Экологическое воспитание – неотъемлемая часть в эстетическом развитии.
статья (старшая группа) на тему
Статья на тему экологического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_-_neotemlemaya_chast_v_esteticheskom_razvitii.docx | 38.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание – неотъемлемая часть в эстетическом развитии.
Часто люди не задумываются над тем, какую роль играет природа в жизни человека, между тем, природа и человек тесно связаны друг с другом. Природа не дает нам не только материальные блага, здоровье и многое другое, она воспитывает в нас лучшие человеческие качества, природа - это источник первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. В воспитании детей природа играет одну из главных ролей, которая помогает всестороннему развитию ребенка.
Все хотят, чтобы их дети выросли счастливыми, но ведь счастье - это понятие очень широкое. Человек с детства должен замечать красоту родной природы; и если, пройдя ранним морозным утром мимо деревьев, покрытых серебристым инеем, не заметит их хрупкую красоту; не остановится на минуту, чтобы полюбоваться на радугу после летнего дождя; если он никогда не видел восхода солнца и утренней росы на траве. А как часто, мы, взрослые проходим мимо, не замечая всей этой красоты, вместо того, чтобы заставить себя остановиться и оглянуться вокруг, постараться увидеть мир по-новому и показать этот мир малышу, и малыш непременно тоже увидит и все поймет по своему, по-детски.
Очень важно, чтобы природа со всем своим очарованием, со своими загадками и тайнами, вошла в жизнь человека еще в раннем его детстве; только тогда из малыша вырастет человек с добрым открытым ко всему хорошему, отзывчивым сердцем, а не потребитель, ищущий из всего только пользу и выгоду для себя.
Разные люди видят природу по-разному. Один видит ее внешнюю чарующую красоту, шагая по туристской тропе, другой способен неотрывно следить за волшебными переливами красок зари угасающего и зарождающегося дня, любоваться нежными оттенками лепестков или, лежа на лугу, часами наблюдать за жизнью животных. Надо уметь видеть не только внешнюю красоту природы. Надо проникать в ее внутренние прелести, скрытые от взоров неискушенного человека, в представлении которого причудливо изогнутый корень - просто корень, сосновые и еловые шишки - просто шишки и т.п.
Природа - это огромная богатая мастерская для творчества и раннего детства воспитывать в детях умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни. Приучаясь с детства видеть красоту природы, ребенок приобретает умение воспринимать красоту искусства, понимать и ценить его. Настоящая, искренняя глубокая любовь к природе несовместима с эгоизмом, стяжательством. Художественное творчество с использованием природных материалов - один из путей приобщения детей к природе.
Природа щедро предлагает свои дары: древесные грибы, камни, шишки, мох, серовато - черная полынь, ракушки, морские камни.
Сколько поделок можно сделать из этих богатств. Шишка в руках ребенка превращается в забавную птицу, животного, человека. Труд с использованием природного материала - увлекателен и интересен. Он воспитывает в детях чувства прекрасного, умение видеть красоту в окружающем, развивает фантазию, сообразительность, выдумку.
Работа с природным материалом необычайно увлекательна и как для воспитателя, так и для детей, а потому мы должны, прежде всего, постоянно учиться, обогащаться сами и учить этому детей, чтобы нести прекрасное в их жизнь и быт.
Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. Знакомя с природой, воспитатель обращает внимание дошкольников на шум леса, журчание ручья и пение птиц, на форму, окраску, запах листьев и цветов, движение животных и т. д.
Не всегда надо искать что-то необыкновенно красивое в природе, чтобы привить детям эстетический вкус.
Если внимательно оглянуться вокруг, то можно и в самым, на первый взгляд, обыкновенным, найти много такого, что привлечет ваше внимание и порадует глаз.
Огромную роль в этом играют наблюдения. Очень интересно понаблюдать с детьми за цветущими комнатными растениями. Обратить внимание на гамму красок; расположение цветков и их хрупкость. Утром, после поливки комнатных растений, можно обратить внимание детей на то, как переливаются и сверкают капельки воды на листьях и цветах растений, как в каждой капельке отражается солнце, и как это красиво.
Зимой нельзя пройти мимо заснеженных деревьев и кустарников, обязательно надо обратить внимание детей на красоту и сказочность деревьев и кустарников зимой.
