Этические беседы в подготовительной группе.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Этические беседы о дружбе, сотрудничестве, о взаимопомощи, о совместном труде в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besedy_podgotov.docx | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Беседа «Кто не работает, тот не ест»…………………………………….3
- Беседа «Первый день в детском саду……..…………………………..….5
- Беседа «Я самый главный»……………………………….………….…....6
- Беседа «Обиженные друзья»………………………………………………7
- «Что такое бескорыстная помощь"…………………………………….....8
- Беседа " Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают"……..9
- Беседа «Не завидуй другому»……………………..…………………….10
- Беседа «С чего начинается дружба»………………………...…………12
Беседа «Кто не работает, тот не ест»
(Сентябрь, 1 неделя, «В мире людей»)
В ходе беседы дети постигают смысл пословицы «Кто не работает, тот не ест».
Воспитатель читает детям сербскую сказку «Кто не работает, тот не ест». ...
У короля Матии была красавица дочь, но ленивая: никогда ничего не делала, да и не умела делать, а день-деньской сидела перед зеркалом и любовалась собой.
Пришла пора выдавать ее замуж. Король объявил: кто в три года научит его дочь работать, за того он ее и замуж выдаст. Время идет да идет, а за королевну никто не сватается. Послал король приближенных искать мужа для дочери. Поехали они в разные стороны. И вотвстретился им как-то парень – пашет поле на восьми волах. Они тут же ему приказали идти к королю. Парень испугался, но делать нечего. Приходит он к королю, а тот ему и рассказал все по порядку. Согласился парень, обещал в три года научить девушку работать. Привел он королевну домой. Мать выбежала на встречу, дивится на прекрасную девушку.
На другой день парень взял плуг, запряг волов и поехал в поле, а матери сказал, чтобы не принуждала сноху работать. Вечером возвратился с работы, мать подала ужин. Сын спрашивает:
– Кто сегодня работал, мать?
– Я и ты, – отвечает она.
– Ну, кто работал, тот и есть может.
Не понравилось это королевской дочери, рассердилась она и голодная пошла спать. И на другой день все так же было.
На третий королевна и говорит свекрови:
– Мама, дай и мне какую-нибудь работу, чтобы не сидеть без дела.
Та велела ей наколоть дров.
Вечерело. Сели за узкий стол, а парень снова спрашивает:
– Кто сегодня работал, мать?
– Мы трое: я, ты и королевна.
– Ну, кто работал, тот и есть может.
И все трое поужинали. Так понемногу королевна научилась работать. Через три года приезжает король проведать дочку. Видит – работает она дружно со свекровью. Обрадовалсяи говорит:
– Как, и ты научилась работать?
– А как без нее, – отвечает королевна, – у нас так положено: кто работал, тот и есть может. И знаешь, отец, коли ты хочешь поужинать, поди-ка наколи дров.
Король подарил дочери и зятю много подарков, погостил, а потом отвез всех троих к себе во дворец. Парня того он принял, как родного сына, обещал еще при жизни передать ему королевство.
– Что вам понравилось в этой сказке? Может быть, кому-то сказка не понравилась? Почему?
– Кого-нибудь удивило то, что король хотел научить свою дочь работать?
– Заставляли ли мать и ее сын королевну работать?
(Нет, они считали, что она сама должна захотеть работать.)
– Почему королевна попросила дать ей какую-нибудь работу?
– Что королевна ответила отцу, когда он спросил у нее: «Как, и ты научилась работать?»
– Чем закончилась сказка?
– Вспомните сказки, в которых труд и вежливость награждаются, а лень и грубость наказываются.
(«Золушка», «Морозко», «Ленивица».)
В заключение воспитатель предлагает детям нарисовать к одной из сказок иллюстрацию. В свободное время организует игры, инсценировки по сказкам.
