Этические беседы в старшей группе.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Астахова Надежда Николаевна

Этические беседы о дружбе, сотрудничестве, о взаимопомощи,  о совместном труде в старшей  группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedystarshaya.docx52.23 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Беседа  по стихотворению А. Кузнецова “Подружки”……….………. ..3
  2. Беседа «Умей увидеть тех, кому нужна помощь»  …………..……........5
  3. Беседа «Добрые дела»…………………………………….……………….6
  4. Беседа «Зайчик, который всем помогал»…………………………..……..7
  5. Беседа о дружбе и взаимопомощи ……………………………………..…8
  6. Беседа "Я задаром спас его"………………………………….……….….10
  7. Беседа об оказании помощи………………………………………...……11
  8. Беседа «Хорошие товарищи» ………………………………..…………..13
  9. Беседа «Урок дружбы»…………………...………………………………14
  10.  Беседа «Почему нужно уметь уступать»………………...……………..15
  11.  Беседа «Дружба и взаимовыручка»……………………………………..16
  12. Беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»………………….17
  13. Беседа» Каждая ссора красна примирением»…………………………..18

Беседа  по стихотворению А. Кузнецова “Подружки”.

(Сентябрь,, 1 неделя, «В мире людей»)

А. Кузнецова “Подружки”.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень грустно друг без друга,
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: “Не отдам!”.
- Ребята, как вы думаете, что произошло дальше с
подружками. (Ответы детей). Хотите узнать, что было
дальше? Воспитатель читает дальше стихотворение.

Я пойду и помирюсь.
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: “Играть давай!”.
Мы можем похвалить девочку? За что мы можем её похвалить? (Она поняла, что поступила неправильно, не по-дружески; она готова отдать все игрушки, лишь бы помириться с подругой.)- Как вы думаете, почему девочка захотела помириться с подругой? (Без друзей скучно, а когда поссоришься – особенно. А главное, она чувствовала себя виноватой в ссоре.
2.Игра «Собери пословицы».
«Пословицы о дружбе»
Давайте поиграем и посмотрим какие вы дружные. Игра называется «Собери пословицы». На листочках написаны половинки пословиц, вам надо их соединить. Один читает начало, а другой-конец.
Дети составляют пословицы.
Нет друга – ищи………….(а нашёл береги)
Не имей сто рублей, ……..(а имей сто друзей)
Один за всех и ……………(все за одного)
Человек без друзей, ……...(что дерево без корней)
Дружба – как стекло:……..(разобьёшь - не сложишь)
Старый друг лучше……….(новых двух)
Друг познаётся……………(в беде)
-О чём эти пословицы?
- А какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
3.Беседа о друзьях.
- Расскажите о своих друзьях. Какими качествами характера
обладают ваши друзья? (Дети рассказывают).
- Чтобы вы не ссорились с вашими друзьями, надо соблюдать
законы дружбы.
Законы дружбы (на экране)

Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга
.Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет.
Не обманывай друга.
Не предавай друга.
Относись к другу как к себе.
Умей признавать свои ошибки.
- Если вы будете соблюдать эти правила, то станете
настоящими друзьями. А это прекрасно!


Если есть друзья на свете -
Всё прекрасно, всё цветёт,
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим -
Дружбы этой не порвать.


Чуткость – это такое поведение, когда дети или взрослые  делают добро людям, заботятся о других, помогают другим людям, не ждут, когда их об этом попросят, а помогают сами”

Беседа «Умей увидеть тех, кому нужна помощь»  

(Ноябрь, 1 неделя, «Мое село»)

Цель: воспитание внимательного отношения к тем людям, которые в нем нуждаются

Воспитатель объясняет детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему.

Педагог начинает беседу с рассказа:

Аня первый раз пришла в детский сад.

