Конспект на тему: Краеведческий музей «Дом, дом, открой свою тайну» (Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью)
план-конспект занятия на тему
Программное содержание:
-Продолжать знакомить с историческим прошлым родного края.
-Вызвать желание познавать историю края.
-Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре.
- Познакомить с крестьянской избой (печь, «красный угол», сундук, скамья), с домашней утварью (кочерга, ухват, помело, ступа, деревянная лопата, пест, ручная мельница и др).
-Активизировать использование в речи детей потешек, прибауток, пословиц, загадок, образных выражений.
-Воспитывать любовь и уважение к истокам России.
Предварительная работа: Экскурсии по музеям города. Просмотр видеофильмов; заучивание стихотворений о родном городе; знакомство с национальными костюмами и бытом народов. Чтение произведений о музее (рассказ «Посещение музея – роскошь», стихотворений школьников о школьном музее «Музею посвящается», «Ода», стихотворение С. Михалкова «В музее В. И. Ленина») Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры. Знакомство с новыми терминами, объяснение их значений, закрепление.
Словарная работа: Музей, экспонат, экскурсия, экскурсовод, экскурсанты, домашняя утварь, красный угол.
Атрибуты: Таблички и подписи для обозначения разделов выставки, схемы музея, указка для экскурсовода. Домашняя утварь: кочерга, ухват, помело, ступа, деревянная лопата, пест, ручная мельница, лапти, лукошко, икона.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Что такое краеведческий музей? (Ответы детей).
Воспитатель: Название его происходит от слова «край», в нем собрана информация о том, как раньше жили люди в этом краю. В музее проводит экскурсию экскурсовод. (Экскурсовод – хозяйка музея.)
Хозяйка музея:
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках, каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль на светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Хозяйка музея: - Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться. Рада вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник радостный. По обычаю по-старинному посиделками называется. Пожалуйста, гости дорогие, веселья вам, да радости.
Хозяйка музея: Здравствуйте, проходите, будьте как дома.
1 Ребенок: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
Хозяйка музея: У меня для каждого найдется и местечко и словечко.
2 Ребенок: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка музея: Садитесь, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину 0 честь!
3 Ребенок: Туда голуби летают, где их привечают.
Хозяйка музея: Давно я вас жду, поджидаю, праздник без вас не начинаю.
4 Ребенок: Ехали мы мимо, да завернули по дыму.
Хозяйка музея: Собралось ко мне гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе дело, как говорится, половина дела.
Припасла я для вас забавушек на всякий вкус. Кому – загадку, кому – пословицу, кому – правду, кому – песенку.
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Ребенок: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяйка музея: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком.
На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
Русь деревянная – края дорогие
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
(Дети исполняют песню «В деревни то было, в Ольховке»).
Хозяйка музея: Наша изба встречает нас красивыми убранствами.
1 Ребенок: Наша изба – ровно тепла.
2 Ребенок: Домом жить – не лукошко шить.
3 Ребенок: Домом жить – не развеся уши ходить.
4 Ребенок: Домом жить – обо всем тужить.
5 Ребенок: Дом вести – не лапти плести.
Хозяйка музея: Русь деревянная! А знаете, почему Русь называли деревянной?
Ребенок: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен.
Такие дома называются избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Хозяйка музея: Ох, вы, и умники, все-то вы знаете. А вот послушайте загадку: «Стоит терем, в тереме – ящик, в ящике – мучка, в мучке – жучка».
Ребенок: Ее отгадка: «Стоит изба, в избе – печка, в печке – зола, а в золе – жар».
Хозяйка музея: Главной же частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройки – изба.
Ребенок: «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы. «Без печи хата – не хата».
Хозяйка музея: Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тело согревательница. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.
Из чего складывали печь?
Ребенок: Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь – печник, пользовался почетом и уважением. Топили печь ольхой и березой: дыма меньше и тепло дольше держится. Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. На печке грели свои косточки старики и старухи – и, говорят, помогало.
Хозяйка музея: Как топились избы?
