Проект "Моя семья"
проект (подготовительная группа) на тему

Ахиярова Раушана Магсумовна

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов, он обделен самым главным на земле - теплом и вниманием. Незнание своих корней ведет к незнанию истории своей страны, своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semya.docx715.06 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 4»

городского округа город Агидель РБ

Проект

 

 

воспитатель

Ахиярова Раушана Магсумовна

2018 год

Проект в подготовительной группе на тему:

«Моя семья – моё богатство»

 «Семья – это та самая среда, в котором человек учится, и сам творит добро»                                                                                В. А. Сухомлинский

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов, он обделен самым главным на земле - теплом и вниманием. Незнание своих корней ведет к незнанию истории своей страны, своего народа. Недаром с древних времен сохранилось очень много пословиц и поговорок о семье.

«В родной семье и каша гуще»,

«В семье любовь да совет, так и нужды нет»,

«Человек семьей крепок»

Что такое семья – понятно всем. Семья – это дом, семья – это мир, семья – это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. С этой целью был организован проект «Моя семья».

Актуальность проекта:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Цель проекта: 

Включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков. Формирование представление о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений.

Задачи проекта:

Обучающая: формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.

Развивающая: развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.

Ожидаемые результаты от данного проекта:

*Воспитание чувства гордости за свою семью;

*Знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники;

*Повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнерские отношения.

Реализация проекта:

Деятельность воспитателя:

1. Выявление первоначальных знаний детей о семье.

2. Информация родителей о предстоящей деятельности.

3. Подбор стихотворений о семье.

4. Проведение недели на тему «семья» в группе.

5. Организация сюжетно - ролевых игр, индивидуальная и групповая работа.

6. Составление страниц с заданными рубриками, в рубрику включено: рассказ о моей семье, рассказ о себе, рассказ о папе, рассказ о маме, рассказ о бабушках, рассказ о дедушках. Страницы составлены для работы родителей и детей дома.

Деятельность детей:

1. Разучивают стихи о семье.

2. Собирают фотографии.

3. Приносят фотографии в детский сад.

4. Рассматривают со сверстниками фотографии.

5. Составляют с помощью родителей, странички с заданными рубриками, оформляют семейный альбом.

6. Делают вывод о завершении работы.

Деятельность родителей:

1. Помогают своим детям в выборе фотографий членов семьи.

2. Помогают в оформлении страничек с заданными рубриками.

3. Помогают оформить семейный альбом.

4. Принимают участие в защите проекта.

Последовательность работы над проектом:

1. Сбор материала (фотографий) .

2. Рассматривание фотографий.

3. Оформление страничек альбома совместно с родителями.

4. Семейные альбомы, дети приносят в детский сад.

5. Рассматривание страничек альбома, рассказ ребенка о каждом из членов семьи.

6. Заучивание стихов о семье.

7. Подведение итогов работы.

8. Приглашение гостей.

9. Презентация и защита своих проектов.

Проект «Моя семья» состоит из следующих блоков: вводные беседы, чтение художественной литературы, фотовыставка и выставка детских рисунков, прослушивание музыкальных произведений о семье, работа с родителями, итоговое мероприятие: выставка «генеалогическое дерево моей семьи»и защита своих проектов.

1. Цель: Вводные беседы

Учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа о семье;

Формировать ценностные отношения к себе и к своим близким;

Развивать диалогическую и монологическую речь детей.

Беседы: «Я и моя семья», «В гостях у бабушки и дедушки», «Как мы отдыхаем с семьей», «Все профессии хороши, все профессии нужны», «Семья глазами детей».

2. Целью: чтение художественной литературы

1. Учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа о семье;

2. Формировать ценностные отношения к себе и к своим близким;

3. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.

«Сказка об умном мышонке» - С. Маршак, «Мойдодыр» -К. Чуковский, сказки - «Как мышь своему сыну невесту искала» «Айога» , «Кукушка»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди»- обратить внимание, как взрослые заботятся о младших.