«Это Аня. Она теперь будет ходить в нашу группу», - сказала воспитательница. Аня робко огляделась, ей стало страшно и захотелось к маме. Она села на стульчик и заплакала. Сначала никто не замечал девочку, все были заняты игрой. Потом подружки, Оля и Соня, увидели, что Аня плачет. Они подошли и пригласили ее поиграть. Но Аня продолжала сидеть и ронять слезы. Тогда подружки принесли самые интересные игрушки: клоуна, который кувыркается, и куклу, которая говорит «мама». Девочка перестала плакать и с любопытством посмотрела на забавные игрушки и на подружек, которые весело смеялись.

Теперь Аня с радостью ходит в детский сад: там ее всегда ждут Оля и Соня, с которыми она теперь неразлучна.

- Как вы думаете, почему дети сначала не замечали, что девочке нужна помощь? (Аня сидела тихо. Дети были невнимательны.)

- Как можно назвать девочек, которые стали успокаивать Аню? (Внимательные, добрые.)

- Как девочки успокаивали Аню?

- Почему в саду появились три неразлучные подружки?

- Какое правило мы узнали из этого рассказа?

- Это правило выражено в стихотворении (автор Н. Найденова):

Девочка новая в детском саду.

К девочке новой сейчас подойду.

- Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной.

Вот наши игрушки, вот слон заводной.

- Нарисуйте игрушки, которые помогли успокоить Аню.

Можно предложить детям сделать инсценировку по прочитанному

рассказу.

Беседа «Добрые дела»

(Ноябрь, 3 неделя, «Животные моего края»)

Цель: оказание помощи детям в осознании совершения добрых поступков

Воспитатель объясняет детям, что доброе дело доставляет радость тому, кто его делает.

Педагог читает отрывок из рассказа 3. Ежиковой «Крот и его друзья».

Вода в норку все прибывала и прибывала, и Кротику ничего не оставалось, как вылезти на поверхность.

Ох! Кругом вода! Наверное, дождь лил всю ночь, и река вышла из берегов. К счастью, совсем рядом с домом Кротика росла раскидистая ива. Она- то и помогла ему спастись. Кротик подпрыгнул, схватился за ветку... Набежавшая волна ему лишь замочила пятки.

Кротик сидел на ветке и мечтал о том, чтобы вода поскорей вернулась в реку, когда прямо под ним проплыло гнездо, в котором кто-то жалобно попискивал. Недолго думая, Кротик прыгнул вниз.

Птенец - а пищал, конечно же, он, - обрадовавшись, что он уже не один, сразу же рассказал Кротику свою историю. Только его родители - орлы - улетели в гости, как начался дождь. Сверкали молнии, гремел гром, но птенчик старался не бояться. Когда же ветер сорвал гнездо с дерева и оно поплыло по реке, птенчик испугался...

- Не плачь, - утешил малыша Кротик. - Я тебя не брошу.

Никогда еще Кротик не был нянькой. Что ж, все когда-нибудь делаешь в первый раз.

- Ну-ка, открывай рот! - командовал он. - Ам! Прожевал? А теперь глотай! Вкусно? Тот, кто хочет поскорей вырасти, должен хорошо кушать!

По дороге они освободили от цепи собаку, которая сидела на крыше своей будки. Радости собаки не было границ!

Собака сплавала в дом и принесла лакомства: пирожки, торт, мороженое.

- Угощайтесь, - говорила собака, довольная, что все это очень понравилось Кротику и птенчику.

- Раздумывал ли Кротик, прыгая в воду, чтобы помочь птенчику? (Нет, он услышал, что кому-то плохо, и поспешил на помощь.)

- Какие еще добрые дела делали герои сказки? (Кротик заботился о птенце, учил его есть. Кротик и птенчик освободили собаку.)

- Как собака отблагодарила Кротика?

- Вы радовались вместе с героями их добрым делам?

В свободное время воспитатель помогает детям организовать игру по сюжету сказки.

 Беседа «Зайчик, который всем помогал»

(Ноябрь, 3 неделя, «Животные моего края»)

С помощью сказки Е. Бехлерова педагог объясняет детям, что помощь другим может приносить радость тем, кто ее оказывает.

