Ребенок - невидимка
консультация на тему

 Проблема застенчивости значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Данные исследований  Филиппа Зимбардо, одного из общепризнанных мировых специалистов по данной психологической проблеме, свидетельствуют: примерно 40% людей в детской, юношеской и взрослой возрастных группах страдают от застенчивости, оценивая это как весомую проблему, мешающую полноценной жизни. В подростковой группе достигает 50%.

Застенчивые малыши, как правило, вызывают  взрослых умиление и симпатию. Однако по мере того как ребенок взрослеет, его робость уже не воспринимается окружающим как естественное приемлемое поведение. Застенчивый школьник порой испытывает невероятное напряжение, будучи в компании одноклассников; выход к доске для него -  сущий кошмар, который сковывает и не дает продемонстрировать свои знания; необходимость самому, без помощи родителей, обратиться к кому- то с просьбой также является для него невероятно сложной задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_nevidimka.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок – невидимка.

 Проблема застенчивости значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Данные исследований  Филиппа Зимбардо, одного из общепризнанных мировых специалистов по данной психологической проблеме, свидетельствуют: примерно 40% людей в детской, юношеской и взрослой возрастных группах страдают от застенчивости, оценивая это как весомую проблему, мешающую полноценной жизни. В подростковой группе достигает 50%.

Застенчивые малыши, как правило, вызывают  взрослых умиление и симпатию. Однако по мере того как ребенок взрослеет, его робость уже не воспринимается окружающим как естественное приемлемое поведение. Застенчивый школьник порой испытывает невероятное напряжение, будучи в компании одноклассников; выход к доске для него -  сущий кошмар, который сковывает и не дает продемонстрировать свои знания; необходимость самому, без помощи родителей, обратиться к кому- то с просьбой также является для него невероятно сложной задачей.

При этом одиночество не спасает таких детей и подростков от негативных переживаний, ведь так хочется быть похожим на своих бойких сверстников, легко и непринужденно ведущих себя в компании ровесников и взрослых .

 Взрослые зачастую не понимают сущности проблемы застенчивого ребенка. А иногда даже раздраженно и грубо реагируют на подобное поведение, считая это блажью и невоспитанностью. Чтобы лучше представить себе, как в действительности живется ребенку- молчуну и невидимке, рассмотрим основные признаки застенчивости и попробуем приоткрыть дверь во внутренний мир людей, страдающих от этой проблемы.

Специалист Борис Литвак пишет в своей статье что в голове застенчивого человека, будь то ребенок или взрослый, почти всегда сидит цензор, который говорит, «правильно» ведет себя человек или нет. Этот судья, посаженный туда, как правило, родителями, может преследовать человека всю жизнь. Постоянный диалог с внутренним надзирателем отнимает массу сил. Интеллектуальный ресурс, который нужно направлять на анализ ситуации и принятие решения, человек тратит на то, чтобы отследить производимое им впечатление и договориться со своим цензором.

Застенчивый человек постоянно производит мониторинг  ситуации, ему кажется, что окружающие все время  оценивают его, включая тех людей , с которыми он даже не вступал в общение(прохожие, люди на остановке, покупатели в магазине, рядом с которыми в данный момент находится). На решение реальных жизненных проблем ресурсов не хватает. Именно по этой причине застенчивые люди часто не могут принять какое-то решение, найти верный ответ. Не из-за того, что им «не хватает мозгов», просто в этот момент все внимание направленно на другое. Когда  возникает состояние внутреннего беспокойства и включается самоконтроль, застенчивые люди уделяют меньше внимания поступающей информации. На фоне этого способность к запоминанию может быть значительно снижена. Навязчивый самоанализ застенчивого человека становится самоцелью и душит его способность к действию, направляя энергию, необходимую, чтобы действовать, на мысль.

Одно из самых неприятных последствий застенчивости  - она вынуждает человека всецело сосредоточиться на себе, и вследствие этого он просто не замечает ничего, что происходит вокруг.

Застенчивые люди изолируют себя от тепла человеческих отношений. Многие живут по принципу «Ничего не давай другим, ничего не проси». В действительности многим из них хочется прост поболтать и посмеяться. Молчаливое раздражение – их обычная реакция на пренебрежение общества, даже если они сами в этом виноваты.

Согласитесь, жить в тисках собственной застенчивости крайне неуютно, ведь она  препятствует полноценному развитию и самореализации ребенка и, увы, далеко не всегда изживается по мере взросления. Роль родителей в формировании уверенного поведения и коммуникативной компетентности ребенка является ведущей, именно родители в большей мере способствуют или же препятствуют формированию этих важных компонентов успешной социализации. Итак, как же помочь ребенку вырасти уверенным в себе и своих возможностях? И как подкрепить веру в себя, если ему присущи признаки застенчивого поведения?

Остановимся на шести основных способах профилактики формирования застенчивого поведения.

  1. Волшебная сила прикосновений.

Делая свои первые шаги в атмосфере любви и безопасности. Ребенок получает опыт уверенного поведения. Связь между застенчивостью и неуверенностью так же очевидна, как зависимость  чувства безопасности от прикосновений. У детей, особенно дошкольников, потребность в тактильном контакте невероятно высока. Будьте щедры йна ласку, чаще прикасайтесь к малышу. Вы думаете, он шумит и хулиганит, ему не терпится получить шлепок? А может быть, он нуждается совершенно в другом? Попробуйте погладить ребенка по голове, плечам, спине. Когда ребенок слишком возбужден и выходит из-под контроля, крепкое объятие или поцелуй могут сотворить с ним настоящее чудо, на которое не способно наказание.