Пословицы и поговорки о семье – они несут в себе не только развлекательную, но и воспитательную функцию. Пословицы о семье помогают нам в жизни, т. к. передают нам вековую мудрость народа.

Цель: Сюжетно- ролевых и дидактических игр

Формировать представление детей о родственных отношениях в семье;

Учить правильно называть своих ближайших родственников;

Подводить детей к самостоятельному выбору игровых замыслов;

Развивать умение самостоятельно подбирать игрушки для игр;

Помогать детям общаться друг с другом.

Д/И – «Чьи детки», «Что для чего», «Скажи ласково»

С/Р – «Семья», «Больница», «Аптека», «Мы идем в гости», «Дочки-матери»

Цель: выставки детских рисунков было:

Совершенствовать умение и навыки в различных техниках ИЗО;

Развивать чувство композиции;

Учить использовать необычные материалы для создания выразительного образа в работах детей.

«Портрет моей мамы», «Мой папа самый сильный и добрый», «Я и моя семья».

Аппликации: «Дом, в котором я живу», «Открытка своими руками маме».

Совместное изготовление новогодней игрушки, поделки на выставку.

Привлечение сетей к совместным работам в группе.

Прослушивание музыкальных произведений.

Целью: совместной деятельности детей и родителей:

Вызвать положительные эмоции о семье;

Развивать логическое мышление, умение выражать свои чувства;

Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Фотографии – «Я помощник бабушки и дедушки», «Как мы отдыхаем с семьей», «Традиции моей семьи».

Выставка «Генеалогическое дерево семьи». Защита проектов.

В заключение данного проекта хочу сказать:

За сравнительно короткое время реализации проекта, уровень сформированности положительного образа семьи у детей, значительно повысился. В процессе работы над проектом мы, как и дети, более подробно изучили семьи воспитанников, познакомились с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания. Особенность данного проекта, на наш взгляд, в том, что работая в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, родители становятся активными участниками в жизни детей в детском саду. Мы думаем, что такие проекты помогают строить положительно – эмоциональные отношения в семье.

 

По реализации проекта «Моя семья» были получены следующие результаты:

Ребенок:

  1. Дети получили необходимую информацию о своей семье.

О том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.

  1. Имеют представление о родственных отношениях.
  2. Проявят уважительное отношение и любовь к родным и близким к окружающим людям.

Родители:

  1. Повышается компетентности родителей    в вопросах семейного воспитания.                                                                              
  2. Повышается уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
  3. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
  4. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Приложение №1.

Картотека

пальчиковой гимнастики

 к проекту

«Моя семья»

Описание: http://thelib.ru/books/00/10/43/00104305/i_042.jpg

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья!!!

(Поочередное сгибание пальцев. Сначала на одной руке, затем на другой. В конце игры пожать себе руки)

«Мальчик-пальчик»

(пальцы сжаты в кулачок)

- Мальчик-пальчик, где ты был?

(разгибается большой пальчик)

- С этим братцем в лес ходил,

(разгибается указательный пальчик)

- С этим братцем щи варил,

(разгибается средний пальчик)

- С этим братцем кашу ел,

(разгибается безымянный)

С этим братцем песни пел.

(разгибается мизинец)

(Модификация: Большой палец соприкасается, по ходу стихотворения, со следующими пальцами)

«Если мама месит тесто»

Если мама месит тесто,

Это очень интересно

(левая рука сжата в кулачок, словно держит кастрюльку, правой - делаем

движения как будто месим)

Ладушки, ладушки

(хлопаем в ладоши)

Что пекли? Оладушки!

(правой рукой держим воображаемую сковородку, левой льем на нее тесто)

Раз – оладушек для мамы,

(раскладываем оладушки по тарелкам)

Два – оладушек для папы,

Три – оладушек для бабы,

Четыре – оладушек для деда.

А Ванюшечка дружок

Получает пирожок!

(сцепить кисти рук)

Ах, как вкусно!

Приложение №2.

