Проект "Урень -мой край родной"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений в педагогической науке. Формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно назвать дошкольный возраст.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Основы отношения к миру вообще формируются в ребенке постепенно, ближе и понятнее ребенку любовь к своим близким, к родным местам, позже эти чувства перерастут в любовь к Родине.
В целях формирования у детей старшей группы целостного представления о родном городе был разработан и реализован проект о родном городе.
Цель проекта: Познакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за Малую Родину.
Задачи:
- Формировать интерес к истории, традициям, ремеслам города Уреня;
- Расширять представления детей о достопримечательностях, о названиях исторических памятников родного города;
- Познакомить с людьми, прославившими Уренский край, с творчеством поэтов и художников, воспевающих красоту нашего города;
- Формировать у детей умение активно использовать свои знания и умения в различных видах деятельности;
- Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «Парус»
Участники проекта: дети, родители, воспитатели
По доминирующему методу: познавательно – творческий.
По характеру содержания: ребенок и социальное окружение.
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы (старшая группа).
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: среднесрочный (2 месяца).
Составила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Лебедева Ольга Николаевна
г. Урень – 2018 г.
Есть средь лесов небольшой городок, скромные домики в длинный рядок. Люди его Уренем нарекли, маленький город российской земли. Маленький город великой земли. Речка Уста красотою дивит, В рощах весною поют соловьи, запах черемухи, пух тополей, В небе над городом клин журавлей. А. Г. Стручкова
Актуальность проекта:
Патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений в педагогической науке. Формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно назвать дошкольный возраст.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Основы отношения к миру вообще формируются в ребенке постепенно, ближе и понятнее ребенку любовь к своим близким, к родным местам, позже эти чувства перерастут в любовь к Родине.
Ожидаемый результат:
Предполагаем, что реализация данного проекта позволит: - создать необходимые условия в группе по формированию у детей целостного представления о родном городе.
- расширить и конкретизировать представления детей об истории родного города.
- активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта.
- вызвать интерес к историческому прошлому нашего города, неповторимой природе родного края, активность в поиске краеведческого материала.
- пробудить у дошкольников чувство гордости за свой город, за людей, участвовавших в его создании, за его неповторимую красоту.
- организовать сотрудничество с родителями, вызвать у них желание активно помогать детям и воспитателям в реализации поставленных задач.
Цель проекта: Познакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за Малую Родину.
Задачи:
- Формировать интерес к истории, традициям, ремеслам города Уреня;
- Расширять представления детей о достопримечательностях, о названиях исторических памятников родного города;
- Познакомить с людьми, прославившими Уренский край, с творчеством поэтов и художников, воспевающих красоту нашего города;
- Формировать у детей умение активно использовать свои знания и умения в различных видах деятельности;
- Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
Для родителей -
Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности в условиях детского сада и семьи, вызывать положительные эмоции в процессе данной деятельности.
Схема проекта:
1 этап – подготовительный.
2 этап – основной.
3 этап – заключительный.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие.
- Музыкальное развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Социально-коммуникативное развитие.
Участники проекта:
дети и воспитатели старшей группы, родители детей.
Формы и методы реализации проекта: - Наблюдения, экскурсии к местам ближайшего окружения.
- Чтение художественной литературы по теме.
- Просмотр презентаций.
- Рассматривание картин, иллюстраций, альбомов, фотографий.
- Решение проблемных ситуаций.
- Сюжетные, пальчиковые, дидактические игры.
- Беседы, творческое рассказывание.
- Выставка рисунков, поделок, фотовыставки.
- Разучивание стихов, отгадывание загадок.
- Рисование «Моя улица», «Мой город в праздник»; аппликация «Новые дома на нашей улице»; конструирование) «Здания нашего города».
- Викторина «Город, в котором я живу».
Работа с детьми:
Просмотр презентаций: « Город, в котором я живу», «Урень – моя малая родина»
НОД: «История родного города», «Наш город Урень». Беседы: «Флаг, герб города», «Чем славен наш город», «Самые красивые места в нашем городе» (архитектурные памятники), «О названиях улиц родного города», «Профессии жителей города», «Труд людей в прошлом», «Откуда появился герб Уреня».
Творческое рассказывание «Что мне нравится в Урене», «Как я люблю гулять в городском парке».
Создание уголка «Мой город родной» в центре патриотического воспитания.
Альбомы для рассматривания: «Достопримечательности нашего города», «Наш любимый детский сад». Карта - схема «Дорога в детский сад». Фотографии «Мой дом и улица, на которой я живу». Альбом детских рисунков «Моя малая Родина» Экскурсия в библиотеку, Дом ремесел, краеведческий музей, почту. Целевые прогулки «Главная улица нашего города», «Исторические памятники», «Парк имени П.Н.Виноградова. Игровая деятельность. Дидактические игры: «Где находится памятник?». «Путешествие по городу». «Какими ремеслами славился наш город?», «Сложи герб», лото «Достопримечательности Уреня», «Какие животные обитают в наших лесах?»
Сюжетные игры: «Построим улицу города», «Строительство нового дома», «Экскурсия по городу».
Чтение художественной литературы: В.Степанов «Что мы родиной зовем», Н.Забила «Путями-дорогами», В.Степанов «Наш дом», В Болдинов «Земля любимая моя….»
Раскраски по теме. Рисование «Моя улица», «Наш город в праздник». «Аппликация «Наш герб», конструирование «Здания нашего города»
Разучивание стихов о родном городе.
Викторина «Знатоки Урень - края»
Взаимодействие воспитателя с родителями:
помощь воспитателю в подборе иллюстраций, фотографий для альбомов, презентаций. Консультация «Знакомим детей с родным городом».
Взаимодействие родителей с детьми:
Изготовление макетов зданий. Совместная деятельность по изготовлению альбомов по теме. Акция «Выходной с фотоаппаратом»
План поэтапной деятельности педагога с детьми и родителями в рамках проекта:
Формы работы | Цель | |
1. Выбор темы, изучение литературы по теме. 2. Разработка стратегии реализации проекта. 3. Определение целей и задач проектной деятельности. 4.Составление тематического планирования мероприятий. 5. Создание комфортной предметно-развивающей среды. 6. Подбор оборудования, наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр. 7.Ознакомление и привлечение родителей к реализации проекта. | ||
2 этап – основной: проходит через все виды деятельности. 3 этап – заключительный: викторина «Я знаю свой город» | См. выше | |
с родителями | ||
Информационный блок | ||
Фотоотчет результатов совместной работы над проектом. | Познакомить родителей с деятельностью детей в рамках проекта. Пробудить у родителей интерес к разделению своих увлечений, к совместным занятиям с детьми. | |
Практический блок |
Формы работы | Цель | |
Акция «Выходной с фотоаппаратом» Подбор иллюстраций, фотографий для альбомов | Пробудить у родителей интерес к совместному с детьми творчеству. Развивать желание делиться своими умениями с окружающими. Интерес к деятельности ДОУ в целом и группы в частности, возможность участвовать в образовательном процессе, проявлять свое творчество. Сближение с детьми при совместной деятельности, установление близких, доверительных отношений. |
Список литературы:
Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.
«Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Москва, Издательство «Скрипторий», 2008г.
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания Дошкольное воспитание 2003г. №6 с 45.
Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"
формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...
Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)
Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...
НОД для детей старшего возраста. Тема:«Узнаём наш край родной - бережём наш край родной!». Образовательная область «Познавательное развитие».
Знакомство детей с родным краем, используя нетрадиционную форму занятия....
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....