Ребенок: В старину избы топились по-черному – печь не имела трубы. Конечно, дым в доме не самое приятное, но старая пословица учит: «Горечи дымной не перетерпев, тепла не видать». Хотя стены и потолок покрывались сажей, с этим приходилось мириться: печь без трубы была дешевле в строительстве и требовала меньше дров. К тому же в избе не заводились насекомые от дыма.
Хозяйка музея: Русская печь – удивительное изобретение. Каких она только профессий не знает. Но главная из них, как вы уже сказали – давать людям тепло. Ведь мороз 30°С не был редкостью на Руси. Печь, занимавшая почти четверть площади жилища, несколько часов протапливалась, но, нагревшись, держала тепло, и обогревало помещение в течение целых суток.
И, наконец, самое неожиданное применение русской печи – парная. Если у крестьянина не было бани, то печь, в какой-то степени, могла заменить ее. После топки из нее удаляли угли, хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если надо было поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод.
Хозяйка музея: Расположение печи определяло планировку избы, ее обычно ставили в углу справа или слева от входа.
Что же стояло около печи?
Ребенок: У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.
Кочергой выгребали золу из печки. Ухватом стряпуха ловко цепляла пузатые глиняные горшки и отправляла их в жар. В ступе толкла зерно, очищая его от шелухи, а с помощью мельницы перемалывала в муку.
Ребенок: Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба. Помелом подметали под печи, а лопатой сажали на него будущий каравай. Все эти нехитрые приспособления для выпечки хлеба – ступа, пест, помело, лопата, известны нам из русских народных сказок. Баба Яга в ступе летает, пестом погоняет, помелом след заметает. Задумала она поджарить в печи Иванушку, хочет посадить его на лопату, да только молодец хитрее оказался, саму старуху в печь отправил.
Хозяйка музея: А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного помела могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали вилки и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и корзины.
Хоть и проста была крестьянская посуда, а все же старался мастер сделать ее нарядной, украсить живописью да резьбой. Обычный ковш приобрел форму плывущей птицы – уточки. Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари – корзин, лукошек, коробов.
Хозяйка музея: А какая русская изба и без скрипа половиц! Без разноцветных самотканых половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке.
А о каком предмете я сейчас загадаю вам загадку?
Для кудрей и хохолков
Целых 25 зубков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
Хозяйка музея: Правильно, расческа. А старину этот предмет называли гребнем. Вот он! Он тоже деревянный.
А вот здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле.
1. 12 деревянных коней
Одним поводом веду. (Грабли)
2. Блестит, сверкает,
По полю гуляет,
Всю траву срезает. (Коса)
3. Кто берет сено
Тремя, пятью зубами? (Вилы)
Хозяйка музея: Что такое «красный угол»?
Ребенок: Почетное место в избе – «красный угол», находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились богословские книги, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Всякий гость, входивший в избу, у порога, первым делом, находил глазами красный угол, снимал шапку и низко кланялся образам. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». В красный угол сажали самых дорогих гостей, а вовремя свадьбы – молодых. В обычные дни здесь за обеденным столом сидел глава семьи.
Хозяйка музея: Хочется мне поиграть с вами в «Игру с бубном».
Дети передают бубен из рук в руки, и хозяйка произносит считалку:
Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам
У кого веселый бубен –
Тот загадку скажет нам.
Ребенок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку, а стоящие рядом дети отгадывают ее.
1 Ребенок: Толстый, пузатый
Стоит и пыхтит. (Самовар)
2 Ребенок: Стоит на деревянных ногах
Всю комнату занял. (Ткацкий станок)
3 Ребенок: Никогда не ленятся
И день работают,
И ночь работают. (Часы)
4 Ребенок: Ах, какая старая бабушка. Вся белая-белая. На улице лето – на нее и внимания не обращают. А зима придет, так и липнут к ней. (Печь)
5 Ребенок: Черная, на длинной ручке, с загнутым носом, всегда мешает угли в печи. (Кочерга)
6 Ребенок: Дарья да Марья
Друг на друга глядят. (Пол, потолок)
7 Ребенок: Черный конь
Скачет в огонь. (Кочерга)
8 Ребенок: Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет. (Ухват)
9 Ребенок: Набита пухом,
Лежит под ухом. (Подушка)
10 Ребенок: У нее в печурочке
Золотые чурочки. (Дрова в печи)
Хозяйка музея: Какая мебель была в избе?