А как весной чудесно пахнут молодые клейкие листочки!
А осень с ее красками... Это настоящее чудо!
Во всем надо стараться видеть красивое, не надо быть равнодушным к природе и перед нами тогда откроется сказочный, неповторимый мир. А если сумеем увидеть мы, то и детям этот мир станет ближе, понятнее. Окружающий их мир предстанет перед глазами детей в новом свете, и они почувствуют прекрасное, необыкновенное в том, где раньше увидеть этого не могли.
Среди способов действенного эстетического познания природы очень важна литература. Она имеет весьма большое значение в формировании внутреннего мира человека. Занятия, с использованием литературных произведений учат не просто смотреть на предметы, а сосредоточенно всматриваться в них.
Литературные произведения формируют побуждения к творчеству, поддерживают живой эстетический интерес к природе. Литература дает возможность формирования знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью литературы систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.
При использовании литературных произведений воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточиванию на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.
В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.
Детская книга о природе используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее.
Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляя их присматриваться к окружающей природе.
В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представление детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представление о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.
Основоположниками советской детской природоведческой книжки является В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Книги В. Бианки учат детей ведению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма и др. Воспитатель использует произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, воспитатель может прочитать коротенькое описание этого растения из рассказа Н. М. Павловой "Ранняя весна". После чтения у детей возникает интерес к этому растению, внимание их направленно на то. что и как наблюдать. С этой целью читают произведения Н. М. Павловой "Под кустом" (о гусином луке) и "Как облачко" (о подмареннике).
Перед тем, как познакомить детей с защитными свойствами снега и состоянием растений зимой, можно прочитать рассказ "под снегом на лугу". Ребята узнают о том, что растения зимой не погибают, а только прекращают свой рост. Проверка сведений, полученных из этого рассказа, становится задачей наблюдения на прогулке. Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе ознакомления с природой. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Например: загадка как жанр народного творчества, давно привлекает внимание детских писателей и поэтов.
Форма народной загадки - ее краткость, емкость образа, лексика. Ритм - не являются чуждой для детских писателей и в настоящее время.
А. Рождественская В. Кремнев
Наткет, наплетет, Падает горшком
Сядет и добычи ждет. Скачет по дорожкам.
(ПАУК) (ГРАД)
О. Тарнопольская О. Тарнопольская
Стоят в поле сестрички - С неба - звездой,
Желтый глазок, белые реснички. В ладошку - водой.
(РОМАШКИ) (СНЕЖИНКА)
Многие дети легко запоминают загадки, могут рассказывать их, отмечая характерные признаки животных. Об их величине, о частях тела, о форме глаз, длине ног, ушей хвоста. Через загадки мы знакомим ребенка и с повадками животных, птиц, с разнообразными явлениями в природе. Начиная знакомить детей с младшего возраста с простейшими загадками об овощах, о фруктах, ягодах и растениях, мы обращаем внимание на особенности внешнего вида - форму, цвет. Тем самым, обогащая словарный запас детей раннего детства.
Младший возраст:
Круглое, румяное,
С дерева достану (Яблоко)
Старший возраст:
Я румяную матрешку
От подруг не оторву.
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву.
Загадки о явлениях природы знакомят детей и закрепляют у них знания природы, раскрывая взаимосвязи между явлениями:
Один льет, другой пьет,
Третий зеленеет да растет. (Дождь, Земля, Трава)
Через загадки дети знакомятся с окружающим миром, его постоянным изменением и движением:
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет -
Рухнул мост, и щепок нет. (РАДУГА)
Во многих загадках отмечается закономерная последовательность природных явлений в связи со сменой времени года, дня и ночи. Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей деятельности, формирует реалистические представления о природе. Отражая живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств ребенка.
Ослепительно ярок зимний пейзаж:
Пушистый ковер, Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит (СНЕГ).
Радостно волнуют свежие запахи весны и чистое звучание капели в загадке про сосульку:
Висит над окошком кулек ледяной,
Он полон капели, и пахнет весной.
Таким образом, в литературных произведениях любая картина природы выразительна и ощутима. Красочно рисуя окружающий мир, литература помогает ребенку по - иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что литературные произведения дают "картинное описание предмета" и развивают у детей поэтическое восприятие родного края, что осень помогает детям принять природу и усвоить первоначальные экологические знания.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Г. Глушнев.
