Консультация "Игровые технологии Дьенеша"
консультация (старшая группа) на тему
Подготовка мышления детей к освоению математических знаний. Формирование умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_it_denesha.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
посредством использования игровых технологий Дьенеша»
Воспитатель Селиванова С.А.
МДОУ «Детский сад №79»
Энгельс, 2018
Пункт 2.6 ФГОС ДО гласит: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере и т.д.).»
Всё это можно развить через игровую технологию логических блоков З.Дьенеша, что в науке называется пропедевтика (предварительный круг знаний о чём-либо).
Цель моей работы: подготовка мышления детей к освоению математических знаний (пропедевтики).
Задачи:
• развитие логического мышления: представление о множестве, операции над ними (сравнение, разбиение, классификация), представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);
• формирование умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;
• развитие творческих способностей: воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
- четыре формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
- три цвета (красный, синий, желтый);
- два размера (большой, маленький);
- два вида толщины (толстый, тонкий).
Ни одного блока с одинаковыми параметрами нет.
Логические блоки Дьенеша являются частью развивающей среды группы и находятся в свободном доступе для детей, решая пункт 3.3.4 ФГОС ДО «Развивающая предметно-пространственная среда».
Вариативность среды предполагает наличие разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей. Периодическая сменяемость игрового материала стимулируюет игровую, познавательную активность детей.
Свою работу с детьми я начала с простого знакомства с блоками, выкладывала набор, а ребёнок играл с ним (надо же всё потрогать, подержать).
Провожу игру: «Подари мишке, подари зайке».
Например:
- подари мишке все красные фигуры, а зайке синие
- подари мишке все большие, а зайке все маленькие фигуры
Использовала следующие упражнения:
- перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения;
- все фигурки складываются в «чудесный» мешочек. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые);
- все фигурки опять же складываются в «чудесный» мешочек. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка;
- выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине);
- продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине);
- выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной;
- выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).
Использовала альбомы для детей младшего дошкольного возраста: «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Блоки Дьенеша для самых маленьких - 2», «Лепим нелепицы».
Задачи работы с альбомами:
- Выкладывание картинки на столе по образцу.
- Выкладывание картинки по памяти.
- Придумывание своих картинок.
Например, альбом «Лепим нелепицы». Дети знакомятся с жанром небылиц. «Мимо улья проходил косолапый...» дети говорят медведь, а выложить нужно крокодила. Так дети, через весёлые игры, осваивают математические символы.
Детей среднего дошкольного возраста знакомим с символами:
- цвет обозначается пятном;
- величина - силуэт домика (большой, маленький);
- форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный);
- толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Много карточек мы сделали сами. В каждой карточке закодирован свой блок с 4-мя параметрами.
Сложность заданий изменяется с учётом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой - чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами).
Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку, например, проложить дорожки между домиками Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку и т. д.
Уровень познавательных и практических умений к концу младшего дошкольного возраста.
- Различает и называет цвет (синий, красный, жёлтый); форму (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); размер (большой, маленький); толщину (толстый, тонкий).
- Активно действует с блоками: сравнивает, группирует, классифицирует.
- Проявляет настойчивость в достижении результата.
- Проявляет эмоциональную отзывчивость.
- Понимает отрицание свойств.
Старший дошкольный возраст.
Дети оперируют двумя свойствами в игре с обручами. Более сложные игры, когда ребёнок оперирует тремя свойствами (Например, в игре с обручами, кто-то находит все красные блоки, другой все квадратные блоки, третий все большие блоки). Дети чётко должны знать место, которое находится внутри обруча, а вся остальная часть пола находится вне обруча.
Для работы с детьми старшего дошкольного возраста используются следующие альбомы: «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь», «Поиск затонувшего клада».
Использую логические блоки в различных сферах деятельности. В сюжетно-ролевых играх дети обозначают карточками цену товара и расплачиваются блоками (игра «Магазин»).
Использую в подвижных играх. Игра «Кто быстрее».
Дидактическая игра с элементами соревнования «Машины в гараж». Дети делятся на две команды, ставится цель: чья команда поставит быстрее машины в гараж. Идёт работа по трём свойствам: 1-цвет; 2-форма; 3-размер. Дети должны быстро читать символы.
Дидактическая игра «Машины к выезду готовы».
Цель: кто быстрее соберёт свой транспорт. Дети должны быстро прочитать карточки с обозначением символов. Эти игры сделаны с помощью родителей.
Работа с подгруппой, игра «Кто быстрее раскодирует свой блок». Перед каждым ребёнком карточка с символами, ребёнок находит свой блок.
Работа в парах. Дети придумывают свой транспорт и подбирают к нему карточки с символами. Развивается творческое воображение.
Уровень познавательных и практических умений к концу старшего дошкольного возраста
- Ребёнок обладает элементарными представлениями в области математики: различает цвет, размер, форму, толщину.
- Решает логические задачи: умеет выявлять свойства блоков, абстрагировать и удерживать в памяти 1, 2, 3 свойства одновременно; обобщать блоки по 1, 2, 3 свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.
- Владеет логическими операциями: умеет кодировать и декодировать свойства; составляет алгоритм.
- Ребенок обладает развитым воображением, вниманием, памятью.
- Различает условную и реальную ситуацию.
- Усваивает математические символы.
- Умеет работать в команде: распределять работу, договариваться.
Без помощи родителей к хорошему результату прийти невозможно.
С ними провела мастер-класс, консультации. Родители приобрели блоки для домашнего использования. Родители придумали совместно с детьми различных сказочных персонажей, и придумывали сказки с ними.
Работу с детьми по логическим блоками провожу в основном в утреннее и вечернее время и в образовательной деятельности.
Планы на перспективу:
- усложнить работу по блокам З.Дьенеша согласно возрасту: внедрить математические примеры;
- включить сюжетно-ролевые игры, разработанные отечественным педагогом Б.Б.Финкельштейном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста с использованием технологии Дьенеша
Консультация для воспитателей...
Обобщение опыта по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша»
Обобщение опыта по развитию логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша....
ООД в старшей группе с использованием инновационных технологий, методик (блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельность; методика Зайцева; занятие – игра; песочный тренажер) «Сказы
ООД в старшей группе с использованием инновационных технологий, методик(блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельн...
Конспект НОД для детей первой младшей группы с применением игровой технологии З. Дьенеша и здоровье - сберегающих технологий «Путешествие колобка.
Конспект НОД для детей первой младшей группы с применением игровой технологии З. Дьенеша и здоровье - сберегающих технологий «Путешествие колобка....
Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...
Конспект НОД для детей первой младшей группы с применением игровой технологии З. Дьенеша и здоровье - сберегающих технологий "Путешествие колобка".
Конспект занатия по математике для детей первой младшей группы....
Конспект занятия "Необычное письмо" с использованием современных образовательных технологий Дьенеша, Кюизенера.
Конспект занятияОсновная образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе: "Необычное письмо" с использованием современных образовательных технологий Дьенеша, Кюизенера....