Развитие творчества детей в лепке
методическая разработка (средняя группа) по теме

Васяткина Ольга Аркадьевна

Введение.

 

      «Воспитание  через любовь, через красоту, через прекрасное» - основной тезис в воспитании детей по В.Ушинскому. 

      Я всегда была согласна с выдающимися педагогами и психологами, что  "истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" (В.А.Сухомлинский).                                        Одной  из важных задач в области народного образования  является эстетическое воспитание. 

       Основы формирования художественного видения мира закладывается с самого раннего детства. В изобразительной деятельности дошкольного возраста творчество играет огромную роль. Это связано с развитием личности ребенка. Понимая это, я стараюсь в своей работе организовать детскую деятельность так, чтобы они видели все краски жизни, ее удивительные проявления, научились любить прекрасное, чтобы им открылось особое видение мира и захотелось в творчестве выразить свои чувства и мысли. 

        В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Общеизвестное выражение С.В. Михалкова " Все начинается с детства" применимо в данном случае, потому что дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение - одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ  ЧР Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №2»  Минобразования Чувашии

                                                      ЭССЕ

          на тему: «Развитие творчества детей в лепке»

                                                                               

                                                                               Ф.И.О. слушателя:

                                                                               Васяткина Ольга Аркадьевна,

                                                                               воспитатель

                                                                             БОУ ЧР «Чебоксарская НОШ   для обучающихся с ОВЗ№2»Минобразования Чувашии

                                                                     

                                                                     

 

 

 

                                               г. Чебоксары

 

План

  1. Введение. Актуальность темы……………………………………………… 3-6
  2. Основная часть ………………………………………………………………7-9
  3. Заключительная часть ……………………………………………………….10
  4. Литература…………………………………………………………………......11

Введение.

 

      «Воспитание  через любовь, через красоту, через прекрасное» - основной тезис в воспитании детей по В.Ушинскому.  

      Я всегда была согласна с выдающимися педагогами и психологами, что  "истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" (В.А.Сухомлинский).                                        Одной  из важных задач в области народного образования  является эстетическое воспитание.  

       Основы формирования художественного видения мира закладывается с самого раннего детства. В изобразительной деятельности дошкольного возраста творчество играет огромную роль. Это связано с развитием личности ребенка. Понимая это, я стараюсь в своей работе организовать детскую деятельность так, чтобы они видели все краски жизни, ее удивительные проявления, научились любить прекрасное, чтобы им открылось особое видение мира и захотелось в творчестве выразить свои чувства и мысли.  

        В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Общеизвестное выражение С.В. Михалкова " Все начинается с детства" применимо в данном случае, потому что дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение - одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания.

      Общепризнанна возможность творческого развития во всех видах деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

        Человечество, пытаясь понять творчество, по сути, пытается понять себя, пожалуй, самую главную сущностную характеристику человека. Что это такое - детское изобразительное творчество? Как, почему оно возникает, развивается? В чем его смысл?

         Н.П.Сакулина писала, что «детская изобразительная деятельность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл - способность понять, оценить, различать прекрасное не только в искусстве, но и в быту, и в природе».

         Педагогу дошкольного учреждения следует учитывать, что все дети и условия их развития неодинаковы. Поэтому нет точных сроков развития изобразительной деятельности детей. Все ее этапы один ребенок проходит медленно, поочередно; другой - быстро,  как бы одномоментно. Важно видеть перспективу развития и создавать для этого соответствующие условия.

        Отмечено, что каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

        Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки - ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал - тесто.

    Человек издавна научился готовить из муки и воды - лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого материала - совсем другое дело. Более высокохудожественное. Соленое тесто - чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.

   Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. Творить и созидать - это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста - доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.

   Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников:

1. повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

2. развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

3.  синхронизирует работу обеих рук;

4. формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

5. развивает творчество ребенка.

Основная часть.

         Поэтому  для    своей работы с детьми  я выбрала тесто.        

         У меня накоплен большой опыт  работы с пластическим материалом.  

        Свои занятия я начала проводить  со  средней группы, так как   дети средней группы постепенно переходят от предметного к сюжетному изображению. Они могут, во-первых, передавая форму, строение предмета, проявлять творчество, обогащая образ деталями, выбором цвета, а  во-вторых, изображать один и тот же предмет в разных вариантах, так как   передача движения в предметной лепке доступна детям этого возраста. Обучение сюжетной лепке в средней группе идет не по линии изображения разных предметов и их взаимосвязей, а путем повторения лепки одного предмета, но в разных вариантах.

        В конце занятий обыгрываю работу детей, одновременно давая им оценку. Включившись в игру, без особого труда, дети  учатся определять качество работы, начинают чувствовать выразительность образа, познают, что успех при обыгрывании зависит от их качества, а качество изображения - от выполнения детьми тех требований, которые предъявлялись в начале занятия.        

       Конечно,  дети  по - разному относятся к тесту, особенно на первом этапе знакомства с ним. И почти всех детей привлекает то, что в конце занятия получается готовое изделие - результат собственного труда. С готовыми изделиями ребята играют и носят их как украшения, дарят друг другу.

       В начале, когда знакомила детей с тестом, ничего не показывала и не навязывала. Объясняла, что тесто нельзя есть, потому что оно соленое, и соль нужна для того, чтобы тесто затвердело и стало как камень, и тогда вылепленные изделия можно покрасить.

