Мастер-класс для воспитателей Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?»
методическая разработка на тему

Евтеева Людмила Викторовна
Задачи: 1. Систематизировать знания воспитателей по вопросу развития игровой деятельности дошкольников как средство социализации детей в ДОУ. 2. Расширить представления о современных технологиях руководства игрой, взаимодействия педагога с детьми в процессе игровой деятельности и о формах планирования сюжетно-ролевых игр. 3. Формирование умения решения задачи педагогического руководства в игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sotsializatsiya_cherez_igru.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Борисоглебского городского округа Детский сад № 20 комбинированного вида

Мастер-класс для воспитателей

Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?»

Автор:

Евтеева Л.В.

Воспитатель I КК

г. Борисоглебск, 2018

Задачи:

  1. Систематизировать знания  воспитателей по вопросу развития игровой деятельности дошкольников как средство социализации детей в ДОУ.
  2. Расширить представления о современных технологиях руководства игрой, взаимодействия педагога с детьми в процессе игровой деятельности и о формах планирования сюжетно-ролевых игр.
  3. Формирование умения  решения  задачи  педагогического руководства  в игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ.

 

Сюжетно-ролевая игра « Кинотеатр»

Цели и задачи: создать радостную атмосферу , эмоциональный настрой; группировать участников мероприятия по подгруппам.

Просмотр видео-презентации «Сюжетно-ролевая игра в ДОУ »

Ведущий: - Взаимодействие можно рассматривать с различных точек зрения. Мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Условия для развития общения между детьми в игре
  • Развивающий характер взаимодействия педагога с детьми
  • Приемы руководства игрой в процессе  взаимодействия
  • Игровые умения воспитателя как хорошего партнера по игре
  • Предлагаю вам разделиться на 4 мини-группы по  разнообразию билетиков полученных в игре «кинотеатр»

подгрупповая работа: «Логический квадрат».

Ведущий: Каждая из 4 групп получает чистый лист бумаги А3, который соответствует определенному возрасту: 1,5-3 года, 3-4, 4-5, 5-7 лет, а также карточки, на которых представлено название критериев игровой деятельности и их описание. Вам нужно выбрать из предложенного перечня критериев подходящие для своего возраста.

Критерии:

  • Этапы формирования игровых умений
  • Умения ребенка
  • Как воспитатель должен строить сюжет
  • На что делает акцент в совместной игре

Итог: 4 таблицы «Тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства» (по возрастам: 1,5-3, 3-4, 4-5, 5-7 лет)

Каждому участнику раздается памятка по теме

Тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства      (памятка для педагога)

 

Этапы формирования игровых умений

Возраст ребенка

Умения ребенка

Строение сюжета игры

Действия воспитателя в совместной игре

1 этап: формирование условных игровых действий

1,5 – 3 года

Может развернуть условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 игровых действия в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником.

«Однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловая цепочка действий.

Втягивает ребёнка (детей) в совместную игру, где делает акцент на условном действии с предметом, ориентирует ребёнка на словесное обозначение смысла этого действия, на продолжение, дополнение игрового действия партнёра-сверстника.

2 этап: формирование ролевого поведения

3 – 4 года

Может принимать игровую роль, обозначать её для партнёра, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку, развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром-сверстником

«Многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими.

Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов. Переводит внимание ребёнка от действий с игрушками на взаимодействие с партнёром-взрослым. «Замыкает» детей друг на друга в совместной игре взрослого с двумя детьми.

4 – 5 лет

Может изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры.

«Многоперсонажный» сюжет с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными, введение новых ролей: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов, стимулируя гибкое ролевое поведение и смену роли, помогает строить «куст» ролей:

                      → Пассажир

 

 

 

 

Шофёр            →  Механик

    

           →  Бензозаправщик

3 этап: формирование умений строить новые сюжеты

5 – 7 лет

Может развёртывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3-х партнёров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия

«Многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.

Втягивает детей в своеобразную «игру-придумывание», протекающую в чисто словесном плане, помогая овладевать совместным сюжетосложением.