Ребенок: Сундук, стол, лавки, скамьи, табуретки.
Хозяйка музея: Для чего был нужен сундук?
Ребенок: В сундуках крестьяне хранили одежду. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосками.
Хозяйка музея: Какой предмет мебели считался главным?
Ребенок: Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали.
Хозяйка музея: А знаете, чем они отличались от скамьи?
Ребенок: Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место, придвигать к столу, когда приходили гости.
Хозяйка музея: Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Недаром русская пословица гласит: «Умей в гости звать, умей и угощать», «Не красна изба углами, а красна пирогами». (Угощение)
Хозяйка музея: Уклад народной жизни формировался столетиями. Крестьянское жилище с его нехитрой утварью было устроено просто и практично. Но даже самые обыденные вещи, сделанные с душой, умелыми руками, становились его украшением. Те немногие атрибуты деревенской старинной жизни, собранные по крупицам, стали для нас подлинными художественными ценностями.
Воспитатель: Хотели бы вы жить так, как жили в нашем краю раньше? Что нового появилось в современной жизни? Что вам особенно понравилось в музее? Зачем люди создают музеи и почему часто приходят туда?
Ответы детей.
По возвращению в детский сад организуется занятие. Дети рисуют рисунки на тему: «Посуда, мебель, игрушки сейчас и раньше».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведческий музей «Дом, дом, открой свою тайну»
(Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью)
Программное содержание:
-Продолжать знакомить с историческим прошлым родного края.
-Вызвать желание познавать историю края.
-Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре.
- Познакомить с крестьянской избой (печь, «красный угол», сундук, скамья), с домашней утварью (кочерга, ухват, помело, ступа, деревянная лопата, пест, ручная мельница и др).
-Активизировать использование в речи детей потешек, прибауток, пословиц, загадок, образных выражений.
-Воспитывать любовь и уважение к истокам России.
Предварительная работа: Экскурсии по музеям города. Просмотр видеофильмов; заучивание стихотворений о родном городе; знакомство с национальными костюмами и бытом народов. Чтение произведений о музее (рассказ «Посещение музея – роскошь», стихотворений школьников о школьном музее «Музею посвящается», «Ода», стихотворение С. Михалкова «В музее В. И. Ленина») Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры. Знакомство с новыми терминами, объяснение их значений, закрепление.
Словарная работа: Музей, экспонат, экскурсия, экскурсовод, экскурсанты, домашняя утварь, красный угол.
Атрибуты: Таблички и подписи для обозначения разделов выставки, схемы музея, указка для экскурсовода. Домашняя утварь: кочерга, ухват, помело, ступа, деревянная лопата, пест, ручная мельница, лапти, лукошко, икона.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Что такое краеведческий музей? (Ответы детей).
Воспитатель: Название его происходит от слова «край», в нем собрана информация о том, как раньше жили люди в этом краю. В музее проводит экскурсию экскурсовод. (Экскурсовод – хозяйка музея.)
Хозяйка музея:
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках, каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль на светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Хозяйка музея: - Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться. Рада вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник радостный. По обычаю по-старинному посиделками называется. Пожалуйста, гости дорогие, веселья вам, да радости.
Хозяйка музея: Здравствуйте, проходите, будьте как дома.
1 Ребенок: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
Хозяйка музея: У меня для каждого найдется и местечко и словечко.
2 Ребенок: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка музея: Садитесь, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину 0 честь!
3 Ребенок: Туда голуби летают, где их привечают.
Хозяйка музея: Давно я вас жду, поджидаю, праздник без вас не начинаю.
4 Ребенок: Ехали мы мимо, да завернули по дыму.
Хозяйка музея: Собралось ко мне гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе дело, как говорится, половина дела.
Припасла я для вас забавушек на всякий вкус. Кому – загадку, кому – пословицу, кому – правду, кому – песенку.