  1. Общительные дети – дети общительных родителей.

Доказано, что дети, с которыми мама много разговаривают самого рождения, впоследствии становятся более общительными в отличие от тех, чьи мамы ограничиваются безмолвным выполнением родительских обязанностей. Даже если ваш ребенок очень мал, все равно разговаривайте с ними, пойте песенки. А когда в дальнейшем он сам начнет говорить с вами, его способность и желание общаться, будут во многом зависеть от того, слушаете ли вы его и поддерживаете ли с ним диалог. Для того чтобы ребенок был  успешен в общении с другими людьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Позвольте детям свободно выражать свои мысли, поощряйте их желание высказывать свое мнение. Пусть они учатся свободно говорить о том, что им нравится, а что нет, обосновывая свою точку зрения. Например, спросите своего ребенка, почему ему нравится именно это книжка или этот герой.
  • Позвольте проявлять свой гнев. Это особенно важно, поскольку большинство застенчивых людей не умеют правильно себя вести в случае, если их охватывает чувства гнева. Если вы научите ребенка выражать негативные эмоции в приемлемой форме, он не станет копить их нутрии себя, а следовательно, научится отстаивать свои права и вырастет более уверенным в себе человеком.
  • Учите своего ребенка  прямо говорить о своих переживаниях, например: «Мне грустно».
  • Вовлекайте ребенка в беседы, старайтесь заинтересовать его, покажите, что его точка зрения важна, но не принуждайте его к общению.
  1. Любовь творит чудеса.

Если вы недовольны поведением ребенка, объясните ему, что вас возмущает не он сам, а какой – то конкретный поступок. Ваши дети должны знать, что их любят, и что ваша любовь не зависит ни от чего: она постоянна и неизменна, то есть безусловна. Скорее  всего, ваша любовь к детям действительно  такая, однако вы можете вести себя так, что они этого не почувствуют. Застенчивым людям свойственно любую неудачу воспринимать на свой счет. Если им в чем – то отказывают, они тут же делают вывод: «Со мной не хотят общаться». Частично в таком восприятии   жизненных реалий виновата обстановка, которую многие усваивают в детстве: «любовь и уважение ко мне всегда зависят от моего поведения». Помните, что родительская любовь  - это надежный фундамент в формировании у ребенка уверенности в себе и своих возможностях.

  1. Дисциплина рука об руку с любовью и пониманием.

Дисциплина часто основывается на том, что ребенок изначально не прав, и ему обязательно нужно измениться. Дети. Безоговорочно веря в авторитет родителей, молча принимают это, соглашаясь, что заслужили подобное обращение к себе отношение. Следовательно, самооценка существенно снижается. Страх перед авторитетом родителей может получить дальнейшее развитие и вылиться в то, что ребенок начнет испытывать  его в  присутствии любых авторитетных для него людей.

Прежде чем наказывать своего ребенка, поинтересуйтесь у него, почему он правило, и уточните обстоятельства ситуации. Застенчивые люди склонны недооценивать или даже полностью  игнорировать значение обстоятельств  и их влияние на поведение человека. Они привыкли искать источник проблем исключительно в себе.

Приучая ребенка к дисциплине, уважайте его достоинство. Делайте замечание в приватной обстановке. Стыд, который испытывает ребенок, когда  ему делают замечание на людях, способен сделать его неуверенным и застенчивым.

Чем больше устанавливается правил, тем меньше используются позитивные стимулы и похвала. Ребенок, послушно выполняющий ваши условия, просто делает то, чего от него и ждут, - следовательно, никакой награды за это он обычно  не получает. Постарайтесь уравновесить  количество замечаний, которые вы делаете  ребенку, похвалой за то, что он хороший.

  1. Терпимость к окружающим.

Если у членов семьи есть те или иные предупреждения, ребенок с самого детства усваивает, что даже люди. Которые он любит, делят остальных на некие категории оценочного характера. На  своем примере учите детей быть терпимыми и относиться к другим с пониманием. Порассуждайте вместе, почему  тот или иной человек совершил  столь опрометчивый поступок или что повлияло на такие серьезные перемены в его поведении. Если все же ошибка была совершена по недосмотру или неумению, объясните ребенку, как важно быть предусмотрительным и заранее обдумывать свои поступки. Для того чтобы к вашему ребенку относились с пониманием, уважение к чувствам других должно стать для него одним из золотых правил.

  1. Избегание ярлыков.

Каждый раз, когда вы испытываете непреодолимое желание сказать своему ребенку нечто неприятное, вспоминайте о тесной связи между самооценкой ребенка и застенчивостью, возможно, это поможет вам преодолеть возникший импульс и найти нужные слова.

Особенно осторожно нужно выбирать выражения, разговаривая с ребенком в присутствии его сверстников. Мама пятилетнего Данила назвала сына «плохим мальчиком» в присутствии его друзей. На следующий день она услышала, как мальчики, не желая включать Данилу в игру, сказали ему: «Ты плохой. Даже твоя мама так говорит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Тема: воздух – невидимка

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....