О патриотическом воспитаниив рамках требований ФГОС
статья на тему
Статья посвящена вопросам патриотического воспитания дошкольников через привитие любви и интереса к истории родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_goroda_fgos_statya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Симонова О.М., воспитатель
ГБДОУ детский сад 27 Центрального района
Санкт-Петербурга
О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
В АСПЕКТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Основная цель дошкольного образования – всестороннее общее развитие ребёнка, задаваемое государственным стандартом в полном объёме в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детской психологии, самого ценного периода в жизни человека.
Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям.
Прежде всего необходимо осознать, что такое патриотизм и какие существуют методы его воспитания в дошкольном возрасте в соответствии со спецификой детской психологии.
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к своему гражданству, языку, традициям) с другими людьми, стремление защищать интересы родины и своего народа.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное становление интереса к различным областям и объектам действительности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.А.Люблинская, Н.Н.Поддъяков и др.) Среди этого многообразия интересов и интерес к истории, художественному слову, желание узнавать новые интересные факты, сопоставлять их с уже известными, участвовать в диспутах и различных играх, решать дидактические задачи. Дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у детей живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой и ощущение себя петербуржцем.
Целенаправленное развитие интереса к истории и культуре родного города открывает уникальные возможности для первоначальной ориентации ребёнка в мире культуры, становления его творческой индивидуальности. Для этого необходимо особым образом отобранное содержание, доступное пониманию детей дошкольного возраста.
Учитывая вышесказанное, работа педагога ведется по следующим направлениям: рассказ о городе и городской культуре ведется как в познавательном направлении (как, когда и почему возникают улицы, здания, мосты), художественно-эстетическом (красота линии, особенности архитектурных деталей), так и эмоциональном (привлечение внимания к деталям, поиск интересных особенностей объекта, связанные с ним мифы, истории, легенды). Это позволяет «оживить», «очеловечить» архитектурные и скульптурные объекты, сделать новые встречи с ними желанными, создать атмосферу занятия живой, эмоциональной, интересной. Радость узнавания зданий, улиц, храмов, скульптурного убранства стимулирует работу памяти, мышления, расширяет кругозор, раскрывая целый пласт новых понятий. помогая таким образом выполнить задачу всестороннего психофизического развития ребенка. Большую роль в этой работе следует отвести таким областям творческого взаимодействия взрослого и ребенка, как изо-деятельность – рисование по замыслу и образцу, пластилинография, создание коллажей по различным изучаемым темам. Знакомство с Санкт-Петербургом тесно связано с прочтением как древних греческих мифов, так и детской литературы об Отечественной войне 1812 г., Великой отечественной войне, о развитии и становлении кораблестроения, промышленности. Великие имена России неразрывно связаны с историей нашего города – полководцы, правители, архитекторы и писатели – рассказ о судьбах и делах этих людей не только очень интересен старшим дошкольникам, но и служит достижениям цели ФГОС: «…создание условий для становления основ патриотического воспитания, его всестороннего морально-нравственного и познавательного развития.»
Знакомство с городом осуществляется систематически, последовательно, в разных образовательных областях и в разных направлениях, и начинается с воспитания любви к своей семье, детскому саду, району, в котором мы живем , городу, а затем и к своей Родине.
Положительные отзывы родителей, устойчивое желание детей участвовать в играх, конкурсах, выступлениях, связанных с городской культурой (День города в детском саду, совместный с родителями досуг, участие в дидактических играх по теме, конкурсах рисунков о городе) свидетельствуют о том, что данный аспект патриотического воспитания является очень нужным, своевременным, действеннным.
Работа по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга - одно из направлений в сотрудничестве между дошкольным образованием и обучением в школе, т.к. материал для изучения детьми интересен, доступен, обширен и требует дальнейшего изучения в школьной программе. Важно помнить о необходимости реализации принципа преемственности между детским садом и школой в целом, в том числе и в изучении краеведческого материала, т.е.в овладении знаниями связанными с историей и культурой Санкт-Петербурга . Такой принцип обозначен в программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Модернизация ОО "Физическое развитие" в рамках требований ФГОС ДО"
Сооющение из опыта работы инструктора по ФК о положительном опыте интеграции фитнес-технологии в физкультурно-оздоровительную работиу в ДОУ....
«Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников. Требования ФГОС ДО к реализации образовательной области «Познавательное развитие».
В данной статье раскрывается актуальность проблемы эколгичсекого воспитания в детском саду, а так же требования ФГОС ДО к реализации образовательной области «Познавательное развитие»....
Городское методическое объединение старших воспитателей г.Канска «Общие подходы к организации организованной образовательной деятельности (ООД) в рамках требований ФГОС»
На сегодняшний момент с введением ФГОС меняется и подход к организации организованной образовательной деятельности. Каким образом спрашивают нас? Ведь большинство воспитателей уверены в то...
Мастер- класс «Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания дошкольников в рамках требований ФГОС».
Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья....
«Развитие речевой деятельности дошкольников в рамках мероприятий по патриотическому воспитанию в условиях ФГОС ДО» (Методобъединение)
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к матери, семье, родному дому, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) группы компенсирующей направленности №1 «Сказка» для детей 2 - 3 лет. Образовательная область «Физическое развитие» Тема: Путешествие в «Страну здоровья» (в рамках требований ФГОС ДО)
Создание условий для формирования представлений о здоровом образе жизни....
Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) группы компенсирующей направленности №1 «Сказка» для детей 2 - 3 лет. Образовательная область «Физическое развитие» Тема: Путешествие в «Страну здоровья» (в рамках требований ФГОС ДО)
Создание условий для формирования представлений о здоровом образе жизни....