Воспитатель читает сказку Е. Бехлерова «Капустный лист».

Нес зайчик лист капусты. Лист был большой, круглый, и зайчик шел и радовался:

- Ну и позавтракаю же я на славу!

Вдруг он услышал жалобный писк. Это воробышек лежал под кустом, злой мальчишка подшиб его камнем.

- Пить, пить, - стал просить воробышек.

Зайчик недолго раздумывал. Он сразу побежал к реке, принес воды  в капустном листе и напоил раненого воробья.

- Ну, а сейчас-то я наемся до отвала, до дому уже рукой подать, - подумал зайчик и пошел дальше.

А в это время хлынул дождь.

- Подумаешь, дождь! Не боюсь я тебя! - сказал зайчик и припустил всех ног домой.

И снова его кто-то тихонько окликнул:

- Зайчик, спаси!

Это бабочка лежала в траве.

- Если дождь намочит крылья, я не смогу взлететь.

- Иди под зонтик! - сказал зайчик и поднял капустный лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.

Дождь прошел. Бабочка сказала «спасибо» и улетела. Подойдя к реке зайчик увидел тонущую мышку. Он бросил ей лист. Мышка на нем добралась до берега, поблагодарила зайчика и убежала. А капустный лист подхватила волна и унесла.

- Эх, уплыл мой завтрак! - воскликнул зайчик. - Ну, ничего, зато.. И он побежал домой, а что он сказал, уже не было слышно.

- Какое настроение было у зайчика, который побежал домой из капустного листа?

- Как можно охарактеризовать зайчика? Какой он? (Добрый, отзывчивый.)

- Что сделал зайчик, чтобы помочь другим животным?

- А что случилось с воробышком? Как можно назвать человека, который обижает животных? (Злой, недобрый, глупый.) Почему?

- Вежливо ли вели себя животные, которым помог зайчик?

- Знаете ли вы людей, которые тоже готовы прийти на помощь тем, кому она нужна? Расскажите о них.

- Нарисуйте тех, кому помог зайчик.

- Придумайте такое название этой сказке, которое говорило бы о добрых поступках зайчика.

Беседа «Дружба и взаимовыручка»

(Январь, 4 неделя, «Былины и богатыри»)

На доску вывешивается плакат-иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Веник», на столе лежат карточки «Русская изба и домашняя утварь».

Воспитатель:

- Ребята, сегодня дед Ермолай принёс нам новую поучительную историю. Посмотрите на картину. В интерьер какого дома мы попали?

- Правильно, в русскую избу. Какие предметы вам об этом подсказали?

После полученных ответов воспитатель просит ребят найти и показать карточки с перечисленными предметами домашней утвари.

- Скажите, пожалуйста, согласно картине какие герои будут в рассказе деда Ермолая.

- Совершенно верно, дедушка –пожилой мужчина и три молодца. Теперь послушаем рассказ. (Фоном включается русская народная музыка).

Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья -вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит:

- Сломайте его!

Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит:

- Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, - вас любой победить и обидеть сможет.

Воспитатель:

- Какими были сыновья у отца?

- Как вы думаете расстраивался отец, переживал за них?

- Ребята, дед Ермолай задаёт вам такие загадки:

Он всегда стоит в углу,

Возле печки на полу.

Если кто-то сор бросает,

Он охотно убирает.

Хлопотун Егорка

Взялся за уборку,

В пляс по комнате пошел,

Оглянулся- чистый пол.

Воспитатель показывает отгадку – веник. Рассказывает, что веники бывают разными. Веник с голыми прутьями (без листочков) называется голик.

Воспитатель:

-А действительно ли веник нельзя сломать? Есть у нас в группе силачи? Как думаете, сумеете сломать веник?

Воспитатель показывает веник детям и вызывает желающих попробовать его переломить.

- Что ж, оказывается, прав был отец. Веник сломить не получается. А давайте разберем его на веточки отдельные.