Беседа «Первый день в детском саду»
(Сентябрь, 2 неделя, «Осень»)
Воспитатель объясняет детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Педагог начинает беседу с рассказа: Аня первый раз пришла в детский сад. «Это Аня. Она теперь будет ходить в нашу группу», – сказала воспитательница. Аня робко огляделась, ей стало страшно и захотелось к маме. Она села на стульчик и заплакала. Сначала никто не замечал девочку, все были заняты игрой. Потом подружки, Оля и Соня, увидели, что Аня плачет. Они подошли и пригласили ее поиграть. Но Аня продолжала сидеть и ронять слезы. Тогда подружки принесли самые интересные игрушки: клоуна, который кувыркается, и куклу, которая говорит «мама». Девочка перестала плакать и с любопытством посмотрела на забавные игрушки и на подружек, которые весело смеялись. Теперь Аня с радостью ходит в детский сад: там ее всегда ждут Оля и Соня, с которыми она теперь неразлучна. – Как вы думаете, почему дети сначала не замечали, что девочке нужна помощь? (Аня сидела тихо. Дети были невнимательны.) – Как можно назвать девочек, которые стали успокаивать Аню? (Внимательные, добрые.) – Как девочки успокаивали Аню? – Почему в саду появились три неразлучные подружки? – Какое правило мы узнали из этого рассказа? – Это правило выражено в стихотворении (автор Н. Найденова): Девочка новая в детском саду. К девочке новой сейчас подойду. – Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной. Вот наши игрушки, вот слон заводной. – Нарисуйте игрушки, которые помогли успокоить Аню. Можно предложить детям сделать инсценировку по прочитанному рассказу. |
Беседа "Я самый главный"
(Сентябрь, 3 неделя, «Семья»)
Воспитатель читает детям рассказ С. Лежневой «Как Вова праздновал день рождения». У Вовки был день рождения. С самого утра ему надарили множество подарков, и он ходил гордый и важный в новом костюмчике. А потом в гости пришли друзья, и мама посадила всех за стол и дала каждому по куску очень красивого и вкусного пирога с вишнями. – А мне нужно положить еще кусок пирога, – громко заявил Вовка и уверенно объяснил: – Потому что у меня день рождения и я сегодня самый главный. Мама улыбнулась и отрезала Вовке еще небольшой кусочек. Потом все вышли из-за стола и стали рассматривать подарки. – Не трогайте руками, – суетился Вовка, – вы можете нечаянно сломать. Я тогда расстроюсь, а это неправильно – ведь у меня сегодня праздник. И ребята потихоньку загрустили, ведь как можно играть в игрушки, если их не трогать руками. Тогда Костик, лучший Вовкин друг, неожиданно сказал: – Давайте пойдем во двор, там хоть побегать можно. Вовка тут же надулся. Еще бы! Во дворе все равны, кто же там будет помнить про его день рождения. Воспитатель предлагает несколько концовок этого произведения и просит детей выбрать подходящую: 1) дети пошли во двор, а Вовка остался дома и проскучал весь вечер; 2) дети стали петь, танцевать, играть, и Вовка был рад, что все так хорошо закончилось. – Почему Костик предложил пойти играть во двор? – Как не должны поступать друзья? (Друзья не должны требовать, чтобы к ним проявляли особое внимание. Нельзя запрещать трогать игрушки; предлагать, как Костя, всем уйти с праздника в знак обиды.) |
Воспитатель объясняет детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. |
Беседа «Обиженные друзья»
(Январь, 4неделя, «Моя малая Родина»)
Используя стихотворение А. Барто, педагог объясняет детям, что нельзя обижать своих гостей, что любой подарок надо принимать с благодарностью.
Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Несли мы облако с собой».
Несли мы облако с собой,
Букет сирени голубой.
Мы срезали для Наденьки
Сирень в пришкольном садике.
Взглянула Надя на сирень:
- Какой красивый сорт!
Но он завянет через день,
Купили б лучше торт!
От торта польза есть —
Его же можно съесть!
Я торт люблю с орехами...
За тортом бы поехали!
Ну, Наденька, ну скромница!
Мы не могли опомниться.
- Почему Наде не понравился подарок друзей?
- С каким чувством друзья несли сирень в подарок Наденьке?
- Как друзья отреагировали на заявление Нади? (Оскорбились, обиделись.)
- Почему Надю назвали скромницей? Была ли она на самом деле скромной девочкой? Как ее можно назвать? (Невежливой, невоспитанной.) Любой подарок надо принимать с благодарностью. Нельзя критиковать подарок, выражать свое неудовольствие.
- Вы все любите день рождения и всегда с удовольствием бываете у своих друзей на этом празднике. Почему вы любите этот праздник? Только ли потому, что вам дарят подарки? Разве менее важно то, что соберутся друзья, что вы вместе весело проведете время: поиграете, потанцуете? Самый большой праздник, когда хорошо и весело всем.
В свободное время воспитатель организует игру «День рождения».
Беседа «Что такое бескорыстная помощь»
(Февраль,1 неделя, «Домашние и дикие животные зимой»)
В процессе беседы педагог, опираясь на художественные произведения, объясняет детям, что такое бескорыстная помощь.
- Каждый из нас может оказаться в затруднительном положении в беде, - начинает беседу воспитатель. - Поэтому оказать помощь тому, кто в ней нуждается, - закон не только для людей, но и для животных. Послушайте рассказ о том, как белочка помогла дятлу (В. Сухомлинский «Как белочка дятла спасла».)
Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу: сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда - Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
- Почему это ты, Дятел, плачешь?
- Нечего есть, Белочка...
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
- Почему белочка и бельчата радовались: ведь они лишились части своих зимних запасов? (Белочка и бельчата спасли жизнь дятлу, а это главное.)
- Дятел обращался к белке за помощью? (Она сама увидела, что ему плохо.)
