Экскурсия в мини-музей детского сада "Крестьянская изба"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Мероприятие со старшими дошкольниками в виде экскурсии по мини-музею русского быта "Крестьянская изба" с целью ознакомления детей с предметами старины, народными традициями и обычаями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_mini.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в мини - музей «Крестьянская изба»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: знакомство детей с бытом русского народа в преддверии XX-летия XXXXXXXXXXX муниципального района.
Задачи:
Образовательные:
1. Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, народной музыкой.
2. Познакомить детей с внутренним убранством избы (дома) крестьянской семьи. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, словами (ухват, чугун, кочерга, красный угол и т.д.).
3. Дать детям начальные представления об образовании XXXXXXX района, как их малой Родины.
Развивающие:
- Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей патриотические чувства.
2. Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом.
3. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
4. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к фольклору.
Словарная работа: изба, печь, ухват, кочерга, чугун, балалайка, красный угол, зыбка, кукла-обережка .
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Как жили наши предки», ознакомление с правилами посещения музея, выставки.
Оборудование: уголок «Родной край», экспонаты мини-музея- предметы русского быта, запись народных мелодий, трафареты и раскраски деревянной посуды, самовара и пр.
Ход:
Организационный момент: детям напоминаются правила посещения музея и они приглашаются на экскурсию в мини-музей детского сада «Крестьянская изба».
Вед: Прежде чем мы пройдем в музей, давайте остановимся возле уголка «Родной край». Что для нас родной край? Что мы называем малой Родиной? Я хочу вам напомнить, что в этом году XXXXXX району, который является нашей малой Родиной, нашим родным краем, исполниться XX лет. Это общий праздник всех поселений нашего района и в том числе нашей XXXXXX. Поселения нашего района это сельские поселения. Жилища, расположенные в сельской местности, в прошлом назывались «избами». Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом».
Вед: Горница у нас небольшая да красивая какая!
Проходите хорошо всё обглядите.
(Дети проходят в комнату мини –музея, их встречает Хозяюшка, предлагает осмотреться)
Вед: Чтобы узнать, о чём я хочу вам рассказать вначале, отгадайте-ка загадку:
«Попало наше тесто в горячее место.
Попало - не пропало, румяной булкой стало» (Печь)
Вед: Верно, это печь! Самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь массивна и долго сохраняет тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. Русская печь получила своё зарождение и развитие на Руси около четырёх тысяч лет назад. Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа.
(Дети разглядывают печь, хозяйка показывает и называет её части)
Хозяюшка: Печь — это очаг для приготовления пищи, варочная камера - горнило, и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нём можно готовить очень вкусную еду. Какую пищу в ней готовили? (щи, каша, картошка, блины). Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной на плите. А ещё в ней сушили продукты и одежду, на ней спали, раньше даже мылись.То есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек. Во время Великой отечественной войны некоторые люди спасались от облав фашистов, залезая внутрь печи. Зимой в мороз кур под печкой держали.
Не зря в старину говорили: « Печка кормит, печка греет, печка мать родная»
Чтобы не обжечься, нужно чугун в печь ухватом брать (детям предлагается попробовать чугун с помощью ухвата поставить в печь).
А, чтобы угли не разгорались, их кочергой размешивали (хозяйка показывает).
Хозяюшка: Так же знаковое место в избе это - Красный угол, парадная часть крестьянской избы. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. Наш красный угол располагается не по правилам просто потому, что в нашем музее нет того места, где он должен быть. Красный угол - пространство, заключённое между стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. Красный угол хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют ещё «святым».
Как правило, в красном углу кроме божницы находится стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла, отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.
Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделённых, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству.
(Детям предлагается рассмотреть посуду на столе)
Хозяюшка: В быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках.
А сейчас, дорогие гости, я загадаю вам загадку:
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальет. (Самовар)
Правильно! Это русский красавец - самовар. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар. Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.
Хозяюшка: А теперь я хочу с вами послушать русскую народную мелодию. А вы слушаете внимательно, а потом скажите звучание какого народного музыкального инструмента вы услышали (Включается фонограмма игры на балалайке, в заключении обсуждение и рассматривание Балалайки).
Хозяюшка: Особое место в избе занимал Женский угол. Это самая светлая часть дома. Там находились ткацкий станок, прялки, и долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики. В основном одежда шилась из домотканого полотна, которое красили в разные цвета и покрывали вышивками.
(Дети рассматривают вышитые рушники, женские рубахи, пояса)
Хозяюшка: Мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.
Хозяюшка: Далее попрошу обратить ваше внимание на детский уголок. Он в первую очередь представлен зыбкой. Зыбка - крестьянская детская колыбель. Делалась из луба, привязывалась к оцепу и «зыбилась», отсюда и пошло ее название. Здесь же представлена кукла-обережка. Кукла издавна была любимой игрушкой детей русской деревни. Как можно заметить лицо у этой куклы не изображалось, это значило, что кукла - вещь неживая и в неё не могут вселиться злые духи.
Вед: Спасибо большое Хозяюшка за интересную экскурсию!
(Дети благодарят Хозяюшку, возвращаются в групповую комнату)
Рефлексия: Что интересного вы узнали? О чем вы хотели бы рассказать своим родным?
Далее детям предлагаются для изобразительной деятельности трафареты самовара, посуды и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"
Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...
Конспект экскурсии в мини-музе "Русская изба"
Одной из приоритетных задач работы детского сада является расширение и систематизация знаний в области русской культуры и быта. Так как в наши дни, дети получают м...
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в 2 младшей группе по теме «Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба»».
НОД проводилась в мини-музее детского сада «Петушок», использовались аудиозапись русской народной музыки, русские народные костюмы; демонстрационные материалы: экспонаты мини-музея....
Детская экскурсия в мини - музей "Русская изба"
Готовый сценарий для экскурсии. Проводят дети дошкольного возраста....
Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа
Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...
Презентация "Экскурсия в мини-музей детского сада "Русская изба"
Презентация представляет собой отчет о посещении музея "Русская изба"....
Экскурсия в мини-музей в саду "Русская изба и березовая роща"
Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»в подготовительной группеПрограммное содержание:• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с...