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ»

Уважаемые родители, для наглядности и лучшего представления ребенка о вашей семье, предлагаем сделать вместе с ребёнком мини-альбом «Моя семья».  Творчество приветствуется.

Он может выглядеть примерно так:

                                               malchik_bbw

                                 Это Я!                          

                           Меня зовут…

Number_1_Dad                                  HHD014C-HOLIDAYS-clipart-desk-gallery-gif

Это мой папа.                                 Это моя мама

Его зовут… он работает…       Ее зовут… она работает…

94777165                                            devochka_bbw

Это мои бабушка и дедушка          Это моя сестра, брат

Их зовут… они…                           Ее (его)зовут… Она(он)…

Приложение №4.

1. Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей

Уважаемые родители!

Просим вас заполнить анонимную анкету.

1.Где вы черпаете педагогические знания:

а. используете собственный жизненный опыт, советы знакомых;

б. читаете педагогическую литературу;

в. используете советы воспитателей;

г. слушаете радиопередачи и смотрите телевизионные передачи;

2. Какие методы воспитания вы считаете наиболее результативными:

а. убеждение;

б. принуждение;

в. требование;

г. поощрение;

д. наказание;

е. обучение и личный пример;

3. Какие виды поощрения вы используете чаще:

а. словесные;

б. подарки;

в. развлечения;

4.Какие виды наказания, на ваш взгляд, наиболее эффективны в воспитании;

а. запугивание;

б. проявление неодобрения (словесно, мимикой или жестами)

в. физическое наказание;

г. лишение развлечений или обещанных подарков;

д. словесная угроза;

5.Единодушны ли члены вашей семьи в своих требованиях к ребенку:

а. единодушны всегда;

б. иногда расходятся во мнениях

в. единодушия не бывает никогда;

                                                    Спасибо!

2.  Анкета  «Какой вы родитель?»

Тест

 Инструкция: отметьте фразы, которые Вы часто используете в общении с детьми (в скобках указывается количество баллов).

1.     Сколько раз тебе повторять? (2)

2.     Посоветуй мне, пожалуйста…  (1)

3.     Не знаю, что бы я без тебя делала? (1)

4.     И в кого ты такой уродился?!  (2)

5.     Какие у тебя замечательные друзья!  (1)

6.     Ну на кого ты похож (а)?   (2)

7.     я в твои годы!..  (2)

8.     Ты моя опора и помощник (ца)!  (1)

9.     Ну что за друзья у тебя?  (2)

10. О чём ты только думаешь?   (2)

11. Какая (ой) ты у меня умница!  (1)

12. А как ты считаешь, сынок  (доченька)?  (1)

13. У всех дети как дети, а ты…  (2)

14. Какой  ты у меня сообразительный (ая)!   (1)

Оценка результатов:

5 – 7 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает, ваши отношения способствуют становлению его личности.

8 – 10 баллов: У вас сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на него самого.

11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Приложение  №5.  (Консультации для родителей, папки передвижки)

Консультация для родителей

«ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Семья для ребёнка - это место его рождения и основная среда, где он растёт и развивается. Она определяет в жизни ребенка очень многое. Недаром говорят: "Яблоко от яблони недалеко падает", "Родители трудолюбивы и дети не ленивы". Одна из наиболее сильных человеческих связей - это связь между родителями и детьми.

Ребёнок будет благополучен, если в семье доброжелательная атмосфера и такие семейные отношения, которые дают чувство защищенности, любви и принятия. Это стимулирует и направляет его развитие.

            Незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребёнка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе и позитивного восприятия мира - родительская любовь. Народная мудрость гласит: "У отца с матерью за пазухой и на морозе тепло", "Коли есть отец и мать, так ребёнку благодать". Не забывайте говорить своим детям, что вы их любите, им важно слышать это. Не бросайтесь словами: "Всё - я тебя не люблю. Если ты не сделаешь то, что я тебя прошу - я тебя любить не буду". Эти слова заставляют ребёнка сомневаться в вашем отношении к нему и зарождают в нем страх потерять вашу любовь, что ведет к невротизации, неуверенности в себе, возникновению различных страхов.