         Дети стали лепить сразу мучные изделия, овощи, фрукты и с нетерпением ждали, когда все это высохнет. Потом  все красили и с удовольствием угощали своих кукол…

       Постепенно, осваивая технику лепки, дети начали самостоятельно создавать свои  «произведения».

       Продумывая методику работы с детьми по лепке, большое значение уделяла  не только формированию у детей стереотипных умений, но и часто применяла частичный показ; разъясняла  способы  действия.  Например, розу можно сделать так, прикрепляя к плотной основе пестик цветка (конусовидной формы), спрашиваю, как из шара можно сделать лепестки розы (путем сплющивания шара в лепешку); даю тренировочные задания для закрепления навыков.

       На занятии "Мой любимый цветок" дети лепили каждый свой цветок отдельно. На следующий день заранее приготовила плотную основу, обтянула тканью, сделала раму. Когда цветы высохли,  компоновали и  крепили к основе клеем ПВА. У нас получилась первая большая коллективная работа. Именно это панно вызвало желание детей заниматься дальше.

        Я всегда работаю вместе с ребятами, потому что, когда ребенок видит,  как делает взрослый, он лучше учится различным приемам лепки из теста, при этом я всегда говорю, что каждый может лепить так, как ему нравится, по своему.

        После того как дети научились приемам лепки, передавать объемную форму, пропорции и движения проводила лепку из теста по картине, по иллюстрации, где дети имели возможность проявить творческую активность. Например, ребята лепили картины из сказок Пушкина.  Работы получились очень красивыми и красочными. В основном барельефными.

         Рельефная лепка всегда начинается с подготовки основы. Это может быть вылепленный объемный предмет (ваза, чашка, шкатулка и т.д.), например,  ваза с цветами или плоская плотная основа с разнообразной формой по теме сюжета.

         Один из натюрмортов  на тему «Фрукты» лепили несколько детей и поэтому заранее составили эскиз и определили очередность работ. Например, сначала лепили тарелку, а потом фрукты.

         Потом были созданы необычные рельефные картины по сказке А.С. Пушкина:

1. «Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет». Саша Д. передал в барельефной лепке движение моря, которое   помогает кораблю плыть быстрее.

2. В картине  «Царевна-Лебедь»  Даша С. передала всю красоту и плавное движение главного элемента этого сюжета, лебедя. Картина была выполнена просто,  и осмелюсь сказать, профессионально.

3. Другая  картина - она уже коллективная, где в центре – дуб, а вокруг персонажи из сказки.  И здесь, несомненно, можно  догадаться, что ребята создали свой шедевр по стихотворению "У лукоморья дуб зеленый".

4. Следующая работа Марины Г.  "Жар-птица" по сказке Ершова "Конек - горбунок". В ней  она подчеркнула всю красоту этой райской птицы,  а хвост мы  сравнили с фантастическим цветком.

          К новому году дети лепили игрушки для праздничной елки. На празднике эти игрушки радовали и детей и их родителей, а также работников детского сада. Ведь яркая, объемная и сделанная своими руками игрушка, которая висела на праздничной елке - гордость для самих детей и их родителей,  а также результат нашей совместной работы. А к празднику 8 марта все вместе с воспитателями и детьми сделали   подарок нашим мамам (корзина с  цветами).

         Занятия по лепке связаны не только с самыми разнообразными играми, но и  с другими видами деятельности: ознакомлением с природой, развитием речи, музыкой, изобразительным искусством.

         В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем по поводу того, что они создают, и как это лучше сделать. А по завершении дети вместе радуются результатам совместной деятельности. Радостные чувства объединяют их.

Заключение. 

      Завершая свое эссе, я хотела бы отметить, что  занимаюсь с детьми творчеством не ради конечного результата, а ради процесса, в котором происходит и воспитание, и раскрытие, и познание, и развитие детей. В лепке дети удовлетворяют свой тактильный голод и это очень важно, т.к. через тактильное познание мира дети развивают свои чувства.

      Мои выпускники успешно осваивают предмет изобразительного искусства и в школе,   развивая свои творческие способности.   Полученные умения и навыки помогают им  в их успешном освоении учебного материала в школе. Многие из них хорошо учатся и активно участвуют в выставках.

 Таким образом, я пришла к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.

 

Использованная литература:

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2002.
  2. Ветлугина Н .А. " Художественное творчество и ребенок"-М. 1972 г.
  3. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.
  4. Григорьева Г.Г., "Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности", М., 1995.
  5. Григорьева Г.Г., "Развитие дошкольника в изобразительной деятельности", М., 2000.
  6. Горичева B.C., Нагибина М.И., "Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина", Ярославль, 1998.
  7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб., 2002.
  8. Корд В., Петров С., "Сказки из пластилина".
  9. Комарова Т. С "Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.-М. 1990г.
  10. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.
  11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.
  12.  Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.
  13.  Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.
  14.   Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Карапуз-дидактика, М., 2007.
  15.    Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творчества детей в изодеятельности»

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовала...

Театральный досуг на тему"Развитие творчества детей в свободное время"

Развивать творчество детей через театрально -игровую деятельность....

Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает   эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...

ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...

«Лепка, как один из элементов развития творчества детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Лепка, как один из элементов развития творчества детей старшего дошкольного возраста»...

Лепка из слоеного теста как средство развитие творчества детей с ОВЗ.

В этой статье описывается о занимательной лепке из теста.Работа по тесто пластике повышает сенсорную чувствительность,синхронизирует работу рук....