Программа по художественному творчеству (Аппликации) 2017 -2019г. «Волшебные ручки»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя, старшая группа)
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_hudozhestvennomu_tvorchestvu2014-2017g.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»: Заведующий НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко» ___________(О.В.Вдовина) |
Нефтеюганское районное муниципальное
дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
Программа по художественному творчеству (Аппликации) 2017 -2019г.
«Волшебные ручки»
Составитель:
Кириллова Любовь Леонидовна
п.Сентябрьский
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВОЛШЕБНЫЕ РУЧКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ 2
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА « ВОЛШЕБНЫЕ РУЧКИ» НА 2017- 2019 ГОД 10
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВОЛШЕБНЫЕ РУЧКИ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с
различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития в деле является – работа с бумажными салфетками.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям старшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Аппликация (работа с ватными дисками) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения выполняются в полу объемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей
работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с ватными дисками даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Актуальность
Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что дети неуверенны скованны в действиях и ответах на занятиях. Пассивны в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе. У детей нет умения - экспериментировать с изобразительным материалом. Они ожидают четкого объяснения педагога знакомого способа рисования и простых действий с бумагой, нет умения - передавать личное отношение к объекту изображения и материалу. Я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения и самостоятельности.
Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, работой с нетрадиционными материалами и «ватными дисками », как вид изобразительной деятельности, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить мыслить, активизировать творческую активность и уверенность в себе.
Появилось желание открыть кружок художественного творчества «Волшебные ручки». Программа кружка построена «от простого к сложному». Свою работу я построила на основе технологии И. В. Новиковой «Работа нетрадиционными материалами в детском саду» и Н. Б. Рябко «ватные диски ».
Данное направление в работе с детьми, я считаю актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования, работа с нетрадиционным материалом и техника «ватные диски » позволяет создавать яркие композиции. А также открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
Цель программы: Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Основные задачи:
- Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное
- Развивать творческие способности на основе и логическое мышление, художественный вкус школьников.
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними
- Развивать мелкую мускулатуру рук, пальцев и укреплять мышцы пальцев и кистей
- Прививать точность и аккуратность в выполнении работ.
- Формировать умение самостоятельно изготовлять поделки из бросового материала, бумаги и картона, ватных дисков.
- Закреплять умение работать по схеме;
- Развивать сенсорное восприятие;
- Развивать речевую активность;
- Способствовать творчески-осознанному действию пальцев рук;
- Воспитывать желание достигать поставленные цели.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма
- Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно - прикладному творчеству
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста (4-6лет). Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Длительность занятий
Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю длительностью 25 минут во
второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Методы и приёмы: Наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций.
Средства:
Художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства (для музыки)
Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации программы: Реализация программы рассчитана на 2года
Ожидаемые результаты работы
Решение задач: В данной программы поможет детям овладеть основными приёмами работы с ватными дисками, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира.
Освоению навыков работы с клеем, и самое главное развивают умелость
рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Техническое оснащение занятий:
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу;
- альбом для рисования;
- картон белый и цветной;
- бумажные салфетки;
- ватные диски;
- шерстяные нити;
- поролон;
- гуашь
- офисную белую и цветную бумагу;
- клей ПВА;
- клеевой карандаш;
- ножницы;
- простой карандаш;
- кисточки для клея, для красок.
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Техника безопасности
Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы — это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Ниже описаны основные правилa безопасности использования ножниц:
- Ножницы нельзя брать без разрешения
- Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить
- Ножницы нельзя оставлять в открытом виде
- Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится
- Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед
- Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх
- Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться
- Ножницами нельзя вырезать на ходу
Это основные правила безопасности, которые вы должны объяснить ребенку перед началом работы с ножницами. Вы же сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках, особенно если он у вас не один. Такую роскошь можно позволить себе только ближе к школьному возрасту.
Основным условием реализации программы кружка «Волшебные ручки» является творческое отношение к работе самого педагога.
Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка «Волшебные ручки».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА « ВОЛШЕБНЫЕ РУЧКИ» НА 2017- 2019 ГОД
Неделя | Тема | Задачи развития | Формы организации образовательного процесса. | Материал | ||
Октябрь | ||||||
I | «Ознакомление с тематикой кружка» (пробные работы на свободную тему) | 1.Развивать заинтересованность в данном виде творчества. 2. Дать понятие о назначении кружка. | Беседа, показ. | Ватные диски, картон, стеки, салфетки, ножницы | ||
II | «Дары осени » (фрукты, овощи), (коллективная работа). | 1.Вызвать интерес к оформлению работы. 2.Упражнять в наклеивании деталей. Развивать чувство ритма. Воспитывать интерес к отражению в работах своих впечатлений в природе | Беседа, показ. | 1/2 альбомного листа с изображением корзины, клей, кисти, ватные диски | ||
III |
«Божьи коровки, бабочки» | 1.Формировать умение выполнять поделки из различного материала; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; обогащать эмоциональную сферу и словарь. | Показ, беседа, загадки о бабочках, божья коровках | 1/2листа белого картона, ватные диски, клей кисточки, цветная бумага. | ||
IY | «Совушка», | Формировать умение детей выполнять аппликацию из ватных дисков, развивать творчество, фантазию, чувство ритма. | Наглядный показ воспитателем (работа по образцу) | Иллюстрации с 1/2 листа белого картона, ватные диски, клей, кисточки, цветная бумага | ||
Ноябрь | ||||||
I | «Медведь» | Развивать умение выполнять работу аккуратно | Словесная, наглядная беседа, показ образцов, объяснение | Ватные диски, белый картон, клей, кисточки, гуашь | ||
II | Продолжать работу на тему «Медведь» | Продолжать совершенствовать умение, дополнять деталями свою работу. | Наглядное рассматривание иллюстраций беседа, показ | Ватные диски, белый картон, клей, кисточки. | ||
III | «Звёздное небо осенью » | Продолжать работать с ватными дисками, делать поделки по образцу и используя свою фантазию | Беседа, показ, рассказ сказки. | Синий картон, ножницы, клей, кисточки | ||
IY | «Корзина с цветами для мамы»
| Совершенствовать умение создавать композицию из разных цветов. Воспитывать аккуратность, усидчивость | Беседа, показ, физ. минутка пальчиковая игра «Цветочки» | Корзина из бумаги, ватные диски, клей, кисточки, | ||
Декабрь | ||||||
I | «Три поросёнка» | Продолжать работать с ватными дисками, делать поделки по образцу и используя свою фантазию. | Беседа, рассматривание картин, объяснение | Ватман с изображением домика, ватные диски, клей, ножницы, цветная бумага | ||
II | «Зимний лес» коллективная работа | Продолжать расширять кругозор детей, поощрять самостоятельность, творческий подход, следить за эстетичностью работ | Беседа, показ, стихи из худ. литературы про снеговика. | Картон с кроной дерева, клей, ватные диски, гуашь | ||
III | «Дед Мороз» | Продолжать учить детей самостоятельно вырезать по шаблону, украшать, развивать фантазию, творчество, воспитывать аккуратность | Беседа, показ образцов, объяснение. | Цветной картон, гуашь, ватные диски, кисточка, клей | ||
IY | «Украшение на Ёлку» | Продолжать расширять кругозор детей, подручный материал для поделок, поощрять самостоятельность, творческий подход, следить за эстетичностью поделок. | Беседа, показ, стихотворение о ёлке. | Картон цветной, ватные диски, ножницы, клей, кисточки | ||
Январь | ||||||
I | «Открытка Новый год | Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща | Прослушивание музыки | Ватные диски клей, кисточки | ||
II | «Ангелочки» | Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща | Беседа, показ | Ватные диски, клей, кисточки, ножницы и салфетки | ||
III | «Снеговик» | Учить детей делать аппликации, аккуратно наклеивая их на прочную основу, не выходя за границы, развивать аккуратность | Беседа, показ | Ватные диски, ножницы, клей, кисточки.