            Семья должна обеспечивать чувство безопасности - это одно из основных условий нормального развития ребёнка. Ребёнок должен иметь возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.

            Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Поощряя или осуждая определенные поступки, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка, родители формируют и влияют на его поведение.

             Общение в семье формирует мировоззрение ребёнка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Морально-психологический климат семьи - это школа отношений с людьми.

           

  В настоящее время всё больше внимания, в том числе и на государственном уровне, стали уделять семье. 2008г. был объявлен годом семьи, появился своеобразный праздник семьи -  День Петра и Февронии. На телевидении всё больше становится социальной рекламы, программ и передач, направленных на то, чтобы люди задумались о семейных ценностях. Поэтому одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является  взаимодействие с семьёй.

Консультация для родителей

«СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»

Что значит семья в жизни ребёнка?

Семья – единый организм.

Об этом мы можем узнать из разговоров с детьми, рисунков и детских сочинений, а можно вспомнить своё детство, вспомнить родительский дом. У каждого из нас он свой, но есть и то общее, что связывает нас всех: здесь сказали свои первые слова, сделали первые шаги и совершили первые в своей жизни открытия.  Дом  – начало начал. Здесь рождается Любовь и Ненависть, Добро и Зло, Хамство и Порядочность; Невезение и Успех берут своё начало тоже здесь. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души. Каждый дом похож на своих создателей.

В семье ребёнку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Они как две ноги, на которых он идёт по жизни. Как же идти по жизни ребёнку, если у него нет одного  из родителей? Ребёнок должен знать своих родителей, даже если они не живут вместе. А нерешённые супружеские проблемы, хотя и спрятанные под семью замками, способствуют появлению психологических проблем у ребёнка. Нарушение эмоционального состояния ребёнка, его “плохое” поведение, является симптомом других семейных болезней. Самая хорошая профилактика – оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они не изолированы, а прямо вплетены в ваши отношения с ребёнком. Ваши супружеские и собственные проблемы – не только ваше личное дело, но важный фактор развития личности вашего ребёнка.

Считается, что дети – это маленькие взрослые, просто размером поменьше и с опытом покороче. Веками к ним так и относились: растили, воспитывали, иногда баловали, но в целом исходили из правил “ты должен” и “делай, как я”, поэтому многие поколения родителей растили детей так же, как растили их самих - по стандарту, по трафарету. Дети терпели и росли.  Находились правда такие, которые упорно выбивались из этой наезженной колеи. Но судьба большинства из них оказалась незавидной: их брали в оборот, и так или иначе приводили к общему знаменателю. Те, которые не перевоспитались, уже вполне самостоятельно шли двумя путями: или опускались на дно, или становились первопроходцами (в науке, в искусстве, в семейной жизни). Но наступили времена, когда взрослые вдруг с изумлением обнаружили, что дети – другие, у них интересы другие, потребности другие, и вообще –голова у них работает как –то иначе. Человек не бывает так деятелен, пытлив и инициативен, как в детстве.

“Необходимо больше быть с детьми”, - пишут в многочисленных педагогических статьях. Однако, если спросить ребёнка, сколько времени в выходной он провёл с мамой или папой, он вряд ли будет точен. Зато он подробно расскажет, что именно он делал с родителями и было ли ему приятно.

Ребёнку важно не количество проведённого в с ним времени, а как оно проведено.

Иногда десять минут, проведённые в сердечной беседе, для ребёнка значат гораздо больше, чем целый день, проведённый вместе с вами. Ребёнок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более тёплые чувства.

Великое искусство - жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с родителей.

Хочу рассказать вам притчу

Притча “Богатство, Удача и Любовь”

Глухой ночью в дом, находящийся в лесной глуши, где жил лесник с женой и дочерью, постучали. Жена лесничего открыла дверь и увидела на пороге трёх дам. Их лица закрывали тёмные вуали.

