Проект "Урень -мой край родной"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Лебедева Ольга Николаевна

Патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений в педагогической науке. Формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно назвать дошкольный возраст.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Основы отношения к миру вообще формируются в ребенке постепенно, ближе и понятнее ребенку любовь к своим близким, к родным местам, позже эти чувства перерастут в любовь к Родине.

 

В целях формирования у детей  старшей группы целостного представления о родном городе был разработан и реализован проект о родном городе.

 

Цель проекта: Познакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за Малую Родину.

Задачи:

- Формировать интерес к истории, традициям, ремеслам города Уреня;

-  Расширять представления детей о достопримечательностях, о названиях исторических памятников родного города;

-  Познакомить  с людьми, прославившими Уренский край, с творчеством поэтов и художников, воспевающих красоту нашего города;

-  Формировать у детей умение активно использовать свои знания и умения в различных видах деятельности;

- Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «Парус»

 

Участники проекта: дети, родители, воспитатели

По доминирующему методу: познавательно – творческий.

По характеру содержания: ребенок и социальное окружение.

По характеру контактов: внутри одной возрастной группы (старшая группа).

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: среднесрочный (2 месяца).

Составила воспитатель

высшей квалификационной категории:

Лебедева Ольга Николаевна

г. Урень – 2018 г.

Есть средь лесов небольшой городок, скромные домики в длинный рядок.                                                  Люди его Уренем нарекли, маленький город российской земли.                                                Маленький город великой земли. Речка Уста красотою дивит,                                                                        В рощах весною поют соловьи, запах черемухи, пух тополей,                                                                         В небе над городом клин журавлей. А. Г. Стручкова

Актуальность проекта: 

Патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений в педагогической науке. Формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно назвать дошкольный возраст.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Основы отношения к миру вообще формируются в ребенке постепенно, ближе и понятнее ребенку любовь к своим близким, к родным местам, позже эти чувства перерастут в любовь к Родине.

Ожидаемый результат: 

Предполагаем, что реализация данного проекта  позволит:                                                     - создать  необходимые условия в группе по формированию у детей целостного представления о родном городе.

- расширить и конкретизировать  представления   детей об истории  родного города.

- активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта.
- вызвать интерес  к историческому прошлому нашего города, неповторимой природе родного края, активность в поиске краеведческого материала.

- пробудить  у дошкольников чувство гордости за свой город, за людей, участвовавших в его создании, за его неповторимую красоту.

-  организовать сотрудничество с родителями, вызвать у них  желание активно  помогать детям и воспитателям в реализации поставленных  задач.

Цель проекта: Познакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за Малую Родину.

Задачи:

- Формировать интерес к истории, традициям, ремеслам города Уреня;

-  Расширять представления детей о достопримечательностях, о названиях исторических памятников родного города;

-  Познакомить  с людьми, прославившими Уренский край, с творчеством поэтов и художников, воспевающих красоту нашего города;

-  Формировать у детей умение активно использовать свои знания и умения в различных видах деятельности;

- Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Для родителей -

Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности в условиях детского сада и семьи, вызывать положительные эмоции в процессе данной деятельности.

Схема проекта:

 1 этап – подготовительный.

 2 этап – основной.

 3 этап – заключительный.

Интеграция образовательных областей: 

- Познавательное развитие.

- Музыкальное развитие.  

- Художественно-эстетическое развитие.

- Социально-коммуникативное развитие.

Участники проекта: 

дети и воспитатели старшей  группы, родители детей.

Формы и методы реализации проекта:                                                                                                                                                             - Наблюдения, экскурсии к местам ближайшего окружения.

- Чтение художественной литературы по теме.

- Просмотр презентаций.

- Рассматривание картин, иллюстраций, альбомов, фотографий.

- Решение проблемных ситуаций.

- Сюжетные, пальчиковые, дидактические игры.

- Беседы, творческое рассказывание.

- Выставка рисунков, поделок, фотовыставки.