- Каким словом можно назвать помощь, которую белочка оказала дятлу? (Это бескорыстная помощь, не требующая платы, награды.)
Воспитатель раскрывает значение слова «бескорыстный», опираясь на произведение С. Михалкова «Дядя Степа».
- Очень важно вовремя увидеть, кому нужна помощь и оказать ее. Но помогать другим людям должны не только взрослые, но и дети, как, например, мальчик из рассказа Валентины Осеевой «Просто старушка».
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко, старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? - удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! - ответил ей мальчик. - Это просто старушка.
- Почему девочка задавала так много вопросов мальчику, который помог старушке подняться и собрать упавшие вещи? О чем говорят эти вопросы? (Девочка считала, что помогать нужно только родным и знакомым.)
- Что мальчик помог понять девочке, оказав помощь «просто старушке»? (Помощь надо оказывать всем, кто в ней нуждается.)
Беседа "Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают"
(Апрель,1 неделя, «Безопасность»)
В ходе беседы педагог знакомит дошкольников с ситуацией, в которой дети не могут своими силами оказать помощь товарищу. Воспитатель рассказывает детям: На детской площадке ребята играли в салки. Было весело и шумно. Один мальчик упал, но быстро вскочил и побежал дальше. Водящий уже подбегал, но осалить его не успел. Вскоре та же беда случилась с девочкой, но она не смогла сама встать, все попытки подняться причиняли ей боль. К девочке подбежал один из играющих. Мальчик помог ей встать и дойти до скамейки. Остальные продолжали игру. «Девчонки всегда плачут!» – сказал один из игроков, считая, что девочки – капризы и неженки. Сидя на скамейке, девочка потирала ушибленную ногу, на глазах у нее были слезы. Мальчик, который помог ей подняться, подошел снова и предложил отвести ее домой. Но идти она не смогла. Тогда мальчик обратился за помощью к знакомому мужчине, проходившему мимо. Тот с готовностью согласился помочь: он взял девочку на руки и отнес ее домой. Мама девочки, когда узнала обо всем, сказала: «Этот мальчик – настоящий мужчина!» – Как можно охарактеризовать мальчиков, которые не стали помогать упавшей девочке? (Равнодушные, неотзывчивые, невежливые, невнимательные.) – А как мы назовем мальчика, который помог девочке? – Как поступил мальчик, когда он не смог сам помочь девочке? – Почему мама назвала мальчика, который помог ее дочке, настоящим мужчиной? (Он проявил внимание и сочувствие к девочке; мужчины должны помогать женщинам, проявлять к ним уважение, внимание, вежливость.) Затем воспитатель вместе с детьми разбирает смысл пословицы «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают»; выясняет, почему так названа история, о ком можно сказать добрые слова. |
Беседа «Не завидуй другому»
(Апрель, 4неделя, «Земля наш общий дом»)
В ходе беседы воспитатель стремится объяснить детям, что нельзя обижаться и злиться на друга, если у него что-то получается лучше; что нельзя подвергать друга опасности.
Воспитатель рассказывает детям:
Костя и Толик дружили с трех лет, с тех пор как пришли в детский сад. Они вместе строили из деревянного конструктора разные дома, башни, замки. Однажды Костя позвал друга в гости. Толик принес новый металлический конструктор, который недавно получил в подарок. Рассмотрев рисунки моделей, друзья решили строить самолеты. У Толика работа спорилась, самолет получался такой же, как на рисунке. Скоро он был готов. А у Кости дело не ладилось, он сердился, разбирал и снова начинал собирать модель. Наконец, он заявил, что ему надоело строить какой-то непонятный самолет. Толик хотел помочь, но друг сердито отказался. «Давай лучше проверять смелость», — предложил Костя.
Толик отказался: «После болезни врач запретил мне бегать и прыгать. Я маме обещал». Толик был небольшого роста, худенький. Особенно это бросалось в глаза, когда он находился рядом с Костей, загорелым крепышом. Костя засмеялся: «Подумаешь, нельзя!»
Было еще тепло. Костя открыл окно, сел на подоконник и свесил ноги на улицу: «Лезь сюда, садись, как я». Толик боялся. После болезни у него все еще кружилась голова. «Значит, тебе слабо. Эх ты, трусишка!» - насмехался Костя. Толик не выдержал обвинений в трусости и устроился на подоконнике рядом с Костей. Так они молча сидели некоторое время. Вдруг внизу раздался кошачий вопль. Толик невольно наклонился посмотреть, голова у него закружилась, и он полетел вниз.
Внизу под окном (это был второй этаж) дворник свалил землю для посадок, а сверху прикрыл ее огромной кучей листвы. В эту кучу и упал Толик. Это его спасло.
- Почему Костя заставлял Толика «проверять смелость»? (Он завидовал другу, который умел строить самолеты.)
