«Лепка, как один из элементов развития творчества детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа)
«Лепка, как один из элементов развития творчества детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepkakak_etap_tvorchestva.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лепка, как один из элементов развития творчества детей старшего возраста»
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев.
От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли».
В.А.Сухомлинский
-Ваша любимая игрушка в детстве?
-Пластилин.
-Что из него получалось?
-Все!
Виктор Цой.
Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка.
Лепка приносит не только море положительных эмоций, но и существенную пользу. Ведь во время лепки развивается мелкая моторика ребёнка, которая способствует развитию речи, внимания, логического мышления и координации движений, способствует укреплению двигательной и зрительной памяти, снимает напряжение и оздоровляет его нервную систему. Кроме того, во время лепки раскрываются его творческие способности, воображение, развивается усидчивость, целеустремлённость и аккуратность.
На сегодняшний день изучению развития детского изобразительного творчества посвящено большое количество работ педагогов и психологов.
Хочется отметить авторов, которые занимались изучением особенностей детской лепки: это А. В. Бакушинский, Е.А. Флёрина.
Современные авторы: Г. М. Вишнёва, С. Ю. Комова.
Некоторые авторы раскрывают развитие творческого воображения детей через нетрадиционные техники лепки: Е. В. Данкевич, Н. Б. Халезова, Е. С. Рубцова.
Лепка, как и все виды изобразительной деятельности, имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Для ребёнка дошкольного возраста характерна слабая координация движений рук и глаз, быстрая утомляемость. Поэтому в работе целесообразно использовать здоровьесберегающие технологии:
пальчиковая гимнастика – для развития мелкой моторики рук и координации движений;
гимнастика для глаз – для снятия статического напряжения мышц глаз;
динамические паузы (физминутки), игровые моменты, спокойную музыку, звуки природы (релаксация) – для предупреждения утомляемости.
Во время работы проводить эксперименты с различными материалами – это способствует тому, что ребёнок становится любознательным и активным.
Лепка даёт возможность применять коллективную форму творчества. Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствуют развитию опыта общения между детьми и взрослыми. При этом ребёнок овладевает средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Кроме того, при выполнении работы ребёнок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.
Ребёнок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых переданы различные эмоциональные состояния людей, животных – это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.
Дети любят лепить то, что для них на данный момент интересно – животных, человека, себя, игрушку, образы окружающего мира. Таким образом, лепка помогает закреплению у ребёнка первичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе. Дети учатся обдумывать замысел, самостоятельно создавать художественные образы в лепке, ставить цели и выполнять их – при этом ребёнок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
Работу с детьми по изобразительной деятельности в системе дошкольного образования невозможно представить без современных технологий.
Игровая технология строится, как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Личностно- ориентированная технология, которую ставят в центр всей системы дошкольного образования личности ребёнка.
В работе можно использовать проектную технологию – организованная по ней жизнедеятельность в детском саду, позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.
Технология «ТРИЗ» позволяет воспитывать и обучать детей под девизом «Творчество во всём!», использую нетрадиционные техники лепки.
Невозможно представить современных детей без телевизора, телефона, компьютера – применение информационных технологий в работе с детьми делает процесс обучения современным.
Формы организации деятельности.
Совместная деятельность педагога с детьми.
- Рассматривание натуры, живых объектов, малых скульптур, произведений о природе.
- Свободная изобразительная деятельность с участием воспитателя.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Занимательные показы.
Самостоятельная деятельность детей.
- Создание проблемных ситуаций, игра.
- Задания для самостоятельных наблюдений.
- Лепка, рассматривание книг, иллюстраций и т.д.
Взаимодействие с семьёй.
- Художественные досуги с участием родителей.
- Открытые занятия, мастер-классы, консультативные встречи.
- Выставки совместных работ родителей и воспитанников.
Система деятельности включает три этапа:
На 1 этапе репродуктивном, ведётся активная работа с детьми по обучению разными техниками лепки, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2 этапе продуктивном, ведётся активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передать выразительный образ.
На 3 этапе творческом, дети самостоятельно используют разнообразные техники для формирования выразительного образа в лепке.
В процессе занятий лепкой дети получают :
Научные знания.
Знакомясь с рецептом приготовления теста, дети узнают, что при смешивании воды, соли и муки получается тесто, которое нужно довести до нужной консистенции.
Дети получают знания о понятиях: «скульптура», «объёмность», «пропорция», «композиция» и др.
Предметные знания.
Дети знакомятся с глиной, пластилином, солёным тестом.
Традиционными и нетрадиционными средствами изображения (стеки, доски для лепки, рамки, пищевая фольга, проволока, лак, валик-скалка, формочки, чеснокодавка, зубочистки, бисер, бусинки, пуговицы, мешковина, ткань и др.)
Прикладные знания.
Это рассматривание изделий народных умельцев, репродукций картин, игрушек, скульптур малой формы, муляжей. Так же показ приемов лепки, объяснение последовательности действий и знакомство с нетрадиционными техниками лепки.
«Тестопластика» - лепка из соленого теста.
«Пластилиновая графика» - раскрашивание пластилином.
«Пластилиновая мозайка» - заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками.
Занимаясь с детьми лепкой, нужно стараться прививать детям любовь и интерес к этой деятельности. Многим по началу, требуется помощь в выборе замысла. Тут необходима будет помощь взрослого. Лепите, творите, вдохновляйте, увлекайте! Пусть дети растут творческими, здоровыми и всесторонне- развитыми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ КАК ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Данный опыт работы поможет педагогам организовать работу с детьми в кружках по ИЗО....
Педагогический опыт "«Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»"
В материале описан опыт работы по развитию творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение. Обобщены формы и методы применя...
Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогического сопровождения.
Статья для педагогов....
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс, который имеет цель формировать у педагогов представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства - квиллинге , как средстве развития творчества детей старшего дошкольного воз...
"Основные задачи обучения изобразительной деятельности и развития творчества детей старшего дошкольного возраста"
Продолжать развивать у детей интерес к изобразительной деятельности....
Проект «Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»
методическая разрабока...
Презентация «Бумага как элемент развития творчества детей младшего дошкольного возраста»
Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается тем, что данный материал д...
- Мне нравится (1)