Проект для детей 4-5 лет "Волшебница вода"
проект (средняя группа) на тему

Котова Анастасия Константиновна

Долгосрочный исследовательско-творческий проект для детей средней группы  "Волшебница вода". Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект " Волшебница вода"26.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

Вид проекта: исследовательско – творческий

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети 4-5 лет, родители

Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.

    Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне  живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

     Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

      Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

      Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

       Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

      Реализация проекта «Волшeбница вода» осуществляется  в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию 1раз в неделю. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

   В проекте используется метод педагогической интеграции.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.

Задачи:

  1. Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению.
  2. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды   (интенсивность окраски, вкус, запах).
  3. Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает).
  4. Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д.).
  5. Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т.д.).

Предполагаемый результат

  • Расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, в том числе о воде.
  • Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
  • Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Методическая работа с кадрами:

  • Формировать потребность в изучении  экспериментальной деятельности дошкольников, мотивации к самообразованию в вопросах экологического воспитания.
  • Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения дошкольников к опытно – экспериментальной деятельности.
  • Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
  • Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

Взаимодействие с родителями:

  1. Посещение с ребенком библиотеки для накопления информации о воде.
  2. Изготовление книжек – малышек.
  3. Создание альбома «Волшебница вода»
  4. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
  5. Консультация по теме «Мои первые опыты».
  6. Консультация по теме «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

Взаимодействие с педагогами:

  1. Методические рекомендации по теме.
  2. Привлечение музыкального руководителя.
  3. Консультация по теме «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников».  
  4.  Мастер – класс «Волшебница – вода».

                               ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 Подготовительный этап проекта:

  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  2. Пополнить развивающую среду:
  • Подбор художественной литературы по теме;
  • Подбор энциклопедий, карт, схем;
  • Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
  • Составление картотеки опытов с водой;
  • Подготовка оборудования для опытов с водой.

  1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
  2. Подготовить информацию для родителей по темам:
  • Эксперимент в детском саду;
  • Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
  • Почему воду нужно беречь?
  • Составление схемы «Круговорот воды в природе».
  • Провести презентацию «Мир воды».

       

Исследовательский этап проекта

Вид деятельности

Интеграция    образовательных

 областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Игровая

«Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Здоровье».

Игровые упражнения: «Дорисуй снежинку», «Где снежинки?», «След в след», «Перепрыгни через сугроб», «Игры со снегом».

Дидактические игры: «Найди снежинке пару», «Снежинки», «Выбери нужное», «Изобрази», «Когда это бывает?».

Имитация движений «Полет снежинки».

Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения игр – экспериментов с водой.

Изготовление книжек малышек: «Что я знаю о воде», «Летом на озере», «Вода в природе» и др.

Двигательная

«Физическая культура», «Социализация», «Здоровье».

Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Снежинки».

Комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся»,

Физкультминутка «Снежок»,

Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Познавательно - исследовательская

«Познание», «Коммуникация», «Безопасность».

Наблюдение за сосульками «Превращение сосульки»;

Наблюдение за снежинками «Форма снежинок»

Эксперимент «Свойства воды: пар, лед, вода».

Викторина «Волшебная капелька».

Логоритмическое занятие «Путешествие маленькой капельки».

Трудовая

«Труд»

Постройки из снега.

Украшение деревьев разноцветными сосульками.

Коммуникативная

«Коммуникация», «Здоровье»

Рассматривание картин: «Дети играют в снежки», «Зимний лес»

Беседы: «Значение воды для живого организма», «Как сохранить воду», «Как ты думаешь, зачем нужна вода?»

Чтение (восприятие художественной литературы)

«Чтение художественной литературы»

Чтение произведений: М. Перина «Живая вода», Е. Благинина «Снег», И. Бунин «Льет дождь холодный, точно лед», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Дэви «Зима», «Снежинка», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал».

Продуктивная

«Художественное творчество»

Рисование «Зимний  лес».

Аппликация «Тучи по небу бежали».

Музыкальная

«Музыка»

Использование музыки.

Прослушивание записи шума водопада, звон веселого ручейка.

   

Совместная деятельность с детьми

  1. Чтение художественной литературы о природе: Г.-Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр»

      и др.

  1. Использование фольклорных материалов.
  2. Беседы на темы:
  • Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
  • Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
  • Какие свойства воды ты знаешь?
  • Зачем человеку нужна вода?
  • А еще кому нужна вода?
  • Что было бы, если бы с земли ушла вода?
  1. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
  2. Составление кроссвордов.
  3. Отгадывание загадок.
  4. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).
  5. Экскурсии.
  6. Просмотр презентаций о природе.
  7. Игры – эксперименты, игры – опыты.
  8. Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».
  9. Моделирование «Круговорот воды в природе»
  10. Составление памятки «Правила поведения на воде».
  11.  Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.

Заключительный этап проекта:

Развлечение «Что за чудесница – водица – волшебница»

Конечный продукт проекта:

  1. Методические разработки занятий
  2. Методические рекомендации

Список используемой литературы:

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.
  2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.:  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
  3. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  5. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
  7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  8. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
  9. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  10. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
  11. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
  12.  Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
  13. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
  14. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
  15. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница вода»

Экспериментально – исследовательская опытническая деятельность: знакомим со свойствами воды...

проект в средней группе детского сада "Волшебница-Вода"

Проект создан для того что бы расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях; о значимости воды в жизни человека и всего живого....

Проект по экологии в средней группе «Волшебница вода»

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.»Антуан де Сент-Экзюпери...

Проект по окружающему миру (средняя группа) "Волшебница вода"

Проект по экологии в средней группе «Волшебница вода»...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница - вода»

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, т...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: ВОЛШЕБНИЦА ВОДА

ПРОЕКТ СОДЕРЖИТ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ВОДОЙ И ЕЕ ОСОБЕННОСТЯМИ...

Проект для детей 4-5 лет "Волшебница вода"

Цель проекта: "Сформировать у детей представление о свойствах воды и её роли в жизни человека"...