- Кто виноват в падении Толика?
- А Толик виноват в том, что позволил втянуть себя в глупую и опасную историю?
- Как называется чувство, вызванное успехом другого? (Зависть.) Это плохое чувство?
- Вспомните сказки, в которых завистливые люди попадают в беду.
Беседа «С чего начинается дружба»
(Май, 4 неделя, «До свидания, детский сад!»)
Педагог объясняет детям, что приветливость, проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться.
Воспитатель рассказывает детям:
Наступило лето. Все разъехались.
Однажды я вышел погулять. Во дворе никого. Стало скучно. Но вот из соседнего подъезда выбежал мальчик с мячом. Он стал гонять мяч по площадке. Я подошел посмотреть. Мальчик не обращал на меня никакого внимания. Я уже думал пойти домой. Но тут я увидел девочку с прыгалками в руках. Посмотрев в нашу сторону, она подошла к нам, улыбнулась и сказала: «Здравствуйте». Мы удивились, но ответили: «Здравствуй». Девочка продолжала улыбаться. «Давайте вместе играть», - предложила она. Мы познакомились: девочку звали Олей, а мальчика - Ромой, и стали все вместе играть в мяч. Было весело.
Почти каждый день мы придумывали новые игры. Я научил новых знакомых играть в шахматы, а Рома учил нас игре в бадминтон.
Когда у Оли заболела нога, мы навещали ее и по поручению ее мамы ходили в магазин и аптеку.
Это было хорошее лето. Я нашел хороших друзей. И как оказалось, на всю жизнь.
- Что помогло детям подружиться?
- Вспомните, как вы познакомились со своими друзьями. Обобщая высказывания детей, воспитатель подчеркивает, что дружба начинается с доброго слова, улыбки, проявления сочувствия, совместной игры и т.д.
- А как вы себя чувствуете, когда рядом нет друзей?
Воспитатель знакомит детей с переживаниями крокодила Гены
(Э. Успенский «Гена и его друзья»),
В одном городе «...жил да был крокодил по имени Гена. Каждое утро он просыпался в своей маленькой квартире, умывался, завтракал и отправлялся на работу в зоопарк. А работал он в зоопарке... крокодилом. Придя на место, он раздевался, вешал на гвоздик костюм, шляпу и тросточку и ложился на солнышке у бассейна.
Когда кончался рабочий день, Гена тщательно одевался и шагал домой, в свою маленькую квартирку. Дома он читал газеты, весь вечер играл сам с собой в крестики-нолики.
Однажды, когда он проиграл сам себе сорок партий подряд, ему стало очень грустно. „А почему я все время один? — подумал он. — Мне надо обязательно завести себе друзей“.
И, взяв карандаш, он написал такое объявление: „Молодой крокодил пятидесяти лет хочет завести себе друзей'!.
Скоро к нему позвонила девочка Галя, потом Чебурашка. Они стали дружить втроем: каждый вечер играли в крестики-нолики. А когда заболела Галя, Гена и Чебурашка навещали ее, и ей не было скучно. А крокодил Гена сыграл в театре вместо Гали в спектакле Красную Шапочку. Дети-зрители были удивлены и очень довольны, долго хлопали и просили повторить. Так друзья помогали друг другу.
По объявлению приходило много желающих найти друзей. Тогда было решено построить Дом дружбы для всех».
- Почему крокодил Гена загрустил и захотел подружиться с кем - нибудь?
- Как Гена нашел друзей?
- Какое важное правило дружбы вы узнали из этого рассказа? (Нужно помогать друг другу.)
- А теперь давайте продолжим рассказ и придумаем, как друзья проводили время в Доме дружбы.
По предложению воспитателя дети могут создать свой Дом дружбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этическая беседа "Доброта, что солнце!"
Этическая беседа с детьми старшей группы о понятии слов "добро" и "доброта". о необходимости совершать добрые дела и поступки....
КОНСПЕКТ ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ «ВСЕГДА ЛИ СМЕХ В РАДОСТЬ?»
Программное содержание:Развивать чувства, аналитические умения детей.Вызывать эмоциональный отклик на рассказ В.А.Сухомлинского «Посмеялись…...
конспект занятия по художественной литературе этическая беседа "Мама слово дорогое-в нем тепло и свет"
Этическая беседа "Мама слово дорогое - в нем тепло и свет"...
ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Этические беседы по нравственному воспитанию с дошкольниками в разных возрастных группахЦель: воспитывать в детях любовь к ближнему, отзывчивость, вежливость, доброжелательность....
Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.
Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...
Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»
Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»1.«Животные – наши друзья».Цель: Формировать доброжелательное отношение...
Комплекс этических бесед на тему «ДРУЖБА» Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»Цель:формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания желания быть дружными.Задачи:1) научить детей видеть нравствен...