- Разучивание стихов, отгадывание загадок.

- Рисование «Моя улица», «Мой город в праздник»; аппликация «Новые дома на нашей улице»; конструирование) «Здания нашего города».
- Викторина  «Город, в котором я живу».

Работа с детьми:

Просмотр презентаций: « Город, в котором я живу», «Урень – моя малая родина»

НОД:  «История родного города», «Наш город Урень».                                                     Беседы:  «Флаг, герб города», «Чем славен наш город», «Самые красивые места в нашем городе» (архитектурные памятники), «О названиях улиц родного города», «Профессии жителей города», «Труд людей в прошлом», «Откуда появился герб Уреня».

Творческое рассказывание «Что мне нравится в Урене», «Как я люблю гулять в городском парке».

Создание уголка «Мой город родной» в центре патриотического воспитания.

Альбомы для рассматривания: «Достопримечательности нашего города»,  «Наш любимый детский сад».  Карта - схема «Дорога в детский сад». Фотографии «Мой дом и улица, на которой я живу». Альбом детских рисунков «Моя малая Родина» Экскурсия в библиотеку, Дом ремесел, краеведческий музей, почту. Целевые прогулки «Главная улица нашего города», «Исторические памятники», «Парк имени П.Н.Виноградова.                                                                                                                     Игровая деятельность. Дидактические игры:  «Где находится памятник?». «Путешествие по городу». «Какими ремеслами славился наш город?», «Сложи герб», лото «Достопримечательности Уреня», «Какие животные обитают в наших лесах?»

Сюжетные игры: «Построим улицу города», «Строительство нового дома», «Экскурсия по городу».

Чтение художественной литературы: В.Степанов «Что мы родиной зовем», Н.Забила «Путями-дорогами», В.Степанов «Наш дом», В Болдинов «Земля любимая моя….»

Раскраски по теме.  Рисование «Моя улица», «Наш город в праздник».   «Аппликация «Наш герб», конструирование «Здания нашего города»
Разучивание стихов о родном городе.

Викторина «Знатоки Урень - края»

Взаимодействие воспитателя с родителями:

помощь воспитателю в подборе иллюстраций,  фотографий для альбомов, презентаций. Консультация «Знакомим детей с родным городом».

Взаимодействие  родителей с детьми:

Изготовление макетов зданий. Совместная деятельность по изготовлению альбомов по теме. Акция «Выходной с фотоаппаратом»

План поэтапной деятельности педагога с детьми и родителями в рамках проекта:

Формы работы

Цель

  1. этап – подготовительный:  

1.  Выбор темы, изучение  литературы по теме.

2. Разработка   стратегии реализации проекта.

3. Определение  целей и задач проектной деятельности.

4.Составление тематического планирования мероприятий.

5. Создание комфортной предметно-развивающей среды.

6. Подбор  оборудования, наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.

7.Ознакомление и привлечение родителей к реализации проекта.

2 этап – основной:

проходит через все виды деятельности.

3 этап – заключительный: викторина «Я знаю свой город»

См. выше

 с родителями

Информационный блок

 Фотоотчет  результатов совместной работы над проектом.

Познакомить родителей с деятельностью детей в рамках проекта.

Пробудить у родителей интерес к разделению своих увлечений, к совместным занятиям с детьми.

Практический блок

Формы работы

Цель

 Акция «Выходной с фотоаппаратом»

Подбор иллюстраций,  фотографий для альбомов

Пробудить у родителей интерес к совместному с детьми творчеству. Развивать желание делиться своими умениями с окружающими.

Интерес к деятельности ДОУ в целом и группы в частности, возможность участвовать в образовательном процессе, проявлять свое творчество.  

 Сближение с детьми при совместной деятельности, установление близких, доверительных отношений.

Список литературы: 
Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.

«Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Москва, Издательство «Скрипторий», 2008г.
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания Дошкольное воспитание 2003г. №6 с 45.

Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....