Втягивает детей в игру с ролями, принадлежащими разным смысловым сферам (принцесса и милиционер).

  • Разминка с вопросами

Ведущий: - Предлагаю участникам небольшую разминку по вопросам, касающимся игровой деятельности детей. Нужно будет встать возле стула, если вы не согласны с утверждением и сделать хлопок над головой (нет), сидеть на стуле, если согласны и топать ногами (да).

Утверждения:

  • Тактика игрового взаимодействия воспитателя с ребенком изменяется по мере взросления детей (да, чтобы быстро и экономно в плане затрат усилий и времени сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения).
  • Маленькие дети не могут играть вместе, поэтому в раннем возрасте нельзя научить детей вступать в игровое взаимодействие друг с другом (нет, у детей рано обнаруживается стремление к совместным действиям, поэтому их можно научить – на доступном уровне построения игры).
  • Чтобы игра была более эффективна, воспитатель заранее должен написать конспект игры и следовать ему неотступно (нет, конспект можно написать только для себя в качестве возможного проекта собственных действий, а в живой игре проект – лишь замысел одного из участников).
  • Творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться детьми лишь в небольших группах (да, даже старшие дошкольники не в состоянии поддерживать взаимодействие в группе более 3 – 5 участников).
  • В раннем возрасте необходимо культивировать у детей индивидуальную игру, а в дошкольном возрасте организовывать коллективные игры для всей группы (нет, в любом возрасте игра должна быть нацелена на взаимодействие в парах или небольших группах).
  • В младшем дошкольном возрасте надо учить детей играть, а в старшем дошкольном возрасте они должны играть только самостоятельно (нет, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер: формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры).
  • Игровое упражнение с воспитателями. «Я вас сфотографирую». -говорит Вам подошедший ребёнок…

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

Вариант ответа задачи

Воспитатель: Спасибо. Я сейчас схожу за своей дочкой. Подождете меня?(берет куклу, специально подходит ближе к играющим девочкам, чтобы они слышали разговор.)

- Дочка, нас сейчас фотограф сфотографирует. Давай я тебя причешу. (Обращается к Илье- Фотографу).

А вы спросите, пока я дочку причесываю, может еще кто-то хочет сфотографироваться.

Обсуждения технологических карт планируемых Сюжетно-ролевых игр.

Презентация « Социализация дошкольников через игру»

Список литературы

  1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8.
  2. Баева Л. Сюжетно-ролевые игры детей в дошкольных учреждениях Англии. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.
  3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Захарова В. Сюжетно-ролевые игры на прогулке. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.
  5. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Игра дошкольника. / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
  7. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  8. Либерман А., Репина О. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 6.
  9. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  10. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
  11. Панкова Т.Я. Личностно-ориентированный подход к ребенку в условиях игровой деятельности. / Управление ДОУ. – 2008. - № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?» Подготовила :Ботнарчук А.И. воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ №26

В материале показаны разные варианты педагогического  сопровождения сюжетно-ролевой игрры в зависимости от возраста детей дошкольного возраста в ДОУ.Содержит коммуникативные игры на социализацию....

Мастер-класс на тему "Гендерное воспитание дошкольников через сюжетно-ролевую игру".

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

Мастер-класс для педагогов на педагогическом совете на тему: «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»...

Мастер - класс на тему: "Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя в игре старшей группы".

Мастер - класс на тему: "Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя в игре старшей группы"....

Мастер – класс на тему: «Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре старшей группы»

Мастер - класс на тему: Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре старшей группы"...

Приложение к социальному проекту «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников «Через игру к общению» План проведения месячника игры сентябрь месяц 2019 год 2-младшая группа

Каждый год в нашем детском саду проводится месчник  игр. С его помощью мы можем провести мониторинг знаний детей, У вновь поступивших детей с его помощью легче прохоит адаптация. Что помогает пла...

Мастер-класс для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности.

Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог использующий игры в своей работе, найдет для себя что-то новое, а не работающий, поймет на сколько ...