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Ребенок: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяйка музея: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком.
На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
Русь деревянная – края дорогие
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
(Дети исполняют песню «В деревни то было, в Ольховке»).
Хозяйка музея: Наша изба встречает нас красивыми убранствами.
1 Ребенок: Наша изба – ровно тепла.
2 Ребенок: Домом жить – не лукошко шить.
3 Ребенок: Домом жить – не развеся уши ходить.
4 Ребенок: Домом жить – обо всем тужить.
5 Ребенок: Дом вести – не лапти плести.
Хозяйка музея: Русь деревянная! А знаете, почему Русь называли деревянной?
Ребенок: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен.
Такие дома называются избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Хозяйка музея: Ох, вы, и умники, все-то вы знаете. А вот послушайте загадку: «Стоит терем, в тереме – ящик, в ящике – мучка, в мучке – жучка».
Ребенок: Ее отгадка: «Стоит изба, в избе – печка, в печке – зола, а в золе – жар».
Хозяйка музея: Главной же частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройки – изба.
Ребенок: «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы. «Без печи хата – не хата».
Хозяйка музея: Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тело согревательница. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.
Из чего складывали печь?
Ребенок: Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь – печник, пользовался почетом и уважением. Топили печь ольхой и березой: дыма меньше и тепло дольше держится. Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. На печке грели свои косточки старики и старухи – и, говорят, помогало.
Хозяйка музея: Как топились избы?
Ребенок: В старину избы топились по-черному – печь не имела трубы. Конечно, дым в доме не самое приятное, но старая пословица учит: «Горечи дымной не перетерпев, тепла не видать». Хотя стены и потолок покрывались сажей, с этим приходилось мириться: печь без трубы была дешевле в строительстве и требовала меньше дров. К тому же в избе не заводились насекомые от дыма.
Хозяйка музея: Русская печь – удивительное изобретение. Каких она только профессий не знает. Но главная из них, как вы уже сказали – давать людям тепло. Ведь мороз 30°С не был редкостью на Руси. Печь, занимавшая почти четверть площади жилища, несколько часов протапливалась, но, нагревшись, держала тепло, и обогревало помещение в течение целых суток.
И, наконец, самое неожиданное применение русской печи – парная. Если у крестьянина не было бани, то печь, в какой-то степени, могла заменить ее. После топки из нее удаляли угли, хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если надо было поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод.
Хозяйка музея: Расположение печи определяло планировку избы, ее обычно ставили в углу справа или слева от входа.
Что же стояло около печи?
Ребенок: У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.
Кочергой выгребали золу из печки. Ухватом стряпуха ловко цепляла пузатые глиняные горшки и отправляла их в жар. В ступе толкла зерно, очищая его от шелухи, а с помощью мельницы перемалывала в муку.
Ребенок: Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба. Помелом подметали под печи, а лопатой сажали на него будущий каравай. Все эти нехитрые приспособления для выпечки хлеба – ступа, пест, помело, лопата, известны нам из русских народных сказок. Баба Яга в ступе летает, пестом погоняет, помелом след заметает. Задумала она поджарить в печи Иванушку, хочет посадить его на лопату, да только молодец хитрее оказался, саму старуху в печь отправил.
Хозяйка музея: А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного помела могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали вилки и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и корзины.
Хоть и проста была крестьянская посуда, а все же старался мастер сделать ее нарядной, украсить живописью да резьбой. Обычный ковш приобрел форму плывущей птицы – уточки. Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари – корзин, лукошек, коробов.
Хозяйка музея: А какая русская изба и без скрипа половиц! Без разноцветных самотканых половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке.
А о каком предмете я сейчас загадаю вам загадку?
Для кудрей и хохолков
Целых 25 зубков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
Хозяйка музея: Правильно, расческа. А старину этот предмет называли гребнем. Вот он! Он тоже деревянный.
А вот здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле.
1. 12 деревянных коней
Одним поводом веду. (Грабли)
2. Блестит, сверкает,
По полю гуляет,
Всю траву срезает. (Коса)
3. Кто берет сено
Тремя, пятью зубами? (Вилы)
Хозяйка музея: Что такое «красный угол»?
