Проект по окружающему миру (средняя группа) "Волшебница вода"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
Проект по экологии в средней группе «Волшебница вода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_1015_sp.docx_2.docx | 44.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ 1015 СП № 3
Проект по экологии в средней группе «Волшебница вода»
Воспитатели:
Марфунина Т.В.
Степанова Ю.С
2017 г.
Введение:
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.»
Антуан де Сент-Экзюпери
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, а также и в уголках природы дошкольного учреждения. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Данный проект направлен на исследование объекта ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день – исследование воды.
План реализации проекта :
Реализация проекта «Волшебница вода» с воспитанниками ДОУ и родителями предусматривает три этапа:
I этап- подготовительный;
II этап- основной;
III этап- заключительный;
Тип проекта: исследовательско- творческий.
Вид проекта: долгосрочный, групповой.
Возраст детей: 4-5 лет.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: октябрь 2017 – май 2018 г.
Проблема:
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель:
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, то есть воспитание эмоционально- нравственного отношения к воде как одному из источников жизни на Земле.
Задачи:
- Систематизировать и расширять представления детей о воде и о свойствах воды (вкус, цвет, запах). Уточнить значение ее для всего живого. Развивать мышление и речь детей.
- Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
- Сформировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного для природы и для самого ребенка поведения.
- Развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между объектами и явлениями природы.
- Воспитывать экологически грамотное поведение по отношению к воде в быту и в природе.
- Формировать бережное отношение к своему здоровью.
- Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Этапы реализации:
I этап - подготовительный (сентябрь 2017 г.)
- Обсуждение цели и задачи проекта. Подбор литературы и материалов для реализации проекта. Сбор и разработка методических материалов по проблеме проекта
II этап - основной (октябрь 2017 г. - март 2018г.)
- Проведение занятий, опытов, экспериментов, бесед, чтение рассказов и сказок познавательного характера, наблюдения, дидактические и подвижные игры.
III этап - заключительный (апрель 2017г.- май 2018г.)
- Оформление результатов проекта в виде презентации. Проведение досуга «Что мы знаем о воде». Подведение итогов.
Содержание работы в процессе реализации проекта:
- Познавательная деятельность:
- Формирование целостной картины мира. Экологическое воспитание.
- Опыты, эксперименты.
- Беседы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Наблюдения в природе.
- Труд.
- Игровая деятельность
- Дидактические игры.
- Словесные игры.
- Подвижные игры.
- Упражнения и развитие мелкой моторики рук
- Художественное творчество:
- Рисование
- Лепка
- Аппликация
- Музыка.
- Работа с родителями
Конкретные ожидаемые результаты:
- Расширение кругозора детей
- Развитие исследовательских умений
- Развитие любознательности, мышления, речи и творческих способностей
- Воспитание экологической культуры
I этап:
- Определение направленности проекта, целей и задач;
- Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
- Подбор библиотеки, аудио и видеотеки
- Оформление природного уголка по теме проекта
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
- Изготовление панно «Кому нужна вода»
II этап:
Наблюдения:
- «Вода вокруг нас»
- «Снег кружится»
- «Снег и птицы»
- «Следы на снегу»
- «Сосульки на крыше»
- «Гололед»
- «Морозные узоры на окне»
Познавательная деятельность:
- НОД «Вода в жизни человека»
- НОД «Обитатели водоемов»
- НОД «Вода и её превращения»
- НОД «О связи живой и неживой природы»
- НОД «Мы изучаем воду»
Художественное творчество:
- Рисование «Повисли с крыш сосульки - льдинки»;
- Рисование «Рыбки плавают в реке»
- Аппликация: «Рыбки плавают в аквариуме»
- Аппликация «Ледоход на реке»
- Аппликация : «Снеговик»;
- Аппликация :Тучи по небу бежали
- Лепка: «Речные рыбки»;
- Конструирование из бумаги: «Снежинки».
- Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”;
Работа с родителями:
- Введение в тему проекта: рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой;
- Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта;
- Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку;
- Консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании).
Беседы, рассказы:
- «Куда бежит река»
- «Водоемы»
- «Что мы знаем о воде»
- «Важность воды для всех живых организмов»
- «Что такое осадки»
- «Интересные факты о воде»
- «Загрязнение воды и как этого избежать»
- «Бережем воду вместе»
Опытно – экспериментальная деятельность:
- «Вода, бывает теплой, холодной, горячей»
- «Вода прозрачная»
- «Очищение воды»
- «Вода – это жидкость»
- «Вода меняет цвет»
- «Вода – растворитель»
- «Лед»
- «Круговорот воды в природе»
- «Мыльные пузыри»
- «Куда спряталась вода»
- «Плавает – тонет»
- «Снег и лед. Цветные льдинки
Игровая деятельность
Подвижные игры:
- «Ручеек»
- «Караси и щука»
- «Море волнуется»
- «Тучка по небу ходила»
- «Снежки»
- «Лягушки и цапля»
Дидактические игры:
- «Какой бывает вода?»
