Методы индивидуализации образовательного процесса
презентация на тему
В данной презентации обозначены основные методы индивидуализации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Данная презентация подготовлена на основе книги:
Михайлова-Свирская Л.В.
Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская.- М.: Просвещение,2015.- 128 с.: ил.- (Работаем по ФГОС дошкольного образования)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы индивидуализации в дошкольном образовании | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод реагирования Метод реагирования включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогут детям поставить и реализовать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижение поставленных детьми целей. Примером обучения на основе метода реагирования является использование модели трех вопросов («Что знаете? Что хотите узнать? Как это можно узнать?»)
Обеспечение взрослыми гибкости в инициированной им деятельности Вместо того, чтобы прямо указать детям, что и как они должны делать, педагог помогает им сделать то, что они хотят . Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать или выполнить отдельные операции. Одному он поможет словесными указаниями, другому предложит схему, модель или рисунок, третьего подбодрит, четвертому окажет практическую помощь. В процессе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предложить варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых форм. Более способные и активные дети могут справиться с работой самостоятельно, причем уровень сложности они определят сами. Более медлительные или неуверенные могут проявить большую зависимость от помощи взрослого
Тщательный отбор материалов Большинство игрушек и пособий, используемых при создании развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности. Например, в пазлах ребенок может выбрать сюжет и уровень сложности картинки ( от 6 до 240 элементов), но способ действия будет один – складывание. В то же время пластилин, песок, вода, строительный набор или конструктор ЛЕГО, бросовый материал обладают большей гибкостью ; дети могут использовать их в целом диапазоне уровней сложности. Такая вариативность создает оптимальные возможности для индивидуализации учения, обучения, образования.
Метод «строительных лесов» Сущность этого метода не в опережающем обучении ребенка тем знаниям и умениям, которые с точки зрения педагогов, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, но в том, чтобы, создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг. В основе метода – идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития – границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью.
Иррадирующее обучение (от слова «иррадиация» - распространение) как метод индивидуализации обучения основано на признании различий интересов, мотивов и на динамике продвижения. Эта тактика состоит из трех действий: 1-е: «У нас появилась новая интересная игра. Тот кто хочет научиться играть в нее, может подойти сейчас ко мне ( в центр рисования, в др. центр) 2-е: «Ира, Алеша, вы сегодня узнали что-то новое (научились, увидели, услышали и т.п.), давайте расскажем об этом всем ребятам (родителям, сотрудникам ДОУ…) 3-е: «Если вы хотите что—то узнать (сделать, найти и т. п.), можете обратиться к Ире и Алеше…» Получая внимание от эмоционально значимого взрослого, приобретая во взаимодействии с другими или в самостоятельной деятельности новый опыт или новое знание, ребенок, как правило, стремится поделиться с детьми, с которыми он дружит (продемонстрировать им приобретенное умение). Если такая передача опыта культивируется в группе как ценность , то постепенно новые сведения или новый опыт станут достоянием многих.
Самостоятельность и совместность Граница как различия, так и сходства о пределяется такими понятиями как «свобода-несвобода»
Самостоятельность и совместность Самостоятельная деятельность явление, полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка. Совместная деятельность несвободна ни для ребенка, ни для взрослого. Если взрослый или ребенок ее организует, значит, она имеет вполне определенные цели и содержание. Ребенок теми или иными способами в нее вовлечен и , следовательно, должен подчиниться определенному взрослым порядку – вместе со взрослым реализовать цели в намеченном содержании. В свою очередь, ребенок также может инициировать и организовать совместную деятельность с другим ребенком или взрослым. В этом случае привлеченные (увлеченные, вовлеченные) «соратники» также не полностью свободны. Несвобода заключается в принятии предложения ребенка – инициатора совместной деятельности.
Совместная деятельность В совместной деятельности у обеих сторон гораздо больше свободы , чем, например, на организованном взрослым занятии. В совместной деятельности взрослый должен более чутко реагировать на реакции – чувства, слова, действия ребенка . А у ребенка остается право на больший диапазон реакций , чем на организованном занятии, и даже право на досрочный выход из совместной деятельности
Ребенок не принимает совместную деятельность или покидает ее в тот момент, когда педагог не готов его отпустить . Возможные причины : Наличие широкого диапазона других возможностей, в частности свободной игры; Несоответствие предложения взрослого и интересов ребенка; Неумение (неготовность) взрослого быстро реагировать на реакции ребенка, перестроить предложенную ему деятельность и др.