| ||
IY | «Зима в деревне» | С помощью ватных дисков создать композицию зимы. Воспитание интереса к творчеству | Беседа, показ | Голубая цветная бумага, ватные диски. Гуашь белый, клей. | ||
Февраль | ||||||
I | «Ракета» | Совершенствовать умение выполнять работу по инструкции воспитателя, проявлять творчество. | Беседа, показ рассказ | ½ листа белого картона, ватные диски, клей, кисточки | ||
II | «Сердечки» (самостоятельная работа детей) | Продолжать расширять кругозор детей, поощрять самостоятельность,
| Прослушивание классической музыки. | Голубой картон, ножницы, цветная бумага, ватные диски. творческий подход, следить за эстетичностью работ | ||
III | «Самолет для папы» | 1.Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. 2.Развивать творческое воображение. 3.Формировать навыки самостоятельной работы | Беседа, показ | Ватные диски, кисточки ,клей, гуашь | ||
IY | «Пингвины на льдине» | Совершенствовать умение, плотно прижимать детали друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к природе. | Беседа, показ | Цветной картон, ножницы, ватные диски, клей, кисточки. | ||
Март | ||||||
I | «Каллы в вазе» для мамочек | Формировать умение детей вырезать образ-силуэт, делить его на части, не только по длине, но и по ширине, приклеивая их на расстоянии, аккуратно пользуясь ножницами и клеем | Беседа, показ наглядное рассматривание иллюстраций | Ватные диски, ножницы, клей, цветок в горшке. | ||
II | «Каллы в вазе» для мамочек (продолжение). | Формировать умение планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения. Воспитание уверенности в своих силах. | Беседа, показ стихотворение о маме. | Ватные диски, цветная бумага, клей, белый картон. | ||
III | «Воздушные шары»
| Воспитание желания выполнять работу аккуратно, эстетично. | Беседа, показ | Ватные диски, гуашь, ножницы, клей, белый картон. | ||
IY | « Самостоятельная тема» на выбор ребенка. | Формировать умение самостоятельно задумывать сюжет. Развивать мелкую моторику рук. | Беседа, показ наглядное рассматривание иллюстраций | Картонка Ватные диски | ||
Апрель | ||||||
I | «Поделка к Пасхе». | Продолжать знакомить с праздником Пасхи. Воспитывать желание дарить друг другу небольшие подарки, сделанные своими руками, используя простые материалы. | Беседа, показ | Ватные диски, клей, ножницы, гуашь, ватные палочки. | ||
II | «Птицы в гнёздах». | Упражнять в самостоятельном изготовлении птиц. Закреплять умение действовать самостоятельно, развивать внимание. | Беседа, показ иллюстрации с изображение весенней природы | Ватные диски, гуашь, цветная бумага, клей кисточки, ножницы. | ||
III | «Птицы в гнёздах» продолжение работы | Продолжать упражнять в самостоятельном изготовлении птиц. Закреплять умение действовать самостоятельно, развивать внимание. | Беседа, показ иллюстрации с изображение весенней природы. | Ватные диски, клей, ножницы, клиенка, салфетка | ||
IY | «Солнышко светит Ярче»
| Развивать у детей фантазию, эстетический вкус, воображение, мелкую моторику рук, навыки работы с клеем и красками | Беседа, показ | Ватные диски, гуашь, клей, кисточки. | ||
Май | ||||||
I | «Цыплёнок вылупился» | Продолжать совершенствовать умение делать необычные фигуры из ватных дисков, вырезать пять разноцветных кружков и один овал, дополнять элементами, включая свою фантазию | Беседа, показ | Ватные диски, клей, кисточки, цветной картон | ||
II | «Гусеница в груше» | Продолжать совершенствовать умение делать необычные фигуры из ватных дисков, вырезать пять разноцветных кружков и один овал, дополнять элементами, включая свою фантазию | Беседа, показ | Ватные диски, гуашь, клей, кисточки | ||
III | «Петушок-золотой гребешок» коллективное работа | Формировать умение лепить туловище петушка из пластилина и бисера, размазывая между собой. | Беседа, показ иллюстраций изображение петуха. | Силуэт петуха, пластилин, стеки, салфетки. | ||
IY |
| « Выставка детских работ». |
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г.Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва 2008;
2.Лыкова И.А. Я «Будущий скульптор». – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – илл.
3. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду.: Кн. Для воспитателя дет. сада. 1986. – 144 ил.
4.Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 2006г.
5.Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г. 6.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.
Интернет ресурсы:
Maaam.ru
www.kids.covenok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».
Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:• И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству аппликация в средней группе «Волшебный цветок»
Аппликация - наиболее простой и оступный пособ создания творческих работ, способствует развитию не только творческих способностей детей, но и дающий широкие возмоности воспитанию художественного вкуса...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по реализации основной образовательной программы дошкольного образовани Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Художественное творчество аппликация для де
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАНпо реализации основной образовательной программы дошкольного образовани...
Программа кружка художественного творчества "Послушные ручки"
Программа дополнительного образования с детьми по художественному творчеству....
Программа кружка художественного творчества: нетрадиционное рисование "Цветные ладошки", аппликация "Умелые ручки" (для детей 4–7 лет)
Программа кружка художественного творчества: нетрадиционное рисование "Цветные ладошки", аппликация "Умелые ручки" (для детей 4–7 лет)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации основной общеобразовательной программы образовательная область «Художественное творчество» на 2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество» для детей дошкольного возраста 4 – 8 лет составлена в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 12 ФЗ...
Программа кружка художественного творчества «Умелые ручки»
Пояснительная записка«Творчество – особый вид деятельности,Оно в самом себе несёт удовлетворение»(С.Моэм) Одна из важных задач в област...