Проект для детей 4-5 лет "Волшебница вода"
проект (средняя группа) на тему
Долгосрочный исследовательско-творческий проект для детей средней группы "Волшебница вода". Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект " Волшебница вода" | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид проекта: исследовательско – творческий
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети 4-5 лет, родители
Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Реализация проекта «Волшeбница вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию 1раз в неделю. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
В проекте используется метод педагогической интеграции.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
Задачи:
- Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению.
- Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах).
- Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает).
- Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д.).
- Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т.д.).
Предполагаемый результат
- Расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, в том числе о воде.
- Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
- Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Методическая работа с кадрами:
- Формировать потребность в изучении экспериментальной деятельности дошкольников, мотивации к самообразованию в вопросах экологического воспитания.
- Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения дошкольников к опытно – экспериментальной деятельности.
- Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
- Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.
Взаимодействие с родителями:
- Посещение с ребенком библиотеки для накопления информации о воде.
- Изготовление книжек – малышек.
- Создание альбома «Волшебница вода»
- Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
- Консультация по теме «Мои первые опыты».
- Консультация по теме «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Взаимодействие с педагогами:
- Методические рекомендации по теме.
- Привлечение музыкального руководителя.
- Консультация по теме «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников».
- Мастер – класс «Волшебница – вода».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап проекта:
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
- Пополнить развивающую среду:
- Подбор художественной литературы по теме;
- Подбор энциклопедий, карт, схем;
- Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
- Составление картотеки опытов с водой;
- Подготовка оборудования для опытов с водой.
- Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
- Подготовить информацию для родителей по темам:
- Эксперимент в детском саду;
- Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
- Почему воду нужно беречь?
- Составление схемы «Круговорот воды в природе».
- Провести презентацию «Мир воды».
Исследовательский этап проекта
Вид деятельности | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Игровая | «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Здоровье». | Игровые упражнения: «Дорисуй снежинку», «Где снежинки?», «След в след», «Перепрыгни через сугроб», «Игры со снегом». Дидактические игры: «Найди снежинке пару», «Снежинки», «Выбери нужное», «Изобрази», «Когда это бывает?». Имитация движений «Полет снежинки». | Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения игр – экспериментов с водой. Изготовление книжек малышек: «Что я знаю о воде», «Летом на озере», «Вода в природе» и др. |
Двигательная | «Физическая культура», «Социализация», «Здоровье». | Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Снежинки». Комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся», Физкультминутка «Снежок», Пальчиковая гимнастика «Снеговик». | |
Познавательно - исследовательская | «Познание», «Коммуникация», «Безопасность». | Наблюдение за сосульками «Превращение сосульки»; Наблюдение за снежинками «Форма снежинок» Эксперимент «Свойства воды: пар, лед, вода». Викторина «Волшебная капелька». Логоритмическое занятие «Путешествие маленькой капельки». | |
Трудовая | «Труд» | Постройки из снега. Украшение деревьев разноцветными сосульками. | |
Коммуникативная | «Коммуникация», «Здоровье» | Рассматривание картин: «Дети играют в снежки», «Зимний лес» Беседы: «Значение воды для живого организма», «Как сохранить воду», «Как ты думаешь, зачем нужна вода?» | |
Чтение (восприятие художественной литературы) | «Чтение художественной литературы» | Чтение произведений: М. Перина «Живая вода», Е. Благинина «Снег», И. Бунин «Льет дождь холодный, точно лед», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Дэви «Зима», «Снежинка», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал». | |
Продуктивная | «Художественное творчество» | Рисование «Зимний лес». Аппликация «Тучи по небу бежали». | |
Музыкальная | «Музыка» | Использование музыки. Прослушивание записи шума водопада, звон веселого ручейка. |
Совместная деятельность с детьми
- Чтение художественной литературы о природе: Г.-Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр»
и др.
- Использование фольклорных материалов.
- Беседы на темы:
- Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
- Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
- Какие свойства воды ты знаешь?
- Зачем человеку нужна вода?
- А еще кому нужна вода?
- Что было бы, если бы с земли ушла вода?
- Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
- Составление кроссвордов.
- Отгадывание загадок.
- Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).
- Экскурсии.
- Просмотр презентаций о природе.
- Игры – эксперименты, игры – опыты.
- Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».
- Моделирование «Круговорот воды в природе»
- Составление памятки «Правила поведения на воде».
- Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.
Заключительный этап проекта:
Развлечение «Что за чудесница – водица – волшебница»
Конечный продукт проекта:
- Методические разработки занятий
- Методические рекомендации
Список используемой литературы:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
- А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
- Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
- Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
- С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
- Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
- Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
- Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница вода»
Экспериментально – исследовательская опытническая деятельность: знакомим со свойствами воды...
проект в средней группе детского сада "Волшебница-Вода"
Проект создан для того что бы расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях; о значимости воды в жизни человека и всего живого....
Проект по экологии в средней группе «Волшебница вода»
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.»Антуан де Сент-Экзюпери...
Проект по окружающему миру (средняя группа) "Волшебница вода"
Проект по экологии в средней группе «Волшебница вода»...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница - вода»
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, т...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: ВОЛШЕБНИЦА ВОДА
ПРОЕКТ СОДЕРЖИТ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ВОДОЙ И ЕЕ ОСОБЕННОСТЯМИ...
Проект для детей 4-5 лет "Волшебница вода"
Цель проекта: "Сформировать у детей представление о свойствах воды и её роли в жизни человека"...