почувствовать разницу между гласными и со-гласными звуками, обратить внимание на твёрдость и мягкость согласных звуков, выделять ударный гласный звук, определять первый и последний звук в слове. Затем можно переходить к определению полного звукового состава слов. Все эти задачи легко решаются с помощью различных игр и игровых ситуаций. Главная задача любого, в том числе и добуквенного этапа обучения грамоте – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной и интересной. Когда же следует начинать показывать буквы? В тот же период, когда начинается знакомство со звуками. После того как ребёнок научится сли-вать любую согласную букву с любой гласной, можно считать, что он освоил основной принцип чтения. Он умеет читать. Вот здесь-то и начинаются основные трудности обучения чтению. Дело в том, что техника детского чтения ещё на-столько слаба, процесс чтения ещё так труден, что читать самостоятельно, трени-роваться ребёнку не хочется. Следовательно, перед взрослыми теперь стоят две задачи: надо, чтобы чтение служило для удовлетворения личных интересов и нужд ребёнка, чтобы он хотел читать, и надо облегчить ему труд по овладению техникой чтения. Итак, ребёнок уже прочитывает слоги, а вслед за ними – корот-кие слова. Не торопитесь усаживать ребёнка за книжки. Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть специально подготовлен. Здесь снова помогут игры: отсутствие собственно читательской мотивации у ребёнка не будет помехой – её заменит мотивация игровая.
Игра – наш неизменный помощник в обучении и воспитании дошкольников. Играя с ребёнком в звуки, буквы и слова, можно преодолеть первые трудности и барьеры на пути к грамоте. Но игра имеет свои ограничения, она не всемогуща, и только игровыми средствами довести ребёнка до беглого самостоятельного чтения едва ли возможно. Причины, мотивы, побуждающие человека играть и читать, - разные. И, помогая ребёнку в игре преодолевать первые технические сложности чтения, необходимо заботиться о воспитании не только умения, но и желания читать. Начала техники чтения, зарождающийся интерес к самостоятель-ному чтению – вот всё, что требуется для того, чтобы отправляя ребёнка в школу, родители не беспокоились хотя бы об уроках чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когда нужно начинать обучение плаванию.
Когда нужно начинать обучение плаванию.Групповые и индивидуальные занятия.Подготовка ребенка к занятиям по плаванию....
Когда и как начинать обучение детей чтению
Рекомендации для родителей и педагогов...
Когда начинать обучение грамоте?
Такой вопрос начинают задавать родители с момента, когда ребёнок начинает говорить первые слова......
Сообщение для родителей "Когда начинать обучение грамоте?"
Сообщение для родителей "Когда начинать обучение грамоте?"...
Консультация для родителей "Когда начинать обучению грамоте?"
родителям подготовительной группы...
Когда начинать обучение ребенка музыке?
Консультация для родителей....
консультация для родителей "Когда начинать обучение грамоте"
Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обуч...