Воспитатель развязывает веник и раздаёт каждому по прутику, дети легко ломают прутики.

Воспитатель:

- Так и мы все с вами, если будем дружными, будем помогать друг другу, выручать друг друга, то никакая сила нас никогда не одолеет.

- Что же такое взаимовыручка? Взаимопомощь?

Воспитатель:

- Сегодня, ребята, мы узнали что значит быть дружелюбным, что такое настоящая дружба, взаимовыручка и взаимопомощь. А ещё узнали, что веник без листиков называют в народе «голик».

Беседа "Я задаром спас его"

(Февраль, 2 неделя «Все профессии важны»)

Педагог продолжает знакомить детей с понятием «взаимопомощь».

Воспитатель предлагает детям вспомнить, кто и как им помог, когда они в этом нуждались. На основании высказываний детей педагог делает вывод:

– Нужно обязательно помочь человеку, который в этом нуждается. Если же вы сами не можете это сделать, попросите о помощи окружающих. Рядом всегда окажутся отзывчивые, внимательные люди, готовые прийти на помощь. Таким был известный всем герой. Вы его сразу узнаете. (С. Михалков «Дядя Степа»)

Что случилось?

Что за крик?

– Это тонет ученик!

Он упал с обрыва в реку —

Помогите человеку!

На глазах всего народа

Дядя Степа лезет в воду

Жив здоров и невредим

Мальчик Вася Бородин.

Дядя Степа в этот раз

Утопающего спас.

За поступок благородный

Все его благодарят.

– Попросите что угодно, —

Дяде Степе говорят.

– Мне не нужно ничего —

Я задаром спас его.

– Как можно назвать поступок дяди Степы? (Добрый, смелый, благородный.)

– А что вам понравилось в поступке дяди Степы? Что сказал дядя Степа, когда его хотели наградить?

Беседа об оказании помощи

(Март, 1 неделя, «Любовь и доброта»)

В ходе беседы воспитатель показывает детям, что они могут быть полезными в семье, по мере своих сил заботиться о взрослых.

– Помните в сказке, – начинает беседу воспитатель, – дед никак не мог вытащить репку, и тогда ему на помощь пришла вся семья, даже маленькая мышка. ...

…Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку,

бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут – вытянули репку!

Только все вместе герои сказки смогли вытащить репку.

– А как вы думаете, что было потом, когда репку вытянули? (Герои все вместе чистили репку, варили кашу, а потом ее ели.) (Можно сделать инсценировку.)

– А как еще дети могут заботиться о взрослых?

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Е. Благининой:

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

Я уселась и сижу

Я бы многого хотела,

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, а я молчу.

– А вот как хотела помочь маме другая девочка (рассказ К. Ушин-ского): ...

Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горькое лекарство. Видит дочка, что мать пьет его с трудом, и говорит ей: «Милая мама! Дай, я выпью лекарство за тебя».

– За что мама была благодарна дочери?

– Почему мы улыбаемся, когда слышим предложение девочки?

– А теперь послушайте, что обещал один мальчик своему папе. (Автор Е. Рау.) ...

– Папа, подари мне барабан.

– Я бы подарил, сынок, да боюсь, ты мне будешь мешать работать.

– Что ты, папа, я только тогда буду барабанить, когда ты будешь спать.

– В этих рассказах дети готовы оказать помощь взрослым, но не знают, как это сделать.

– А в стихотворении (Л. Николаенко «Все сделалось грустным»; воспитатель не говорит, как называется стихотворение), которое вы сейчас услышите, герою все кажется необычным.

Яблоко

Стало невкусным.

Веселое

Сделалось грустным.

Сахар —

Не сладкий.

Соль —

Не соленая.

Дождик —

Не мокрый

Трава —

Не зеленая.

Гром

На кого-то с неба

Ворчит.

Мама не хочет

Со мной

Разговаривать.

Мама молчит…

– Почему герою стихотворения все кажется странным?

– Почему мама не разговаривает с ребенком?