- Мы Богатство, Удача и Любовь, - сказали они. – Вы можете впустить в свой дом только одну из нас. Решите, кого вы хотите видеть в своём доме. Жена лесничего попросила их немного подождать: “Я должна с семьёй посоветоваться”. Во время семейного совета она сказала:

- Я впустила бы Удачу, ведь она нам поможет наладить наши дела.

Лесничий изъявил желание впустить в дом Богатство:

- Оно решит все наши финансовые проблемы, ведь нам так трудно живётся. Услышав это, дочь взмолилась:

- Давайте впустим любовь! Это – моя мечта!

Отец и мать, пошептавшись, решили, что они своё уже отжили, и если уж дочь мечтает о любви, то пусть хотя бы она будет счастлива. Жена лесничего открыла дверь дома и объявила дамам своё решение:

- Пусть войдёт Любовь.

Любовь вошла в дом, и в нём стало невероятно светло, как днём. А вслед за ней, взявшись за руки, в дом вошли Богатство и Удача.

Я желаю вам всем, чтобы в вашем доме навсегда поселилась любовь!

Консультация для родителей

«СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА»

   С того момента, как ребёнок родился и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребёнок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру — к обществу, к людям, к самому себе.

   Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

   Особую роль в жизни человека, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления,

социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности сначала ребёнка, потом молодого человека. В семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей.

   Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится значительную часть своей жизни. В семье закладываются основы личности. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают.

   В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сёстрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребёнка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В семье формируется личность не только ребёнка, но и его родителей.

    Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка намного превышает другие воспитательные процессы. Родители, как первые воспитатели, имеют самое сильное влияние на детей. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надёжности. Ребёнок видит семью в качестве окружающих его близких людей: папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестёр. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребёнок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.

   В нашем обществе всё заметнее становится кризис семьи, который выражается в том, что семья всё хуже реализует свою главную функцию — воспитание детей, отсюда — появление «трудных детей».

 Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребёнка. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Не имея достаточных знаний и опыта, ребёнок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров — всё это воспринимается ребёнком и становится образцом для его собственного поведения. Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей отражаются как на ребёнке, так и на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребёнка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Некоторые родители, впрочем, об этом забывают.

   Уже в дошкольном возрасте взрослые должны различать потребности ребёнка и его капризы, которые должны пресекаться, Если действия ребёнка выходят за границы дозволенного, надо приучать ребёнка понимать и беспрекословно подчиняться слову «нельзя». В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Дети предпочитают строительные и бытовые игры. Ситуации для игр ребёнок также берёт из жизни. Таким образом, дошкольники

получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.

   В этом возрасте закладываются правильные отношения между мальчиками и девочками — отношения товарищества. Взаимного внимания и заботы. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявление нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким — к родителям, к братьям и сёстрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим. Семья — это первая школа общения ребёнка. В семье ребёнок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу.

  Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей.

   Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на них. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами.

    Известная педагогическая мудрость: «Всё хорошее и всё плохое человек получает из семьи!» Воспитательный процесс в семье происходит не только тогда, когда родитель разговаривает с ребёнком, объясняет что-либо, поучает его. Этот процесс происходит каждую секунду, каждый момент вашего с ребёнком совместного времяпровождения. Ребёнок — это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребёнок смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даёте своим поведением. Дети, словно губка — воду, впитывают в себя всю информацию вашего поведения. Любое ваше недостойное поведение отразится на воспитании ребёнка.

    Вся жизнь в семье — это образовательный процесс для ребёнка и педагогический для родителя. Учите своим примером! Семья первая, кто приобщает ребёнка к разным видам деятельности — познавательной, предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной. Семья поддерживает ребёнка, стимулирует и развивает в нём то, что находится в зачаточном состоянии.

   Самое главное в этом — не забывайте поощрять своего малыша, хвалить, даже награждать за какое-либо действие, поступок. Старайтесь как можно меньше ругать его, тем более не делайте это публично.

    Никогда нельзя забывать о том, что семья — первая и самая важная школа, основа основ, для маленького, но уже — человека.

Консультация для родителей

«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли мы этому своих детей?

