Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу по вопросу «Формирование интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству у детей дошкольного возраста МКДОУ д/с № 27»
учебно-методический материал на тему
Взаимодействие специалистов ДОУ
в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу по вопросу
«Формирование интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству у детей дошкольного возраста
МКДОУ д/с № 27»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие специалистов ДОУ
в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу по вопросу
«Формирование интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству у детей дошкольного возраста
МКДОУ д/с № 27»
Музыкальный руководитель
В.С. Гаврилова
ЗАТО г. Железногорск, 2014
На современном этапе из наиболее актуальных является проблема интеграции различных видов искусств. Синтез искусств способствует амплификации общего и художественного развития детей, развитию их художественного восприятия и творческих способностей.
Воспринимая различные виды искусства, ребенок приобщается к общечеловеческим ценностям и развивает свой жизненный опыт.
Общение к взаимодействию искусств связано и с психологическими особенностями ребенка-дошкольника, художественное творчество которого на этапе дошкольного детства носит синкретический характер. Отдельные виды искусства оказывают влияние на различные стороны психики ребенка: эмоции и чувства, мышление, воображение и т.д., однако всестороннее развитие ребенка формируется под воздействием интеграции различных искусств.
Современную педагогику искусства отличает перспективный и природосообразный полихудожественный подход: единая художественная природа всех искусств.
Полноценное восприятие произведений различных видов искусства невозможно без осознания его выразительных средств, его языка. Соотнося элементы музыкального языка с какими-либо действиями, отношениями, качествами, с речью, движениями, эмоциями, игрой и явлениями синестезии, дети тоже учатся мыслить, выражать себя и понимать других.
Необходимость комплексного обучения детей искусству на всех возрастных этапах - это обучение музыке, рисованию, поэзии и прозе.
Синтез различных видов искусства осуществляем на интегрированных занятиях, включающих в себя различные виды искусства и художественной деятельности детей: слушание музыки, стихов, художественной прозы; просмотр визуального ряда и видеоматериалов; музыкальное движение; игру на детских музыкальных инструментах; рисование. На этих занятиях дети приобщаются к ценностям мировой художественной культуры, предлагая им высокохудожественные и доступные их восприятию произведения различных видов искусства.
Литературные произведения также художественно значимы, так знакомясь с произведениями А.Барто и К.Чуковского. Дети на празднике сами выражали свое отношение к сказкам, рассказам, стихам, инсценировкам. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства. Высказывание К. Чуковского: «…Художественная литература развивает интеллект, речь, позитивное отношение к миру». По словам К.И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Более эффективным, является практический метод, а именно театралированная деятельность, т.к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Расширяя «культурное пространство» дети посещают кукольный театр, музей, смотрят театрализованные представления, все это является ярким событием, активизирует их интерес к искусству, дает мощный стимул творческой деятельности.
Счастье каждого работающего – увидеть плоды своего нелегкого труда. Когда здоровые дети сами хотят и могут звонко спеть полюбившуюся песню, исполнить искрящуюся плясовую, перевоплотиться в любой сказочный персонаж детского спектакля, с душой сыграть затейливую мелодию на музыкальном инструменте. Чтобы при первом рокоте Горного Короля им хотелось сжатьcя в комочек, а чарующие звуки вальсов Шопена заставляли кружиться и мечтать, чтобы на празднике, посвященном выпуску в школу, затянули ребята чистыми голосами прощальную песню – да так, чтобы и у них, и у педагогов слезы градом: от предстоящего расставания, от радости видеть свои повзрослевших детей такими умными и способными, от беспокойства за их будущее – как встретит мир вылетевших из теплого гнезда детского сада птенчиков?
Синкретичная целостность сознания ребенка является благодатной почвой для его художественно-творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры для детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей, как нужно правильно преподносить детям литературные произведения....
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа...
Педагогический совет «Формирование у детей интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия, эстетического вкуса у них»
Цель педагогического совета:1. Проанализировать, как организована работа в ДОУ по развитию художественного восприятия, эстетического вкуса, формирование у детей интереса к худо...
Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.Социально – нравственное воспитание – очень ак...
Презентация "Формирование навыков в продуктивной деятельности у детей старшего возраста через приобщение к словесному искусству в ходе проведения ДОД"
Формирование навыков в продуктивной деятельности у детей старшего возраста через приобщение к словесному искусству в ходе проведения ДОД...
"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста".
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа. ...
«Взаимодействие педагогов в рамках реализации комплексного подхода в вопросах коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ»
Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Одним ...