– Вспомните, за что на вас обижалась мама. Может быть, здесь такой же случай?

– Что должен сделать герой стихотворения, что сказать маме, чтобы она его простила?

(Извиниться, попросить прощения.)

– А сам обидчик как себя чувствует?

(Плохо.)

– Значит, от обиды плохо становится всем?

– Как должен был вести себя герой стихотворения? (Не обижать

Маму, а если это случилось, извиниться.)

– Давайте вместе придумаем название этому стихотворению. (В случае затруднения воспитатель предлагает детям несколько вариантов на выбор, объясняет, почему лучше то или иное название: «Я обидел маму», «Почему мама молчит» и др.).

Беседа «Хорошие товарищи»

(Март, 1 неделя, «Любовь и доброта»)

В ходе беседы педагог обращает внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу, у которого что-то не получается, хотя он старается изо всех сил.

Воспитатель читает стихотворение С. Михалкова «Хорошие товарищи».

Мальчик Миша мается -

Миша заикается.

Как другие - чисто, ясно, -

Он не может говорить.

И просить его напрасно

То, что скажет, повторить...

Но ребята не смеются -

Дружба классная крепка:

Ты, Мишутка, не теряйся!..

Молча с духом собирайся

И смелее говори!

- Можно ли детей назвать доброжелательными?

- В чем это проявляется? (Дети поддерживают, подбадривают Мишу. Они не дразнят мальчика, не смеются над ним.)

Воспитатель утверждает, что все дети хотят делать добро, особенно если с кем-то случилась беда.

Беседа «Урок дружбы»

(Март, 3 неделя, «Удивительный мир птиц»)

Цель: формирование понятия у детей, что с друзьями надо делиться

Воспитатель читает детям рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского      Жили два воробья - Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел, ты и клюй!

- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

- Ты, наверное, прав, — ответил Чик.

Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.

- Почему Чику стало стыдно?

- Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки? (Жалко. Он пожадничал, хотя у него был целый ящик пшена.)

- А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? (Он хороший, добрый друг.)

- Почему рассказ называется «Урок дружбы»?

- Нарисуйте Чика и Чирика.

Беседа «Почему нужно уметь уступать»

(Март, 5 неделя, «Признаки весны»)

В ходе беседы воспитатель учит детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.

Воспитатель начинает беседу с вопросов:

– Кто из вас умеет играть дружно? (Педагог может описать дружные игры детей, которые ему приходилось наблюдать.)

– Во что вы любите играть?

– Ссоритесь ли вы во время игры? Из-за чего вы ссоритесь?

Затем педагог предлагает детям послушать рассказ: ...

Света пришла в садик после болезни. Ее подруга Поля встретила девочку с радостью:

«Теперь мы с тобой будем играть!» Света предложила играть в доктора. «Я буду доктор, язнаю, как лечить». Полина согласилась. Доктор выслушивал кукол трубочкой, смотрел горло, делал уколы, иногда ставил банки.

Вечером Поля рассказывала маме: «Мы со Светой так хорошо играли в доктора! Только Света уронила шприц и хотела сделать укол. А я не разрешила. Он грязный, это вредно для детей. Света рассердилась: „Я сама знаю“, – и не захотела играть дальше. А я ей сказала: „Тебе бы так грязным!“ И она согласилась. Завтра мы опять будем играть».

На другой день Поля и Света хотели опять играть в доктора. «Теперь я буду доктором», – заявила Поля. «Нет, будем играть как вчера», – не согласилась Света. Полина недовольно молчала. Света стала настаивать: «Сейчас будем играть как вчера, а завтра ты будешь доктором». Поля подумала и сказала: «Завтра я буду доктором, – а потом добавила: – И послезавтра».

Можно ли сказать, что Света и Поля играли дружно? Почему вы так думаете?

– Были ли споры между девочками?

– Почему спор не перешел в ссору?

(Девочки смогли уступить друг другу, договориться о дальнейшей игре.)

Воспитатель обобщает ответы детей: если во время игры возникает спор, нужно уступить, договориться так, чтобы никому не было обидно.

