«Лепка, как один из элементов развития творчества детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

Смирнова Светлана Алексеевна

«Лепка, как один из элементов развития творчества детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepkakak_etap_tvorchestva.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

 «Лепка, как один из элементов развития творчества детей старшего возраста»

«Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев.

От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

В.А.Сухомлинский

-Ваша любимая игрушка в детстве?

-Пластилин.

-Что из него получалось?

-Все!

Виктор Цой.

Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка.

Лепка приносит не только море положительных эмоций, но и существенную пользу. Ведь во время лепки развивается мелкая моторика ребёнка, которая способствует развитию речи, внимания, логического мышления и координации движений, способствует укреплению двигательной и зрительной памяти, снимает напряжение и оздоровляет его нервную систему. Кроме того, во время лепки раскрываются его творческие способности, воображение, развивается усидчивость, целеустремлённость и аккуратность.

На сегодняшний день изучению развития детского изобразительного творчества посвящено большое количество работ педагогов и психологов.

Хочется отметить авторов, которые занимались изучением особенностей детской лепки: это А. В. Бакушинский,  Е.А. Флёрина.

Современные авторы: Г. М. Вишнёва, С. Ю. Комова.

Некоторые авторы раскрывают развитие творческого воображения детей через нетрадиционные техники лепки: Е. В. Данкевич, Н. Б. Халезова, Е. С. Рубцова.

Лепка, как и все виды изобразительной деятельности, имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Для ребёнка дошкольного возраста характерна слабая координация движений рук и глаз, быстрая утомляемость. Поэтому в работе целесообразно использовать  здоровьесберегающие технологии:

пальчиковая гимнастика – для развития мелкой моторики рук и координации движений;

гимнастика для глаз – для снятия статического напряжения мышц глаз;

динамические паузы (физминутки), игровые моменты, спокойную музыку, звуки природы (релаксация) – для предупреждения утомляемости.

Во время работы проводить эксперименты с различными материалами – это способствует тому, что ребёнок становится любознательным и активным.

Лепка даёт возможность применять коллективную форму творчества. Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствуют развитию опыта общения между детьми и взрослыми. При этом ребёнок овладевает средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Кроме того, при выполнении работы ребёнок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ребёнок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых переданы различные эмоциональные состояния людей, животных – это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Дети любят лепить то, что для них на данный момент интересно – животных, человека, себя, игрушку, образы окружающего мира. Таким образом, лепка помогает закреплению у ребёнка первичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе. Дети учатся обдумывать замысел, самостоятельно создавать художественные образы в лепке, ставить цели и выполнять их – при этом ребёнок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Работу с детьми по изобразительной деятельности в системе дошкольного образования невозможно представить без современных технологий.

Игровая технология строится, как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Личностно- ориентированная технология, которую ставят в центр всей системы дошкольного образования личности ребёнка.

В работе  можно использовать проектную технологию – организованная по ней жизнедеятельность в детском саду, позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.

Технология «ТРИЗ» позволяет воспитывать и обучать детей под девизом «Творчество во всём!», использую нетрадиционные техники лепки.

Невозможно представить современных детей без телевизора, телефона, компьютера – применение информационных технологий в работе с детьми делает процесс обучения современным.

Формы организации деятельности.

Совместная деятельность педагога с детьми.

  • Рассматривание натуры, живых объектов, малых скульптур, произведений о природе.
  • Свободная изобразительная деятельность с участием воспитателя.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Занимательные показы.

Самостоятельная деятельность детей.

  • Создание проблемных ситуаций, игра.
  • Задания для самостоятельных наблюдений.
  • Лепка, рассматривание книг, иллюстраций и т.д.

Взаимодействие  с семьёй.

  • Художественные досуги с участием родителей.
  • Открытые занятия, мастер-классы, консультативные встречи.
  • Выставки совместных работ родителей и воспитанников.

Система деятельности включает три  этапа:

На 1 этапе репродуктивном, ведётся активная работа с детьми по обучению разными техниками лепки, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На 2 этапе продуктивном, ведётся активная работа по совместной деятельности детей  друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передать выразительный образ.

На 3 этапе творческом, дети самостоятельно используют разнообразные техники для формирования выразительного образа в лепке.

В процессе занятий лепкой дети получают :

Научные знания.

Знакомясь с рецептом приготовления теста, дети узнают, что при смешивании воды, соли и муки получается тесто, которое нужно довести до нужной консистенции.

Дети получают знания о понятиях: «скульптура», «объёмность», «пропорция», «композиция» и др.

Предметные знания.

Дети знакомятся с глиной, пластилином, солёным тестом.

 Традиционными и нетрадиционными средствами изображения (стеки, доски для лепки, рамки, пищевая фольга, проволока, лак, валик-скалка, формочки, чеснокодавка, зубочистки, бисер, бусинки, пуговицы, мешковина, ткань и др.)

Прикладные знания.

Это рассматривание изделий народных умельцев, репродукций картин, игрушек, скульптур малой формы, муляжей. Так же показ приемов лепки, объяснение последовательности действий и знакомство с нетрадиционными техниками лепки.

«Тестопластика» - лепка из соленого теста.

«Пластилиновая графика» - раскрашивание пластилином.

«Пластилиновая  мозайка» - заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками.

Занимаясь с детьми лепкой, нужно стараться прививать детям любовь и интерес к этой деятельности. Многим по началу,  требуется помощь в выборе замысла. Тут необходима будет помощь взрослого.  Лепите, творите, вдохновляйте, увлекайте! Пусть дети растут творческими, здоровыми и всесторонне- развитыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ КАК ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Данный опыт работы поможет педагогам организовать работу с детьми в кружках по ИЗО....

Педагогический опыт "«Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»"

В материале описан опыт работы по  развитию творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.  Обобщены формы и методы  применя...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс, который имеет цель формировать у педагогов представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства - квиллинге , как средстве развития творчества детей старшего дошкольного воз...

Презентация «Бумага как элемент развития творчества детей младшего дошкольного возраста»

Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается тем, что данный материал д...