Семья – это  первая  школа  общения  ребёнка. В  семье ребёнок  учится  уважать  старших, заботиться  о  престарелых  и  больных, оказывать  посильную  помощь  друг  другу. В  общении  с  близкими  ребёнку людьми, в  совместном  бытовом  труде  у  него  формируется  чувство  долга, взаимопомощи. Лучшим  средством  воспитания  правильных  отношений  является  личный пример  отца  и  матери, их  взаимное  уважение, помощь  и  забота, проявления  нежности  и  ласки. Если  дети  видят  хорошие  отношения  в семье, то, став  взрослыми, и  сами  будут  стремиться  к  таким  же красивым  отношениям. В  детском  возрасте  важно  воспитать  чувство  любви к  своим  близким – к  родителям, к  братьям  и  сёстрам, чтобы  дети  чувствовали  привязанность  к  кому-либо  из сверстников, привязанность  и  нежность  к  младшим.

Дошкольники  получают  в  семье  первый  нравственный опыт, учатся  уважать  старших, считаться  с  ними, учатся  делать людям приятное, радостное, доброе. Нравственные  начала  у  ребёнка  формируются  на  основе  и  в  связи  с интенсивным  умственным  развитием  ребёнка, показателем  которого  являются его  действия  и  речь. Поэтому  важно  обогащать  словарь  детей, в разговоре  с  ними  подавать  образец  хорошего  произношения  звуков  и  в целом  слов  и предложений. С  целью  развития  речи  родители  должны  учить детей  наблюдать  явления  природы, выделять  в  них  сходное  и  различное, слушать  сказки  и  рассказы  и  передавать  их  содержание, отвечать  на вопросы  и  задавать  свои. Развитие  речи  является  показателем  повышения общей  культуры  ребёнка, условием  его  умственного, нравственного  и эстетического  развития.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

Благополучие в  семье и успешное воспитание в семье зависят и от формирования правильного (оптимального) режима дня с учетом  жизненных ситуаций каждой семьи и его соблюдения каждым членом семьи. Режим  дня семьи включает  весь  распорядок  дня    в течение  суток – время  на  полноценный  сон, закаливающие  процедуры, на упорядоченный  приём  пищи, на  все  виды  труда  и  отдыха. При  этом учитываются  возраст  и  состояние  

здоровья  детей. Режим  дня  семьи должен иметь  воспитательное  значение, что  возможно  лишь  при  обязательном привыкании  детей к  его  выполнению  без  напоминания  взрослых. Со  стороны старших  должен  осуществляться  контроль  за  качественным  выполнением режимных  моментов и  трудовых  поручений, оценка  их, помощь  при  возникших затруднениях.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: ПРАЗДНИКИ

Семейные  праздники  по случаю  дня  рождения  взрослых  и  детей, а также других знаменательных дат, как День свадьбы родителей, День памятного события в жизни членов семьи (поступление в школу, победа на конкурсе и др.) имеют значительный воспитательный потенциал. К  семейным праздникам также относятся  проведения в доме   общественных  праздников как  День матери, День отца, День семьи, профессиональные праздники взрослых.   Подготовка  детьми  и  взрослыми предстоящего праздника (придумывание сценария, стенгазеты, приготовление праздничных угощений), вручение  подарков  при  особом  эмоциональном  подъёме  создают  ту атмосферу  торжественности, радости  и  счастья, которая  формирует  духовную культуру, сплачивает  семью  как  коллектив.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: ЧТЕНИЕ