- «Собери картинку»
- «Доскажи словечко»
- «Кто больше назовет»
- «Потому что…»
- «Кому нужна вода, а кому полянка»
- «Небо. Земля. Вода»
Сюжетно – ролевые игры:
- «Моряки»
- «Пароход»
- «Морское путешествие»
- Чтение художественной литературы
Рассказы и сказки:
- «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
- «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
- «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
- Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка);
- «Что случилось с рекой?» Б. Заходер;
- «Сказка о ручейке» Эстер Адам;
- Стихотворения:
- «Речка» Э.Мошковская
- «Я по воде могу ходить» С. Олегова;
- «Ручеек и речка» С. Олегова;
- «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова;
- «Берегите воду» С. Олегова;
- «Разговор» С. Погореловский;
- «Ручеек» Т. Жиброва;
- «Дождик» В. Минькова;
- «Какой дождь» О. Григорьев;
- «Снежок и Алешка» Е. Андреева
- «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин.
Загадки, половицы и поговорки о воде
III этап :
- Показ открытого итогового занятия «Мы изучаем воду»
- Выставка детских работ по проекту;
- Оформление уголка – выставки для детей и родителей «Волшебница вода»;
- Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.
- Проведение досуга «Что мы знаем о воде»
Перспективное планирование по проекту «Волшебница вода» в средней группе.
№ п/п | Месяц | Содержание работы | Цели и задачи |
1 неделя-4 неделя | Сентябрь |
| |
1 неделя | Октябрь | Ознакомление с окружающим: «Вода в жизни человека» | Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту). Развить интерес к природе. |
2 неделя | Октябрь | Опытно – экспериментальная деятельность: «Вода бывает горячая, холодная, теплая» | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы; закреплять культурно –гигиенические выводы, воспитывать аккуратность при работе с водой. |
3 неделя | Октябрь | Рисование : «Дождь» | Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе на красоту окружающего мира. учить рисовать дождь пипеткой, равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа. |
4 неделя | Октябрь | Ознакомление с художественной литературой: «Какой дождь» О. Григорьев; | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений |
1 неделя | Ноябрь | Беседа «Водоемы» | Расширить знания детей знаний о воде и видах водоемов; познакомить детей с особенностями водоемов, их обитателями |
2 неделя | Ноябрь | Лепка «Рыбки» | Развивать мелкую моторику; Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с Пластилином; Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность; Закреплять ранее изученные приемы лепки: сплющивание, отщипывание от целого куска пластилина; Закрепить знания детей о рыбах, частях ее тела. |
3 неделя | Ноябрь | Рисование «Рыбки плавают в реке» | Учить рисовать силуэт рыбы, водоросли, песок и камушки, используя прием рисования всем ворсом кисти. Развивать умение при передаче сюжета располагать изображение на всей поверхности листа бумаги.Развивать чувство цвета. |
4 неделя | Ноябрь | Опытно – экспериментальная деятельность: «Прозрачная вода» | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес) |
1неделя | Декабрь | Развитие речи: «Вода вокруг нас» | Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где в каком виде существует вода в окружающей среде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия; развивать связную речь; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умения работать в группе; |
2 неделя | Декабрь | Аппликация «Рыбки плавают в аквариуме» | Развивать цветовое восприятие; Развивать у детей чувство композиции, учить располагать фигурки на листе, группируя их вместе или одна за другой; Закреплять приемы аккуратного наклеивания, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза); Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения |
3 неделя | Декабрь | Опытно – экспериментальная деятельность: «Играем с красками», «Разноцветные льдинки» | Познакомить с растворением краски в воде; Развивать наблюдательность, воспитывать аккуратность при работе с водой; Продолжать знакомить со свойствами воды в жидком и твердом состояниях; показать, как цветная вода превращается в цветной лед. |
4 неделя | Декабрь | Дидактическая игра: «Кому нужна вода, а кому полянка» | Закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому (человеку, животным, насекомым, растениям); - развивать связную речь; - развивать логическое мышление, память, воображение. |
1 неделя | Январь | Ознакомление с окружающим: «Круговорот воды в природе» | Расширить знания детей о значении воды в жизни человека:
Прививать бережное отношение к воде; Активизировать и обогощать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия |
2 неделя | Январь | Беседа «Что такое осадки» | Обобщить и систематизировать представление детей об осадках ; выявить причины образования различных видов осадков |
3 неделя | Январь | Наблюдение за снегом | Продолжать закреплять знания об особенностях зимы, как времени года; закрепить знания о разнообразных состояниях воды: жидкое, твердое, газообразное; формировать реалистическое понимание неживой природы; вызывать интерес к исследовательской деятельности; обогащать словарный запас; развитие речи; прививать детям любовь к природе. |
4 неделя | Январь | Конструирование из бумаги: «Снежинка» | Уточнить и расширить представления о снежинке. Развивать наблюдательность, интерес к изучению природы. Учить мастерить поделки из бумаги, используя известные приемы складывания, закреплять умения и навыки складывания квадрата. Продолжать учить использовать в работе пооперационные карты. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность. |