Беседа о дружбе и взаимопомощи

(Апрель, 3 неделя, «Человек-часть природы»)

Появляется сова с конвертом.

Сова: Здравствуйте ребята, летела я к вам из леса, чтобы спросить, умеете ли вы дружить?

Воспитатель: А я ребята хочу познакомить вас с пословицами о дружбе.

«Друг за дружку держаться — ничего не бояться»;

«Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех»;

«Где дружба да совет, там свет»

«Друзья – больше чем братья родные».

Спрашиваю, о чем говорится в пословицах, как понимают пословицу дети? –А сейчас давайте вспомним сказки о дружбе.

На фланелеграфе размещаются герои сказок о дружбе и взаимопомощи: «Крошечка Хаврошечка», «Бременские музыканты», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Сказки  «Петушок и бобовое зёрнышко», вспоминаем героев.

Работа по вопросам.

— О чем говорится в сказке?

— Почему петушок подавился?

-Послушал ли он курочку?

-У кого просила помощи курочка?

Предлагаю обсудить нравственные качества героев сказки.

Ребята, а что можно сказать о наших героях, какие они? (выслушиваю ответы детей).

-А можно сказать они добрые, дружные, заботливые не бросают своих друзей в беде?

Кто был героями сказки «Крошечка  Хаврошечка?

-Как помогала коровушка своей хозяйке?

-Можно ли назвать такие отношения добрыми, заботливыми, ведь в сказке девочка заботилась о коровушке, кормила, поила её, животное в свою очередь отплатило девочке добром. Ребята, это можно назвать взаимовыручкой?

-А сейчас подумайте и назовите примеры взаимовыручки между вами в нашей группе.

Дети вспоминают ситуации, когда они помогали друг другу:

Алёна плохо рисует, ей помогают Настя, Даша, Вова. Когда рано забирают дежурного по столовой, то за него обязательно кто-нибудь подежурит и т.д.

-Теперь, ребята,  пришёл черёд сказке «Бременские музыканты». Если герои сказки  не были бы дружны, и не помогали друг другу могли бы они в одиночку справиться с разбойниками?

-Значит, какие качества помогают в жизни легче справляться с трудностями?

Правильно, дружба и взаимовыручка!

Предлагаю  проститься с гостьей Совой.

Психогимнастика «Улыбка».

Беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются .

(Апрель, 4 неделя, «Земля-наш общий дом»)

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ (по повести А. Гайдара «Чук и Гек»):

Жили-были два брата Чук и Гек. Когда мамы не было дома, пришел почтальон и принес телеграмму от отца из тайги, где он строил дорогу. В телеграмме отец предупреждал, что выезд (дети с мамой собирались к нему на Новый год) надо отложить на две недели. Это было вызвано тем, что отец уедет далеко в тайгу.

Получив телеграмму, братья стали спорить, кто из них будет хранить телеграмму и отдаст ее маме. Чук положил телеграмму в свою коробочку и не хотел отдавать ее Геку. Гек стал вырывать коробочку, это ему удалось, и, чтобы брат не забрал ее обратно, он бросил ее в форточку. Братья в ужасе остановились, а затем бросились на улицу за коробкой. Но огромные сугробы снега надежно ее спрятали. После долгих поисков мальчики вернулись домой ни с чем. Тут пришла мама. Испугавшись, братья ничего ей не сказали. Вскоре они отправились поездом к отцу. Потом долго ехали на санях по тайге в домик, где жили геологи. Приехав, они обнаружили, что в доме никого нет.

- Что было дальше, вы узнаете, если попросите родителей прочитать повесть Аркадия Гайдара «Чук и Гек».

- Как мальчики могли решить свой спор?

- Каким словом можно назвать эту ссору? (Глупая ссора.)

- Давайте подумаем, что мальчики могли бы сделать, чтобы отложить отъезд к отцу. (Рассказать маме о телеграмме.) Правильно, тогда мама пошла бы на почту и выяснила, что было написано в телеграмме.