Чтение занимает особое  место  в  воспитании  ребёнка  в  семье. В  дошкольном  возрасте  ребёнок  особенно  любит  слушать  сказки, которые ему  читают  взрослые, рассказы  из  жизни  людей  и  животных. Из  книг  он узнаёт  о  хороших  людях, об  их  делах,   о  животных, растениях. В сказке  побеждает  всегда  сильный, ловкий, справедливый, честный  и трудолюбивый  человек, а  злой, недобрый  карается  людьми  и  обществом. Слушая  сказку, ребёнок  не  остаётся  равнодушным  к  судьбе  героя: он переживает, волнуется, радуется  и  огорчается, то  есть  у  него  формируются чувства, постепенно  зарождается  интерес  к  книге. В дальнейшем, когда  ребёнок сам  научится  читать, важно  закрепить  интерес  и выработать  навык  самостоятельного  и  систематического  чтения. Этот  навык не  появляется  сам  по  себе, нужна  согласованная  и  умелая  работа семьи. Только  это  приобщит  ребёнка  к  чтению,  и  он  начнёт  считать книги  своими  спутниками  в  приобретении  новых  знаний.  Зародившийся интерес  к  чтению  приведёт  ребёнка  в  библиотеку, в  книжный  магазин. У него  будут  свои  герои, которым  он  будет  подражать.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: СОВМЕСТНЫЕ ПОХОДЫ

Экскурсии  и  походы  всей  семьёй  в  лес, на  речку, за  грибами  и ягодами, на  

рыбалку  оставляют  неизгладимые  впечатления, которые  пронесёт ребёнок  через  всё  жизнь. При  общении  с  природой  ребёнок  удивляется, радуется, гордится  тем, что  он  видел, слышал  пение  птиц, - в  это  время и  происходит  воспитание  чувств. Чувство  «прекрасного»  помогает  воспитать  потребность -  беречь  окружающую среду. Экскурсии  и  походы  всей  семьёй  являются также хорошим  средством  патриотического воспитания  детей. Приобщение  к истории родного края, в том числе к истории рода и семьи   как её составной части, способствует  формированию  гражданина, учит детей к ответственности перед прошлым и будущим.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: СОВМЕСТНЫЙ ТРУД

Совместный труд является основой организации  жизни  и  быта  семьи, в  основе  которой  лежит равенство  всех  членов, привлечение  детей  к  решению  хозяйственных вопросов  жизни  семьи, ведению  хозяйства, к  посильному  труду. Дети непосредственно  вовлекаются  в  бытовой  труд, учатся  обслуживать  себя, выполнять  посильные  трудовые  обязанности  в  помощь  отцу, матери. От того, как  будет  поставлено  трудовое  воспитание  детей  до  школы, зависит  их  успех и  в  учении, а  также  в  общем  трудовом  воспитании. В  дошкольном  возрасте  дети  очень  подвижны, не  могут  продолжительное время  сосредоточиваться  на  одном  деле, быстро  переключаться    с  одного вида  занятий  на  другое. Школьное  обучение  потребует  от  ребёнка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому  важно  ещё  в дошкольном  возрасте  приучать  ребёнка  к  тщательности  выполняемых поручений, учить  его  доводить  начатое  дело   до  конца, проявлять  при  этом  упорство  и  настойчивость. Вырабатывать  эти  качества необходимо (кроме игры) и в процессе  бытового  труда, включая  ребёнка  в  коллективный труд  по  уборке  помещения, на  огороде.

Наличие  у  детей  такого  важного  качества  личности, как  трудолюбие, есть хороший  показатель  их  нравственного  воспитания. По  тому, как  ребёнок  будет  относиться  к  труду, какими трудовыми  умениями  он  будет  обладать, окружающие  будут  судить  о  его ценности в обществе. Любовь к труду, умение работать в коллективе – залог успеха наших детей в их будущей жизни.

Кроме того, трудно  переоценить  значение  труда  в  жизнедеятельности  человека. Физический труд  обеспечивает  высокий  жизненный  тонус  мышц  и  всех  органов человека: улучшает  все  физиологические  процессы  в  организме – правильное дыхание, кровообращение,   обмен  веществ, рост  всего  тела  и  отдельных  органов.     Физический  труд  является    средством  борьбы  с  утомлением,  особенно  для  лиц занимающимся  умственным  трудом. Формирование культуры труда, смена  видов  труда, разумное  их сочетание  в  режиме  дня  ребёнка  обеспечивают  его  успешную  умственную деятельность  и  сохраняют  работоспособность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....