1 неделя | Февраль | Рисование : «Снежинка» | Формировать умения рисовать кистью, проводя линии в одном направлении (сверху вниз, слева направо, ритмично наносить узкие мазки, штрихи концом ворса кисти; Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; Развивать воображение; Воспитывать умение видеть красоту снежинки, любоваться ею; Учить рисовать снежинку. |
2 неделя | Февраль | ФЭМП : «Путешествие в подводное царство». | способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи; -развивать логическое мышление, воображение, смекалку, зрительную память; -закрепить умения сравнивать предметы по высоте, ширине, их месторасположение |
3 неделя | Февраль | Опытно – экспериментальная деятельность: «Лед легче воды» | Вызвать интерес к данному опыту, дать понять , что лед легче воды, поэтому он держится на поверхности и не тонет; развивать любознательность, усидчивость; воспитывать аккуратность при работе с водой. Словарь : тонет- не тонет, тает. |
4 неделя | Февраль | Развитие речи: Зучивание стихотворения «Снежинка» | Учить детей внимательно слушать воспитателя, рассказывать стихотворение с выражением. Закреплять знания детей о снеге (снежинках) |
1 неделя | Март | Аппликация «Ледоход» | Продолжать учить детей выполнять обрывную аппликацию. Учить создавать несложную сюжетную композицию. Учить детей описывать изображенное на картине, познакомить с природным явлением «ледоход». Развивающая-развивать творческое воображение, умения детей создавать композицию. Воспитательная–вызывать чувство радости при создании аппликации. |
2 неделя | Март | Беседы: «Загрязнение воды и как этого избежать» | Раскрыть основные источники и последствия загрязнения воды, меры по охране ее чистоты; Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водных ресурсов. |
3 неделя | Март | Наблюдения за сосульками | Развивать кругозор, знакомить с природными явлениями, воспитывать интерес к весенним наблюдениям. |
4 неделя | Март | Рисование «Повисли с крыш сосульки – льдинки»; | Вызвать интерес к рисованию красками, продолжать формировать умение рисовать разные линии: прямые вертикальные, отрывистые, - и подводить детей к рисованию предметов округлой формы; стимулировать самостоятельный выбор детьми материала для рисования; поощрять желание к экспериментированию с изобразительными материалами; создавать условия для того, чтобы каждый ребёнок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо; закреплять знание синего цвета; формировать представления о правилах сохранения своего здоровья весной; расширять кругозор детей о приметах весны. |
1 неделя | Апрель | Сюжетно-ролевая игра «Моряки» | Развитие у детей социальных навыков: Умения договариваться, распределять роли, находить адекватный выход из конфликтной ситуации; Расширить знания о морских профессиях |
2 неделя | Апрель | Опытно – экспериментальная деятельность: «Вода растворитель» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды и качеством воды; Развивать наблюдательность, усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при работе с водой; активизировать словарь: песок, сахарный песок, растворяется, не растворяется, перемешали. |
3 неделя | Апрель | Ознакомление с художественной литературой: «Б.Заходер Что случилось с рекой» | Продолжать знакомить детей с грамотным поведением в быту; формировать умения детей экономно использовать воду; понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. |
4 неделя | Апрель | Ознакомление с окружающим «Кто живет в реке» | Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде, разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. |
1 неделя | Май | Опытно – экспериментальная деятельность: «Вода принимает форму» | Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита |
2 неделя | Май | Подвижные игры: Ручеек; Караси и щука | Развивать быстроту реакции, двигательную активность детей |
3 неделя | Май | Беседа: «Важность воды для всех живых организмов» | Подвести детей к выводу о необходимости влаги для всех живых организмов (растений, животных, человек и т.д.) |
4 неделя | Май | Проведение итогового занятия : «Мы изучаем воду» | Закрепить представления детей об основных свойствах воды: прозрачность; вода меняет цвет; вода может быть растворителем, вода жидкая и не имеет формы. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. воспитывать бережное отношение к воде. воспитывать умение работать в коллективе, договариваться.. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по окружающему миру (средняя группа) на тему: Мой дом, моя улица
1) Расширять представление детей об окружающем их мире.2) Создание игровой проблемной ситуации для развития у детей патриотических чувств3) Развитие любви к родному дому, улице, району4) Формировать н...
Проект по экологии в средней группе «Волшебница вода»
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.»Антуан де Сент-Экзюпери...
Проект по окружающему миру (средняя группа) на тему: "Осень разноцветная"
Экологический проект на тему: "Осень разноцветная!", 2016 г....
Проект по окружающему миру (средняя группа) на тему: "День Земли"
Проект по окружающему миру (средняя группа) на тему: "День Земли"...
«Зачем нам нужна вода?» проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
laquo;Зачем нам нужна вода?»проект по окружающему миру (средняя группа) на теИсследовательский проектдля детей 4-5 лет...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ-ПРОЕКТ «Волшебница - вода» проект по окружающему миру (средняя группа)
проект по окружающему миру (средняя группа)...
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ проект по окружающему миру (средняя группа)
laquo;В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»...