Индивидуальный план работы по самообразованию на 2017-2019г
методическая разработка на тему
Индивидуальный план
работы по самообразованию воспитателя Мининой В. В.
на 2017-2019г
Тема: «Воспитание чувств патриотизма у детей средствами окружающего мира»
Аналитический раздел
Цель: Создание условия для изучения путей, средств и методов патриотического воспитания дошкольников; привития к детям любви к отечеству, гордости за его культуру через различные виды деятельности.
Задачи:
- Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
- Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
- Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.
- Развивать у детей с ОВЗ социально - значимые качества личности: любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу, школе; любовь к Родине, природе, уважительное отношение к историческим ценностям.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что события последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Методологический раздел.
С древнейших времен великие философы и педагоги уделяли проблеме патриотического воспитания значительное внимание. В учении Конфуция вместе с основными общечеловеческими ценностями наиболее значимыми являются любовь к стране, народу, семье, почитание старших, традиций.
Концепция воспитания в Древней Греции имели свои особенности. Высшей целью каждого гражданина считалось достижение блага для государства.
Я.А. Коменский считал, что одним из главных направлений воспитания является формирование у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей.
Патриотическое воспитание всего русского народа диктовалось жизненной необходимостью защиты своего Отечества, заключалось в праве жить своими традициями, заботиться о том, чтобы страна становилась богаче, сильнее, славилась трудом, почитанием законов, национальных традиций, чтобы ее уважали соседи.
Философы, педагоги, социологи обращались к концепции русской идеи как феномену русской духовности, неповторимости и самобытности русской культуры, наполненной содержанием культурно-исторических ценностей своего Отечества.
Русский ученый А.Ф. Афанасьев занимался проблемой патриотизма и считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, должно «взрастить» и образовать в нем понятие, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить». По мнению ученого, нравственное и умственное воспитание определяют чувство религиозного, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному и национальному
По мнению Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова, для патриотического воспитания гражданина необходимо предоставить молодым людям право нормально и свободно развиваться, внушать правильные взгляды на жизнь, представления о добре, правде, долге, воспитывать твердость воли и трудолюбие .
В послеоктябрьский период в России вопросы патриотического воспитания приобрели особую актуальность. Изменение идеологии воспитания патриотов подчинялось идеям коммунистического воспитания и задачам интернациональных отношений в обществе. Педагогические исследования проблемы патриотического воспитания в советском периоде многочисленны и разнообразны.
Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение приобретает чувство патриотизма , Многими психологами (А.Г.Ковалевым, А.А.Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, из никогда не воспитаешь».
Чувства, пережитые в детстве, не исчезнуть бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, что бы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.
Так называемое чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, это именно те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшем окружением.
Отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей. Вывод о том, что знания о родном городе, крае, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условие воспитания патриотических чувств, содержится в экспериментальных исследованиях Л.Я. Беляевой, И.Ч. Красовской, К.В. Назаренко, Л.Е. Никоновой, Э.К. Сусловой и др.
Наиболее глубоко проблему патриотического воспитания у детей дошкольного возраста исследовала С.А. Козлова, которая определила условия и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий развития патриотических чувств ребёнка она считает создание определенной обстановки вокруг него. Основными средствами воспитания любви к Родине С.А. Козлова считает художественное слово, музыку, изобразительное искусство, так как они помогают детям эмоционально воспринимать окружающее.
На протяжении многих веков российские педагоги и педагоги всего мира исследуют разнообразные приемы, формы, методы патриотического воспитания. В своих работах они указывают, что патриотическое воспитание необходимо каждому гражданину своей страны. Умелое использование литературных источников на тему патриотического воспитания ведет к успеху педагога.
Практический раздел
Сентябрь – май
1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
2. Козлова С.А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".
Оформление уголка в группе «Моя Родина – Россия».
Экскурсии по родному городу.
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Оформление предметно-развивающей среды.
Октябрь
Беседа по теме «Улица, на которой я живу».
Выставка рисунков "Улицы нашего города".
Ноябрь
Ознакомление с символикой России, родного города, области.
Экскурсия в краеведческий музей города.
Выставка работ детского творчества.
Составление рассказа «Как я сходил в музей»
Январь
Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.
Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».
Развлечение «Игры наших бабушек».
Февраль
Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».
Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества» совместно с инструктором физ.воспитания, муз. руководителем.
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Март
Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»
Выставка детских работ «Мамин портрет».
Апрель
Краткосрочный проект «Космос».
Викторина «Что вы знаете о космосе».
Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
Май
Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Подготовка и проведение праздника «День Победы» совместно с муз. руководителем.
Утренник, посвящённый Дню Победы.
II год обучения
Сентябрь - Май
Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.
Работа с семьёй
Сентябрь
Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»
Статья, фотовыставка «Моё любимое место в городе»
Октябрь
Консультация «Как воспитать маленького патриота»
Ноябрь
Оформление альбома «История нашего города».
Альбом «История нашего города».
Февраль
Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
Март
Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.
Апрель
Работа по благоустройству территории детского сада.
Акция «Посади дерево».
Май
Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».
Статья в газету
Самореализация
Март
Отчёт по теме самообразования.
Выступление с докладом на семинаре.
Май
Показ открытого мероприятия
Развлечение «Игры наших бабушек».
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе) ;
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
Список литературы:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.
- Ветохина А.Я. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного
- возраста.- Санкт-Петербург: Детсво-пресс, 2009
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Далинина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.- М.: АРКТИ, 2005.
- Жуковская Р.И. Родной край.- М.: Айрис-Пресс, 2005
- Зацепина М. Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2009
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М., 2008
- Козлова С.А. Мой мир.- М.: Сфера, 2006.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005
- Кузьменко Г., Богачева И. Мое Отечество Россия.- М.: Гном, 2005
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.:
- Сфера, 2010
- Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка-Пресс, 2006
- Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.: Прометей; Книголюб, 2007.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_mininoy.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23«Колокольчик» общеразвивающего вида
Индивидуальный план
работы по самообразованию
на 2017-2019г
Разработчик:
воспитатель Мининой В. В.
Моршанский район
Индивидуальный план
работы по самообразованию воспитателя Мининой В. В.
на 2017-2019г
Тема: «Воспитание чувств патриотизма у детей средствами окружающего мира»
Аналитический раздел
Цель: Создание условия для изучения путей, средств и методов патриотического воспитания дошкольников; привития к детям любви к отечеству, гордости за его культуру через различные виды деятельности.
Задачи:
- Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
- Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
- Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.
- Развивать у детей с ОВЗ социально - значимые качества личности: любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу, школе; любовь к Родине, природе, уважительное отношение к историческим ценностям.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что события последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Методологический раздел.
С древнейших времен великие философы и педагоги уделяли проблеме патриотического воспитания значительное внимание. В учении Конфуция вместе с основными общечеловеческими ценностями наиболее значимыми являются любовь к стране, народу, семье, почитание старших, традиций.
Концепция воспитания в Древней Греции имели свои особенности. Высшей целью каждого гражданина считалось достижение блага для государства.
Я.А. Коменский считал, что одним из главных направлений воспитания является формирование у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей.
Патриотическое воспитание всего русского народа диктовалось жизненной необходимостью защиты своего Отечества, заключалось в праве жить своими традициями, заботиться о том, чтобы страна становилась богаче, сильнее, славилась трудом, почитанием законов, национальных традиций, чтобы ее уважали соседи.
Философы, педагоги, социологи обращались к концепции русской идеи как феномену русской духовности, неповторимости и самобытности русской культуры, наполненной содержанием культурно-исторических ценностей своего Отечества.
Русский ученый А.Ф. Афанасьев занимался проблемой патриотизма и считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, должно «взрастить» и образовать в нем понятие, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить». По мнению ученого, нравственное и умственное воспитание определяют чувство религиозного, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному и национальному
По мнению Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова, для патриотического воспитания гражданина необходимо предоставить молодым людям право нормально и свободно развиваться, внушать правильные взгляды на жизнь, представления о добре, правде, долге, воспитывать твердость воли и трудолюбие .
В послеоктябрьский период в России вопросы патриотического воспитания приобрели особую актуальность. Изменение идеологии воспитания патриотов подчинялось идеям коммунистического воспитания и задачам интернациональных отношений в обществе. Педагогические исследования проблемы патриотического воспитания в советском периоде многочисленны и разнообразны.
Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение приобретает чувство патриотизма , Многими психологами (А.Г.Ковалевым, А.А.Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, из никогда не воспитаешь».
Чувства, пережитые в детстве, не исчезнуть бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, что бы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.
Так называемое чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, это именно те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшем окружением.
Отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей. Вывод о том, что знания о родном городе, крае, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условие воспитания патриотических чувств, содержится в экспериментальных исследованиях Л.Я. Беляевой, И.Ч. Красовской, К.В. Назаренко, Л.Е. Никоновой, Э.К. Сусловой и др.
Наиболее глубоко проблему патриотического воспитания у детей дошкольного возраста исследовала С.А. Козлова, которая определила условия и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий развития патриотических чувств ребёнка она считает создание определенной обстановки вокруг него. Основными средствами воспитания любви к Родине С.А. Козлова считает художественное слово, музыку, изобразительное искусство, так как они помогают детям эмоционально воспринимать окружающее.
На протяжении многих веков российские педагоги и педагоги всего мира исследуют разнообразные приемы, формы, методы патриотического воспитания. В своих работах они указывают, что патриотическое воспитание необходимо каждому гражданину своей страны. Умелое использование литературных источников на тему патриотического воспитания ведет к успеху педагога.
Практический раздел
Сентябрь – май
1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
2. Козлова С.А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".
Оформление уголка в группе «Моя Родина – Россия».
Экскурсии по родному городу.
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Оформление предметно-развивающей среды.
Октябрь
Беседа по теме «Улица, на которой я живу».
Выставка рисунков "Улицы нашего города".
Ноябрь
Ознакомление с символикой России, родного города, области.
Экскурсия в краеведческий музей города.
Выставка работ детского творчества.
Составление рассказа «Как я сходил в музей»
Январь
Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.
Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».
Развлечение «Игры наших бабушек».
Февраль
Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».
Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества» совместно с инструктором физ.воспитания, муз. руководителем.
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Март
Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»
Выставка детских работ «Мамин портрет».
Апрель
Краткосрочный проект «Космос».
Викторина «Что вы знаете о космосе».
Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
Май
Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Подготовка и проведение праздника «День Победы» совместно с муз. руководителем.
Утренник, посвящённый Дню Победы.
II год обучения
Сентябрь - Май
Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.
Работа с семьёй
Сентябрь
Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»
Статья, фотовыставка «Моё любимое место в городе»
Октябрь
Консультация «Как воспитать маленького патриота»
Ноябрь
Оформление альбома «История нашего города».
Альбом «История нашего города».
Февраль
Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
Март
Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.
Апрель
Работа по благоустройству территории детского сада.
Акция «Посади дерево».
Май
Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».
Статья в газету
Самореализация
Март
Отчёт по теме самообразования.
Выступление с докладом на семинаре.
Май
Показ открытого мероприятия
Развлечение «Игры наших бабушек».
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе) ;
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
Список литературы:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.
- Ветохина А.Я. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного
- возраста.- Санкт-Петербург: Детсво-пресс, 2009
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Далинина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.- М.: АРКТИ, 2005.
- Жуковская Р.И. Родной край.- М.: Айрис-Пресс, 2005
- Зацепина М. Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2009
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М., 2008
- Козлова С.А. Мой мир.- М.: Сфера, 2006.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005
- Кузьменко Г., Богачева И. Мое Отечество Россия.- М.: Гном, 2005
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.:
- Сфера, 2010
- Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка-Пресс, 2006
- Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.: Прометей; Книголюб, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный планработы по повышению профессионального уровня
Представлен Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 2018-2023 г.г. по теме " Приобщение воспитанников ДОО к социокультурным нормам и ценностям через социально-ком...
Программа по художественному творчеству (Аппликации) 2017 -2019г. «Волшебные ручки»
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности....
Программа работы клуба «Моя семья» педагогов и родителей воспитанников первой младшей группы н 2017-2019г.
Повышение эффективности сотрудничества педагогов и родителей воспитанников младшей группы, обеспечивающего целостное развитие личности ребенкеа и повышение уровня компетентости его родителей п овопрос...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....