Ребенок: Почетное место в избе – «красный угол», находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились богословские книги, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Всякий гость, входивший в избу, у порога, первым делом, находил глазами красный угол, снимал шапку и низко кланялся образам. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». В красный угол сажали самых дорогих гостей, а вовремя свадьбы – молодых. В обычные дни здесь за обеденным столом сидел глава семьи.
Хозяйка музея: Хочется мне поиграть с вами в «Игру с бубном».
Дети передают бубен из рук в руки, и хозяйка произносит считалку:
Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам
У кого веселый бубен –
Тот загадку скажет нам.
Ребенок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку, а стоящие рядом дети отгадывают ее.
1 Ребенок: Толстый, пузатый
Стоит и пыхтит. (Самовар)
2 Ребенок: Стоит на деревянных ногах
Всю комнату занял. (Ткацкий станок)
3 Ребенок: Никогда не ленятся
И день работают,
И ночь работают. (Часы)
4 Ребенок: Ах, какая старая бабушка. Вся белая-белая. На улице лето – на нее и внимания не обращают. А зима придет, так и липнут к ней. (Печь)
5 Ребенок: Черная, на длинной ручке, с загнутым носом, всегда мешает угли в печи. (Кочерга)
6 Ребенок: Дарья да Марья
Друг на друга глядят. (Пол, потолок)
7 Ребенок: Черный конь
Скачет в огонь. (Кочерга)
8 Ребенок: Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет. (Ухват)
9 Ребенок: Набита пухом,
Лежит под ухом. (Подушка)
10 Ребенок: У нее в печурочке
Золотые чурочки. (Дрова в печи)
Хозяйка музея: Какая мебель была в избе?
Ребенок: Сундук, стол, лавки, скамьи, табуретки.
Хозяйка музея: Для чего был нужен сундук?
Ребенок: В сундуках крестьяне хранили одежду. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосками.
Хозяйка музея: Какой предмет мебели считался главным?
Ребенок: Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали.
Хозяйка музея: А знаете, чем они отличались от скамьи?
Ребенок: Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место, придвигать к столу, когда приходили гости.
Хозяйка музея: Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Недаром русская пословица гласит: «Умей в гости звать, умей и угощать», «Не красна изба углами, а красна пирогами». (Угощение)
Хозяйка музея: Уклад народной жизни формировался столетиями. Крестьянское жилище с его нехитрой утварью было устроено просто и практично. Но даже самые обыденные вещи, сделанные с душой, умелыми руками, становились его украшением. Те немногие атрибуты деревенской старинной жизни, собранные по крупицам, стали для нас подлинными художественными ценностями.
Воспитатель: Хотели бы вы жить так, как жили в нашем краю раньше? Что нового появилось в современной жизни? Что вам особенно понравилось в музее? Зачем люди создают музеи и почему часто приходят туда?
Ответы детей.
По возвращению в детский сад организуется занятие. Дети рисуют рисунки на тему: «Посуда, мебель, игрушки сейчас и раньше».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом
Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...
Формирование падежных конструкций у дошкольников с ОНР.Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре» по теме «Изменение имен существительных единственного числа по падежам» на материале лексических тем «Посуда», «Мебель», «Домашняя утварь"с использованием ИКТ
Сложность образования предложных и предложно-падежных конструкций - одна из главных проблем детей с ОНР. НОД "Поможем бабушке Федоре" позволит закрепить навык образования таки...
«Путешествие по русской крестьянской избе».
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с окружающим бытом...
Русская крестьянская изба
Жилище народов Южного Урала....
Конспект занятия в ясельной группе "Экскурсия в музей: изготовление домашней утвари: из бересты, дерева, железа"
"Экскурсия в музей: изготовление домашней утвари: из бересты, дерева, железа"...
"Путешествие по крестьянской избе"
Конспект "Русская изба"....
Экскурсия в мини-музей детского сада "Крестьянская изба"
Мероприятие со старшими дошкольниками в виде экскурсии по мини-музею русского быта "Крестьянская изба" с целью ознакомления детей с предметами старины, народными традициями...