ПЧЕЛЫ
Луг для пчел-
Не просто луг.
Сколько вкусного вокруг!
Подлетают к молочаю.
Молока вам или чаю?
Пчелы чаю не хотят,
Дружно к клеверу летят.
КУЗНЕЦЫ-КУЗНЕЧИКИ
Кузнецы-кузнечики,
Узенькие плечики.
Брюшки-подушки,
Раскладушки.
Можно я у вас в траве
Постою на голове?
ЛЮБОПЫТНАЯ БАБОЧКА
Белыми крыльями,
Машет капустница.
Только поднимется-
Тут же опустится.
Носиков водит
По краю ромашки:
Мед или чай
В этой беленькой чашке?
ЛЕТАЮЩИЙ НОСОРОГ
Мне большущий носорог
Разрешил потрогать рог.
Он меня не испугался-
Любопытным оказался.
И взлетев, он сделал круг.
-До свидания, Смелый жук?
ЦЫПЛЯЧИЙ ДОМ
Коршун в небе! Вот беда.
Где цыплят мы спрячем?
За цыплятами всегда
Ходит дом цыплячий.
Этот дом на курьих ножках
Позаботится о крошках.
ГИМАЛАЙСКИЙ МЕДВЕДЬ.
Собирался в гости мишка
И с утра надел манишку.
Но попасть к друзьям не смог:
Тут решетка, там замок.
Подойду к окну поближе.
Он, бедняга, так обижен.
СЛОН
Осторожные движения,
Очень вежливый поклон.
Слон спокоен от рожденья,
Что шуметь, Когда ты слон?
КЕНГУРУ
В клетке тих он и неловок.
Он пожаловался нам:
-Скучно жить без тренировок
Чемпиону по прыжкам.
ЛЬВЫ
Из животных только львица
Льва нисколько не боится
Царь зверей хвостом, как плеткой
Бьет железную решетку.
Царь бушует, а она
В сладкий сон погружена.
ТИГР
Тигр лежит, глаза закрыв.
Тигр не смотрит в объектив.
Ахи слева, охи справа,
Надоела слава, право.
ПИНГВИН
Пингвин похож на дирижера,
Но ни оркестра, и ни хора.
Не будет праздника, однако,
Маэстро не снимает фрака.
ПЕЛИКАН
В мешочек сложит свой улов
И тут же съест.
И будь здоров!
АВСТРАЛИЙСКИЕ ПОПУГАИ
В одноцветной клетке этой
Карнавал зимой и летом.
Сколько шума! Сколько гама!
Интересно, где их мама?
ПАВЛИН
Знаменитый хвост павлиний!
На хвосте «глаза» горят.
-Сколько красок!
Сколько линий!
Все с восторгом говорят.
СТРАУС
Ты открой мне, страус, тайну.
Ты скажи тихонько мне:
Ты летаешь? – Да. Летаю.
Как и ты порой – Во сне.
С. Есенин
Черемуха душистая
С весною расцвела.
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
А. Майков
ПОДСНЕЖНИК
Голубенький, чистый
Подснежник – цветок!
А подле сквозистый
Последний снежок…
А. С. Пушкин
Еще дуют холодные ветры,
И наносят утренние морозы,
Только что на проталинах весенних,
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой.
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам.
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы.
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста…
Е. Серова
ЛАНДЫШ
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется,
его задень —
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем,
А вдруг
Услышим — я и ты?
ФИАЛКА
На солнечной опушке
Фиалка расцвела —
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
От загребущих рук.
Но кто-то ей поклонится,
И сразу видно: друг.
ЗВЕЗДЧАТКА
Что за чудо? Звезды
Среди бела дня!
Смотрят на меня.
Стану я волшебницей,
Почему бы нет?
Вот возьму – и звездочки
Соберу в букет!
НЕЗАБУДКИ
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал
Весёлых,
голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок.
КУВШИНКА
Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом.
И поплыла бы по реке
К приветливым подругам.
Да вот беда - привязан плот,
Он никуда не поплывет.
МЫШИНЫЙ ГОРОШЕК
Спросили мышек,
Весёлых крошек:
— Скажите, мышки:
Тут чей горошек?