Совместная деятельность Цель и содержание совместной деятельности могут быть презентованы взрослым и в равной степени либо приняты, либо отвергнуты ребенком ( детьми ); Взрослый может как завершить деятельность, так и продолжить ее в одиночестве , если ребенок по каким-то своим причинам решит выйти из нее досрочно . В случае если взрослый продолжает деятельность после выхода из нее ребенка, он демонстрирует не менее важный образец поведения , чем прямое обучение практическим действиям, - целеустремленность, упорство, личную заинтересованность деятельностью.
Помните Нет альтернативы-нет условия для выбора Нет выбора – нет свободы Нет свободы- нет ответственности Нет ни свободы, ни ответственности – нет ни желаний, ни переживаний. Отсюда возможный «логический» отказ ребенка от субъектной позиции и как следствие – потеря чувства собственной идентичности, значимости .
Самостоятельная деятельность детей Свободно выбирая какую-либо деятельность и реализуя себя в ней, ребенок не только овладевает ее содержанием и способами действий, но и приобретает актуальные персонифицированные знания, получает толчок к развитию высших психических функций. В основе свободного выбора, как правило, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу, и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил (например, заставляет встать и идти), всплеск эмоций (не только положительных), активизацию мышления. Таким образом, возникает аффективное состояние, что подтверждает взаимосвязь взаимозависимость сознания и деятельности, единство аффекта и интеллекта. (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов., В.П. Зинченко, А.В. Петровский и др.)
Для обеспечения индивидуализации учения необходимо, чтобы ребенок: Имел возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерства и т.п.); Получал опыт осознания того, ч то его личная свобода – в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность; Получал поддержку в ходе поисков , проб и ошибок , в процессе которых «хочу» преобразовывались в «могу»; Имел опыт кооперации с другими людьми.
Педагогические условия индивидуализации обучения и учения, образования в целом должны включать : Создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или в кооперации с другими; Поддержку или инициирование взаимодействия с людьми (сверстниками, старшими, младшими, родителями и другими членами семей, представителями социокультурного окружения), включенными в образовательную деятельность ДОУ, в том числе ( но не исключительно) с образовательными целями; Знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей (и индивидуальной истории взросления) ребенка; Готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми; Отведение ничем не подменяемого времени для свободной игры.
Последовательность проведения Мониторинга Наблюдение; Анализ фактов, полученных из наблюдений и других источников; Заполнение журнала динамики достижений командой взрослых участников образовательного процесса; Анализ достижений каждого ребенка и всей группы; Анализ эффективности педагогических действий; Оформление раздела «Общие комментарии»; Анализ достижений детей всех возрастных групп, составление сводной таблицы.
Показатели мониторинга Социальная компетентность (проявляется в успешном, активном, результативном установлении отношений с разными людьми, понимании ребенком своих чувств, желаний, действий ) Коммуникативная компетентность ( проявляется в умении ребенка понимать речь других людей и стремлении сделать свою речь понятной для других ) Деятельностная компетентность (проявляется в умении самостоятельно выбирать, планировать, осуществлять, оценивать и при необходимости корректировать результаты своих действий ) Информационная компетентность (проявляется в умении ребенка использовать и называть доступные ему источники знаний и опыта) Здоровьесберегающая компетентность (проявляется в умении самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. И...
Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Основным в дошкольном воспитании является не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка....
Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.
Опыт работы ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....
Современные образовательные технологии, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса.
В современном российском образовании усиливается роль воспитанника как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможност...
Индивидуализация образовательного процесса в рамках групповой Непосредственной Образовательной Деятельности (на занятиях по физической культуре)
В физическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) индивидуальный подход является жизненной необходимостью. Главное и важное - это учёт противопоказаний, для того, чтобы избежа...
Индивидуальный образовательный маршрут в ДОУ как средство индивидуализации образовательного процесса
Индивидуальный образовательный маршрут в ДОУ как средство индивидуализации образовательного процесса...
"Индивидуализация образовательного процесса в ДОО как основной принцип ФГОС ДО: метод выбора"
Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач. Сег...