- А бывало так, что ваши ссоры приводили к неприятностям? Расскажите, как это случилось. Подумайте, что надо было сделать, чтобы этого не случилось.

- Подходит ли к истории о Чуке и Геке пословица: «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Как объяснить эту пословицу?

Беседа» Каждая ссора красна примирением»

(Май, 4 неделя. «Природа расцветает»)

Цель: напоминание детям слов, которые помогают людям помириться

- Вспомните, когда слова «извини», «я не хотел обидеть», «прости, пожалуйста» помогли вам помириться.

- Вспомните, когда слова извинения помогли вам избежать наказания (получить прощение).

- Мы поняли, что вежливые слова помогают сохранить дружбу, доставить другому радость, предотвратить ссору («Доброе слово радует, недоброе огорчает»). Но все ли умеют прощать и таким образом сохранять добрые отношения?

Воспитатель напоминает детям стихотворение А. Кузнецова «Подружки», а затем предлагает послушать сказку А. Нееловой «Тысячесвет».

На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячесвет. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячесвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть».

- Не сердись, это я нечаянно сделал, - извинялся ручеек. — Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.

Но тысячесвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето... Тысячесвет изнемогал. От жажды его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячесвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».

Решил тут тысячесвет позвать ручеек и попросить у него прощения, но от слабости не мог громко крикнуть... В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы — цветок наш день ото дня все больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим.

- За что тысячесвет рассердился на ручеёк?

- Так ли сильно провинился ручеек, чтобы выслушивать такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть»? (Можно еще раз прочитать этот отрывок.)

- А как поступил ручеек? (Извинился. Сказал, что нечаянно брызнул на цветок.)

- За что ручеек обиделся на тысячесвет? Что он сделал от обиды?

- Когда и почему цветок вспомнил о ручейке?

- Какие слова готов был сказать цветок, чтобы вернуть друга?

- Какой конец у этой сказки? Что вы почувствовали?

Воспитатель старается вызвать сочувствие у детей к судьбе цветка;

помогает им понять, что нежелание принять извинения друга привело цветок к гибели.

Педагог предлагает детям придумать другой вариант сказки. (1.Когда началась жара, ручеек вернулся и спас друга. 2.Тысячесвет принял извинения ручейка, и они продолжили играть вместе). Затем просит детей нарисовать рисунки, изобразив на них печальный веселый конец сказки, и придумать названия иллюстрациям.

В заключение воспитатель подводит итог:

- Нужно жить дружно, не ссорясь друг с другом. Если возникает спор, постарайтесь договориться и решить спор по справедливости.  Если все же поссорились, обязательно помиритесь. («Каждая ссор красна примирением».) Главное, не злиться друг на друга, стараться сохранить дружбу. («Глупые ссорятся, а умные договариваются».) А когда поссоритесь, вспомните стихотворение (Л. Яковлев «Ссора»):

Два котенка разругались,

Раздружились, отвернулись,

Но украдкой обернулись...

И во всю

Расхохотались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа "Доброта, что солнце!"

Этическая беседа с детьми старшей группы о понятии слов "добро" и "доброта". о необходимости совершать добрые дела и поступки....

КОНСПЕКТ ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ «ВСЕГДА ЛИ СМЕХ В РАДОСТЬ?»

Программное  содержание:Развивать  чувства, аналитические  умения  детей.Вызывать  эмоциональный  отклик  на  рассказ  В.А.Сухомлинского  «Посмеялись…...

ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Этические беседы по нравственному воспитанию с дошкольниками в разных возрастных группахЦель: воспитывать в детях любовь к ближнему, отзывчивость, вежливость, доброжелательность....

Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.

Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»1.«Животные – наши друзья».Цель: Формировать доброжелательное отношение...

Комплекс этических бесед на тему «ДРУЖБА» Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»Цель:формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания желания быть дружными.Задачи:1) научить детей видеть нравствен...