Сказали мышки:
— Тут наш горошек,
Такой кудрявый,
Такой хороший!
Пусть он невкусный,
Пусть он несладкий,
Но в нём мышата
Играют в прятки.
ЛЬВИНЫЙ ЗЕВ
Мы знаем, как зевает лев,
И это очень жутко!
Но вот цветочек львиный зев
Прозвали, видно, в шутку.
Его зевающие рты —
Такие славные цветы!
КАШКА (КЛЕВЕР)
Голодный шмелик
Вздыхает тяжко:
-Поесть бы кашки
Да вот же «кашка»!
Попробуй, шмелик,
В ней сок медовый-
Шмелям и пчелам
Обед готовый.
ЗОНТИК (БОРЩЕВИК)
Дождик, дождик моросит,
Вся мокра полянка.
— Где мне спрятаться? — грустит
Бабочка-белянка.
Зонтик! Лучше не найдёшь!
Спрячусь-ка под зонтиком.
Злобный ветер, хмурый дождь,
Ну-ка, ну-ка, троньте-ка!
ПОВИЛИКА
Вы знакомы с повиликой,
С этой неженкой великой?
Говорит при ромашке:
-Трудно мне стоять, бедняжке!-
Потихоньку подберется,
Вкруг ромашки обовьется:
-Я же слабенькая детка,
Поддержи меня, соседка!
КОЛОКОЛЬЧИК
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики – цветы
Очень вежливы…а ты?
ЧЕРТОПОЛОХ
На полянке у тропы
Он стоит открыто.
Крепкий стебель, да шипы-
Вот его защита.
Если схватят молодца,
Будет драться до конца!
А. К. Толстой
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
А. Фет.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
* * *
Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
РАССКАЗЫ.
МЕДУНИЦА С. Аксаков
Отец ходил со мной подглядывать за птицами в садовых кустах и рассказывал, что они завивают уж гнезда. Он ходил со мной и в грачовую рощу и очень сердился на грачей, что они сушат вершины берез, ломая ветви для устройтва своих уродливых гнезд, даже грозился разорить их.
Как отец был доволен, увидя в первый раз медуницу! Он научил меня легонько выдергивать лиловые цветки и сосать белые, сладкие, их корешочки. И как он еще более обрадовался, услыша издали, также в первый раз, пение варакушки. «Ну, Сережа, - сказал он мне, - теперь все птички начнут петь: варакушка первая запевает. А вот когда оденутся кусты, то запоют наши соловьи, и еще веселее будет в Багрове!»
ИВАН-ЧАЙ М. Пришвин
Вот и лето наступило, в прохладе лесной заблагоухала белая, как фарфоровая, «ночная красавица» и у пня стал на солнце пеке во весь свой рост красавец наших лесов – иван-чай.
ФИАЛКА М. Пришвин
День за днем гроза, дождь, жара, блеск, разрастаются травы, появляются цветы, и уже ландыш в лесу и сирень в саду.
В бору, среди «вечной» зелени низеньких кустарников черники, нашла себе место бледно-голубая фиалка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа по теме: «Цели и задачи экологического воспитания. Человек-часть природы»
Особое внимание при формировании экологической культуры детей следует обратить на значимость полезной деятельности в природе. Именно в практической деятельности, направленной на сохранение и улу...
Материалы из педагогического опыта Кокшаровой оксаны Владимировны на тему: "Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетического развития"
В приложении включены: перспективное планирование; конспекты непосредственно-образовательной деятельности; методы работы с детими по художественно-эстетическому развитию"...
Консультация на тему: «Художественное конструирование как часть художественно-эстетического развития детей в условиях ДОУ. Знакомство с мягким конструктором».
В своей консультации я знакомлю коллег с работой Г.Урадовских ,с разработанным ею мягким конструктором, и использованием его в своей работе....
Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка
Статья рассказывает об экологическом воспитании дошкольника как части познавательного развития ребенка....
ПРОЕКТ по экологическому воспитанию «Мы-часть природы» (первая младшая группа)
Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, резвились под теплыми дождями, с восторг...
«Конструирование, как часть художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
Доклад к педсовету...
Рисование как неотъемлемая часть в умственном развитии старшего дошкольника.
Рисование как неотъемлемая часть в умственном развитии старшего дошкольника. В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Рисование играет...